Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Семинар № 2. Философия Средневековья и эпохи Возрождения.



Семинар № 2. Философия Средневековья и эпохи Возрождения.

 

План занятия:

1. Специфика средневекового мышления. Основные этапы средневековой философии: апологетика, схоластика, патристика. Философские проблемы средневековой философии: вера и разум; проблема человека; реализм и номинализм.

2. Классическая философия Ф. Аквинского. Учение А. Августина.

3. Особенности ренессансного мышления. Основные принципы и отличительные особенности философского мировоззрения эпохи Возрождения: антропоцентризм, гуманизм, пантеизм, индивидуализм, антиклерикализм.

4. Формирование новой картины мира: философия политики Н. Макиавелли; социальный утопизм Т. Мора и Т. Кампанеллы; натурфилософия Г. Галилея, Дж. Бруно, Н. Коперника, И. Кеплера.

5. Основные принципы при трактовке проблемы человека в эпохи Ренессанса и Просвещения. Социально-философские взгляды эпохи Просвещения.

Основные понятия: апологетика, патристика, схоластика, реформация, гуманизм, номинализм, реализм, теология, пантеизм, натурфилософия, теоцентризм, креационизм, антропологизм, провиденциализм, мистицизм, томизм, эсхатология, рационализм, традиционализм, секуляризация, эстетизм.

Темы докладов и сообщений:

1. Роль философских и нравственных идей Библии в развитии мировой духовной культуры.

2. Схоластика и ее роль в философии Средневековья.

3. Власть и насилие в политической концепции Н. Макиавелли.

4. Идеальное государство в сочинениях Т. Мора и Т. Кампанеллы.

5. Соотношение разума и веры в средневековой философии.

6. Спор о природе универсалий (номинализм и реализм).

7. Значение философского творчества Авиценны (Ибн Сины) и Аверроэса (Ион Рошда).

8. Теория двойственности истины в философии Средневековья.

9. Доказательства бытия Бога в средневековой философии.

10. Проблемы онтологии и гносеологии в работе Николая Кузанского «Об ученом незнании».

11. Научная революция XVI в. и ее влияние на изменение картины мира.

12. Философское наследие Эразма Роттердамского.

13. «Человек-машина» Ж. Ламетрн.

14. Концепция правового государства в воззрениях мыслителей эпохи Просвещения.

Проблемные вопросы для дискуссии (общие для группы):

1. «Почему у всего есть начало, и это начало есть Бог?»(Комментарий к заданию: Каковы основные черты средневековой философии? В чем значение идей теоцентризма и креационизма для философии Средневековья.

2. Почему высшим достижением средневековой философии принято считать классическую арабо-мусульманскую философию? В чем сущность научных идей фальсафы (Ибн Сина, Аль Фараби, Ибн Рушд и др.)

3. "Возможен ли Город Солнца или Утопия?" (Комментарий к заданию: Рассмотрите утопические идеи Н. Макиавелли, Т. Мора, Т. Кампанеллы. Охарактеризуйте значение их идей для современной философии.)

4. "Человек венец творенья!" (Комментарий к заданию: Какой новый идеал человека предлагают гуманисты? В чем сущность и причины ренессансного антропоцентризма? Для ответа воспользуйтесь концепциями Ф. Петрарки, М. Монтеня, Л. Валлы, Э. Роттердамского, Л. да Винчи).

 

Контрольные вопросы:

1. Теоцентризм и антропоцентризм. В чем, по-вашему мнению, состоит смена акцентов в рассмотрении философской проблематики Средневековья и Возрождения?

2. Рассмотрите аргументы в пользу существования Бога. Считаете ли Вы их доказательствами (обоснуйте свой ответ)?

3. В каком смысле следует понимать выражение: «В средневековой философии произошло открытие человеческой личности»?

4. В чем выразилась принципиальная новизна философии эпохи Возрождения в понимании природы и человека?

5. Почему только в эпоху Возрождения гуманизм стал широким общественным движением?

6. В чем суть философских достижений эпохи Возрождения, оказавших влияние на философию Нового времени?

7. Каким образом прослеживаются идеи Платона и Аристотеля в философии средних веков?

8. В чем специфика средневековой онтологии и гносеологии?

9. Вселенная глазами мыслителей Возрождения: Н. Кузанский, Н. Коперник, Дж. Бруно.

10. Из нижеприведенных отметьте характерные черты Ренессанса:

1) практический и теоретический индивидуализм;

2) движение цивилизации против дикости (средневековья);

3) время безбожия и язычества;

4) культ светской жизни с подчеркнутой чувственностью;

5) светский дух религии с тенденцией к язычеству;

6) движение культуры против бескультурья и варварства;

7) освобождение от власти авторитетов;

8) особенное внимание к истории;

9) чрезвычайный вкус к искусствам;

10) обновление духовной жизни.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.