Конспект ОУД
Конспект ОУД
Ф.И.О. воспитателя : Моделина Н.М. возрастная группа: старшая
Образовательная область: социум
Раздел: Естествознание
Тема: «Камни и их свойства»
Программные задачи: Расширять знания детей о профессии геолога. Формировать представление о камнях, как части неживой природы, о их роли в жизни человека. Продолжать формировать умение исследовать неживую природу, выделять особенности разных камней, описывать их и сравнивать, делать элементарные выводы. Закрепить элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства. Пополнить лексический запас словами, обозначающие предметы, действия, признаки. Развивать основные виды движений, физические качества ловкость, выносливость, выдержку, вырабатывать правильное дыхание. Воспитывать бережное отношение к природе.
Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам, экологическую культуру дошкольников.
Билингвальный компонент: камни
Части занятия
| Ход занятия
(Действия воспитателя)
| Вводная часть
(Мотивационно – побудительная)
| Воспитатель: Ребята, у каждого человека есть любимое дело, которым он занимается в свободное время. У меня тоже есть такое увлечение, называется коллекционирование. Вы, знаете, что это такое? (Ответы детей). (Коллекционирование – это собирание, каких – либо предметов).
Что я коллекционирую, вы догадаетесь, если отгадаете загадку.
В сережках у мамы огнем он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Кто, ребята, отгадал мою загадку? (Ответы детей).
Воспитатель достает и показывает камни в мешочке.
Воспитатель: Да, это действительно камень. А кто знает, как по-другому называют камни? (Ответы детей). Ребята, все подземные богатства, и камни в том числе, называют полезными ископаемыми. Подумайте, почему «полезные»? (Ответы детей). Да, вы правы, «полезные» потому что они приносят пользу людям. Ребята, а какую же пользу приносят камни людям? (Ответы детей). А почему «ископаемые»? (Ответы детей) Верно, ископаемые, потому что они являются «подземными богатствами» и залегают глубоко под землей. Людям приходится приложить немало усилий, чтобы добыть полезные камни. Существует огромное множество камней, которые для людей очень полезны. Я хочу познакомить вас с моей коллекцией камней. Посмотрите сколько камней в моей коллекции. Все они такие разные (Воспитатель показывает коллекцию камней, и дети рассматривают камни). Камней в природе существует очень много, и с ними вы подробно познакомитесь позже. А кто знает, как называют людей, которые ищут и изучают камни?
Дети: Геологи.
(На доске иллюстрации с изображением геологов).
Воспитатель: Правильно, геологи. Геологи это люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землей ищут они полезные ископаемые, работают в лабораториях по изучению их свойств, составляют карты. Работа у геологов трудная. Им приходится жить в палатках и готовить пищу на костре. Сейчас геологам, конечно, помогают научные приборы и разные машины. Но все равно им приходится проходить пешком сотни километров, взбираться на горы с тяжелыми рюкзаками за спиной. В рюкзаках специальные молотки, чтобы отбивать куски крепкой горной породы. Иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах. И туда тоже спускаются геологи! Геолог должен быть сильным и смелым, уметь находить дорогу по карте и компасу. И еще геолог должен быть верным другом. Вот такая это работа!
Воспитатель: Дети, а вы хотите на время стать геологами и отправиться в экспедицию в горы на поиски камней?
Дети: Хотим.
| Основная часть
(Организационно – поисковая)
| Воспитатель: Хорошо. Но раз мы хотим отправиться в горы, то должны соблюдать правила безопасности. Вы можете мне сказать, как нужно вести себя в горах? (Не шуметь, (почему) а то может быть обвал и засыплет камнями; внимательно смотреть, (почему) нет ли обрыва и можно ли пройти по тропинке; если разожгли костер, то его нужно потушить (почему); не мусорить (почему)). Молодцы, вы все знаете.
Воспитатель: Ну что, можно отправляться в путь?
- Подумайте и скажите, сложно ли найти камни?
- Скажите, пожалуйста, где вы можете увидеть камни? (Ответы детей).
В природе камней много, есть природные: кварц, графит, пемза, каменный уголь, гранит, гравий, мрамор, щебень, мел, гипс и многие другие, а есть искусственные: керамзит, кусочки кирпича, бетона, пенобетона и газобетона. Все камни отличаются, друг от друга по цвету, по весу, по прочности, а также по происхождению. Нередко встречаются камни удивительной формы, напоминающие фигуры животных или человека. Камень красив от природы, его достаточно помыть и очистить.
Вопрос: Кто из вас может сказать, для чего нужны камни, где они могут использоваться? Высказывания детей.
Воспитатель: Правильно, ребята, камень используется в строительстве домов, мостов, из щебня строят дороги, разноцветные камни используются в ландшафтом дизайне для украшения клумб, газонов. Воспитатель: Большое распространение имеет камень искусственный, который научился делать человек. Кирпич, бетонные блоки, панели, газовые блоки и пенаблоки. – из них строят дома, здания.
Воспитатель: Молодцы. Теперь мы с вами знаем направление маршрута нашей экспедиции и можем отправиться в путь.
