Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Конспект урока развития речи.. Сочинение «Любимая мама».



Конспект урока развития речи.

Сочинение «Любимая мама».

(3 класс)

 

Цели урока:

1)Обучающая: продолжить работу над развитием умения собирать материал по теме, писать сочинение по плану и опорным словам.

2. Развивающая: развивать умение раскрывать тему и основную мысль; продолжить формирование орфографических навыков; развивать творческие способности учащихся в процессе работы над учебным проектом; развивать устную и письменную речь.

3. Воспитывающая: формировать чувство уважения и любви к маме, к семейным ценностям.

Оборудование и учебно - методическое обеспечение:компьютер, экран, проектор, иллюстративный материал, карточки: « Поэты и писатели о маме», «Тематический словарь « Мамин портрет», « Пословицы о маме», презентация к уроку.

Тип урока:урок «открытия нового знания»

Виды деятельности на уроке:

Беседа;

Самостоятельная работа;

Работа в парах;

Работа в группах;

Визуальное восприятие;

Устные высказывания на тему;

Подготовка к творческим заданиям.

Структура урока:

1. Организация деятельности учащихся. Самоопределение к деятельности.

2.Актуализация знаний.

3.Целевая установка.

4.Подготовка к сочинению. Обсуждение границ объёма темы « Любимая мама».

5. Работа над планом сочинения.

6. Языковая подготовка. Отбор материала для сочинения.

а)Работа с карточкой «Тематический словарь « Мамин портрет».

б)Физкультминутка с мячом « Моя мама».

в) Работа с карточкой « Давайте, друзья, потолкуем о маме».

г)Подбор эпиграфа.

7. Составление устных сочинений о маме.

8. Анализ сочинений по памятке.

9. Орфографическая подготовка.

10. Самостоятельное написание сочинений.

11. Самопроверка текста сочинений.

12. Подведение итогов и рефлексия деятельности.

13. Домашнее задание.

 

Ход урока.

 

