|
|||
Задание на 11.11.2020 Группа 92Задание на 11.11.2020 Группа 92 Предмет: История Тема:Толерантность как решение проблем безопасности мира Задание .Прочитать текст, и выписать проблемы толерантности в мире . отправить ilishkins@bk.ru Формирование установок толерантного сознания, веротерпимости и миролюбия, профилактика различных видов экстремизма имеют для многонациональной России особую актуальность. Сегодня россияне еще далеки от толерантного поведения, что выражается в следующих умонастроениях: озлобление против руководства страны, ненависть к приезжим, презрение к инвалидам, желание искоренить «нетрадиционные религии» и многое другое. Усугубляет положение тот факт, что мы живем в век быстрого развития коммуникации, крупномасштабных миграций населения и мобильности, поэтому эскалация нетерпимости и национальных конфликтов потенциально угрожает каждому представителю той или иной культуры. От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, ибо она носит глобальный характер. Социальные, экономические, политические, культурные обстоятельства, влияние мировых и общероссийских тенденций в области миграции способствуют дальнейшему повышению этнического и конфессионального многообразия населения нашей страны со всеми вытекающими отсюда последствиями. Эти последствия могут иметь разный характер. В этой связи возникает проблема регулирования их влияния на различные стороны жизни граждан посредством проведения политики, основанной на принципах толерантности, взаимного уважения национальных и религиозных ценностей, традиций и убеждений. Толерантность, таким образом, является важнейшим условием нахождения компромиссов, преодоления конфликтов. Понятие «толерантность» по смысловой насыщенности значительно шире, нежели просто «терпимое отношение». Это своеобразная этическая доктрина современности, претендующая на центральное место в «оси координат» XXI века. Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином. Толерантность - это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства. Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного), демократии и правопорядка. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим. Анализ проблемы толерантности показывает, сколь широки интерпретации этого понятия - от медицинских и экологических до социально-политических и духовных. Все эти интерпретации имеют свои основания. В специфике российской ситуации на передний план выдвигается проблема терпимости как основы демократического процесса. И здесь встает немало сложных теоретических вопросов. Главный из них состоит в следующем: означает ли толерантность как выражение сущности демократической ментальности терпимость абсолютно ко всем явлениям? Вопрос закономерный, так как терпимость ко всему может привести к разрушению самой демократии. Если же толерантность включает в себя лишь момент определенной нетерпимости, то не означает ли это, что она отрицает тем самым самое себя? Как представляется, адекватное толкование толерантности возможно лишь в том случае, если принимается во внимание ее конкретное содержание. Одно дело - толерантность в структуре межрелигиозных отношений, другое - толерантность в идеологической сфере. Особая проблема толерантности - в структуре научного мышления. Смешение различных видов ментальности может иметь поистине трагические последствия. Если религии и идеологии дают свои ответы на вопросы, которые не имеют однозначных решений, то в науке два взаимоисключающих ответа на один вопрос представляются несовместимыми. Толерантность как тип индивидуального и общественного отношения к социальным и культурным различиям, как терпимость к чужим мнениям, верованиям и формам поведения можно рассматривать в качестве одного из фундаментальных признаков цивилизованности, уровня политической культуры. Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к природе толерантности. Исторически толерантность - духовное, а не физиологическое явление - осмысливается и получает свое определение как реакция на последствия мировоззренческого конфликта, становящегося предпосылкой религиозных войн. Эмоционально декларируемый принцип толерантности сегодня нередко сводится лишь к возбуждению сочувствия к людям иной этнической, религиозной принадлежности либо к выявлению несоответствия тех или иных общепризнанных прав человека реальной политике в конкретном государстве. Такой эмпирический подход ведет к смешению нетолерантности с различными видами дискриминации. Толерантность требует видения общественной жизни как позитивного целого. Понимание этого целого и есть объективное основание подлинной толерантности. Толерантность - это не беспринципность, не социальный эклектицизм; это глубинное понимание необходимости иного, различий и особенностей как моментов целого. Нетолерантность - это игнорирование истины социальной жизни. В отличие от толерантности дискриминация - это искусственное культивирование особенностей, оправдывающих ограничение прав, возможностей экономической, социальной, политической и духовной активности, вытеснение, подавление иного субъекта. Дискриминация основана на субъективной воле, устанавливающей такую иерархию ценностей, которая ставит в привилегированное положение определенного субъекта. Толерантность имеет свой механизм самореализации. Член общества как гражданский субъект удостоверяет свое достоинство через признание достоинства иного. В обществе социальной