Воспитатель: Вот мы с вами и пришли к горе, и теперь, юные геологи, пойдем добывать камни.
Дети добывают камни. (Ящик с песком)
Воспитатель: Какие интересные камни вы нашли. Они разные или одинаковые? (Ответы детей). Да, верно, все камни разные и каждый несет в себе свою тайну. Давайте присядем у подножия горы и постараемся открыть тайны камней, которые мы нашли.
Дети садятся на ковер.
Исследовательская деятельность.
Сели удобно, спинки прямые. Сейчас вы будете исследовать каждый свой камень. Результаты исследований будете заносить в таблицу(образец таблицы ).
Опыт 1.
Воспитатель. Рассмотрите камни через лупу, какого они цвета. Отметьте в таблице какого цвета камни. (Дети отмечают цвет камня в таблице, цветными карандашами).
Опыт 2.
Воспитатель. Потрогайте камень. Какой он на ощупь. Гладкий как зеркало, или шершавый как щетка. (Обращаю внимание на таблицу) Отметьте в нужной графе галочкой.
Опыт 3.
Воспитатель. Сожмите камень в ладошке. Какой он? Твердый как кирпич или мягкий как пластилин. ( Обращаю внимание детей на таблицу) . - Какие предметы вы видите на нашем столе? - Чем они похожи? Чем отличаются? - Возьмите в правую руку камешек, а в левую кусочек пластилина и сожмите их. - Что почувствовали? - Что произошло? Почему, так произошло? (рассуждения и выводы детей). На основании проведённого опыта вместе с детьми приходим к выводу, что камни твёрдые
Отметьте в таблице в нужной графе галочкой
Опыт 4.
Воспитатель. Опустите камень в воду. Что происходит?
Дети. Тонет.
Воспитатель. Почему?
Дети. Тяжелый.
Воспитатель. Правильно – камень тяжелый как гиря.
Опыт 5.(Свойства камня: при царапанье остаётся след) - Неужели камень на самом деле такой твёрдый? Давайте, исследуем вместе. Воспитатель предлагает детям встать в круг, руки за спиной и закрыть глаза. Каждому ребёнку в руку кладёт «секретик» (4-ым стеки, для работы с пластилином, остальным - монетки). С помощью «секретиков» дети делятся парами: - Ребята, те, у кого к руках стека, найдите себе друга, у которого у руках монетка. - Ребята, вспомните, когда мы работали с пластилином, что происходит, если по нему провести стекой, или другим твёрдым предметом? (рассуждения детей). - А что будет, если мы твердым предметом проведём по камню? (предположения детей). Предлагаю детям пройти в парах к столам и проверить данные гипотезы: Один ребёнок стекой царапает по камню, второй – наблюдает, затем меняются местами, один процарапывает монеткой, другой наблюдает. - Что вы увидели? Что мы можем сказать? (предположения детей о том, что след остаётся). - Давайте в этом убедимся? Обращаю внимание на лупы: - Что это такое? Зачем они нам нужны? С помощью лупы дети исследуют царапины на камнях. На основании проведённого опыта вместе с детьми приходим к выводу, что на камнях остаётся след. Опыт №6. (Свойства камней: при ударе издают звук) Игра «Оркестр» Предлагаю детям из волшебного ящика взять по 2 камешка и встать в круг. Воспитатель предлагает детям поиграть в «оркестр». Правила: - Сейчас мы с вами превратимся в необычный, сказочный оркестр. Что такое оркестр? Кто управляет оркестром? - Ребята, вы позволите мне стать дирижером нашего оркестра? Сейчас я дирижерской палочкой буду «включать» инструменты. Педагог по очереди касается детей палочкой, и они начинают стучать камешками. В ходе «звучания оркестра» меняем темп: быстро – медленно. На основании игрового опыта вместе с детьми приходим к выводу, что камни издают звуки, «звучат». Опыт 7
Воспитатель. Ребята, что будет, если мы капнем пипеткой сок лимона на камень?
Дети. Начинает «шипеть» появляются мелкие пузыри.
Воспитатель. Оказывается некоторые камни «шипят» на лимонный сок – как шипит газировка «Кока – колла», а некоторые нет. Отметьте в таблице галочкой.
Воспитатель: А теперь мои юные геологи, нам пора возвращаться в детский сад.
ВЫВОД:
Воспитатель. Ребята, мы исследовали с вами камни, они разные: белые и черные и серые; гладкие и шершавые; твердые и мягкие; легкие и тяжелые; теплые и холодные; и камни, которые «шипят» под воздействием лимонного сока.
Составление воспитателем рассказа о камне.
Воспитатель. Ребята, я тоже исследовала свой камень. Сейчас я расскажу о нем, используя таблицу.
Мой камень белого цвета, на ощупь он шершавый, твердый, холодный, по весу тяжелый, «шипит» на лимонный сок.
.Составление рассказов детьми
Воспитатель:
- Сейчас я хочу вам показать еще необычные камни, с которыми мы встречаемся практически каждый день (или очень часто).
Послушайте загадку:
Отдельно я не так вкусна,
Но в пище каждому нужна.
