|
|||
Занятие 2Занятие 2 n Способности n Темперамент n Характер Способности С.Л. Рубинштейн обозначил задатки наследственно закреплённой предпосылкой, исходным моментом развития способностей и указал, «что по мере того, как человек на материале определённой системы знания по-настоящему осваивает приёмы обобщения, умозаключения и т.д., у него не только накапливаются определённые умения, но формируются определённые способности»[3, с. 642].Сами же способности он трактовал как пригодность к определённой деятельности. Под способностями понимают психические особенности личности, которые, имея в основе природные задатки, сами врождёнными не являются, а выступают результатом развития. Способности обнаруживаются в конкретной деятельности, а та в свою очередь не может осуществляться без их наличия. Классификация способностей.Способности подразделяются на биологически обусловленные, то есть природные (естественные) и специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение. Способности, влияющие на жизнь и социальное развитие человека, можно, в свою очередь, подразделить на общие, способствующие достижению личностью успехов в самых разных областях жизнедеятельности, и специальные, имеющие выход в специфические виды деятельности (музыкальные, художественно-творческие, лингвистические и т. п.). Часто общие и специальные способности существуют и развиваются, дополняя и обогащая друг друга [2, с. 376].Кроме того, к данной паре добавляют индивидуальные (единичные) способности, характерные для отдельного человека. В другой классификации способностей они подразделяются на теоретические и практические способности. Теоретические способности предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям. Практические способности предопределяют склонность человека к конкретным, практическим действиям [2, с.376] В другой классификации способности подразделяют в зависимости от содержания деятельности способности на: · интеллектуальные способности (определяют возможности человека познавать и понимать предметы и явления окружающей действительности) · художественные (или экспрессивные) способности (проявляются в музыкальном, художественном, литературном творчестве, эстетическом вкусе) · социальные (выражаются в характере и успешности взаимодействия и общения с людьми) · инструментальные (обуславливают прикладные навыки, умения искусно обращаться с инструментами и материалами) · физические (предполагают успешность физического труда, занятий спортом) [1, с. 43] Важнейшими способностями современного педагога принято считать следующие способности: · дидактические · организаторские · перцептивные · суггестивные · аналитические · рефлексивные · коммуникативные · творческие (креативные) · научно-познавательные (научно-исследовательские) · актёрские Темперамент –динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, интенсивности и других характеристиках[2. с. 680].Влияет на жизнь и индивидуальный стиль деятельности человека.
|
|||
|