Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Конспект в старшей группе по теме: Составление описательных рассказов по мнемотаблицам «Четыре времени года»



Конспект в старшей группе по теме: Составление описательных рассказов по мнемотаблицам «Четыре времени года»


Цель: продолжать учить передавать словесное изображение явлений действительности каждого времени года путем перечисления его признаков, используя в речи, яркие образные сравнения, определения, выраженные прилагательные и причастия.

Задачи:
Образовательные:

- сформировать умение строить текст-описание, используя мнемотаблицу.
Развивающие:

- развивать у дошкольников умение логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать; учить делать выводы, обобщать высказанное.
Речевые:

- развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь, формировать грамматическую правильную речь, совершенствовать речевой слух, голосовой аппарат и умение четко произносить слова и фразы (работа над дикцией).
Воспитательные:

- воспитание того, чтобы дети применяли все приобретенные умения в построении связной речи.
Демонстрационный материал: письмо из Африки, мнемотаблицы с временами года «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»; снежный (ватный) комочек снега, запись шума вьюги, макет солнышка.
Раздаточный материал: шестигранные карандаши со снежинками; картинки к игре «Найди лишний» (овощи, птицы, фрукты, ягоды, насекомые, животные).
Ход занятия:

Дети стоят рядом с воспитателем.

Собрались все дети в круг

Я - твой друг, и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

- Давайте и гостям улыбнемся, поздороваемся. Здравствуйте, гости дорогие! Ребята, сегодня по дороге в детский сад почтальон мне передал вот этот конверт. Как вы думаете, что это? А если посмотреть на конверт, как вы думаете, откуда оно пришло? (рассуждения детей). Действительно, это письмо прислал нам из Африки мальчик Джон (показываю фотографию негретенка). Мальчик Джон живет в Африке и никогда не видел зиму, весну и осень, так как там постоянно лето. Джон хочет с вами дружить и просит познакомить его с временами года.

- Ну что, ребята, расскажем Джону о временах года, чем они отличаются друг от друга. Но как мы познакомим Джона, ведь он в Африке, а мы в России (рассуждения детей). Я предлагаю нам снять все на видеокамеру и отослать видеодиск по почте. Согласны? (устанавливается детская видеокамера).
-Ребята, скажите, сколько у нас времен года? Назовите их. Четыре времени года проходят, значит проходит…(один год)

- А какое время года, вам нравится больше всего? Чем? (ответы детей)
- Ребята, Соня загадает вам загадку. Не перебивая, послушайте загадку до конца.
Сколько снега налило!

Стало чисто и светло

И мороз почти до слез

Ущипнул меня за нос.

Знать уже пришла сама

Настоящая …(зима)

- Вам нравится зима? А зима какая? Передавая комочек снега, назовите какая у нас в России зима (холодная, снежная, морозная, красивая, вьюжная, лютая). Давайте составим рассказ о зиме, используя нашу таблицу.


Что на ней изображено?

- Буква «З» - обозначает что? (настала зима)

- Тучка – небо скрыто темными тучами.

- Снежинки – часто идет холодный снег.

- Девочки, мальчики и буква «У» – они гуляют на улице.

- Снеговик – лепят из снега снежки и снежную бабу.

- Коньки, санки – катаются на коньках и санках
Затем, предлагая одному желающему ребенку составить рассказ при помощи

указки по таблице.

Звучит в записи шум ветра, вьюги. Что это ребята? Это зимняя вьюга. На какой звук похожа ее песенка? (у-у-у) Давайте подпоем ей. Подходите ко мне, а чтобы у нас получилась настоящая вьюга, возьмите снежинки. Наберите больше воздуха в легкие, сделайте губы трубочкой, произнесите звук «У» громко (выполняют упражнения для мелкой моторики рук: крутят в руках шестигранные карандаши со снежинками, произнося звук «У» с разной силой голоса).
- Подул сильный ветер, и вьюга завыла громко. Полетели снежинки вверх. Вот она стихает и снежинки опускаются на землю тихо. С новой силой завыла вьюга и закружила снежинки. Летели, летели и на полянку сели.
- Молодцы! Рассказали Джону о каком времени года? Аня, загадай свою загадку ребятам.

