Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Литература для подготовки к олимпиаде школьников по иностранным языкам



 

Олимпиада по иностранному языку: методические рекомендации по подготовке обучающихся в соответствии с новыми ГОС

 

  Метапредметный подход, лежащий в основе новых ГОС, ставит перед учителем и обучающимся определенные задачи, решить которые возможно вовлечением

участников образовательного процесса в различную образовательную деятельность, одним из видов которой является участие в предметных олимпиадах. Поэтому основными целями и задачами олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к иностранному языку, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда лингвистических и социокультурных знаний, связанных с историей и современным функционированием языков, с  историей и культурой стран.

  Подготовка к олимпиаде затрагивает все виды речевой деятельности.

Текстявляется важной коммуникативной единицей при обучении не только чтению, но и аудированию, устной и письменной речи. Следовательно, работа с текстом - один из ключевых направлений в работе с обучающимися при подготовке к олимпиаде. Тексты должны удовлетворять следующим требованиям: быть современными, аутентичными, тематически и социокультурно адекватными. Рекомендуется использовать современные, аутентичные тексты для старшей возрастной категории 9-11 классы. Тип и жанр текста должны соответствовать проверяемому речевому умению. Их тематика может быть связана с образованием, выбором профессии и жизнью молодого поколения, а дискурсивные и прагматические параметры – с актуальной социокультурной ситуацией в России и/или странах изучаемого языка. В ходе пре-тестовой обработки в текстах допускаются сокращения, не приводящие к искажению общего смысла.      

Языковая сложность текстов должна соответствовать выбранному уровню сложности, а интеллектуальная сложность предложенных для решения экстралингвистических задач – возрасту участников олимпиады.

Необходимо обратить внимание на корректность формулировки заданий: формулировка должна быть законченной, простой, доступной. Проверяемые единицы должны иметь коммуникативную ценность.

    

При подготовке к олимпиаде можно включить в свою работу выполнение лексико-грамматического теста

Лексико-грамматическое задание представляет собой тест комплексного характера, который охватывает основные грамматические явления в широком контексте. При выполнении этого теста тренируются навыки сочетаемости слов, правильности употребления предлогов и артиклей, различных формах одного и того же слова и многозначных словах. При выполнения лексико-грамматического теста участник учится хорошо владеть лексическим материалом и уметь оперировать им в условиях множественного выбора. Также отрабатывается владение грамматическим материалом и умение его использовать не только на уровне одного отдельного предложения, но и в более широком контексте.

Выполнение этого теста предполагает следующую последовательность работы:

1) внимательно прочитать весь текст;

2) при выборе правильного ответа необходимо помнить, что вставляемые грамматические и лексические формы должны быть связаны с пред- и пост-контекстом;

3) при затруднении в выборе ответа рекомендуется пропускать позиции, вызывающие сомнение и продолжать работу: прочитав текст еще раз, вы, несомненно, облегчите себе поиск правильного ответа;

4) завершив работу, внимательно прочитать текст с заполненными лакунами: не забывайте о том, что выбранные вами ответы должны органично вписываться в исходный текст.

Выполняя этот тест, участники активизируют не только знание языковых правил, но и умение применять их, работая с текстом.

Для тренировки можно выбирать небольшие отрывки текстов и анализировать грамматические явления, представленные в них. Для отработки навыка выполнения задания, где необходимо вставить нужное слово без выбора, можно убирать предлоги или артикли, части фразовых глаголов или составных сказуемых, таким образом, в тексте образуются пропуски, которые нужно заполнить. Подобные тесты представлены в пособиях, рекомендуемых для подготовки.

При выполнении лексико-грамматического теста важно внимание. Перед тем, как выбирать ответ или отвечать, нужно прочесть и понять весь текст.

 

           При составлении заданий для развития письменной речирекомендуется формулировать задания в виде конкретной коммуникативной задачи: написать письмо, статью в газету, высказать свое мнение по определенной проблеме.

К заданию по письменной речи следует отнестись очень серьезно, так как это задание творческое и предполагает, что пишущий сам создает связный, логичный текст по заданной теме и соблюдает при этом языковую грамотность. В этом задании у участника есть возможность раскрыть и показать свой словарный запас, продемонстрировать знание грамматических конструкций и умение ими пользоваться.

Для развития навыков письма можно делать следующее: 1) после работы с текстом (навыки чтения) письменно выразить свое отношение к данной проблеме, подкрепив высказывание аргументами и примерами;

2) как можно больше писать длинные и развернутые письма друзьям, где выражать и подтверждать свою точку зрения;

3) помнить о структуре «Тезис-Аргументы-Вывод» и всегда отслеживать ее наличие в своих сочинениях. Аргументы следует иллюстрировать примерами, а вывод должен подтверждать тезис. Важны также «мостики» - переходы от тезиса к аргументам, от аргументов к выводу. После того, как сочинение написано, необходимо его внимательно проверить.

Основная задача этого конкурса – оценить степень сформированности коммуникативной компетенции участников олимпиады в письменной ситуации общения. Решая предложенную коммуникативную задачу, испытуемые должны продемонстрировать следующие умения.

1. Внимательно прочитать задание и ответить себе на следующие вопросы:

а) какой вид документа я должен представить (письмо, статью для школьной газеты, эссе и т.д.)?

б) какую задачу я должен решить (убедить, доказать, информировать, объяснить, пригласить, принять приглашение, запросить информацию, высказать свою точку зрения и т.д.)?

в) кому адресован мой текст?

г) могу ли я выйти за информативные рамки опорного текста?

д) объем моего текста?

е) время на чтение опорного текста и время на написание собственного текста?

2. Быстро и эффективно прочитать опорный текст (или опорный документ), комбинируя различные стратегии чтения для того, чтобы извлечь из него всю необходимую для решения поставленной коммуникативной задачи информацию.

3. Оформить свой текст в соответствии с требованиями, сформулированными в задании (тип текста, получатель, ситуация).

4. Представить свои мысли в виде логично построенного и структурированного текста (введение, основная часть, заключение).

 

Литература для подготовки к олимпиаде школьников по иностранным языкам



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.