Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема 10. Правосудие



Тема 10. Правосудие

1. Понятие судебной власти и ее задачи.

2. Система судов общей юрисдикции.

3. Статус судей ДНР.

Судебная власть – это вся система правосудия, т.е. совокупность независимых судов, осуществляющих от имени государства правоприменительную (юрисдикционную) деятельность по окончательному разрешению правовых споров (конфликтов), а также иные предусмотренные законом полномочия, связанные с отправлением правосудия.

Задачи:

- защита конституционного строя ДНР, интересов личности, общества, государства;

- правовое, гражданское воспитание граждан.

Судебная власть принадлежит судам и осущ самостоятельно и незаисимо от законодательной и исполнительной властей.

Как явление, судебная власть многогранна. ЕЕ можно рассм в виде функции, властеотношения, управления, принуждения. Ей присущи атрибуты, кот лежат в основе любой гос власти.

Внешним проявлением суд власти является подчинение. Конфликтующие стороны должны подчин распоряжениям носителя суд власти.

Понятие суд власти должно включать

1.наличие не менее 2 субъектов отношений, одним из которых явл суд

2.выражение воли суда по отношению к тосу, над кем он осущ свою власть, сопровождаемое угрозой применения санкций в случае неповиновения выраженной воле

3.подчинение суду тех, с кем он вступает в отношения, выраженное в судебных актах

4.наличие норм закона, устанавливающих, что суд имеет право выносить суд акты, а те, кого они касаются, обязаны подчиниться.

Судебной властью является та сфера общественных отношений, которую суд в состоянии охватить своей юрисдикцией.

Легитимность судебной власти.Государственной власти присуще такое свойство как легитимность. Связано прежде всего с именем Макса Вебера По его определению под легитимностью власти следует понимать совокупность оснований для оправдания господства одних людей над другими.Легитимна такая судебная власть, которую поддерживает народ. Его отношение к судебной власти проявляется в двух плоскостях: на стадии формирования органов судебной власти и на стадии их функционирования. Судебная власть будет легитимной, если она организована так, чтобы соответствовать основополагающим целям государства, дополнять законодательную и исполнительную власти, быть гарантом их надлежащего функционирования. Поэтому судебной власти присуще учитывать социокультурное состояние народа, его менталитет. Отсюда вытекает различная степень ее легитимности. Она может зависеть, например, от того, участвует ли электорат в поддержке судебной власти путем выборов судей. Выборы являются наилучшим способом легитимности власти. Но судья должен подчиняться закону и тем самым не зависеть от лиц, его избравших. Если судья будет думать о том, как лучше, более полно удовлетворить интересы тех, кто его избрал, то неизбежно пренебрежение необходимостью установления истины по рассматриваемому делу. Избиратели должны оценить поступки судьи, строго соблюдающего закон. Легитимная судебная власть оправдывает социальные ожидания народа от нее. Легитимацию судебной власти надо отличать от ее правомочности. Если легитимация отражает организационную сторону легитимности судебной власти, то правомочность – ее функциональную, процессуальную сущность. Правомочность – мера дозволенного поведения суда, как носителя судебной власти. Это поведение может выражаться в праве требовать от участников судебного процесса осуществлять свои юридические обязанности, а также активные действия суда как субъекта суде б-ной власти. Правомочность судебной власти необходимо связывать с правовым ее регулированием.Таким образом, легитимной является такая судебная власть, которая получила свою легитимацию, является правомочной и эффективной

Понятие и виды правосудия.Правосудие – это функция суда. Но чтобы эта функция была реализована, суды должны быть наделены компетенцией. Компетенция (о т лат. competo – добиваюсь, соответствую) означает: 1) круг полномочий, предоставленных законом конкретному органу или должностному лицу; 2) знания и опыт в той или иной области. Правосудие – это правоприменительная деятельность суда. При этом правовые нормы образуют основу судебной деятельности, организуют осуществление функции правосудия, придают ей определенную направленность. Правовые нормы являются основным, фундаментальным регулятором правосудия. Роль судебного усмотрения при осуществлении правосудия определяется уровнем детализации правового регулирования, который избрал законодатель. Этот уровень будет неодинаков и зависит от важности той или иной сферы общественных отношений, подвергаемых правовому регулированию.Судебное усмотрение выступает, по крайней мере, в двух формах: 1) когда суд из нескольких конкретных правовых норм выбирает одну и применяет ее; 2) когда конкретных правовых норм нет, а существует только общая норма и задача суда состоит в том, чтобы, применив ее, не выйти за пределы регулятивных возможностей этой нормы. Специфика юридических дел лежит в основе формирования конкретного вида правосудия. Внешне это проявляется в определенном порядке рассмотрения дела. Характер дела и порядок его разрешения образуют вид правосудия. В итоге правосудие – это деятельность суда по рассмотрению дел, отнесенных к его компетенции.Исходя из уровня развития действующего законодательства существуют следующие виды правосудия: по уголовным делам; по гражданским делам; по хозяйственным делам; по делам об административных правонарушениях; по конституционным делам.Уголовные дела – это дела о совершенных преступлениях, которые расследованы и рассмотрены компетентными органами и должностными лицами.Гражданские дела – это дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, патентных правоотношений и др.Дела об административных правонарушениях разнообразны. Необходимо различать понятие “судебная власть” и понятие “правосудие”.Понятие “судебная власть” применяется, когда речь идет о видах государственной власти и их содержании. Когда же судебная власть проявляется в деятельности суда по рассмотрению и разрешению конкретного дела, она превращается в функцию правосудия, которая осуществляется только судом. В этом смысле необходимо использовать понятие “правосудие”.

