Конспект урока развития речи.. Сочинение «Любимая мама».
Конспект урока развития речи.
Сочинение «Любимая мама».
(3 класс)
Цели урока:
1)Обучающая: продолжить работу над развитием умения собирать материал по теме, писать сочинение по плану и опорным словам.
2. Развивающая: развивать умение раскрывать тему и основную мысль; продолжить формирование орфографических навыков; развивать творческие способности учащихся в процессе работы над учебным проектом; развивать устную и письменную речь.
3. Воспитывающая: формировать чувство уважения и любви к маме, к семейным ценностям.
Оборудование и учебно - методическое обеспечение:компьютер, экран, проектор, иллюстративный материал, карточки: « Поэты и писатели о маме», «Тематический словарь « Мамин портрет», « Пословицы о маме», презентация к уроку.
Тип урока:урок «открытия нового знания»
Виды деятельности на уроке:
Беседа;
Самостоятельная работа;
Работа в парах;
Работа в группах;
Визуальное восприятие;
Устные высказывания на тему;
Подготовка к творческим заданиям.
Структура урока:
1. Организация деятельности учащихся. Самоопределение к деятельности.
2.Актуализация знаний.
3.Целевая установка.
4.Подготовка к сочинению. Обсуждение границ объёма темы « Любимая мама».
5. Работа над планом сочинения.
6. Языковая подготовка. Отбор материала для сочинения.
а)Работа с карточкой «Тематический словарь « Мамин портрет».
б)Физкультминутка с мячом « Моя мама».
в) Работа с карточкой « Давайте, друзья, потолкуем о маме».
г)Подбор эпиграфа.
7. Составление устных сочинений о маме.
8. Анализ сочинений по памятке.
9. Орфографическая подготовка.
10. Самостоятельное написание сочинений.
11. Самопроверка текста сочинений.
12. Подведение итогов и рефлексия деятельности.
13. Домашнее задание.
Ход урока.
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Организация деятельности учащихся. Самоопределение к деятельности.
| Слайд 2
Здравствуйте, ребята!Я вновь рада нашей встрече.
Доброе утро, солнцу и птицам,
доброе утро приветливым лицам,
и каждый становится добрым, доверчивым,
пусть доброе утро длится до вечера!
- Прочитайте эпиграф нашего урока.
« С малой удачи начинается большой успех».
- Как вы его понимаете?
| Здравствуйте!
Читают эпиграф и отвечают на вопрос. Что с каждым достижением(удачей) становишься успешнее и образованней.
| Актуализация знаний.
| Слайд 3
Речевая разминка.
- Прочитайте стихотворение и догадайтесь, о ком мы будем говорить на сегодняшнем уроке.
Воспеваю то, что вечно ново,
И хотя совсем не гимн пою
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою.
Слово это – зов и заклинание,
В этом слове – сущего душа.
Это искра первого сознания,
Первая улыбка малыша.
Это слово сроду не обманет.
В нём сокрыто жизни существо.
В нём – исток всего. Ему конца нет.
Я произношу его…
- Вы догадались, какое слово произносит поэт Расул Гамзатов?
- Почему лучше слова « мама» нет в мире?
- Каким настроением окрашено это стихотворение?
- С каким чувством его надо читать? Посоветуйтесь, потренируйтесь в парах, подготовьтесь читать выразительно.
( Чтение стихотворения детьми).
- Давайте ласково произнесём слово « мама». Почувствовали, как на душе стало теплее? Почему?
- А как сделать так, чтобы мамам на душе стало также тепло, как и вам? Чему особенно радуются ваши мамы?
- Как можно порадовать своих мам в день 8 Марта?
- Только ли в этот день можно радовать мам?
- Какой подарок мы можем сделать для мамы на уроке развития речи?
-Можно ли наши рассказы, стихотворения, сказки, загадки о маме поместить в сборник и назвать его ласковым и нежным словом «Мама»?
- Как вы думаете, можем ли мы написать книжку для мамы на одном уроке?