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организация деятельности учащихся. Самоопределение к деятельности. Слайд 2 Здравствуйте, ребята!Я вновь рада нашей встрече. Доброе утро, солнцу и птицам, доброе утро приветливым лицам, и каждый становится добрым, доверчивым, пусть доброе утро длится до вечера! - Прочитайте эпиграф нашего урока. « С малой удачи начинается большой успех». - Как вы его понимаете?   Здравствуйте! Читают эпиграф и отвечают на вопрос. Что с каждым достижением(удачей) становишься успешнее и образованней.
Актуализация знаний. Слайд 3 Речевая разминка. - Прочитайте стихотворение и догадайтесь, о ком мы будем говорить на сегодняшнем уроке. Воспеваю то, что вечно ново, И хотя совсем не гимн пою Но в душе родившееся слово Обретает музыку свою. Слово это – зов и заклинание, В этом слове – сущего душа. Это искра первого сознания, Первая улыбка малыша. Это слово сроду не обманет. В нём сокрыто жизни существо. В нём – исток всего. Ему конца нет. Я произношу его… - Вы догадались, какое слово произносит поэт Расул Гамзатов? - Почему лучше слова « мама» нет в мире?     - Каким настроением окрашено это стихотворение? - С каким чувством его надо читать? Посоветуйтесь, потренируйтесь в парах, подготовьтесь читать выразительно. ( Чтение стихотворения детьми).   - Давайте ласково произнесём слово « мама». Почувствовали, как на душе стало теплее? Почему? - А как сделать так, чтобы мамам на душе стало также тепло, как и вам? Чему особенно радуются ваши мамы?     - Как можно порадовать своих мам в день 8 Марта?   - Только ли в этот день можно радовать мам?   - Какой подарок мы можем сделать для мамы на уроке развития речи?     -Можно ли наши рассказы, стихотворения, сказки, загадки о маме поместить в сборник и назвать его ласковым и нежным словом «Мама»? - Как вы думаете, можем ли мы написать книжку для мамы на одном уроке? - Я предлагаюприступить к нашему новому проекту – созданию книжки о мамеи для мамы и подарить этот сборник самому любимому человеку – своей маме в праздник день семьи.       Мама.   Мама, самый близкий и родной человек. Всегда рядом. С чувством любви говорит о маме С любовью и выразительно, с душой!   Потому что это любовь и мы сразу вспоминаем что сделала для нас. Хорошей учёбе, ласковым словам, правильным поступкам, подаркам, сделанным своими руками. Сделать подделку, открытку своими руками   Можно порадовать мам и в другие праздники, и в обычные дни. Написать сочинение, сочинить стихотворение, сказку, загадку о маме. Показ литературного сборника « Мама».     Нет, это долгая и кропотливая работа.
Целевая установка.   - Как вы думаете, чем же мы будем заниматься на сегодняшнем уроке развития речи? - Поставьте перед собой цель на урок. - Итак, мы начнём собирать материал для нашего сборника «Мама». Будем готовиться к сочинению о маме. Это будет первое произведение в нашей книжке.   Напишем стих или сочинение про маму.   ( Высказывания детей)  
Подготовка к сочинению. Обсуждение границ объёма темы « Любимая мама».   Слайд 4. Прочитайте заглавие и определите тему сочинения. - Сегодня заглавие совпадает с темой. А она очень обширная. О чём можно написать?   - Какие знания вам пригодятся для того, чтобы написать сочинение?     - Молодцы, всё, что вы сказали – это правильно. - Я тоже хочу вам помочь. Предлагаю написать сочинение в художественном стиле, то есть использовать такую речь, в которой словами рисуется то, о чём человек хочет рассказать, используя эпитеты, сравнения, яркие образные выражения. Выбрать тип текста - описание с элементами повествования и рассуждения. Идея сочинениябудет заключаться в том, чтобы показать в работе, чтовашамама - самая лучшая, самая красивая, добрая, нежная; что мама – ваш лучший, верный друг.Она не оставит вас в беде.   Тема - о маме.   (Описать мамин портрет: глаза, волосы, голос, походку. Как мама заботится о родных. Чем мама любит заниматься в свободное время. Что у мамы золотые руки. Что она наш самый лучший и надёжный друг... Мы знаем, что надо составить план сочинения, определить главную мысль сочинения, в каком стиле лучше написать сочинение, определить тип текста.  