Понятие, значение и система принципов правосудия.Правосудие осуществляется на основе принципов – общих положений, отражающих его природу. При этом они, как и само правосудие, объективны. Органы законодательной власти не создают принципов правосудия, а открывают уже существующие. Но принципам правосудия присущ и субъективный аспект, поскольку они формулируются людьми и закрепляются в нормативно-правовых актах. Именно через правовые нормы принципы правосудия способны оказать воздействие на поведение участников правоотношений.В действующем законодательстве принципы правосудия получают двоякое закрепление. Они либо прямо выражены в отдельной норме, либо вытекают из нескольких конкретных норм права, в совокупности отражающих ту или иную сторону принципа. Принципами правосудия являются основные правовые положения, выражающие природу и сущность правосудия, сформулированные в нормативно-правовых актах в виде норм-принципов, или вытекающие из системы конкретных правовых норм. Можно назвать два способа фиксирования принципов правосудия: 1) описание содержания принципа в норме-принципе и дальнейшая его детализация в конкретных нормах; 2) включение в текст конкретных правовых норм описания

отдельных сторон принципа. При закреплении принципов правосудия в законах приемы юридической техники имеют второстепенное значение. Реализация принципов правосудия в конкретных стадиях судебного процесса зависит от многих обстоятельств, в частности, от тех задач, которые необходимо разрешить в каждой стадии процесса. В Конституции ДНР она сформулирована в ст. 26: “Никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность”.Принципы правосудия – наиболее общие положения, определяющие сущность правосудия и его направленность. В систему принципов правосудия входят: осуществление правосудия только судом; независимость судей при осуществлении правосудия; равенство участников судебного процесса перед законом и судом; публичность правосудия; состязательность при осуществлении правосудия; обеспечение подозреваемому, обвиняемому права на защиту; всесторонность, полнота и объективность исследования обстоятельств дела при осуществлении правосудия; использование государственного языка при осуществлении правосудия;и с-пользование государственного языка при осуществлении правосудия; гласность правосудия; участие в осуществлении правосудия народных заседателей или присяжных заседателей.Все эти принципы равноценны. Очередность их перечисления значения не имеет. Устранение любого из них не приведет к замене его оставшимися. Каждый из них имеет самостоятельное значение. Все они отражают существо правосудия, носят универсальный характер. Именно в них раскрываются возможности суда как органа судебной власти, осуществляющего функцию правосудия.

Принцип осуществления правосудия только судом.Принцип осуществления правосудия только судом формирует такой юридический режим, при котором отмена или изменение судебных решений допускается не иначе как вышестоящим судом и в порядке осуществления правосудия. Ни одно из судебных решений не может быть отменено или изменено каким-либо иным государственным органом, а только судом. В этом проявляется не только самостоятельность суда, но и его авторитет.

Функция осуществления правосудия предоставлена только суду в связи с тем, что ни один другой государственный правоохранительный орган не обладает такими возможностями для принятия законного и обоснованного решения по делу. Именно в стадии судебного разбирательства проявляются все принципы судопроизводства и правосудия. Невозможно на данный момент, к примеру, обеспечить состязательность и равноправие сторон в стадии предварительного расследования, а в ходе судебного заседания это вполне реально. В стадии судебного разбирательства больше прав имеют возможность реализовать обвиняемый и его защитник. Все это способствует установлению истины по делу, вынесению справедливого приговора.

Реализация принципа осуществления правосудия только судом обеспечивается нормами правовыми актами ДНР. Вмешательство в осуществление правосудия является правонарушением и влечет ответственность.

