Конструкт урока музыки
Конструкт урока музыки
Дата: 09.11
Класс: 2 ФИО учителя класса: УМК: Школа России Тема: Метроритм. Длительности и паузы в простых ритмических рисунках. Планируемые результаты Личностный: проявляют интерес к уроку музыки, имеют мотивацию к учебной деятельности; принимают социальную роль обучающегося; осознают особенности деятельности композиторов, исполнителей, слушателей; проявляют умения сопереживать, чувствовать музыкальное произведение; проявляют чувство сопричастности к общему делу в процессе пения. Метапредметные в том числе результаты коррекционной работы: демонстрируют регулятивные УУД (оценивают воздействие музыкального сочинения на собственные чувства и мысли, ощущения /переживания/ других слушателей; проявляют самоконтроль, саморегуляцию: способны к мобилизации сил и энергии); познавательные УУД (умеют устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы); коммуникативные УУД (умеют полно и точно высказывать свои мысли; учитывать разные мнения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; умеют понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; умеют сотрудничать с учителем и сверстниками); Воспринимают информацию с опорой на анализаторы (зрительный, слуховой). Предметные: демонстрируют знания в определении ритма и метроритма; имеют понятие о знаках, которыми обозначаются пауза в мелодии, четверть, восьмая и половинная длительности; умение исполнять куплеты музыкального новогоднего произведения “Новогодняя песня” в исполнении В. Богатырёва и А. Кукушкиной. Слушание музыки: определяют ритм музыкального произведения, его темп Игра на детских музыкальных инструментах: имеет представления о приемах игры на народных инструментах, имеет первоначальные навыки игры в ансамбле, владеет основами игры в инструментальном ансамбле. Хоровое пение: соблюдает при пении певческую установку, используют в процессе пения правильное певческое дыхание; поют преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употребляют твердую атаку в зависимости от образного строя исполняемой песни, поют доступным по силе, не форсированным звуком; ясно выговаривают слова песни, поют гласные округленным звуком, отчетливо произносят согласные; используют средства артикуляции для достижения выразительности исполнения. Цель:развитие регулятивных УУД в процессе слушания и исполнения музыкального новогоднего произведения. Задачи: Воспитательная: воспитывать интерес к уроку музыки, мотивацию к учебной деятельности; принятие социальной роли обучающегося; особенности деятельности композиторов, исполнителей, слушателей; проявляют умения сопереживать, чувствовать музыкальное произведение; проявляют чувство сопричастности к общему делу в процессе пения. развивающая: развивать регулятивные УУД (учить оценивать воздействие музыкального сочинения на собственные чувства и мысли, ощущения /переживания/ других слушателей; учить проявлять саморегуляцию, самоконтроль: проявлять мобилизацию сил и энергии); познавательные УУД (учить устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы); коммуникативные УУД (учить полно и точно высказывать свои мысли; учитывать разные мнения; учить договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учить понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; учить сотрудничать с учителем и сверстниками); Учить воспринимать информацию с опорой на анализаторы (зрительный, слуховой). Образовательная: формировать знание определения ритма и метроритма; научить знакам, которыми обозначаются паузы в мелодии, четверть, восьмая и половинная длительности; умение исполнять куплеты музыкального новогоднего произведения “Новогодняя песня” в исполнении В. Богатырёва и А. Кукушкиной. Слушание музыки: формировать понимание ритма музыкального произведения, его темп. Игра на детских музыкальных инструментах:дать представления о приемах игры на народных инструментах, обучить первоначальным навыкам игры в ансамбле и основам игры в инструментальном ансамбле. Хоровое пение: формировать представление о соблюдении при пении певческой установки, использовании в процессе пения правильного певческого дыхания; представление о пении преимущественно с мягкой атакой звука; представление об употреблении твердой атаки в зависимости от образного строя исполняемой песни; формировать представление о пении доступным по силе, не форсированным звуком; развивать умение ясно выговаривать слова песни; формировать представление о пении с гласным округленным звуком, об умении отчетливо произносить согласные; формировать представления о средствах артикуляции для достижения выразительности исполнения. Принципы обучения и воспитания Принципы обучения: -принцип научности; -принцип деятельности; -принцип наглядности; -принцип последовательности и систематичности; -принцип психологической комфортности; -принцип целесообразности; -принцип доступности; -принцип индивидуального подхода; -принцип связи с жизнью; -принцип вариативности; -принцип сознательности и активности. Принципы воспитания: -создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема; -воспитание