|
|||
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН (1799-1837).
7 класс Дистанционное обучение ЛИТЕРАТУРА Урок 14-15 АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН (1799-1837). Краткий рассказ о писателе. «Полтавский бой» (отрывок из поэмы «Полтава»). Мастерство в изображении Полтавской битвы. 1.Прочитайте материал учебника на страницах 93-94 и «Материал для справок».
МАТЕРИАЛ ДЛЯ СПРАВОК Абрам (Ибрагим) Петро́вич Ганниба́л (ок. 1696, Абиссиния или Камерун — 1781, Суйда, Рождественский уезд, Российская империя) — российский военный инженер, генерал-аншеф, прадед А. С. Пушкина. Являлся сыном чернокожего африканского князя — вассала турецкого султана. В 1703 году был захвачен в плен и отправлен в султанский дворец в Константинополе. В 1704 году русский посол Савва Рагузинский привёз Ганнибала в Москву, где через год тот был крещён. Поскольку крёстным отцом был Пётр I, в православии Ганнибал получил отчество Петрович. С 1756 года — главный военный инженер русской армии, в 1759 году получил звание генерал-аншефа. В 1762 году вышел в отставку. Во втором браке у Ганнибала родился сын Осип Ганнибал — дед А. С. Пушкина по материнской линии. Своему прадеду Пушкин посвятил неоконченный роман «Арап Петра Великого».
Импера́торский Царскосе́льский лице́й (с 1843 по 1917 годы — Алекса́ндровский лицей) — привилегированное высшее учебное заведение для детей дворян в Российской империи, действовавшее в Царском Селе с 1811 по 1843 год. В русской истории известно в первую очередь как школа, воспитавшая А. С. Пушкина и воспетая им. Лицей был основан по указу императора Александра I, подписанному 12 (24) августа 1810 года. Он предназначался для обучения дворянских детей. По первоначальному плану в Лицее должны были воспитываться также и младшие братья Александра I — Николай и Михаил. Программа была ориентирована в первую очередь на подготовку государственных просвещённых чиновников высших рангов. В лицей принимали детей 10—14 лет; приём осуществлялся каждые три года. Лицей был открыт 19 (31) октября 1811 год. Этот день впоследствии отмечался выпускниками как «День лицея» — выпускники собирались в этот день на «лицейский обед». Первоначально лицей находился в ведении Министерства народного просвещения, в 1822 году подчинён военному ведомству. Продолжительность обучения первоначально составляла 6 лет (два трёхгодичных курса, с 1836 года — 4 класса по полтора года). За это время изучали следующие дисциплины: • нравственные (Закон Божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия); • словесные (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика); • исторические (российская и всеобщая история, физическая география); • физические и математические (математика, начала физики и космографии, математическая география, статистика); • изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание). Учебный план лицея неоднократно изменялся, сохраняя при этом гуманитарно-юридическую направленность. Лицейское образование приравнивалось к университетскому, выпускники получали гражданские чины 14-го — 9-го классов. Для желавших поступить на военную службу проводилось дополнительное военное обучение, в этом случае выпускники получали права окончивших Пажеский корпус. В 1814—1829 годах при лицее действовал Благородный пансион. Отличительной чертой Царскосельского лицея был запрет телесных наказаний воспитанников, закреплённый в лицейском уставе.
Полта́вская би́тва — генеральное сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII. Битва состоялась утром 27 июня (8 июля) 1709 года в 6 верстах от города Полтавы (Русское царство). Разгром шведской армии привёл к перелому в Северной войне в пользу России и, в результате победы в Северной войне, к концу господства Швеции в Европе. 10 июля является Днём воинской славы России — День победы русской армии под командованием Петра I Великого над шведами в Полтавском сражении. Карл XII располагал до 37 тыс. солдат (в том числе несколько тысяч реестровых и низовых запорожских казаков). Без учёта оставленных против Полтавы 2 полков с небольшим отрядом кавалерии, и 4 полков кавалерии (2 тыс.), отряженных для занятия переправ через Ворсклу от Полтавы до Переволочной, у Карла XII имелось 26 батальонов пехоты, 22 полка кавалерии; всего 25 тыс. человек. Непосредственно в Полтавском сражении принимало участие около 8 тыс. пехоты (18 батальонов), 7800 кавалерии (14 полков кавалерии и корпус драбантов = 109 эскадронов) и около тысячи нерегулярной кавалерии (валахов). Русская армия насчитывала, по разным данным, от 50 до 80 тыс. солдат. Непосредственно в Полтавском сражении участвовали 32 тысячи пехоты, часть из которых, даже присутствуя на поле, не принимали участие в сражении. Русская кавалерия насчитывала около 21 тысячи человек (24 драгунских полка, 3 конно-гренадёрских и 2 отдельных «шквадроны»). Кроме того, в армии присутствовали 20 — 23 тысячи иррегулярных войск, в том числе 10 — 16 тысяч казаков гетмана Скоропадского, а также донские и уральские казаки, калмыки, татары и «волохи»
«Полта́ва» — поэма А. С. Пушкина, написанная в 1828 году. Название поэмы указывает на Полтавскую битву, состоявшуюся 27 июня 1709 года. В работе над поэмой Пушкин обращался к историческим источникам, а также к молдавским преданиям, народным украинским песням и думам. При чтении поэмы чувствуется влияние народных песен, сказочных мотивов на её содержание и характер изображения её персонажей. Поэма посвящена Марии Волконской, дочери генерала Раевского, героя войны 1812 года, которая последовала за своим мужем-декабристом в сибирскую ссылку. Вышла в свет отдельным изданием в конце марта 1829 года.
ПРОЧИТАЙТЕ ОТРЫВОК ИЗ ПОЭМЫ, который называется «ПОЛТАВСКИЙ БОЙ», перейдя по ссылке: http://russkay-literatura.ru/pushkin/651-pushkin-as-poltavskij-boj-iz-poemy-lpoltavar.html
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ. ЗАКОНЧИТЕ ПИСЬМЕННО ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
1.Абрам Петрович Ганнибал – это _____________________________________________ . 2.Дядя А.С.Пушкина Василий Львович был известным ____________________________ . 3.Императорский Царскосельский лицей - привилегированное высшее учебное заведение для ______________ . Программа лицея была ориентирована на __________ . 4.Особое внимание в лицее уделялось таким наукам: __________________________________________________________________________ . 5.В основе поэмы «Полтава» лежит реальное историческое событие: __________________________________________________________________________ . 6.Докажите, что бой, изображённый в поэме, - это страшный бой. Для этого запишите три детали (НЕБОЛЬШИЕ цитаты из текста), которые этот бой помогают представить.
|
|||
|