Принцеп независимости судей при осуществлении правосудия и подчинения их только закону.В своей деятельности по осуществлению правосудия судьи независимы и никому не подотчетны. Независимость судей является проявлением самостоятельности судебной власти, ее отделенности от власти исполнительной и законодательной. Независимость судей заключается и в том, что исключается любое воздействие на них со стороны других лиц и организаций при разрешении ими конкретных уголовных, гражданских и хозяйственных дел. При рассмотрении дела суд руководствуется не мнениями участников процесса, а законом, принимает решения по своему внутреннему убеждению, основанному на изучении всех материалов дела, анализе всех представленных доказательств.Значение данного принципа состоит в том, что только независимый и беспристрастный суд может справедливо рассмотреть уголовное, гражданское, хозяйственное дело, вынести по нему законное и обоснованное решение, приговор.

Независимость судей обеспечивается: а) наличием особой процедуры осуществления правосудия; б) установлением запрета под угрозой ответственности за вмешательство кого бы то ни было в деятельность по осуществлению правосудия; в) установлением особого порядка приостановления и прекращения полномочий судьи; г) правом судьи на отставку; д) неприкосновенностью судьи; е) системой органов судейского сообщества; ж) предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения; з) наличием особой защиты государством судей, членов их семей и имущества.

Принцип публичности правосудия.Принцип публичности реализуется при рассмотрении судом любых дел. Он проходит через весь уголовный, гражданский, судебный административный процесс, хозяйственный процесс, а также имеет место при рассмотрении Конституционным Судом дел, отнесенных к его компетенции. Сущность этого принципа состоит в том, что суд не может отказать в рассмотрении дела, если оно подсудно суду. Принцип публичности присущ любому судебному процессу, в каждом из них он получает своеобразное выражение. Вместе с тем, этот принцип не является монопольным. Его действие дополняется наличием элементов диспозитивности, которая состоит в том, что лицо по своему усмотрению может распоряжаться своими правовыми интересами в зависимости от своего желания, а не желания каких-либо органов, должностных лиц или иных участников судебного процесса. Диспозитивность - это предоставление возможности участнику процесса на свой выбор реализовывать свои права либо отказаться от этого. Наличие прав у субъектов не предполагает их принудительной обязанности воспользоваться ими.

Принцип публичности правосудия наиболее наглядно проявляется при осуществлении правосудия по уголовным делам. Согласно уголовно-процессуальному законодательству, суд, прокурор, следователь и орган дознания обязаны в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления, принять все предусмотренные законом меры к установлению события преступления, лиц, виновных в совершении преступления, и к их наказанию.

Публичностью определяется активность органов предварительного расследования, прокуратуры и суда. В стадии возбуждения уголовного дела принцип публичности находит свое выражение в обязанности своевременно вынести акт о возбуждении уголовного дела. В стадии предварительного расследования все решения о направлении следствия и производства следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда требуется санкция прокурора. В стадии судебного разбирательства суд рассматривает дела и принимает такие решения по делу, в правильности которых он убежден.

Некоторое ограничение действия принципа публичности допускается по делам частного обвинения и частно-публичного обвинения. Особенностью дел частного обвинения (об умышленном легком телесном повреждении, оскорблении и др.) является то, что они возбуждаются лишь по инициативе потерпевшего.

Принцип гласности правосудия.Разбирательство дел во всех судах открытое.В Конституции ДНР сказано, что разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом судебном заседании допускается лишь в случаях, определенных законом, с соблюдением всех правил судопроизводства.Принцип гласности распространяет свое действие на все суды при рассмотрении ими всех категорий дел. Гласность правосудия - это не только создание условий для осведомленности населения о деятельности суда, но и средство, формирующее интерес граждан к деятельности суда, умение адекватно оценивать социальные явления, желание самим принимать участие в борьбе с правонарушениями. Принцип гласности правосудия предполагает судебное рассмотрение дел в открытых судебных заседаниях с обеспечением для лиц, достигших установленного законом возраста, реальной возможности присутствовать на судебных процессах, а также возможности широкого освещения в средствах массовой информации хода и результатов разрешения дела.По общему правилу суд рассматривает дела в открытом судебном заседании. Но из этого правила допускаются исключения. Если открытое рассмотрение дела противоречит интересам государства или личности, то дело рассматривается в закрытом судебном заседании, о чем суд выносит определение.Закрытое судебное заседание при рассмотрении гражданских дел осуществляется в целях охраны сведений, содержащих государственную, коммерческую тайну или тайну усыновления, либо других сведений, разглашение которых запрещено законом. Кроме этого для предотвращения разглашения информации, которая касается интимных сторон жизни граждан или порочит их честь, достоинство или деловую репутацию, суд может слушать дело в целом или совершать отдельные процессуальные действия в закрытом судебном заседании.

