|
|||
Открытые вопросы теста. Список вопросов. ГлоссарийСтр 1 из 2Следующая ⇒
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНУ ПО ИСТОРИИ / ИСТОРИИ РОССИИ
© Назыров П. Ф., 2019 – 2020
Рекомендации включают в себя: 1) требования к предстоящему экзамену: из чего он будет состоять и как оцениваться; 2) методические указания по подготовке к экзамену и примеры заданий; 3) глоссарий – список основных понятий и терминов, исторических событий и деятелей, названий исторических документов, проверяемых на экзамене; 4) учебный материал – пояснения по изучению основных разделов курса. 1.1. Экзамен включает в себя: Ø 2 «открытых» тестовых заданий с кратким (1-2 предложения) ответом на знание основных понятий, событий или личностей, за каждое можно получить до 2 баллов; Ø 1 «открытое» задание в виде письменного ответа строго по предложенной схеме, в котором требуется назвать основные положения, подтвердив их аргументами или фактами/примерами, провести сравнение и сделать выводы, за это задание дается до 8 баллов. ИТОГО за экзаменационное задание можно получить 12 баллов.
1.2. Оценка за экзамен: ü «5» («отлично»): 11 – 12баллов, ü «4» («хорошо»): 9 – 10 баллов, ü «3» («удовлетворительно»): 7 – 8 баллов. Обязательное условие для получения оценок «4» и «5» – это качественное выполнение открытого задания. 2.1. Экзамен по отечественной истории осуществляется в письменной дистанционной форме. Задания размещаются в указанное время в группе Examen.hist.csu-IekOBiA в социальной сети В Контакте (https://vk.com/club199606773) с последующей отправкой отсканированных работ на почту examen.hist.csu@mail.ru, или с использованием возможностей обучающих программ Microsoft Teams или Moodle. Для подготовки к экзамену студенты могут использовать программу курса истории, данное методическое пособие и материалы (учебное пособие и хрестоматию), размещённые на странице кафедры истории России и зарубежных стран ЧелГУ по адресу: http://www.csu.ru/Lists/List3/%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D1%8B%20%D0%BA%D0%B0%D1%84%D0%B5%D0%B4%D1%80.aspx?ID=93. Учебные ресурсы также доступны для авторизованных пользователей через Научную Библиотеку ЧелГУ (после регистрации в библиотеке): Зуев, М. Н. История России до ХХ века : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 299 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-534-01311-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://www.biblio-online.ru/bcode/434565 (дата обращения: 08.11.2020). Зуев, М. Н. История России ХХ - начала ХХI века : учебник и практикум для вузов / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 299 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00726-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://www.biblio-online.ru/bcode/451923 (дата обращения: 08.11.2020). 2.2. Ниже даются примеры разных типов заданий экзаменационного теста: 1. Укажите главный вопрос, стоявший на Земском Соборе 1613 г., и результат его решения. 1) 2)
2. Выберите из указанного ниже списка 2 исторических термина, относящихся к реформам Петра I, и кратко поясните их: церковный раскол; рекрутские наборы; регулярная армия; опричнина; земский собор; дружина. 1) 2)
2.3. Открытые вопросы теста Это задание предполагает краткую письменную характеристику одной из основных реформ 18 – 20 вв. по следующей примерной схеме: -исторические предпосылки, цели и задачи реформирования; -основные направления и конкретные мероприятия в рамках этих направлений с кратким пояснением их содержания; -экономические и социальные результаты и последствия; -в некоторых случаях – сравнение этих реформ с предыдущими/последующими преобразованиями, с выделением общих моментов и отличий; -при рассказе о конкретных реформах должны быть упомянуты основные исторические деятели, принимавшие в них участие.
Список вопросов 1. Реформы Петра I. 2. Отмена крепостного права и либеральные реформы 1860-х – 1870-х гг. 3. Капиталистическая модернизация России (политика С.Ю. Витте – П.А. Столыпина). 4. Социалистическая («сталинская») модернизация СССР в годы первых пятилеток (1928 – 1930-е гг.). 5. «Косыгинская» экономическая реформа 1965 г. При необходимости эти вопросы могут быть более подробно рассмотрены на дистанционной консультации перед экзаменом по согласованию представительства с преподавателем истории (через Skype или Teams).
При ответе на эти вопросы на письменном экзамене студенты также должны показать владение навыками сравнения (умение выделять общие черты и отличия), аналогии (поиски исторических параллелей), умения кратко изложить основные моменты ответа и иллюстрировать их примерами, умение делать выводы. 3.1. Глоссарий Для успешной и эффективной подготовки к экзамену ниже даются основные исторические события, личности, понятия и термины, проверяемые тестом. Древнерусский период: «призвание варягов», создание Киевской державы, походы на Византию, реформы Ольги, Крещение Руси, съезд князей в Любече (1097 г.); полюдье, «уроки и погосты», «Русская правда», вече, лествица, дружина, боярство, политическая раздробленность, Господин Великий Новгород, Владимиро-Суздальская земля; Рюрик, Олег («Вещий»), Ольга, Святослав Игоревич, Владимир Святославич, Ярослав Владимирович («Мудрый»), Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо. Ордынский и Московский периоды: битва на р. Калке, походы монголов на русские земли, «Стояние на р. Угре», Судебник 1497 г., венчание на царство, завоевание Казани и Астрахани, Ливонская война, Опричнина, покорение Сибири Ермаком, Земский собор 1613 г., Переяславская Рада и присоединение левобережной Украины к России, церковный раскол; дань – ордынский выход, ярлык, Золотая Орда, "Юрьев день", боярская дума, кормление, местничество, вотчина, поместье, Государев Двор, земский собор, «Избранная Рада», московские приказы, сословно-представительная монархия, Смутное время, Первое и Второе ополчения, Соборное Уложение 1649 г.; Батый, Александр Ярославич («Невский»), Даниил Московский, Иван Калита, Дмитрий Иванович («Донской»); Иван III, Иван IV, Борис Годунов, Лжедмитрий I, Иван Болотников, Дмитрий Пожарский, Кузьма Минин, Михаил Федорович Романов, Алексей Михайлович, патриарх Никон, протопоп Аввакум. Имперский (Петербургский) период: Северная война, учреждение губерний, создание Российской империи, присоединение Крыма к России; Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, Крымская война, первая русская революция 1905 – 1907 гг., Первая мировая война; европеизация, регулярная армия, коллегии, Сенад, Синод, абсолютная монархия, политика «просвещённого абсолютизма», «Уложенная Комиссия», «жалованные грамоты» дворянству и городам, учреждение министерств, «Великие либеральные реформы», «Манифест 17 октября 1905 г.», народничество, земство, «золотой рубль», «железнодорожный бум», столыпинская аграрная реформа, «думская монархия»; Екатерина II, Александр I, М.М. Сперанский, М.И. Кутузов, Николай I, Александр II, С.Ю. Витте, Николай II.
|
|||
|