Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Международные отношения в 1953-1959 гг.: первая «оттепель».



Международные отношения в 1953-1959 гг.: первая «оттепель».

Общая характеристика периода.

Позитивные сдвиги во внешнеполитических доктринах СССР и США создавали предпосылки для ослабления международной напряженности, которое началось с периферии Ялтинско-Потсдамской системы, с Азии.

В июле 1953 г. было подписано соглашение о перемирии в Корее. В нем предусматривалось завершение корейского конфликта, «которое обеспечило бы полное прекращение военных действий и всех враждебных актов в Корее до окончательного мирного урегулирования». Тем самым перемирие приобретало бессрочный характер. Демаркационная линия между Севером и Югом Кореи определялась в соответствии с фактическим расположением войск обеих сторон, в основном по 38-й параллели, с демилитаризованной зоной шириной 4 км (по 2 км в каждую сторону от демаркационной линии). Были установлены функции военной комиссии по перемирию из представителей воевавших сторон и международной комиссии по наблюдению за перемирием из представителей нейтральных стран. Что касается военнопленных, то желающие вернуться на родину подлежали репатриации, а остальные временно передавались в нейтральную зону под охрану индийских войск.

Перемирие в Корее положило конец опасному военному конфликту, вносившему элемент открытой вооруженной борьбы в холодную войну. Завершение войны в Корее означало раздел полуострова на сферы влияния: СССР и КНР — на севере, США — на юге.

Окончание корейской войны создало более благоприятную обстановку для урегулирования в Индокитае, где Франция с 1946 г. вела «грязную войну» за восстановление своего колониального господства.После августовской революции 1945 г. во Вьетнаме развернулось вооруженное восстание, и в сентябре было провозглашено создание Демократической Республики Вьетнам. Ее патриотическое коммунистическое правительство захватило власть на севере страны. На юге страны сложился профранцузский компрадорский режим.

Поскольку СССР и КНР поддерживали освободительные силы, то Запад стал воспринимать эту французскую колониалистскую войну как часть глобальной борьбы против коммунизма, против расширения советского влияния в Азии, как элемент холодной войны. В 1953—1954 гг. США финансировали более 40% расходов Франции на военную кампанию в Индокитае.

Силы Французского союза, сконцентрированные в Индокитае, в 1953 г. достигли численности 450 тыс. человек. Тем не менее они не смогли добиться военных успехов. Наоборот, стала вырисовываться перспектива поражения Франции. С марта 1954 г. развернулась битва за французский укрепленный лагерь Дьен Бьен Фу, завершившаяся разгромом его гарнизона. К этому времени патриотические силы Индокитая контролировали примерно три четверти территории Вьетнама, половину территории Лаоса и около одной трети Камбоджи. В сложившейся ситуации некоторые французские военные руководители предлагали обратиться к США с просьбой о применении в Индокитае ядерного оружия. Однако политические и государственные руководители Запада не решились на подобную акцию.

Постепенно в правящих кругах Парижа, Лондона и Вашингтона росло понимание того, что урегулирование проблемы Индокитая может быть достигнуто лишь за столом переговоров. Индокитайский вопрос обсуждался в мае - июле 1954 г. на Женевском совещании министров иностранных дел с участием представителей СССР, КНР, Франции, Великобритании, США, Демократической Республики Вьетнам (ДРВ), Камбоджи, Лаоса и Южного Вьетнама. На совещании разгорелись острые дискуссии относительно условий прекращения военных действий, принципов политического урегулирования и временной демаркационной линии между зонами концентрации войск воевавших сторон. Прогрессу переговоров способствовали закрытые встречи между делегациями.

20—21 июля 1954 г. были подписаны Женевские соглашения по Индокитаю. Они предусматривали прекращение военных действий во всех государствах Индокитая с последующим отводом вооруженных сил в определенные зоны. Во Вьетнаме демаркационная линия между войсками прокоммунистического правительства ДРВ и профранцузскими силами Южного Вьетнама проходила примерно по 17-й параллели. Участники Женевских соглашений обязались уважать суверенитет, независимость, территориальную целостность и единство трех государств Индокитая (Вьетнама, Лаоса и Камбоджи), не вмешиваться в их внутренние дела. Решения совещания определили принципы политического урегулирования: отказ от размещения иностранных военных баз и участия в военных блоках, проведение всеобщих свободных выборов в каждом из трех государств Индокитая, включая весь Вьетнам. Для контроля за прекращением военных действий создавались специальные международные комиссии. Характерно, что американский представитель отказался подписать Заключительную декларацию совещания, правительство США лишь приняло к сведению достигнутые соглашения, заявив, что США не будут препятствовать выполнению его решений путем «угрозы силой или ее применением». Политические договоренности, достигнутые в Женеве, так и не были реализованы. Вьетнам остался расколотым на два государства.

