|
|||
Создание Ассамблеи народа Казахстана (АНК) – общественного института согласия и единения народов Казахстана, консультативного и совещательного органа при Президенте.2."Концепция формирования государственной идентичности Республики Казахстан". Доктрина национального единства Казахстана. "Концепция идентичности и единства народа Казахстана": задачи и принципы. 26 октября 2009 года на XV сессии Ассамблеи народа Казахстана Президент РК Нурсултан Назарбаев заявил о необходимости принятия Доктрины национального единства Казахстана, проект которой до этого был разработан и роздан для ознакомления участникам данного мероприятия. Очевидно, что на фоне антикризисной деятельности государства и его органов возникла необходимость не только решить обострившиеся в условиях кризиса социальные и экономические проблемы и вопросы, но и сохранить и продолжать укреплять стабильность и согласие в обществе. По словам Главы государства, «.. .те страны, которые сохраняют сплоченность и единство нации, успешнее противодействуют кризису, развиваются стабильно и достигают новых вершин» [28].
Что касается самой Доктрины национального единства Казахстана, то она представлялась Президенту, во-первых, как обобщение уже имеющегося достаточного опыта по линии укрепления гражданственности, межэтнического и межконфессионального согласия и т. д. Во-вторых, как основа для реализации среднесрочных и долгосрочных стратегий национальной политики и дальнейшего укрепления политической стабильности в стране. И, в-третьих, с точки зрения ответов на следующие три вопроса: При этом Президент сам и ответил на эти свои вопросы. Прежде всего национальное единство он отождествил с сообществом сплоченных этнических, религиозных и других социокультурных групп, проживающих в Казахстане. Кроме того, с учетом зарубежного опыта, данное единство предполагает совместное созидание общего государства, толерантность, гражданство и обязательное знание государственного языка соответствующей страны. Вместе с тем Глава государства дал понять, что движение казахстанского общества в данном направлении идет и торопиться здесь не следует. Укрепление национального единства, по мнению Назарбаева, важно с точки зрения обеспечения внутренней и внешней безопасности Казахстана и, как следствие, поступательного развития страны и поддержания благополучия всех граждан. Наконец, в основу национального единства Президент отнес следующие три фактора: 1) общая для всех казахстанцев история, включая ее драматические страницы; 2) общие для всех этносов республики ценности и традиции, включая почитание старших, уважение к семье, заботу о детях, радушное гостеприимство, добрососедство и т. д.; 3) общее будущее. Сама Доктрина национального единства Казахстана была доработана и одобрена на состоявшемся 19 апреля 2010 года заседании Совета Ассамблеи народа Казахстана (АНК). В первую очередь этот документ исходит из того, что на современном этапе развития Казахстана достигнутые за годы его независимости общественное согласие и межэтническая толерантность должны перейти на качественно новый уровень — национальное единство, основанное на признании общей для всех граждан системы ценностей и принципов. В качестве же таковых принципов доктрина устанавливает следующие.
«Одна страна — одна судьба». В основе данного принципа лежит осознание общности судьбы каждого гражданина и его Родины — Республики Казахстан. Тем самым национальное единство базируется на высокой степени соотнесения гражданами себя, независимо от своей этнической и иной принадлежности, с Казахстаном и его будущим. Как следует из доктрины, «Наша великая цель — независимо от своего этнического происхождения, сплотиться и стать Великой Нацией, бережно сохранив и передав нашим потомкам самое дорогое, что у нас есть — суверенный и независимый Казахстан. Во имя этого мы должны преодолеть все предрассудки и надуманные барьеры, которые до сих пор мешают нашему единству» [30].
«Разное происхождение — равные возможности». Данный принцип национального единства предполагает равенство возможностей для всех граждан республики, независимо от их этнической принадлежности, вероисповедания, социального положения и иных признаков. В связи с этим он исключает наличие у казахстанцев изначальных преимуществ друг перед другом. При этом реализация этого принципа, в частности, предполагает: а) дальнейшее совершенствование механизмов реализации гражданского равноправия; б) ускоренное формирование среднего класса как социальной базы укрепления национального единства; в) обеспечение равного уровня жизни и культуры сельских жителей и горожан, а также коренных граждан республики и вновь прибывших из-за рубежа соотечественников (оралманов).
«Развитие национального духа». Данный принцип основан на укреплении и развитии «Духа Нации» как объединяющего и укрепляющего начала. Его реализация, в частности, включает в себя такие моменты, как: а) приоритетность развития и распространения государственного языка как важнейшего фактора укрепления национального единства. При этом овладение государственным языком признается долгом и обязанностью каждого гражданина республики; б) сохранение и укрепление традиций, духовных и нравственных ценностей и мировоззренческих устоев, нацеленных на сплоченность нации, государства, общества и семьи; в) забота о национальных ценностях и достоянии; г) воспитание молодого поколения в духе взаимного уважения, патриотизма, честного служения Родине и своему народу; д) постоянное совершенствование каждым гражданином своих знаний, навыков, способностей, профессионализма и конкурентоспособности; е) совместная последовательная работа граждан по дальнейшей модернизации всех сфер жизнедеятельности общества; ж) создание интеллектуальной нации как залога успешной конкурентоспособности Казахстана.
