Санкт – Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж отраслевых технологий «Краснодеревец»
Санкт – Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж отраслевых технологий «Краснодеревец»
Технологическая карта урока учебной практики
Мастер производственного обучения: Постоногов Дмитрий Владимирович
Профессия: «Мастер столярного и мебельного производства»
Тема программы: «Изготовление столярных соединений»
Тема урока: «Изготовление угловых серединных соединений УС-3»
Цели урока
Обучающая:
· Продолжать формировать профессиональные навыки организации своего рабочего места и подготовки его к выполнению рабочего задания.
· Научить обучающихся правилам и приемам изготовления угловых серединных соединений УС-3
· Закрепить умения производить подготовку, наладку ручного столярного инструмента и пользоваться им во время выполнения работ
· Продолжить формирование устойчивой профессиональной привычки контроля качества выполняемых работ
· Научить применять знания по теме «Угловые серединные соединения»
· Устранить пробелы в знаниях по теме «Пиление», «Долбление»
Воспитательная:
· Продолжить формирования у обучающихся внимания, аккуратности, бережного отношения к инструменту при выполнении работ.
· Продолжить воспитывать интерес и любовь к выбранной профессии.
· Продолжить воспитывать усидчивость, умение выполнять однообразную монотонную работу.
· Продолжить воспитывать культуру труда и речи.
Развивающая:
· Продолжать формировать умение воспринимать и осмысливать задания в готовом виде. Выделять главное, заранее продумывать последовательность выполнения работы и контроля качества.
· Развивать внимание, наблюдательность, настойчивость в достижении поставленных задач.
· Прививать культуру труда.
· Развивать уверенность в своих силах и умение преодолевать трудности.
· Развивать навыки контроля рабочего времени.
Тип урока: Комбинированный (повторение пройденного материала, изучение нового и закрепление пройденного материала)
Методы обучения:Беседа с использованием презентации по теме, демонстрация выполнения работ мастером с пояснением, самостоятельное выполнение учащимися работы под контролем мастера.
Форма организации учебной работы: Фронтальная с элементами индивидуальной.
Межпредметные связи:
· Технология столярных и мебельных изделий (тема: « Угловые столярные соединения»)
· Материаловедение (тема «Пороки древесины»)
Материально – техническое обеспечение урока:
Оборудование и инструмент:
· Столярный верстак
· Линейка
· Рейсмус
· Карандаш
· Ножовка
· Стамеска
· Угольник
· Киянка
· Струбцина
Материалы: заготовки (сосна)
Техническая документация:
· тех. карта
· чертеж
Компьютерное обеспечение:
· Ноутбук
· Мультимедийный проектор
· программа Power Point
· Экран
Дидактические материалы:
· Критерии оценок
· Оценочный лист
· Презентация по теме
· Технологическая карта
· Чертеж
Литература:
· Бобиков П.Д., Изготовление столярно-мебельных изделий Учебник для проф.техн.училищ, М., «Академия», 2002.
· Бобиков П.Д., Изготовление художественной мебели: Учебн.пособие для средних проф.техн.училищ., М., Высшая школа, 1978.
· Григорьев М.А. Производственное обучение столяров: Метод.пособие для средних проф.техн.училищ, 3-е изд., переработ. и доп., М., Высшая школа, 1979.
ИНТЕРНЕТ-ресурсы:
http://woodboy8.blogspot.ru/2012/05/blog-post_10.html
http://celinny.ucoz.ru/publ/uglovoe_seredinnoe_soedinenie_na_ship_odinarnyj_skvoznoj/12-1-0-56
http://pnu.edu.ru/media/filer_public/2012/11/27/soedinenie.pdf
http://otherreferats.allbest.ru/languages/00124341_0.html
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/vidy-refleksii
Технологии и методы обучения:
· Активные методы обучения.
Привлечение обучающихся к демонстрации приемов и операций,
рефлексия методом М.Лютера «Оценка эмоционального состояния после урока».
· Информационные технологии.
Актуализация знаний обучающихся с помощью ПК
Этап учебного занятия
| Время
| Цель
| Формы и методы
| Деятельность мастера
| Деятельность обучающегося
| ·
Организационная часть
| 5 мин.
| Проверка готовности обучающихся к уроку.
