Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема 10. Ценные бумаги и кредит



Тема 10. Ценные бумаги и кредит

 

Ценная бумага – это документ, составленный по установленной форме и при наличии обязательных реквизитов, удостоверяющий имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при предъявлении данного документа.

 

Эмитент - организация, выпустившая (эмитировавшая) ценные бумаги для развития и финансирования своей деятельности.

 

Признаки ценной бумаги:

- имеет документарность (ценная бумага является документом);

- воплощает частные права (субъективные гражданские права: имущественного и, возможно, неимущественного характера);

- требует презентации (предъявление ценной бумаги обязательно для осуществления закреплённых в ней прав);

- обладает оборотоспособностью (ценная бумага может выступать объектом гражданско-правовых сделок);

- имеет публичную достоверность (обязанное по ценной бумаге лицо может выдвигать лишь такие возражения по отношению к владельцу ценной бумаги, которые вытекают из её содержания).

 

Виды ценных бумаг:
- долевые (акции);
- долговые (облигации).

 

Акция — бессрочная ценная бумага, свидетельствующая о праве её обладателя на долю собственности в капитале компании и получении дохода в виде дивидендов

 

Виды акций:
- обыкновенная;
- привилегированная.

 

Права владельцев обыкновенной акции:
- участие в работе общего собрания акционеров;
- право голоса при принятии важных управленческих решений (количество его голосов равно количеству акций);

- право на получение дивиденда;
- право на получение части имущества фирмы в случае ее банкротства;
- право на получение информации о деятельности фирмы.

 

Права владельцев привилегированной акции:
- право на получение фиксированного размера дивиденда;

- первоочередное право на получение части имущества фирмы в случае ее банкротства;
- право получения информации о деятельности фирмы.

 

Облигация – ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение в срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента.

 

Права владельца облигации:
- право на возврат всей суммы по истечении срока (выпускается на определенный срок);
- право на получение процента (не предоставляет право голоса);

- первоочередное право на получение части имущества фирмы в случае ее банкротства (прежде, чем владельцы привилегированных акций).

 

Другие виды ценных бумаг:

Фьючерс – контракт, по которому покупатель получит определенный товар в будущем и отдаст за него деньги по нынешней цене.

Вексель – долгосрочное долговое обязательство, обязанность вернуть в определенный срок определенную сумму – долг с процентами.

 

Фондовая биржа – это организованный рынок, на котором осуществляются сделки с ценными бумагами и деятельность которого контролируется государством.

 

Функции фондовой биржи:
- мобилизация средств для долгосрочных инвестиций;
- финансирование государственных программ;

- купля-продажа акций, облигаций и других ценных бумаг;
- установление в ходе торгов курса ценных бумаг;
- распространение информации о курсах ценных бумаг и состоянии финансового рынка в целом.

 

Кредит

Кредит – ссуда в денежной или товарной форме, предоставляемая кредитором заёмщику на условиях возвратности, чаще всего с выплатой заёмщиком процента за пользование кредитом.

 

Функции кредита:
- перераспределение денежных средств между фирмами, отраслями, районами
- продуктивное использование временно свободных денежных средств;

- сокращение издержек обращения;
- даёт возможность заменить в обращении действительные деньги кредитными деньгами (банкнотами) и кредитными операциями (безналичными расчётами).

 

Пример 1 _________________________________________________________________________________________________________

 

Пример 2 _________________________________________________________________________________________________________

 

Пример 3

_________________________________________________________________________________________________________

 

Принципы кредитования:
- срочность (предоставление денег на определенный срок);
- платность (услуги предоставления денег платные);
- возвратность (оценка кредитоспособности заемщика);
- гарантированность (требование залога).

 

Пример 1 _________________________________________________________________________________________________________

 

Пример 2 _________________________________________________________________________________________________________

 

Пример 3

_________________________________________________________________________________________________________

 

Классификация кредита:
1. По способу кредитования:
- натуральный;
- денежный;

2. По сроку кредитования:
- краткосрочный (до 1 года);
- среднесрочный (от 2 до 5 лет);
- долгосрочный (от 6 до 10 лет);
- долгосрочный специальный (от 20 до 40 лет).