через взаимодействие; -формирование личностного стиля и взаимоотношений со сверстниками и педагогом. Методы обучения и воспитания Методы обучения -По источнику получения знаний: словесные (беседа, объяснение); наглядные; практические (упражнения). -По дидактическим целям: методы приобретения новых знаний; методы формирования умений и навыков, применения знаний. -Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:(словесные, практические, проблемно-поисковые). -Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: (методы развития познавательного интереса). Методы музыкального образования -Методы музыкального восприятия: наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, словесный и практический. -Метод создания композиций (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах) -Метод музыкального обобщения -Метод сопереживания музыке -Метод разучивания песни: прослушивание песни, прохлопывание длительностей и ритма с проговариванием текста песни в ритме. Методы воспитания: -методы формирования социального опыта детей: (педагогическое требование, упражнение); -методы осмысления детьми своего социального опыта: (беседа). Дидактические средства -Демонстрационный материал: аншлаги, презентация. -Индивидуальные: детские музыкальные инструменты: бубны, ложки; карточки с текстом песни для домашней работы. Формы организации деятельности обучающихся:фронтальная, парная, индивидуальная. Список использованных источников 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2016. – 33 с. 2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития Реестр примерных основных общеобразовательных программ, Министерство образования и науки Российской Федерации. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15) 3. Рабочая программа учебного предмета «Музыка» школы № 27 с интернатом, разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации» (с изменениями и дополнениями),с Федеральным государственным стандартом начального общего образования(с изменениями и дополнениями),, примерной основной образовательной программой начального общего образования, расположенной на сайте «Реестра примерных основных программ Министерства образования и науки РФ», одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15). Тип урока: открытие нового знания и способов действий План урока: 1.Мотивация к учебной деятельности (2 мин) 2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы и постановка учебных задач. (10 мин) 3.Решение проблемы. (12 мин) 4.Первичное закрепление. (8 мин) 5. Организация самостоятельной работы. (9 мин) 6. Информация о домашнем задании. (2 мин) 7. Рефлексия учебной деятельности. (2 мин)
Ход урока
Музыкальное приветствие. «Здравствуйте, ребята….»
Я очень рада встречи с вами и сегодня у вас снова интересный и познавательный урок. Кто готов к уроку, сядьте правильно (Выполнили) -А теперь, чтобы настроиться на предстоящую деятельность, давайте подарим друг другу хорошее настроение, но не как обычно, на словах, а с помощью ладоней. Повернитесь к своему родителю. Сейчас вам нужно будет поочерёдно коснуться пальцами рук со своим соседом и улыбнуться ему. Начинаем выполнять такое упражнение с больших пальцев и проговаривая слова: Слайд 1 – Ладонь, а на ней слова -Желаю (соприкасаются большими пальцами);
-Успеха (указательными);
-Большого (средними);
-Во всём (безымянными);
-И везде (мизинцами);
-Добрый день! (прикосновение всей ладонью) -Давайте теперь сделаем это все вместе. (Выполнили) -Отлично, ребята! Я хочу пожелать вам, чтобы на нашем занятии вы были такими же дружными и активными.
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы и постановка учебных задач Задача: повторить изученный материал, необходимый для изучения нового знания, сформулировать тему и задачи урока.
-Ребята, давайте вспомним, что такое интонация? (Интонация – это выражение чувств и настроений в музыке посредством музыкальных звуков) -Назовите музыкально-речевые интонации.( интонация вопроса, интонация ответа)
-Хорошо, а сейчас для закрепления полученных знаний с прошлого урока, послушаем песню “Кто пасётся на лугу?” А.Н.Пахмутовой.
Слушаем песню“Кто пасётся на лугу?” А.Н.Пахмутовой.
-Какое настроение вызывает у вас эта песня?
Ответ детей….. -О чём поётся в данной песне? (О том, кто пасётся на лугу-коровы) -Почему в песне поётся “Пейте дети молоко – будете здоровы”?
Ответ детей….. -Хорошо.
Ребята, сейчас я предлагаю вам отгадать тему урока. А сделаем мы это с помощью фортепьяно. Есть ноты долгие – они тянутся и есть короткие. А как же мы можем узнать, когда нота долго звучит? (Сыграть на фортепьяно) -Верно. Долгие ноты звучат так. (Играю долгую ноту) -А короткие ноты звучат так. (Играю короткую ноту)
-А сейчас будьте внимательными, я буду играть ноту, а вы внимательно слушать, и отвечать, какая это нота по длительности. Договорились? (Да) Играю долгую ноту -Какая это нота? (Долгая) -Верно. Играю короткую ноту -А это? (Короткая нота) -Молодцы. Ребята, тема урока будет такой: “Метроритм. Длительности и паузы в простых ритмических рисунках”.
