|
|||
Семинар № 2. Философия Средневековья и эпохи Возрождения.Стр 1 из 2Следующая ⇒ Семинар № 2. Философия Средневековья и эпохи Возрождения.
План занятия: 1. Специфика средневекового мышления. Основные этапы средневековой философии: апологетика, схоластика, патристика. Философские проблемы средневековой философии: вера и разум; проблема человека; реализм и номинализм. 2. Классическая философия Ф. Аквинского. Учение А. Августина. 3. Особенности ренессансного мышления. Основные принципы и отличительные особенности философского мировоззрения эпохи Возрождения: антропоцентризм, гуманизм, пантеизм, индивидуализм, антиклерикализм. 4. Формирование новой картины мира: философия политики Н. Макиавелли; социальный утопизм Т. Мора и Т. Кампанеллы; натурфилософия Г. Галилея, Дж. Бруно, Н. Коперника, И. Кеплера. 5. Основные принципы при трактовке проблемы человека в эпохи Ренессанса и Просвещения. Социально-философские взгляды эпохи Просвещения. Основные понятия: апологетика, патристика, схоластика, реформация, гуманизм, номинализм, реализм, теология, пантеизм, натурфилософия, теоцентризм, креационизм, антропологизм, провиденциализм, мистицизм, томизм, эсхатология, рационализм, традиционализм, секуляризация, эстетизм. Темы докладов и сообщений: 1. Роль философских и нравственных идей Библии в развитии мировой духовной культуры. 2. Схоластика и ее роль в философии Средневековья. 3. Власть и насилие в политической концепции Н. Макиавелли. 4. Идеальное государство в сочинениях Т. Мора и Т. Кампанеллы. 5. Соотношение разума и веры в средневековой философии. 6. Спор о природе универсалий (номинализм и реализм). 7. Значение философского творчества Авиценны (Ибн Сины) и Аверроэса (Ион Рошда). 8. Теория двойственности истины в философии Средневековья. 9. Доказательства бытия Бога в средневековой философии. 10. Проблемы онтологии и гносеологии в работе Николая Кузанского «Об ученом незнании». 11. Научная революция XVI в. и ее влияние на изменение картины мира. 12. Философское наследие Эразма Роттердамского. 13. «Человек-машина» Ж. Ламетрн. 14. Концепция правового государства в воззрениях мыслителей эпохи Просвещения. Проблемные вопросы для дискуссии (общие для группы): 1. «Почему у всего есть начало, и это начало есть Бог?»(Комментарий к заданию: Каковы основные черты средневековой философии? В чем значение идей теоцентризма и креационизма для философии Средневековья. 2. Почему высшим достижением средневековой философии принято считать классическую арабо-мусульманскую философию? В чем сущность научных идей фальсафы (Ибн Сина, Аль Фараби, Ибн Рушд и др.) 3. "Возможен ли Город Солнца или Утопия?" (Комментарий к заданию: Рассмотрите утопические идеи Н. Макиавелли, Т. Мора, Т. Кампанеллы. Охарактеризуйте значение их идей для современной философии.) 4. "Человек венец творенья!" (Комментарий к заданию: Какой новый идеал человека предлагают гуманисты? В чем сущность и причины ренессансного антропоцентризма? Для ответа воспользуйтесь концепциями Ф. Петрарки, М. Монтеня, Л. Валлы, Э. Роттердамского, Л. да Винчи).
Контрольные вопросы: 1. Теоцентризм и антропоцентризм. В чем, по-вашему мнению, состоит смена акцентов в рассмотрении философской проблематики Средневековья и Возрождения? 2. Рассмотрите аргументы в пользу существования Бога. Считаете ли Вы их доказательствами (обоснуйте свой ответ)? 3. В каком смысле следует понимать выражение: «В средневековой философии произошло открытие человеческой личности»? 4. В чем выразилась принципиальная новизна философии эпохи Возрождения в понимании природы и человека? 5. Почему только в эпоху Возрождения гуманизм стал широким общественным движением? 6. В чем суть философских достижений эпохи Возрождения, оказавших влияние на философию Нового времени? 7. Каким образом прослеживаются идеи Платона и Аристотеля в философии средних веков? 8. В чем специфика средневековой онтологии и гносеологии? 9. Вселенная глазами мыслителей Возрождения: Н. Кузанский, Н. Коперник, Дж. Бруно. 10. Из нижеприведенных отметьте характерные черты Ренессанса: 1) практический и теоретический индивидуализм; 2) движение цивилизации против дикости (средневековья); 3) время безбожия и язычества; 4) культ светской жизни с подчеркнутой чувственностью; 5) светский дух религии с тенденцией к язычеству; 6) движение культуры против бескультурья и варварства; 7) освобождение от власти авторитетов; 8) особенное внимание к истории; 9) чрезвычайный вкус к искусствам; 10) обновление духовной жизни.
|
|||
|