3. По характеру кредитования:
- ипотечный (под залог недвижимости);
- потребительский (частным лицам на определенный срок;

- коммерческий (кредит товарами, отсрочка платежа);
- банковский (для хозяйствующих субъектов и предпринимателей;

- государственный (для населения и фирм от государства);
- международный (межгосударственный).

 

Пример 1 _________________________________________________________________________________________________________

 

Пример 2 _________________________________________________________________________________________________________

 

Пример 3

_________________________________________________________________________________________________________

 

 

Лизинг - вид финансовых услуг, связанных с кредитованием и приобретением основных фондов.

 

Справка:

В переводе с английского языка, слово «lease» означает аренду. Лизинг относится к финансовым услугам, а деятельность лизинговой компании схожа с прокатом или арендой.

Если объяснить кратко, то лизингодатель — это компания, которая покупает имущество, оборудование или технику, а затем сдает его на временное пользование арендатору (лизингополучателю), в итоге получая от этого прибыль.

Чаще всего товаром выступают оборудование или транспорт: автомобили, сельскохозяйственная техника, железнодорожные вагоны, самолёты или суда.

Сам процесс в основном таков: компания, которой потребовался транспорт или техника, приходит в организацию, оказывающую услуги по финанcовой аренде, чтобы взять этот товар во временное пользование. Фирма-лизингодатель рассматривает свою выгоду от этой сделки, приобретает товар, в котором заинтересован заказчик, и передает его в аренду.

Лизинг представляет собой финансовый инструмент в системе кредитования. По сути, он является смешением финансового кредита и аренды. Лизинг дает право пользоваться товаром, а затем выкупить его.

Существует также формат лизинга, при котором запрещено выкупать товар, а необходимо вернуть его в установленный договором срок. Фирмы, которые занимаются предоставлением данных услуг именуются лизингодателем, а тот кто получает услуги — лизингополучателем. Также в сделке задействованы третьи лица — страховщик и поставщик.

Поставщик продает лизингодателю необходимое имущество через договор купли-продажи, а страховщик страхует предмет лизинга. Лизингополучатель обязан следить за качеством предоставляемого оборудования, вовремя ремонтировать и обслуживать. Иначе возникнут проблемы при возврате предмета лизинга после завершения договора.

Демпинг – продажа товара по искусственно заниженным ценам.

 

Справка:

Причины демпинга:

  • предприниматели хотят стать монополистами в своей нише. Эта цель максимально похожа на подход Рокфеллера. Работает так: конкурент держит низкие цены до тех пор, пока остальные игроки не разорятся. После этого он становится единственным серьезным участником рынка и может делать все, что заблагорассудится: устанавливать свои расценки, скупать разорившиеся компании и так далее;
  • соперники набирают клиентскую базу. Очень распространено среди начинающих предпринимателей. Суть в следующем: некая компания выходит на рынок и хочет завоевать доверие клиентов. Она делает самые низкие цены и за счет этого привлекает много покупателей. После этого цена понемногу поднимается до среднерыночной;
  • конкуренты просто не умеют по другому. Любой маркетолог вам скажет, что лучше учиться продавать дорого, чем привлекать клиентов только низкими ценами. Но так думают не все предприниматели. Многим бизнесменам кажется, что небольшая цена - это лучшее, чем можно заманить покупателя. Не нужно париться над продвижением, придумывать фишки и улучшать сервис, достаточно начать демпинговать, и все покупатели твои;
  • конкурент хочет избавиться именно от вас. У него нет цели покорить весь рынок - достаточно убрать одного двух соперников, и дела пойдут куда лучше. Такой подход распространен в низкоконкурентных нишах с небольшим количеством участников;
  • демпинг получается сам собой. Бизнес конкурента настолько эффективен, что он может позволить себе самые низкие цены. И все равно останется в плюсе. В основном это касается крупных сетевиков. Для небольшого интернет-магазина это самый опасный случай. Издержки и накладные расходы сетевиков всегда меньше, чем у малого бизнеса, но это не значит, что с ним нельзя бороться.


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.