дискриминации складывается атмосфера равнодушия к универсальным критериям оценки достоинств человека. Если даже они признаются на словах, индивиды продолжают стремиться использовать возможности своего положения для получения привилегий за счет других. Существует и нравственный аспект этой проблемы: социальному достоинству не учат в семье, оно не формируется и в системе образования. В итоге граждане видят в качестве реалий лишь свои естественные и социальные различия и не видят своей универсальной сущности. В целях мобилизации общественности, привлечения внимания к опасностям, кроющимся в нетерпимости, и укрепления приверженности и активизации действий в поддержку поощрения толерантности и воспитания в ее духе 16 ноября провозглашен ежегодно отмечаемым Международным днем, посвященным толерантности. В сентябре 1999 года Генеральная Ассамблея ООН приняла «Декларацию и Программу действий в области культуры мира». Культура мира является сочетанием ценностных установок, мировоззренческих взглядов, традиций, типов поведения и образов жизни, основанных на уважении к жизни, прекращении насилия и поощрении ненасилия и практическом отказе от насилия через посредство образования, диалога и сотрудничества. В нашей стране исполнение международных нормативных документов регулируется Конституцией РФ, которая гласит: «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни» . Различные проявления интолерантности законодательно пресекаются Уголовным Кодексом РФ . Статья 282 УК возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства. Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации, - наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет. В 2002 году в УК РФ статьей 282 введено наказание за организацию экстремистского сообщества. Создание экстремистского сообщества, то есть организованной группы лиц для подготовки или совершения по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет. Участие в экстремистском сообществе - наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Для практического решения задач укрепления толерантности Постановлением Правительства РФ была утверждена Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» на 2001-2005 годы. Целью Программы являлось формирование и внедрение в социальную практику норм толерантного поведения, определяющих устойчивость поведения отдельных личностей и социальных групп в различных ситуациях социальной напряженности как основы гражданского согласия в демократическом государстве. Программа позволила обеспечить внедрение в социальную практику норм толерантного поведения, возможность эффективного противодействия проявлениям экстремизма в обществе, гибкого опережающего реагирования на изменение социально-политической ситуации в России и создание основы для снижения социальной напряженности. Программа предполагала широкое участие в ее реализации общественных объединений и иных организаций, разделяющих принципы гражданского общества, и, прежде всего, принцип толерантности. На уровне субъектов РФ также принимаются и осуществляются различные программы, большинство из которых направлено на преодоление этнической интолерантности, т.е. расовой неприязни. Например, начала реализовываться «Программа гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге на 2006 – 2010 годы» (постановление Правительства Санкт-Петербурга от 11.07.2006 № 848). В г. Мурманске по инициативе муниципального учреждения «Центр социальной помощи семье и детям Мурманска» реализуется программа «Толерантность как образ жизни». Занятия в первую очередь направлены на семьи вынужденных переселенцев, находящихся в трудной жизненной ситуации. Для достижения целей специалисты Центра используют тренинги, семинары, социальное сопровождение семей. Авторы программы считают, что воспитать детей, умеющих жить в многонациональном, многоконфессиональном, да и просто в очень многоликом мире - одна из задач, стоящих сейчас перед обществом. Несмотря на начавшиеся разработки и реализации программ по формированию установок толерантного поведения, все еще существует потребность внедрения методов и организационных механизмов мониторинга, разработки и внедрения системы учебных программ и тренингов для самых разнообразных категорий граждан. Кроме того, необходимы разработки программ, охватывающих субъектов общества на уровне не только отдельной личности, но и семьи, социальных групп и общества в целом. С точки зрения правозащитников, необходимые шаги для преодоления нетерпимости в обществе – обеспечение равного доступа к охране здоровья, образованию, социальному обеспечению, реализации права на жилище для всех без какой-либо дискриминации, в том числе по признаку наличия регистрации по месту жительства; регулирование миграционных процессов, приводящих к различным формам этнической дискриминации представителей меньшинств и мигрантов. Необходимо освещать события в СМИ так, чтобы отражать, помимо прочего, точку зрения и мнение групп, которые являются или могут стать объектом национальной дискриминации и расизма. Соответственно в новом свете встает проблема толерантности. Толерантность должна быть осмыслена сегодня не только как ориентация сознания, но и как образ жизни. В условиях, когда любительский этап российской демократии подходит к своему завершению, усвоение такой ментальности становится ключевой предпосылкой адекватного ответа на вызовы грядущего тысячелетия.
|
|||
|