Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Портрет. Монолог. Диалог. Авторское отступление



Портрет

Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги — не отцовские.

Монолог

  1. делает автор произведения.

— А вот как. Пришлось нам с братом Авдюшкой, да с Федором Михеевским, да с Ивашкой Косым, да с другим Ивашкой, что с Красных Холмов, да еще с Ивашкой Сухоруковым, да еще были там другие ребятишки; всех было нас ребяток человек десять — как есть вся смена; но а пришлось нам в рольне заночевать, то есть не то чтобы этак пришлось, а Назаров, надсмотрщик, запретил; говорит: «Что, мол, вам, ребяткам, домой таскаться; завтра работы много, так вы, ребятки, домой не ходите». Вот мы остались и лежим все вместе, и зачал Авдюшка говорить, что, мол, ребята, ну, как домовой придет?.. И не успел он, Авдей-то, проговорить, как вдруг кто-то над головами у нас и заходил; но а лежали-то мы внизу, а заходил он наверху, у колеса. Слышим мы: ходит, доски под ним так и гнутся, так и трещат; вот прошел он через наши головы; вода вдруг по колесу как зашумит, зашумит; застучит, застучит колесо, завертится; но а заставки у дворца-то спущены. Дивимся мы: кто ж это их поднял, что вода пошла; однако колесо повертелось, повертелось, да и стало. Пошел тот опять к двери наверху да по лестнице спущаться стал, и этак слушается, словно не торопится; ступеньки под ним так даже и стонут… Ну, подошел тот к нашей двери, подождал, подождал — дверь вдруг вся так и распахнулась. Всполохнулись мы, смотрим — ничего… Вдруг, глядь, у одного чана форма зашевелилась, поднялась, окунулась, походила, походила этак по воздуху, словно кто ею полоскал, да и опять на место. Потом у другого чана крюк снялся с гвоздя да опять на гвоздь; потом будто кто-то к двери пошел да вдруг как закашляет, как заперхает, словно овца какая, да зычно так… Мы все так ворохом и свалились, друг под дружку полезли… Уж как же мы напужались о ту пору!

Диалог

Все помолчали.

— А что, — спросил Федя, — картошки сварились?

Павлуша пощупал их.

— Нет, еще сыры… Вишь, плеснула, — прибавил он, повернув лицо в направлении реки, — должно быть, щука… А вон звездочка покатилась.

— Нет, я вам что, братцы, расскажу, — заговорил Костя тонким голоском, — послушайте-ка, намеднись что тятя при мне рассказывал.

— Ну, слушаем, — с покровительствующим видом сказал Федя.

— Вы ведь знаете Гаврилу, слободского плотника?

— Ну да; знаем.

Авторское отступление

(Я сам не раз встречал эту Акулину. Покрытая лохмотьями, страшно худая, с черным, как уголь, лицом, помутившимся взором и вечно оскаленными зубами, топчется она по целым часам на одном месте, где-нибудь на дороге, крепко прижав костлявые руки к груди и медленно переваливаясь с ноги на ногу, словно дикий зверь в клетке. Она ничего не понимает, что бы ей ни говорили, и только изредка судорожно хохочет.)

Роль мотивов в рассказе Необходимо подчеркнуть, что в интересующем нас жанре все мотивы должны раскрывать тему, работать на смысл. Например, описанное в начале произведения ружье непременно должно выстрелить в финале. Мотивы, которые уводят в сторону, не стоит включать в рассказ. Или же нужно поискать образы, очерчивающие ситуацию, но чрезмерно не детализирующие ее. Особенности композиции Следует учесть, что не обязательно придерживаться традиционных приемов построения художественного текста. Их нарушение может оказаться эффектным. Рассказ можно создавать почти на одних описаниях. Но обойтись без действия все-таки нельзя. Герой просто обязан хотя бы поднять руку, сделать шаг (другими словами, совершить значимый жест). Иначе получится не рассказ, а миниатюра, зарисовка, стихотворение в прозе. Еще одной важной особенностью интересующего нас жанра является значимая концовка. Например, роман может длиться вечно, а вот рассказ строится иначе. Очень часто концовка его парадоксальна и неожиданна. Концовка может кардинально изменить смысл рассказа, подтолкнуть к переосмыслению изложенного в нем. Об этом необходимо помнить. Место рассказа в мировой литературе - Читайте подробнее на FB.ru: https://fb.ru/article/222870/janr-rasskaz-osobennosti-istoriya-razvitiya-primeryi-rasskaz---eto-janr-literaturyi-priznaki-rasskaza-kak-janra

 

Композиция в рассказе опоздавшего ученика

В класс входит опоздавший ученик: – Наталья Сергеевна, можно войти? Рассмотрите композицию рассказа на примере рассказа опоздавшего ученика   – Ну, Зябликов, что на сегодня тебя так задержало? – Вы не поверите! Я знаю, как вы не любите, когда ученики опаздывают, поэтому решил выйти раньше обычного на 10 минут, чтобы прийти вовремя. Вступление
Не торопясь, подхожу к остановке, смотрю, а мой автобус закрывает двери и уезжает! Что делать? Я подумал: «Если ждать следующий автобус, то обязательно приду в школу после звонка!» И я решил добраться до школы своим ходом! Завязка С этого момента все началось.
Завязал шнурки на новых кроссовках потуже, расправил лямки рюкзака на плечах и побежал вслед за автобусом с криком: «В погоню!» Сначала бежать было непривычно и тяжело, но мягкая удобная обувь легко пружинила о мокрый асфальт. Я развил такую скорость, что уже свободно обходил сонный автотранспорт. Всё вокруг меня как будто двигалось в замедленном ритме. Но, увлекшись погоней, я совсем не обращал на это внимания. Вскоре я заметил за поворотом свой автобус, мне показалось, что он слишком медленно двигался по городскому шоссе. Я легко обогнал его. Добежав до следующей остановки, яхотел было уже остановиться, но не тут-то было… Почему-то мои ногипродолжали двигаться, не реагируя на мои команды. Они отказались слушаться меня! Развитие действия – что конкретно произошло. Выделенные слова обозначают основные моменты этой истории.
И тут я понял, виной всему мои новые кроссовки. Они как сапоги-скороходы, повиновались только одной команде. Но какой? «Остановись! Стой! Замри!» – кричал я им, но мой бег не прекращался. «Тормози! Стоп! Прекрати!» – перебирал я в памяти слова, наблюдая, как мимо меня проносятся знакомые здания и улицы. Вот имоя школа бешено промчалась, оставшись где-то далеко позади.«Перестань! Я не хочу!»– все еще кричал я. Но мои ноги мне не повиновались. Кульминация– самый острый момент в развитии действия
Тогда мне пришлось на ходу разуваться… Закончил я свой бег почти за городом. Переобувшись в сменную обувь, я добрался до школы на маршрутном такси. Развязка –заключительное действие, к которому приводит развитие событий.
– Вот вам доказательство! – с этими словами Зябликов достает из пакета кроссовки большого размера. – Кроссовки-самоходы! Надеюсь, вы мне поверите? Заключение

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.