- Я предлагаюприступить к нашему новому проекту – созданию книжки о мамеи для мамы и подарить этот сборник самому любимому человеку – своей маме в праздник день семьи.
|
Мама.
Мама, самый близкий и родной человек. Всегда рядом.
С чувством любви говорит о маме
С любовью и выразительно, с душой!
Потому что это любовь и мы сразу вспоминаем что сделала для нас.
Хорошей учёбе, ласковым словам, правильным поступкам, подаркам, сделанным своими руками.
Сделать подделку, открытку своими руками
Можно порадовать мам и в другие праздники, и в обычные дни.
Написать сочинение, сочинить стихотворение, сказку, загадку о
маме.
Показ литературного сборника « Мама».
Нет, это долгая и кропотливая работа.
| Целевая установка.
| - Как вы думаете, чем же мы будем заниматься на сегодняшнем уроке развития речи?
- Поставьте перед собой цель на урок.
- Итак, мы начнём собирать материал для нашего сборника «Мама».
Будем готовиться к сочинению о маме. Это будет первое произведение в нашей книжке.
| Напишем стих или сочинение про маму.
( Высказывания детей)
| Подготовка к сочинению. Обсуждение границ объёма темы « Любимая мама».
| Слайд 4.
Прочитайте заглавие и определите тему сочинения.
- Сегодня заглавие совпадает с темой. А она очень обширная. О чём можно написать?
- Какие знания вам пригодятся для того, чтобы написать сочинение?
- Молодцы, всё, что вы сказали – это правильно.
- Я тоже хочу вам помочь.
Предлагаю написать сочинение в художественном стиле, то есть использовать такую речь, в которой словами рисуется то, о чём человек хочет рассказать, используя эпитеты, сравнения, яркие образные выражения.
Выбрать тип текста - описание с элементами повествования и рассуждения.
Идея сочинениябудет заключаться в том, чтобы показать в работе, чтовашамама - самая лучшая, самая красивая, добрая, нежная; что мама – ваш лучший, верный друг.Она не оставит вас в беде.
| Тема - о маме.
(Описать мамин портрет: глаза, волосы, голос, походку. Как мама заботится о родных. Чем мама любит заниматься в свободное время. Что у мамы золотые руки. Что она наш самый лучший и надёжный друг...
Мы знаем, что надо составить план сочинения, определить главную мысль сочинения, в каком стиле лучше написать сочинение, определить тип текста.
| Работа над планом сочинения.
| Слайд 5
Прочитайте примерный план сочинения.
План.
1. Вступление.
2. Основная часть. Моя мамочка.
1) Моя мама - самая красивая и добрая:
- глаза;
- волосы;
- голос;
- походка;
- характер.
2) У моей мамы золотые руки.
3) Мама – мой лучший друг.
3. Заключение. Я люблю свою маму.
- Из скольких основных частей будет состоять наш текст, судя по плану?
- Обратите внимание на то, что основная часть состоит из трёх микротем: « Портрет мамы», « У моей мамы золотые руки», « Мама – мой лучший друг».
- О чём мы напишем во вступлении?
- О чём расскажем в основной части работы?
- А о чём напишем в заключительной части?
|
Из трёх частей.
Нужно назвать маму и выразить общее впечатление
а) Опишем мамин портрет: глаза, волосы, голос, походку, характер.
б) Докажем, почему мамины руки можно назвать «золотыми»: какую работу мама выполняет по дому, чем любит заниматься в свободное время;
в) Расскажем о том, что мама – наш самый лучший друг; как мама помогает в учёбе; как мы с ней вместе отдыхаем; что мы с ней советуемся по многим вопросам, доверяем ей все свои секреты.
Напишем, почему мы любим свою маму.
| Языковая подготовка. Отбор материала для сочинения.
Физкульминутка
| Слайд 6
- Для написания сочинения нужна языковая подготовка. Я предлагаю заняться отбором материала.
1. Работа с карточкой «Тематический словарь « Мамин портрет».