Вдруг чирикнул воробей

После зимней стужи.

Солнце ярче и теплей,

На дорожках лужи.

Вся застывшая природа

Пробудилась ото сна.

Наступает непогода-

Это к нам идет …(весна)

-Давайте Джона познакомим с весной, когда вся природа просыпается.


Буква «В»- обозначает, что настала весна.

Солнце – пригревает сильней и становится тепло.
Буква «У», снежинки – на улице тает снег и бегут ручьи.
Девочки, мальчики, кораблик – дети пускают кораблики по воде.
Деревья, птицы – появляются первыми зеленые листочки, из жарких стран возвращаются перелетные птицы.
Желающий ребенок рассказывает по мнемотаблице про весну.
Физкультурная минутка:

Солнце встало из-за тучки

Мы протянем к солнцу ручки

И погреем их немножко

И похлопаем в ладошки.

А вот и наше солнышко. Я предлагаю вам рассказать Джону про весеннее солнышко. Передавая его друг другу, вы будете говорить, какое оно.
- Солнце желтое как (одуванчик, лимон …)

- Солнце круглое как (мячик, шарик …)

- Солнце ласковое как (мама, бабушка …

Солнце теплое как (печка, рукавичка …)

- Солнце яркое как (фонарик, лампочка …)

-Солнце жаркое как (костер, огонь …)

Катя, загадай свою загадку ребятам.

Слышно пенье комаров,

Время ягод и грибов,

Озеро теплом согрето,

Всех зовет купаться…(лето)

(дети садятся на стульчики)

Давайте Джону расскажем про лето по нашей схеме.

 

Буква «Л» - настало лето.

Солнце – ярко светит, греет, припекает.

Девочки, мальчики – купаются в речке, играют в бадминтон и мяч,

строят из песка башни.

Летом поспевают вкусные фрукты, ягоды и полезные овощи. Желающий ребенок рассказывает по схеме про лето. Я предлагаю вам поиграть в игру «Найди лишний» (дети по парам подходят к столам и находят лишнюю картинку: овощи, фрукты, насекомые, птицы, ягоды)

Саша, загадай свою загадку ребятам.

Листья быстро пожелтели

И на землю полетели

Так бывает раз в году

А когда? Я не пойму …(осень)

(дети садятся на стульчики)

Давайте познакомим Джона с осенью – самым красочным временем года по нашей таблице.

 

Буква «О» - наступила осень.

Солнце за тучку – солнце скрыли темные серые тучи.

Зонтик – часто идут дожди, дуют сильные ветры.

Дерево, желтые листья – на деревьях желтеют листья.

Много листьев – покрывают красивым ковром всю землю.

Кто расскажет про осень по схеме? Что делают звери осенью?

(готовятся к зиме)

- Как готовится к зиме белка?

- Как готовиться к зиме заяц?

- Как готовится к зиме медведь?

- Как готовятся к зиме птицы?

Давайте поиграем в игру «Назови домик». Как называется дом у белки (дупло), лисы (нора), медведя (берлога), волка (логово), птиц (гнездо).
Ребята вот мы и познакомили мальчика Джона с четырьмя временами года. Теперь ему все понятно, чем отличаются времена года друг от друга.
Игра «Назови наоборот»

Летом жарко, а осенью …(холодно)

Летом дни длинные, а осенью …(короткие)

Летом птицы вьют гнезда, а осенью …(улетают на юг)

Летом мы собираем ягоды, а осенью …(овощи)

Летом мы купаемся в речке, а зимой…(катаемся на коньках, лыжах,

санках)

Летом идут дожди, а зимой … (снег)

Итог:
Ребята, с чем мы познакомили мальчика Джона? Сколько всего времен года? С какого времени года начинается новый год? Назовите соседей лета.
Что было трудного сегодня? Что запомнилось и понравилось.
Мальчик Джон прислал вам картинки животных жарких стран. В свободное время вы их раскрасите.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.