Работа над планом сочинения.   Слайд 5 Прочитайте примерный план сочинения. План. 1. Вступление. 2. Основная часть. Моя мамочка. 1) Моя мама - самая красивая и добрая: - глаза; - волосы; - голос; - походка; - характер. 2) У моей мамы золотые руки. 3) Мама – мой лучший друг. 3. Заключение. Я люблю свою маму. - Из скольких основных частей будет состоять наш текст, судя по плану? - Обратите внимание на то, что основная часть состоит из трёх микротем: « Портрет мамы», « У моей мамы золотые руки», « Мама – мой лучший друг».   - О чём мы напишем во вступлении?     - О чём расскажем в основной части работы?   - А о чём напишем в заключительной части?   Из трёх частей.     Нужно назвать маму и выразить общее впечатление а) Опишем мамин портрет: глаза, волосы, голос, походку, характер. б) Докажем, почему мамины руки можно назвать «золотыми»: какую работу мама выполняет по дому, чем любит заниматься в свободное время; в) Расскажем о том, что мама – наш самый лучший друг; как мама помогает в учёбе; как мы с ней вместе отдыхаем; что мы с ней советуемся по многим вопросам, доверяем ей все свои секреты. Напишем, почему мы любим свою маму.                    
Языковая подготовка. Отбор материала для сочинения. Физкульминутка Слайд 6 - Для написания сочинения нужна языковая подготовка. Я предлагаю заняться отбором материала.   1. Работа с карточкой «Тематический словарь « Мамин портрет». - Поработайте в парах с карточкой «Тематический словарь « Мамин портрет».  - Прочитайте описание портрета мамы: какие у неё глаза, улыбка, голос, руки, походка. Подчеркните эпитеты, образные выражения, которые подходят вашей маме. (Дети зачитывают подчёркнутые эпитеты и образные выражения.)  2. Физкультминутка с мячом « Моя мама»  - Поиграем. Я вам буду бросать мяч, а вы, называя черты характера своей мамы, будете возвращать мяч обратно. ( Мама добрая, справедливая, мудрая, строгая, мягкая, решительная, стойкая, трудолюбивая, ответственная, надёжная, ласковая, уступчивая, ранимая, чувствительная, мужественная, сердечная, порядочная, внимательная и т.д.) 3. Работа с карточкой « Давайте, друзья, потолкуем о маме».  - Продолжите работу в парах с карточкой « Давайте, друзья, потолкуем о маме».  - Предлагаю вам прочитать стихи и отрывки из произведений мастеров слова Н Саксонской, З. Воскресенской, С. Иванова о маме.  - Какие слова и предложения вы бы хотели использовать в своих сочинениях? Зачитайте. Определите, к какой микротеме они подходят. 4. Обобщение работы по карточкам.  - Итак, используя тематический словарь « Мамин портрет» и выбранные вами образные выражения мастеров слова, а также свои мысли, мы с вами сможем справиться с основной частью нашего сочинения? 5. - Каким предложением можно закончить сочинение? 6. Подбор эпиграфа. ( Слайды 7,8)  - Какое серьёзное и прекрасное сочинение у нас должно получиться.  - К такому сочинению хорошо бы подобрать эпиграф.  - Что такое эпиграф?                                                                                                    - В качестве эпиграфа часто используются пословицы.  - О матери сложено много пословиц, ведь народ всегда высоко чтил мать и наделил её облик самыми светлыми чертами: она – хранительница очага, верная жена, защитница детей. Знаете ли вы такие пословицы? Работа в группах. - Соберите пословицы и объясните их значение. ( Каждой группе - по 2 конверта с разрезанными пословицами.)            Птица рада весне, а ребёнок – матери.            Сердце матери лучше солнца греет.                            Материнская ласка конца не знает.            При солнышке – тепло, а при матери – добро.                          Нет такого дружка, чем родная матушка.            В материнском сердце для всех детей ласки хватит.             Всякой матери своё дитя мило.            У сына болит пальчик, а у матери сердце. - Какие пословицы могут быть взяты эпиграфом к сочинению?     Дети зачитывают понравившиеся стихи и отрывки из произведений   (Ответы ребят)     Я люблю свою маму и хочу, чтобы она жила долго.   Краткое изречение, которое помещается перед произведением, выражая главную его мысль, или отношение автора к событиям.    Проверка работы. Ребята читают  пословицы и объясняют их смысл  
Составление устных сочинений о маме. Слайд 9( план, карточки) - Составьте устное сочинение « Любимая мама» по плану, используя тематический словарь « Мамин портрет», выбранные вами образные выражения мастеров слова, а также свои мысли. Самостоятельное написание сочинений на черновиках. Самопроверка текста сочинений.    Заслушивание устных сочинений учащихся
Подведение итогов и рефлексия деятельности.   Слайд 10 - Вспомните, какую цель вы себе ставили в начале урока? - Кому удалось решить поставленную перед собой цель? -Ещё раз прочитайте про себя эпиграф урока. Поделитесь своими малыми удачами. Что сегодня у вас получилось на уроке? - Я думаю, что эти малые удачи приведут вас в дальнейшем к большому успеху.       Да Написали сочинение про маму
Домашнее задание. - Дома отредактируйте, перепишите и красочно оформите своё сочинение. На следующем уроке развития речи мы обязательно послушаем вашу работу, которая и будет помещена на первой странице нашей книжки о маме.  

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.