Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Занятие 2



Занятие 2

n Способности

n  Темперамент

n  Характер

Способности
           
Б.М. Теплов и его последователи рассматривают способности, прежде всего, как индивидуально-психологические различия между людьми. С точки зрения учёного, под способностями «разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идёт о свойствах, в отношении которых все люди равны. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношения к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека» [4, с.10].В работе «Проблемы индивидуальных различий» Б.М. Теплов отметил, что в основе развития способностей находятся задатки – врождённые анатомо-физиологические особенности. Он подчеркнул, что, приняв за основу утверждение «способности существуют в развитии», следует принять и другое утверждение: развитие осуществляется в теоретической и/или практической деятельности.

С.Л. Рубинштейн обозначил задатки наследственно закреплённой предпосылкой, исходным моментом развития способностей и указал, «что по мере того, как человек на материале определённой системы знания по-настоящему осваивает приёмы обобщения, умозаключения и т.д., у него не только накапливаются определённые умения, но формируются определённые способности»[3, с. 642].Сами же способности он трактовал как пригодность к определённой деятельности.

        Под способностями понимают психические особенности личности, которые, имея в основе природные задатки, сами врождёнными не являются, а выступают результатом развития. Способности обнаруживаются в конкретной деятельности, а та в свою очередь не может осуществляться без их наличия.

Классификация способностей.Способности подразделяются на биологически обусловленные, то есть природные (естественные) и специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение. Способности, влияющие на жизнь и социальное развитие человека, можно, в свою очередь, подразделить на общие, способствующие достижению личностью успехов в самых разных областях жизнедеятельности, и специальные, имеющие выход в специфические виды деятельности (музыкальные, художественно-творческие, лингвистические и т. п.). Часто общие и специальные способности существуют и развиваются, дополняя и обогащая друг друга [2, с. 376].Кроме того, к данной паре добавляют индивидуальные (единичные) способности, характерные для отдельного человека.

В другой классификации способностей они подразделяются на теоретические и практические способности.  Теоретические способности предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям. Практические способности предопределяют склонность человека к конкретным, практическим действиям [2, с.376]

В другой классификации способности подразделяют в зависимости от содержания деятельности способности на:

· интеллектуальные способности (определяют возможности человека познавать и понимать предметы и явления окружающей действительности)

· художественные (или экспрессивные) способности (проявляются в музыкальном, художественном, литературном творчестве, эстетическом вкусе)

· социальные (выражаются в характере и успешности взаимодействия и общения с людьми)

· инструментальные (обуславливают прикладные навыки, умения искусно обращаться с инструментами и материалами)

· физические (предполагают успешность физического труда, занятий спортом) [1, с. 43]

       Важнейшими способностями современного педагога принято считать следующие способности:

· дидактические

· организаторские

· перцептивные

· суггестивные

· аналитические

· рефлексивные

· коммуникативные

· творческие (креативные)

· научно-познавательные (научно-исследовательские)

· актёрские

Темперамент –динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, интенсивности и других характеристиках[2. с. 680].Влияет на жизнь и индивидуальный стиль деятельности человека.   



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.