Психологическая установка на восприятие материала урока.
|
| Проверка присутствия по журналу;
Осмотр внешнего вида обучающихся (наличие спец.одежды);
Организация внимания и готовности обучающихся к уроку, устранение отвлекающих факторов.
| Приводят в соответствие внешний вид. Отвечают на приветствие. Староста докладывает о явке обучающихся на занятие. Обучающиеся занимают места на скамейках в учебной мастерской и готовятся к восприятию урока.
| ·
Вводный инструктаж:
а) Мотивация учебной деятельности
Сообщение темы и целей урока.
б) Актуализация опорных знаний
в)
Объяснение нового материала
| 50 мин.
| Обеспечение возникновения у обучающихся мотива – внутреннего побудителя, придающего деятельности личностный смысл и соответствующего требованиям учения и будущей профессии.
Обеспечение самоосмысления через постановку задачи.
Реализация межпредметных связей (учебная практика – предметы спец.дисциплин – общеобразовательные предметы);
Проверка знаний обучающихся.
Обеспечение восприятия и осмысления способов действия.
| Объяснительно-иллюстративный рассказ мастера
Объяснительно-иллюстративная фронтальная беседа
| · Сообщение темы и цели урока, содержание и условия предстоящей работы (СЛАЙД 1-3);
· Проверка знаний теоретического курса спец.технологии (СЛАЙД 4);
· Объяснение применения изготовляемых соединений (СЛАЙД 5-6);
· Объяснение технологические этапы выполняемой работы:
Демонстрация информации об инструменте и оборудовании, применяемых при изготовлении угловых серединных соединений УС-3 (опираясь на знания обучающихся СЛАЙД 7-10);
· Разбор этапов технологии изготовления углового серединного соединения УС-3, согласно технологической карты (СЛАЙД 11-23);
· Проверка знаний теоретического курса «Пороки древесины» (СЛАЙД 11-15);
· Объяснение основные требования при выполнении работ; ознакомить с каждым этапом; объяснить правила проверки качества выполняемых работ(СЛАЙД 18,21);
· Объяснение значения качества выполняемых работ при изготовлении элементов столярных деталей, согласно технической документации и последствия несоблюдения их при выполнении последующих сборочных работ по технологическому процессу. Выводы по проведенной беседе Мастер обобщает рассказ и делает вывод (СЛАЙД 24);
· Мастер знакомит обучающихся с критериями оценок предстоящей работы и проверят понимание и усвоение нового материала учащимися;
· Мастер показывает рабочие движения и приемы в замедленном темпе с подробными комментариями, согласно технологической карте (приложение 1). В ходе изготовления акцентирует внимание на самоконтроль выполнения каждой операции и напоминает обучающимся о соблюдении правил охраны труда во время учебно-производственных работ.
Особое внимание следует обратить на:
· организацию рабочего места
· качество выбранных заготовок, отсутствие сучков, засмолов, свилеватости, трещин.
Мастер предостерегает обучающихся от брака в работе, указывает на типичные ошибки при выполнении изготовления угловых серединных соединений УС-3
| · Осмысливают значимость материала данного урока в формировании профессионального опыта, основываясь на рассказе мастера.
· Отвечают на вопросы мастера. (СЛАЙД 4,5,6).
· Отвечают на вопросы мастера (СЛАЙД 7-10)
· Слушают, отвечают на вопросы мастера (СЛАЙД 12-15)
· Обучающиеся смотрят, слушают, запоминают.
· Отвечают на вопросы мастера.
· Обучающиеся смотрят, слушают, запоминают.
· Отвечают на вопросы мастера.
· Разбирают папку с технической документацией, слушают, отвечают на вопросы мастера, обсуждают с мастером предстоящую работу, знакомятся с критериями оценок
· Внимательно следят за ходом выполнения каждой операции
· Настраиваются на самостоятельное выполнение задания
| г)
Проверка усвоения обучающимися изучаемого материала
|
|
Определение возможности допуска обучающихся к самостоятельной работе
|
Контроль уровня полученных знаний.
| Мастер организует проверку знаний и умений обучающихся:
- по технологии, методам , приемам и способам выполнения учебно-производственного задания, используя метод фронтального опроса:
- вызывает одного или нескольких обучающихся для демонстрации рабочих приемов, комментирует, указывает на ошибки
- сообщает обучающимся нормы времени и критерии оценки (приложение 2)
|
· По вызову мастера повторяют, с его помощью, новые движения и приемы
· Знакомятся с критериями, анализируют
| 3.
