|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Здравствуйте уважаемые студенты!Урок 5-6, 7-8 Здравствуйте уважаемые студенты! Тема урока: Расчет зубчатых колес редуктора Цель урока. Выполнить расчет зубчатого зацепления вашего редуктора. Даю пример расчетазубчатых колес. Могу только пожелать, делайте внимательнее расчеты по арифметике. В основном ошибки как раз там, где арифметические расчеты. Внимательнее считайте межосевое расстояние. Если не будет сходиться проверка, вопросы можно будет задать при встрече. На следующей неделе вас вызовут в колледж. Я буду на вашем собрании. И еще, если проблема, как взять коэффициенты, то берите такие же, как у меня. 2 Расчет зубчатых колес редуктора
2.1.Выбор материала зубчатой пары: Т.к. в задании нет особых требований в отношении габаритов передачи, то мы проектируем редуктор общего назначения. Выбираем материал для зубчатой передачи со средними механическими характеристиками: Для шестерни: Сталь 40х, термообработка – улучшение. В примере книги взята марка стали Ст5, берите или как в книге , или как у меня. Смелее и внимательнее! НВ2 = 200 табл. 3.3 [2] Для колеса: Сталь 40х, термообработка – улучшение НВ2 = 200 табл. 3.3 [2] т.е. на 50-80 единиц меньше, чем для шестерни. 2.2.Определяем допускаемое контактное напряжение. σн * λimв. * Кнl [σн] = ──────── (4) [Sн] σн * λimв. – предел контактной выносливости при базовом числе циклов. σн * λimв. = 2НВ + 70; табл. 3.2 [2] Кнl – коэффициент долговечности, принимаем Кнl = 1 при длительной работе. [Sн] – коэффициент безопасности, принимаем [Sн] = 1,1 допускаемое напряжение определяем отдельно для материала шестерни и колеса. 1. Для материала шестерни: (2НВ1 + 70) * Кнl (2 * 270 + 70) * 1 [σн]1 = ─────────── = ─────────── = 554 МПа [Sн] 1,1
2. Для материала колеса:
(2НВ2 + 70) * Кнl (2 * 200 + 70) * 1 [σн]2 = ─────────── = ─────────── = 427 МПа [Sн] 1,1
Т.к. у нас передача прямозубая за допускаемое расчетное напряжение, принимаем напряжение на колесе оно меньше, чем на шестерне: [σн] = [σн]2 = 427 МПа 2.3.Определяем межосевое расстояние зубчатой передачи αu (главный параметр) _____________ √ Тк * Кнβ αw ≥ Кα (u + 1)3 ────────── (5) [σн]2 * Up2 * ψва
Принимаем: Кα = 49,5 указания стр. 32 [2] Кнβ = 1,25 табл. 3,1 [2] Ψва = 0,25 (коэффициент ширены венца по межосевому расстоянию Ψва ≤ 0,25 стр. 36 [2] ) Определим межосевое расстояние αw и полученное значение округляем до ближайшего значения по ГОСТу. ________________ ________________ √ 199 * 103 * 1,25 √ 248,75 *103 αw = 49,5 (5+1)3 ────────── = 2973 ─────────── = 178,2мм 4272 * 52 *0,25 182329 * 25 *0,25 По ГОСТ 2185 – 66 стр. 36 [2] принимаем ближайшее большее значение αw=180 мм 2.4.Определяем модуль зацепления: m = (00,1 ÷ 0,02) * αw стр. 36 [2] m = (00,1 ÷ 0,02) * 180 = 1,8 ÷ 3,6 По ГОСТ 9563 – 60* стр. 36 [2] принимаем стандартный модуль зацепления: m = 3мм. 2.5. Определяем число зубьев шестерни и колеса: Сначала определим суммарное число зубьев. 2 αw 2 * 180 ZΣ = ─── = ───── 120, что меньше 200 рекомендуемых. M 3 Тогда число зубьев шестерни: ZΣ 120 Z1 = ────── = ──── = 20 Uзуб. + 1 5 + 1 Число зубьев колеса: Z2 = ZΣ – Z1 = 120 – 20 = 100 Итак, имеем Z1 = 20; Z1 min = 17 (из условия подрезания зубьев) Z2 = 100. 2.6.