Судебная власть в Донецкой Народной Республике принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа.

2. Судьями в соответствии с настоящим Законом являются лица, наделенные полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

3. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Донецкой Народной Республики и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия судьи никому не подотчетны.

4. Проявление неуважения к суду или судьям влечет установленную законом ответственность.

5. Требования и распоряжения судей при осуществлении ими полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений, других юридических лиц и физических лиц. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления правосудия, представляются по требованию судей безвозмездно. Неисполнение требований и распоряжений судей влечет установленную законом ответственность.

Единство статуса судей

1. Все судьи в Донецкой Народной Республике обладают единым статусом. Особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей Военного суда Донецкой Народной Республики, определяются законами.

Особенности правового положения судей Конституционного Суда Донецкой Народной Республики определяются специальным законом.

2. Судьям в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи и иных предусмотренных законом обстоятельств, присваиваются квалификационные классы в порядке, предусмотренном настоящим Законом. Присвоение судье квалификационного класса не означает изменение его статуса относительно других судей в Донецкой Народной Республике.

Требования, предъявляемые к судье

1. Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Донецкой Народной Республики и законы.

2. Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной

власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

В случае возникновения конфликта интересов судья, участвующий в производстве по делу, обязан заявить самоотвод или поставить в известность участников процесса о сложившейся ситуации.

Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) судьи влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью судьи и правами и законными интересами юридических лиц, физических лиц, общества, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам юридических лиц, физических лиц, общества.

Под личной заинтересованностью судьи, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения судьей при исполнении должностных обязанностей доходов в виде материальной выгоды либо иного неправомерного преимущества непосредственно для судьи, членов его семьи или иных лиц и юридических лиц, с которыми судья связан финансовыми или другими обязательствами.

Судья не вправе:

1) замещать иные государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы;

2) принадлежать к политическим партиям (общественным движениям), материально поддерживать указанные партии (общественные движения) и принимать участие в их политических акциях и иной политической деятельности;

3) публично выражать свое отношение к политическим партиям (общественным движениям) и иным общественным объединениям;

4) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе принимать участие в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы;

5) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать исполнению обязанностей судьи и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия председателя соответствующего суда. При этом педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено законодательством Донецкой Народной Республики, международными договорами Донецкой Народной Республики или договоренностями на взаимной основе Конституционного Суда Донецкой Народной Республики, Верховного Суда Донецкой Народной Республики, с соответствующими судами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

6) открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Донецкой Народной Республики, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Супруг (супруга) и несовершеннолетние дети судьи также не вправе открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Донецкой Народной Республики, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами; Понятие «иностранные финансовые инструменты» используется в настоящем Законе в значении, определенном Законом Донецкой Народной Республики от 29 декабря 2017 года № 208-IHC «О запрете отдельным категориям лиц иметь недвижимость за пределами территории Донецкой Народной Республики, открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Донецкой Народной Республики, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами »;

7) быть поверенным или представителем (кроме случаев законного представительства) по делам физических или юридических лиц;

8) допускать публичные высказывания по вопросу, который является предметом рассмотрения в суде, до вступления в законную силу судебного акта по этому вопросу;

9) использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные для служебной деятельности;

10) разглашать или использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи, сведения, отнесенные в соответствии с законом к информации ограниченного доступа, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с осуществлением полномочий судьи;

11) получать в связи с осуществлением полномочий судьи не предусмотренные законодательством вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) от физических и юридических лиц. Подарки, полученные судьей в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются государственной собственностью и передаются судьей по акту в суд, в котором он занимает должность судьи. Судья, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, со служебной командировкой и с другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики;

12) принимать без разрешения Квалификационной коллегии судей Донецкой Народной Республики почетные и специальные (за исключением научных и спортивных) звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств, политических партий (общественных движений), иных общественных объединений и других организаций;

13) выезжать в служебные командировки за пределы территории Донецкой Народной Республики за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики, международными договорами Донецкой Народной Республики или договоренностями на взаимной основе Конституционного Суда Донецкой Народной Республики, Верховного Суда Донецкой Народной Республики, с

соответствующими судами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

14) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов действующих на территории Донецкой Народной Республики иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их структурных подразделений, если иное не предусмотрено законодательством Донецкой Народной Республики, международными договорами Донецкой Народной Республики или договоренностями на взаимной основе Конституционного Суда Донецкой Народной Республики, Верховного Суда Донецкой Народной Республики, с соответствующими судами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

15) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования трудового спора.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.