(Соль)
- Вы знаете, ребята, а ведь это тоже камень. Единственное минеральное вещество (каменная соль), которое люди употребляют в пищу.
- Все вы знаете соль. Пожалуйста, рассмотрите кристаллики соли. Опустим затем соль в воду. Что произошло? (Растворилась).
Каменную соль добывают глубоко в руднике. Показываем иллюстрации.
- Давным – давно, здесь был океан, затем вода испарилась, а соль превратилась в камни (по- другому, в кристаллы).
Каменную соль применяют для приготовления пищи, в медицине, в промышленности, в сельском хозяйстве.
- Слушаем еще загадку:
Белый маленький комочек,
Он лежит в моей руке,
Им рисуют на асфальте,
Пишут буквы на доске.
Белят потолки и печки,
Растворяется легко.
Опусти комочек в речку – утечет как молоко.
- Правильно, это мел.
Мел – это очищенный камень – известняк. Это то, что отложилось на морском дне.
Возьмите по кусочку. Рассмотрите. Что можно про него сказать? (Белый, твердый, не блестит)
Но когда им пишут, он крошится, значит, хрупкий.
Опустим мел в воду, помешать палочкой. Что произошло?
Проводят опыт, делают вывод, что вода помутнела, мел растворился.
Где используют мел? (Пишут на доске в школе, белят потолки и печки).
Мел нужен не только для рисования; его применяют при изготовлении лекарств, в зубных пастах, в промышленности для производства извести, лаков, красок, стекла, цемента.
Слушаем третью загадку:
С виду неприглядный камень,
Он в земле лежит пластом.
Чтоб наверх его поднять, надо в шахте побывать
Под землею огоньки – это в шахте горняки.
Молотками отбивают этот очень нужный камень.
(Уголь)
Показ угля, шахты.
- Каменный уголь – полезное ископаемое растительного происхождения.
- Погибшие древние деревья и растения гниют, разлагаются и превращаются в рыхлый торф. Лежит этот торф много – много лет, прежде чем из него в земле образуется каменный уголь.
- Найдите каменный уголь. Опишите. (Черный, твердый, блестящий, хрупкий – при ударе рассыпается, очень пачкается).
Опустить в воду (вода помутнела, окрасилась, но уголь не растворился).
- Каменный уголь хорошо горит и дает много тепла. Идет уголь на отопление жилых помещений, используется как топливо на фабриках и заводах; железных дорогах для получения электроэнергии, духов, удобрений.
- Вот видите, дети, как много мы узнали об удивительных камнях.
Физминутку.
Игра «Верно - неверно». Задаю детям вопросы. Если «ВЕРНО» - хлопок, «НЕВЕРНО» - молчок. Вопросы: 1. Камень тонет в воде? 2. Гвоздь можно забить в камень? 3. Мокрый камень от сухого отличается по цвету? 4. Из камня можно лепить как из пластилина? 5. Камень можно порвать как бумагу? 6. На камне остаётся след от острого предмета? 7. Камень тяжёлый?
Вопрос: Ребята, а вы знаете, что некоторые виды камней используют для украшения ювелирных украшений, создания картин?
Воспитатель:
- Сейчас, ребята, я расскажу вам о других видах камней. Это драгоценные камни. В древние времена различные драгоценные камни различались лишь по их цветам. Название «рубин» было дано всем камням красного цвета. Все зеленые камни называли изумрудами, а все голубые – сапфирами и топазами. Установилось, что ценность драгоценного камня зависит не только от его цвета, блеска и редкости, но также и от его твердости. В основном все драгоценные камни используют для украшения ювелирных изделий, таких как кольца, серьги, различные подвески, колье и браслеты. (Обращает внимание на презентацию).
Еще в природе существует необыкновенный камень, который называется янтарь. В древние времена считалось, что янтарь обладает магической силой, люди верили, что этот камень может защитить их от болезни и поэтому носили его. Янтарь – это хрупкое прозрачное вещество желтого цвета. Давным-давно из сосен, которые росли на земле, выделялось некое вязкое вещество. На поверхности земли постепенно накопились его огромные количества, и когда земная поверхность изменилась, это вещество было погребено под землей или под водой. В течении миллионов лет оно окаменело или затвердело, превратившись в янтарь, который мы сейчас встречаем в основном в ювелирных украшениях. Также янтарь используют для изготовления различных картин.
(Подозвать детей и рассмотреть с ними ювелирные изделия и картины).
Воспитатель: Сегодня нам открылись многие тайны камней. Кто из вас о них еще раз скажет? (Ребенок обобщает свойства камней: камни бывают разные по форме и цвету, их очень много, все камни твердые, тяжелые и холодные, но их можно нагреть, бывают гладкие и шероховатые камни). Скажите, а вам понравилась наша экспедиция? А что понравилось больше всего (Ответы нескольких детей).
| Заключительная часть
(Рефлексивно – корригирующая)
| Вам понравилось занятие? О чем мы сегодня говорили? - Что нового вы узнали о камнях? - Что бы вам ещё хотелось узнать?
|
|