Текущий инструктаж
Целевые обходы
| 180 мин.
| Формирование первоначальных умений по изготовлению угловых серединных соединений
УС-3
| Индивидуальная практическая работа
| Мастер во время всех целевых обходов проверяет правильность выполнения конкретного упражнения и оказывает индивидуальную помощь обучающимся, заносит данные в оценочный лист (приложение 3).
Первый обход:
Проверить организацию рабочих мест, соблюдение правил техники безопасности: особое внимание обратить на обучающихся (список прилагается).
Второй обход:
Проверить правильность выполнения трудовых приемов:
Особое внимание обратить на обучающихся (список прилагается);
Третий обход:
Проверить правильность ведения самоконтроля: обратить внимание на выполнение приемов обучающихся (список прилагается);
Четвертый обход:
Проверить правильность соблюдения технических и технологических условий в работе;
Принять, оценить и выдать дополнительно задания наиболее успевающим обучающимся;
Пятый обход:
Проверить правильность ведения промежуточного (межоперационного) контроля, прием практической работы, оценивание;
Проверка соблюдения ТБ (во время всех целевых обходов)
|
Осмысление необходимости безопасных способов выполнения работ.
Самоконтроль организации рабочего места, соблюдение т/б
Самоконтроль правильности выполнения трудовых приемов
Самокоррекция
Самооценка
Саморегуляция
| 4.
Заключительный инструктаж
| 20 мин.
| Подведение итогов
| Фронтальный
словесный,
| · Мастер проводит анализ производственной деятельности группы:
· Подводит итоги за день, анализ работы каждого обучающегося;
· Сообщает оценки, с обоснованием их выставления;
· Демонстрирует лучшие работы, отмечает, кто из обучающихся добился отличного качества в работе;
· Разбирает и дает анализ наиболее характерным недочетам в работе обучающихся, указывает пути и методы их устранения;
· Выдает домашнее задание (повторение пройденного материала)
| Слушают, смотрят и запоминают
| 5.
Рефлексия
| 10 мин.
| Подведение итогов урока, обсуждение того, как обучающиеся справились с заданием, как работали, как изменилось и изменилось ли настроение после выполнения работы
| Презентация
«Мое настроение»
| На экране изображен безцветный «цветик-многоцветик»(СЛАЙД 33). Предложена палитра цветов, с помощью которой можно раскрасить лепестки. После того, как все лепестки раскрашены мастер анализирует состояние настроения обучающегося по характеристике цветов Макса Лютера.
· красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение. Использование яркого, слишком красного цвета (цвет крови, пожара) говорит о нервозном, возбуждённом состоянии, агрессии;
· синий цвет – грустное настроение, пассивность, усталость, желание отдохнуть;
· зелёный цвет – активность;
· жёлтый цвет – спокойный цвет (цвет дня, радости);
· фиолетовый цвет – беспокойное. Тревожное настроение, близкое к разочарованию;
· серый цвет говорит о том, что ребёнок не раскрывает своих возможностей, что-то его ограничивает, огорчает, останавливает;
· чёрный цвет – уныние, отрицание, нежелание выполнять задание и осознание того, что его недооценивают или плохо к нему относятся;
· коричневый цвет – цвет пассивности, беспокойства и неуверенности.
| Каждый обучающийся выбрав лепесток, окрашивает его в понравившийся из предложенной палитры цвет (выражают отношение к уроку, осознание результатов своей деятельности).
Отсутствие черного, коричневого и серого цветов говорят об удовлетворении выполненной работы, учебным днем и отсутствии непонятых, обиженных и разочарованных обучающихся в группе.
| 6.
Уборка мастерской
|
| Воспитание бережного отношения к инструментам и оборудованию, правильной организации рабочего места, культуре труда.
|
|
| Уборка рабочих мест.
|
|