Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема 6.2 Общие сведения о генеральном плане промышленного здания



Тема 6.2 Общие сведения о генеральном плане промышленного здания

 

Населенные пункты в зависимости от численности людей, проживающих на их территории, преобладающего характера занятий населения, административно-культурного и производственного при-знака делят на города, поселки городского типа, сельские населенные пункты. В соответствии со СНиП II-60-75** «Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных мест» поселки и города делят на три основные группы в зависимости от численности их населения (табл. 18.1).

Города по своему народнохозяйственному профилю (преобладающей народнохозяйственной функции) делят на промышленные, портовые, курортные, города - железнодорожные узлы, научные центры и др. По административно-политическому и культурному значению среди городов выделяются столичные города, административные центры краев, областей, округов и районов, а также города республиканского, краевого, областного и окружного подчинения.

Каждый шестой житель планеты проживает в городе с населением более 1 млн. жителей. Таких городов уже сейчас более 150. Почти столько же людей проживает в крупнейших и больших городах. Продолжающаяся концентрация жителей в городах становится одним из наиболее типичных явлений нашего времени.

Процесс индустриализации в нашей стране и техническое перевооружение сельского хозяйства сопровождаются быстрым ростом городского населения. В 1913 г. его насчитывалось 28,5 млн., а в 1975 г. оно составило 157,9 млн. человек, или 62% всего населения страны. Только с 1940 по 1976 г. создано 40 новых городов с населением более 50 тыс. человек в каждом, причем этот процесс особенно характерен для районов Дальнего Востока, Севера и Сибири, где активно осваиваются природные ресурсы.

Планировочная структура определяется в зависимости от характера основной производственной деятельности, климатических условий, рельефа местности, географического местоположения города и др. При этом выделяют две основные схемы: компактную и рассредоточенную. На рис. 18.1 показан пример планировочной структуры города с компактной схемой.

Строительство новых и расширение существующих населенных мест, а также проектная численность их населения устанавливаются плановыми органами на основе перспективных планов развития народного хозяйства и рационального размещения производительных сил страны. Проектирование населенных мест и их строительство осуществляются на основе генеральных планов с учетом действующих норм с взаимной увязкой социально-экономических, архитектурно-строительных, санитарно-гигиенических и инженерно-технических задач на перспективный срок 20 лет и более и на первую очередь строительства (5 лет).

Планировочные районы при составлении генерального плана населенного места включают в свой состав систему мероприятий, к которым относятся: наиболее благоприятное размещение на территории комплекса жилых домов, общественных зданий, производственных и хозяйственных предприятий и других элементов населенных мест; рациональная организация рельефа местности; создание системы культурно-бытового обслуживания; оснащение инженерными сетями и оборудованием; архитектурно-художественное решение отдельных ансамблей и населенного места в целом. Все эти мероприятия неразрывно связаны между собой и решаются комплексно с учетом экономических требований.

Проектированию населенных мест обычно предшествует всестороннее изучение природных и экономических условий района строительства и технико-экономических сравнений возможных вариантов его расположения. Для этого широко используют вычислительную технику.

 

Территория города по своему функциональному назначению делится на следующие зоны:

- селитебную (жилую), на которой размещаются жилые и общественные здания, парки, скверы, бульвары, а также обслуживающие население коммунально-бытовые предприятия, не выделяющие вредных отходов;

- промышленную, на которой располагаются промышленные предприятия и связанные с ними транспортные сооружения и склады;

- коммунально-складскую, где размещаются транспортные сооружения (автобусные и трамвайные парки, гаражи и др.), сооружения водопровода и канализации, а также склады торговых и хозяйственных организаций с обслуживающими их железнодорожными ветками и автомобильными дорогами;

- внешнего транспорта, где располагаются железнодорожные станции, портовые сооружения, аэродромы, морские и речные вокзалы.

На территориях, прилегающих к городам, следует предусматривать организацию прилегающих зон, предназначенных для использования в качестве резервов последующего развития города и для размещения объектов их хозяйственного обслуживания, а также зеленых зон, предназначенных для организации отдыха населения, улучшения микроклимата, санитарно-гигиенических условий.

Взаимное расположение зон должно обеспечивать их хорошую связь, так как город следует рассматривать как единый «организм», предназначенный для создания проживающему в нем населению на-иболее благоприятных условий деятельности и быта, т. е. главным должен быть принцип советского градостроительства — «город для человека». Кроме того, предусматривается возможность дальнейшего развития города.

В зависимости от размеров города и места его расположения отдельные зоны могут быть в одном или нескольких разобщенных местах. На рис. 1 показан пример зонирования городской за-стройки.

При проектировании городов необходимо учитывать также направление господствующих ветров, что особенно важно при определении взаиморасположения промышленных и селитебных зон. Для этого используют «розу ветров» (рис. 2), на которой дано распределение в долях направлений ветров по странам света в течение расчетного периода (по данным многолетних наблюдений) для определенного района.

Селитебная зона делится на городской центр, жилые районы и входящие в их состав микрорайоны. Городской центр включает обычно главную площадь, на которой размещаются учреждения обще-городского назначения. Жилые районы формируются в зависимости от размера города, этажности застройки и других местных условий. В общественном центре района размещают административные здания районного значения, культурно-бытовые учреждения периодического пользования.

Микрорайон является основной структурной единицей жилой застройки и представляет собой комплекс с полным составом культурно-бытовых учреждений и предприятий повседневного обслужива-ния.

Оптимальная численность населения микрорайона от 3 до 4 тыс. человек при малоэтажной застройке и площади территории 15...20 га и от 6 до 8 тыс. человек при многоэтажной застройке и площади территории 20...30 га. На рис. 18.4 дан пример планировки жилого микрорайона.

Микрорайоны располагают на территориях, не пересекаемых транспортными магистралями, и обеспечивают лишь проездами для обслуживания нужд микрорайона.

Между зданиями должны соблюдаться расстояния, называемые разрывами, минимально допустимые величины которых определяются санитарными и противопожарными нормами.

Санитарные разрывы устанавливают в зависимости от высоты более высокого здания (H) и должны быть: между торцами зданий, имеющими окна, — не менее 12 м, не имеющими окон — согласно про-тивопожарным нормам; между длинными сторонами и торцами здания — не менее 12 м; между односекционными домами от 5 этажей и выше, а также домами башенного типа — не менее 1,5 Н (но не менее 30 м).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.