- Поработайте в парах с карточкой «Тематический словарь « Мамин портрет».
- Прочитайте описание портрета мамы: какие у неё глаза, улыбка, голос, руки, походка. Подчеркните эпитеты, образные выражения, которые подходят вашей маме.
(Дети зачитывают подчёркнутые эпитеты и образные выражения.)
2. Физкультминутка с мячом « Моя мама»
- Поиграем. Я вам буду бросать мяч, а вы, называя черты характера своей мамы, будете возвращать мяч обратно.
( Мама добрая, справедливая, мудрая, строгая, мягкая, решительная, стойкая, трудолюбивая, ответственная, надёжная, ласковая, уступчивая, ранимая, чувствительная, мужественная, сердечная, порядочная, внимательная и т.д.)
3. Работа с карточкой « Давайте, друзья, потолкуем о маме».
- Продолжите работу в парах с карточкой « Давайте, друзья, потолкуем о маме».
- Предлагаю вам прочитать стихи и отрывки из произведений мастеров слова Н Саксонской, З. Воскресенской, С. Иванова о маме.
- Какие слова и предложения вы бы хотели использовать в своих сочинениях? Зачитайте. Определите, к какой микротеме они подходят.
4. Обобщение работы по карточкам.
- Итак, используя тематический словарь « Мамин портрет» и выбранные вами образные выражения мастеров слова, а также свои мысли, мы с вами сможем справиться с основной частью нашего сочинения?
5. - Каким предложением можно закончить сочинение?
6. Подбор эпиграфа. ( Слайды 7,8)
- Какое серьёзное и прекрасное сочинение у нас должно получиться.
- К такому сочинению хорошо бы подобрать эпиграф.
- Что такое эпиграф?
- В качестве эпиграфа часто используются пословицы.
- О матери сложено много пословиц, ведь народ всегда высоко чтил мать и наделил её облик самыми светлыми чертами: она – хранительница очага, верная жена, защитница детей. Знаете ли вы такие пословицы?
Работа в группах.
- Соберите пословицы и объясните их значение.
( Каждой группе - по 2 конверта с разрезанными пословицами.)
Птица рада весне, а ребёнок – матери.
Сердце матери лучше солнца греет.
Материнская ласка конца не знает.
При солнышке – тепло, а при матери – добро.
Нет такого дружка, чем родная матушка.
В материнском сердце для всех детей ласки хватит.
Всякой матери своё дитя мило.
У сына болит пальчик, а у матери сердце.
- Какие пословицы могут быть взяты эпиграфом к сочинению?
|
Дети зачитывают понравившиеся стихи и отрывки из произведений
(Ответы ребят)
Я люблю свою маму и хочу, чтобы она жила долго.
Краткое изречение, которое помещается перед произведением, выражая главную его мысль, или отношение автора к событиям.
Проверка работы. Ребята читают пословицы и объясняют их смысл
| Составление устных сочинений о маме.
| Слайд 9( план, карточки)
- Составьте устное сочинение « Любимая мама» по плану, используя тематический словарь « Мамин портрет», выбранные вами образные выражения мастеров слова, а также свои мысли.
Самостоятельное написание сочинений на черновиках.
Самопроверка текста сочинений.
| Заслушивание устных сочинений учащихся
| Подведение итогов и рефлексия деятельности.
| Слайд 10
- Вспомните, какую цель вы себе ставили в начале урока?
- Кому удалось решить поставленную перед собой цель?
-Ещё раз прочитайте про себя эпиграф урока. Поделитесь своими малыми удачами. Что сегодня у вас получилось на уроке?
- Я думаю, что эти малые удачи приведут вас в дальнейшем к большому успеху.
|
Да
Написали сочинение про маму
| Домашнее задание.
| - Дома отредактируйте, перепишите и красочно оформите своё сочинение. На следующем уроке развития речи мы обязательно послушаем вашу работу, которая и будет помещена на первой странице нашей книжки о маме.
|
|
|