А вы знаете, что у каждого музыкального звука есть длительность? (Нет) -А что такое длительность? -Длительность, ребята, – это продолжительность звучания ноты. Длительности бывают целыми, половинными, четвертными и восьмыми. Так же, есть паузы. бывают целыми, половинными, четвертными и восьмыми. Слайд 2 – Длительности
Прохлапываю длительности и считаю
-Ребята, а вы когда-нибудь играли на настоящих инструментах? (Ответы детей) -А на каких инструментах вы играли? (Ответы детей)
-Ребята, у нас сегодня есть возможность поиграть на детских музыкальных инструментах, но – как настоящие музыканты. Нам понадобятся ложки или детская дудка. Давайте вы будет играть на ложках. Разучим с вами ритм. А кто знает, что такое ритм? (Ответы детей) Ритм – это последовательность длительностей – звуков и пауз, но отдельно. А метроритм – это объединение длительностей.
Метр – греческое происхождение (означает «мера»). Метр – непрерывное чередование сильных и слабых долей. Вслушиваясь в музыкальное произведение, мы ощущаем равномерность. Это напоминает, жизненные процессы в организме человека (сердцебиение, дыхание).
Ритм – чередование звуков различной длительности в их последовательности, образующих ритмический рисунок. Ритм – один из основных элементов выразительности мелодии. Любое неточное исполнение ритмического рисунка приводит к искажению самой мелодии. Метр и ритм неразрывно взаимосвязаны – понятием метроритм.
Для обозначения нот разных по длительности используются такие знаки, как овал, он бывает закрашен или нет, вертикальная палочка - штиль, может добавляться хвост.
Учитель рисует на доске знаки, которыми обозначаются ноты, разные по длительности звучания
-Смотрим на доску и будем играть две 4-тных длительности звука и половинную. Четверть просчитывается так: Раз и следующая четвертная Два и… . Обозначается вот так. Закрашенный овал со штилем. (Рисую)
РАЗ И ДВА И
-А половинная длительность считается вот так: Раз и два и… . Обозначается так. Не закрашенный овал со штилем. (Рисую)
РАЗ И, ДВА И ( Играем одну ноту, а считаем РАЗ И, ДВА И )
-А паузу обозначим вот так. Волнистой вертикальной линией. Когда изображаем паузу жестом – тогда разводим руки и слышим пустой звук. (Рисую)
на счет РАЗ И (молчим, тишина)
-Давайте сначала прохлопаем ритм ладонями, а затем уже на инструментах. Приготовились, начинаем. (Прохлопали по примеру на доске ) -Теперь возьмите музыкальные инструменты. Играют ложки и приговариваем
РАЗ И, ДВА И; РАЗ И ДВА И; РАЗ И ДВА И; РАЗ И, ДВА И;
РАЗ И, ; РАЗ И, ДВА И; РАЗ И,
-Теперь возьмите музыкальные инструменты. Играют ложки и приговариваем ПО КАРТИНКЕ Начинаем
(Сыграли - под счёт) -Молодцы!
-Как вы считаете, мы с вами разобрали определение понятия метроритм? (Да) -Что это такое? -А разобрали длительности и паузы в изученном ритме? (Да) -Какие длительности мы выучили? (Четвёртую, восьмую, половинную) -Значит, мы освоили данную тему? (Да)
-Ребята, сейчас я предлагаю вам отдохнуть. Встаньте со своих мест, чтобы вам было комфортно двигаться.
Слушаем песню «Алфавит» Паулс
-Какие звуки по длительности использованы песне? Короткие , длинные, а
были ли паузы? -Какое настроение? -О чем эта песня? Разучим с вами 1 куплет песни, но вначале прохлопаем ее под музыку
-Ребята, наш урок подходит к концу. У вас на партах лежат у каждого по 3 смайлика. Радостный, грустный и нейтральный. Поднимите тот смайлик, который соответствует вашему настроению на сегодняшнем уроке и объясните, почему вы его выбрали. (Подняли)
-Спасибо вам за работу, вы большие молодцы! Урок музыки окончен, можете готовиться к следующему уроку.
|