В то же время рассматриваемая доктрина прежде всего не раскрывает сущности такого основополагающего понятия, как «нация». В связи с этим она не дает ответа на вопросы, что такое нация, каковы ее критерии, есть ли она вообще в Казахстане или ее еще только предстоит создать и т. д. Кроме того, в доктрине недостаточно раскрыты социально-экономические и практически совсем отсутствуют политические аспекты обеспечения национального единства. Хотя представляется, что такое явление, как национальное единство, должно иметь не только этнокультурное и конфессиональное, но и социальное, политическое и экономическое измерение. С учетом всего этого в Доктрину национального единства Казахстана следует внести соответствующие коррективы.
3.Создание Ассамблеи народа Казахстана (АНК) – общественного института согласия и единения народов Казахстана, консультативного и совещательного органа при Президенте. Ассамблея народа Казахстана — консультативно-совещательный орган при Президенте Республики Казахстан, задачей данного органа заявлено способствование разработке и реализации государственной национальной политики. «Ассамблея народов Казахстана» (первоначальное название) создана по инициативе первого президента Казахстана Назарбаева 1 марта 1995 года, переименована в 2007 году. С 2016 года этот день отмечается как праздник — День благодарности[1].
Согласно закону Республики Казахстан «Об Ассамблее народа Казахстана» Первому Президенту Республики Казахстан — Лидеру Нации принадлежит право пожизненно возглавлять Ассамблею народа Казахстана. Цели и задачи: равенство прав и свобод граждан республики, независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам, ориентации; всестороннее развитие национальных культур, языков и традиций народов Казахстана; расширение интеграционных связей с международными организациями; формирование казахстанской идентичности путём консолидации этносов Казахстана; формирование и распространение идей духовного единства, укрепление и сохранение дружбы народов и межнационального согласия. Деятельность Ассамблеи направлена на решение следующих задач:
содействие сохранению в республике межнационального и межконфессионального согласия, стабильности в обществе; выработка предложений по проведению государственной политики, способствующей развитию дружественных отношений между представителями национальностей, проживающими на территории Казахстана, содействие их духовно-культурному возрождению и развитию на основе соблюдения принципа равноправия; формирование политической культуры граждан, опирающейся на цивилизованные и демократические нормы; обеспечение учета многообразных национальных интересов в проводимой государством национальной политике; поиск компромиссов для разрешения возникающих в обществе социальных противоречий. Председателем Ассамблеи народа Казахстана является первый президент Казахстана — Нурсултан Назарбаев. Председатель Ассамблеи определяет и утверждает основные направления деятельности Ассамблеи. Он имеет двух заместителей, которые назначаются на основании рекомендаций Совета Ассамблеи актами Президента Республики Казахстан.
Сессии Ассамблей созываются Председателем Ассамблеи. Дата, место проведения и предполагаемая повестка дня сессии Ассамблеи объявляются за месяц до начала её работы. Сессия созывается не реже одного раза в год. Внеочередная сессия Ассамблеи созывается Председателем Ассамблеи по собственной инициативе или по просьбе не менее одной трети от общего числа членов Ассамблеи и проводится в месячный срок со дня принятия решения.
В настоящее время Ассамблея имеет в своем составе 394 члена.
Состав Ассамблеи формирует Председатель Ассамблеи из числа представителей национально-культурных и других общественных объединений, а также иных лиц с учётом их авторитета в обществе, общественно-политической активности.
В каждой области Казахстана существуют малые Ассамблеи народа Казахстана и являются консультативно-совещательными органами при акимах (мэрах).
Кандидаты в члены Ассамблеи народа Казахстана выдвигаются решениями сессий малых ассамблей по предложениям национально-культурных центров, а от региональных и республиканских общественных объединений рекомендуются решениями их высших органов.
В стране действует более 100 национальных школ, функционирует 170 воскресных школ, где изучаются 23 родных языка. В трёх школах национального возрождения работают 29 отделений по изучению 12 родных языков. На финансовую поддержку этих школ Правительство страны выделяет ежегодно 11 млн тенге. Кроме того, им оказывается помощь и из местного бюджета.
Деятельность Ассамблеи способствует росту международного авторитета Республики Казахстан как страны эффективно решающей проблемы межнациональных отношений. Вклад Ассамблеи по достоинству оценён на самом высоком уровне. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, совершивший визит в Казахстан, назвал его примером межнационального согласия, стабильного, устойчивого развития для других государств мира. Высоко отозвался о казахстанском народе и Римский Папа Иоанн Павел II, посетивший Казахстан.
|
|||
|