![]()
|
|||||||
Воображение ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Воображение Способность вывести человека за грани реальности, обратить его взоры в прошлое и будущее делает воображение своеобразной «машиной времени», отправляющей индивида в различные, реально существовавшие или предполагаемые эпохи и дающей ему возможность прожить ту или иную жизнь, прочувствовать тот или иной образ. Возникающие при этом эмоционально-чувственные переживания обогащают эмоциональную память. Мы можем воспользоваться ими в нужный момент для придания творчеству нового импульса или иных красок создаваемому произведению так же, как для генерирования идей мы можем задействовать информационные ресурсы памяти. Воображение является важным инструментом проектировочной деятельности и деятельности конструктивной, позволяя без каких-либо негативных последствий выдвигать, создавать, частично корректировать, полностью трансформировать планы, модели явлений или событий. «Прокручивание» в воображении различных вариантов решения проблемы, как правило, помогает остановиться на наиболее оптимальном и продуктивном варианте, а нередко не допустить совершения ошибки. При характеристике воображения мы часто сталкиваемся с понятиями «фантазия» и «мечта». Первое из них используется тогда, когда воображение предлагает образы далёкие от реальности, мало или совсем не связанные с действительностью. Если же эти картины в той или иной степени имеют посыл в будущее, то употребляется второе понятие [2, с. 138-139]. Принято выделять четыре основных вида воображения: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное. При активном воображении личность даёт себе установку на возникновение образов, образы же пассивного воображения могут возникнуть стихийно, помимо желания и волевого усилия самого человека. При продуктивном воображении личность сознательно моделирует действительность, а в процессе репродуктивного воображения некая данность копируется и воспроизводится в том варианте, в каком она есть. Если здесь и присутствует фантазия, то это присутствие фрагментарно [3]. Рассмотрев отношения между мышлением и воображением, Л.С. Выготский отметил: «…тщательный анализ позволил бы нам сказать, что оба они развиваются в единстве, что, в сущности говоря, самостоятельной жизни в развитии того и другого мы не наблюдаем вовсе. Более того, наблюдая такие формы воображения, которые связаны с творчеством, направленным на действительность, мы видим, что грань между реалистическим мышлением и воображением стирается, что воображение является совершенно необходимым, неотъемлемым моментом реалистического мышления. …Существенным для воображения является направление сознания, заключающееся в отходе от действительности в известную автономную деятельность сознания, которая отличается от непосредственного познания действительности. Наряду с образами, которые строятся в процессе непосредственного познания действительности, человек строит ряд образов, которые осознаются как область, построенная воображением. На высоком уровне развития мышления происходит построение образов, которых мы не находим в готовом виде в окружающей действительности» [1, с. 364–365]. Мышление Мышление – психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач с творческим преобразованием действительности [3, с. 667]. Говоря о культуре мышления, невозможно обойти вниманием следующие феномены: рефлексия (рефлексивная культура), интуиция, информационная культура, творчество, культура умственного труда
Речь Речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации [3, с. 675].
Литература
1. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций : хрестоматия по психологии / под ред. А.В. Петровского. – М. : Просвещение, 1977. – С. 361–365. 2. Мартишина Н.В. Становление и развитие творческого потенциала педагога в системе непрерывного педагогического образования. Диссертация на соискание учёной степени доктора педагогических наук. – Рязань, 2009. – 383с. 3. Немов Р.С. Психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 1997. – Кн. 1. – 688 с. 4. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. – М., 1995. – 196 с. 5. Фомин Ю.А. Психология делового общения. – 3 изд., перераб. и доп. – Мн.: Амалфея, 2003. – 448с.
|
|||||||
|