Определяем делительные диаметры шестерни и колеса: d1 = m * Z1 = 3 * 20 = 60 мм d2 = m * Z2 = 3 * 100 = 300 мм 2.7. Проверяем межосевое расстояние: d1 + d2 60 + 300 αw = ──── = ───── = 180 мм, что соответствует ранее принятому. 2 2 2.8.Определяем диаметры вершин зубьев: dQ1 = d1 + 2m = 60 + 2 * 3 = 66 мм dQ2 = d2 + 2m = 300 + 2 * 3 = 306 мм 2.9. Определяем диаметры впадин зубьев: dF1 = d1 – 2,4m = 60 + 2,4 * 3 = 52,8 мм dF2 = d2 – 2,4 * m = 300 – 2,4 * 3 = 292,8 мм 2.10. Ширина колеса шестерни: в2 = Ψва * du = 0,25 * 180 = 45 мм в1 = в2 + 5 = 45 + 5 = 50 мм Полученные размеры зубчатой пары заносим в таблицу. Таблица 2. Параметры зубчатой передачи
2.11.Определяем коэффициент ширины шестерни по диаметру: в1 50 Ψвd = ── = ── = 0,83 d1 60 2.12. Окружная скорость колес:
W1 * d1 62,8 * 60 V = ────── = ─────── = 1,9 м/сек 2 2 * 103
2.13.Проверим контактные напряжения: _________________ 310 √Тк * Кн * (u + 1)3 σн = ─── * ─────────── ≤ [σн] (6) Аw в2 * u2
Коэффициент Кн = Кн2 * Кнβ * Кнv ф-ла стр.32 [2] Определяем значение коэффициентов: Кн2 = 1,0 – для прямозубых колес (стр.32 [2]) к-т неравномерности нагрузки между зубьями. Кнβ = 1,1 табл. 3.1 [2] для симметрично расположенных колес. Кнβ = коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца. Кнv = 1,05 табл. 3.6 стр. 40 [2] к-т динамичности. Тогда Кн = 1,0 * 1,1 * 1,05 = 1,155 Определяем расчетное контактное напряжение: ________________________ __________ 310 √199 * 103 * 1,155(5 + 1)3 √1379 * 103 σн = ─── * ─────────────── = 1,7 * ─────── = 59,5 МПа 180 45 * 52 1125
59,5 < [σн] = 427 МПа – условия прочности по контактным напряжениям выполнено.
2.14. Определим силы, действующие в зацеплении: 2Тш окруженная сила: Ft = ─── ; d1
2 * 39,8 * 103 Ft = ──────── = 1327 Н. 60 радиальная сила: Fr = Ft * tgd = 1327 * tg20° = 1327 * 0,364 = 483 Н. 2.15. Проверим зубья на выносливость по напряжениям изгиба: Ft * Кf * γf σf = ─────── ≤ [σf] (7) вm γf – коэффициент формы зуба. При одинаковых материалов и их механических характеристиках γf больше для шестерни, по – этому расчет ведем для зубьев шестерни. γг = 4,09 стр. 42 [2] Кf = Кfβ * Кfv Кfβ = 1,083 табл. 3.7 [2] Кfβ – к-т неравномерности нагрузки по длине зуба. Кfv = 1,25 табл. 3.8 [2] – коэффициент динамичности. Тогда Кf = Кfβ * Кfv; 1,083 * 1,25 = 1,353 Определяем расчетное напряжение изгиба для шестерни:
Ft * Кf * γf σf1 = ─────── = в1m
1327 * 1,353 * 4,09 = ────────────── = 49 МПа 50 * 3 2.16. Определяем допускаемое напряжение изгиба:
σ° * λimв [σf1] = ────── (8) [Sf] σ° λimв = 1,8 НВ для стали 40х улучшенной и твердости НВ ≤ 350 табл. 3.9 стр. 44 [2] σ° λimв = 1,8 * 270 = 486 МПа Коэффициент безопасности [Sf] = [Sf]' * [Sf]" [Sf] = 1,75 табл. 3.9 стр. 44 [2] для улучшенной стали 40х [Sf]" = 1 стр. 44 [2] для наковок и штамповок
[Sf] = 1,75 * 1 = 1,75
Тогда допускаемое напряжение изгиба для шестерни: σ° * λimв [σf1] = ────── = [Sf]
486 = ──── = 278 МПа 1,75 Итак, σf1 < [σf1], т.е. 49 < 278 МПа.
Значительные недонапряжения по контактным напряжениям и на выносливость говорит о том, что можно изменить марку стали для изготовления колес, т.е. вместо Стали 40х взять Ст 5 с более низкими механическими характеристиками. До свидания!
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|