Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Инструкционная карта №. Тема: Изготовление зубчатых колес. Цель занятия: Ознакомление с методами изготовления зубчатых колес. Теоретические материалы



Инструкционная карта №

на выполнение практического занятия по ОП.03. Материаловедение  для обучающихся специальности 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Тема: Изготовление зубчатых колес

Цель занятия: Ознакомление с методами изготовления зубчатых колес

Норма времени: 2 ак. ч.

Оснащение рабочего места:Инструкционная карта, ПК, выход в интернет.

1. Информационное обеспечение обучения: Эрдеди А.А., Эрдеди Н.А. Детали машин. М.; Изд. центр «Академия» 2012 - 288с.

2. Вереина Л.И., Техническая механика. ОИЦ "Академия" 2011,-231с

  3. Покровский Б.С., Скакун В.А. Слесарное дело: Альбом плакатов. – М.: ОИЦ «Академия», 2006-243с

Компетенции, знания, умения и навыки, которыми должны овладеть обучающиеся:ПК.2.1-ПК.2.2., ОК.1-ОК.5

Теоретические материалы

Краткие сведения о методах изготовления зубчатых колес

Существуют следующие способы изготовления зубчатых колес (обра­ботки зубьев):

– литье (без последующей механической обработки зубьев), для совре­менных машин этот способ применяют редко;

– накатка зубьев на заготовке (также без последующей их обработки);

– нарезание зубьев (т. е. зубья получаются в процессе механической обработки заготовки).

Способ изготовления зубчатых колес выбирают в зависимости от их на­значения и по технологическим соображениям.

Для отдельных конструкций машин в массовом производстве применя­ют способ накатки зубьев. Возможны также штамповка, протягивание и. т. д. В этом случае форма инструмента повторяет очертания впадины зубьев). В большинстве же случаев зубчатые колеса изготовляют наре­занием.

Зубья нарезают, как правило, методами копирования и обкатки. Ко­пирование заключается в прорезании впадин между зубьями с помощью тисковой (рис. 2) или пальцевой (рис. 3) фрезы.

Рис. 2. Нарезание зубьев методом ко­пирования дисковой фрезой

Рис. 3. Нарезание зубьев пальцевой фрезой

Обработка зубьев по методу обкатки производится инструментами очертаниями, отличными от очертаний нарезаемых зубьев, долбяком (рис.4 – зуб наружного зацепления, рис.5 – зуб внутреннего зацепления), червячной фрезой (рис.6) или инструментальной рейкой (рис.7):

Достоинством метода обкатки (огибания) является то, что он позволяет одним и тем же инструментом изготовлять колеса с зубьями различное формы. Изменяя относительное расположение инструмента и заготовки на станке, можно получать зубья различной формы и толщины (передачи со смещением).

Обкатка по сравнению со способом копирования обеспечивает боль­шую точность и производительность.

Рис.4. Нарезание зубьев на­ружного зацепления.

Рис.5. Нарезание зубьев внутреннего зацепления

Рис.6. Нарезание зубьев червячной фрезой

Рис.7. Нарезание зубьев инструментальной рейкой

Рис.8. Нарезание зубьев конического колеса

Для достижения высокой точности и малой шероховатости поверхности зубьев после нарезания производится их отделка.

Способы отделки зубьев:

– шлифование – производится методом копирования или обкатки шлифовальным кругом;

– шевингование – выполняется специальным инструментом шевер-шестерней или шевер-рейкой (обкатывая обрабатываемое коле­со, шевер отделывает зубья до требуемых точности и шероховатости поверхности);

– притирка – производится с помощью специального чугунного колеса (притира), находящегося в зацеплении с обрабатываемым колесом.

В зависимости от способа получения заготовки зубчатые колеса подразделяют на литые (рис.9), кованые или штампованные, изготовлен­ные механической обработкой (рис. 10), сварные (рис.11).

Рис. 9. Литое зубча­тое колесо

Рис. 10. Кованое или штампованное

Рис. 11. Сварное зубчатое колесо колесо, механически обработанное

Зубчатые колеса, у которых диаметр впадин незначительно превышает диаметр вала в месте посадки зубчатого колеса, изготовляют за одно целое с валом. Такую конструкцию (рис. 12) называют валом-шестерней. В ос­тальных случаях зубчатое колесо выполняется отдельно, после чего наса­живается на вал.

Рис. 12. Вал-шестерня

Колеса диаметром меньше 400 мм имеют форму диска с выточками (см. рис.9) или без выточек. Чаще всего эти колеса изготовляют из поко­вок. Колеса диаметром более 400-500 мм изготовляют со спицами (рис.13) различного сечения.

Рис. 13. Зубчатое колесо со спицами

При конструировании колеса наиболее важным требованием является его жесткость. Основные соотношения элементов зубчатых колес в зависи­мости от их конструкции приведены в специальных справочниках.

Для экономии высокопрочных дорогостоящих материалов изготовляют сборные конструкции — бандажированные колеса (рис. 14). В этом слу­чае зубчатый венец колеса изготовляют из качественной стали, а централь­ную часть делают из менее дорогого материала (например, чугуна).

Рис. 14. Зубчатый венец бандажированного колеса

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Полная высота зуба в нормальном (нарезанном без смещения) зубчатом колесе равна 9 мм. Чему равен модуль?

1) 2 мм; 2) 2,5 мм; 3) 3 мм; 4) 4 мм.

 

2. Диаметр окружности выступов нормального прямозубого зубчатого колеса равен 110 мм, число зубьев — 20. Чему равен диаметр делительной окружности?

1) 110 мм; 2) 100 мм, 3) 90 мм; 4) 80 мм.

 

3. Сколько зубьев имеет это нормальное прямозубое зубчатое колесо?

1) 80; 2) 85; 3) 90; 4) 95.

 

4. Сколько , зубьев имеет нормальное прямозубое зубчатое колесо с указанными размерами ?

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.