Завершение «грязной войны» Франции в Индокитае еще раз подтвердило влиятельность стратегического союза национально-освободительного и коммунистического движения. Холодная война в Азии характеризовалась некоторыми особенностями и специфической расстановкой социально- политических сил.

«Сдерживание коммунизма» в Азии представлялось западным лидерам еще более актуальным, чем в Европе, поскольку «азиатский коммунизм», по их мнению, был существенно более агрессивен, чем советский, а государства региона, которым он угрожал, — гораздо менее защищенными и способными ему противостоять.

Госсекретарь США Дж. Ф. Даллес крайне неохотно согласился с обсуждением проблем Индокитая на конференции в Женеве, поскольку считал, что неудачи на полях сражений не удастся компенсировать за столом переговоров. Он обдумывал варианты действий в случае прекращения Францией войны либо в результате провала конференции. У него появился план создания многосторонней организации союзников США для противостояния распространению «коммунистического влияния» в Юго-Восточной Азии. Было предложено применение в регионе военной силы многостороннего характера, которое осуществлялось бы созданной «по случаю» коалицией (ad hoc coalition), куда могли бы войти, кроме США и Франции, также Великобритания, Австралия, Новая Зеландия, ассоциированные страны (входившие во Французский союз территории Индокитая), Таиланд и Филиппины.

Еще в преддверии конференции в Женеве США пытались оказать воздействие на своих союзников с целью достижения скорейшего соглашения о создании организации, которая на многосторонней основе могла бы противостоять «распространению коммунизма» в Юго-Восточной Азии. Даллес предупреждал, что если падет Индокитай, то за ним последует вся Юго-Восточная Азия с ее стратегическими ресурсами (так называемая «теория домино»).

Не дожидаясь результатов обсуждения в Женеве проблем Индокитая, США приступили к выработке мер по формированию пакта коллективной безопасности в Юго-Восточной Азии.Наиболее сложным оказался вопрос о членах будущего союза. Чтобы создаваемая структура не выглядела как союз белых колонизаторов, Англия настаивала на максимально широком представительстве в ней азиатских стран и предлагала пригласить к участию в будущей организации Индию, Пакистан, Цейлон, Индонезию и Бирму, мотивируя это их заинтересованностью в противодействии коммунистической экспансии (все они, кроме Пакистана, отказались от участия в предполагавшемся военном блоке). США готовы были пригласить лишь Филиппины и Таиланд.

Основные переговоры по созданию СЕАТО проходили в Вашингтоне с 6 по 23 августа 1954 г. на уровне заместителей министров иностранных дел стран- членов АНЗЮС с участием британского представителя. Ни один из участников вашингтонских переговоров не высказывал горячего желания обременять себя излишними военными обязательствами и создавать военную структуру по образу и подобию НАТО. Тем не менее 6 сентября 1954 г. в Маниле удалось торжественно открыть конференцию министров иностранных дел восьми государств, целью которой являлось учреждение региональной организации по безопасности для Юго-Восточной Азии. В конференции приняли участие три государства Азии — Филиппины, Таиланд, Пакистан, а также США, Великобритания, Франция, Австралия и Новая Зеландия.

В соответствии с центральной статьей договора (ст. II) его целями и задачами являлись индивидуальные и коллективные действия участников по укреплению своего потенциала для отражения внешней агрессии, а также по противодействию подрывным действиям извне против их территориальной целостности и политической стабильности.

Автоматизм действия договора предполагался лишь в случае непосредственной агрессии против одного из участников договора, в случае же осуществления подрывных действий извне какие-либо совместные действия могли быть предприняты лишь при единогласном решении государств—членов СЕАТО.

Было решено (ст. VIII), что вся юго-западная часть Тихого океана южнее 2Г30' северной широты (таким образом, северная граница зоны действия договора пролегала на 0°24'южнее острова Тайвань, что отражало стремление большинства участников создаваемого альянса избежать вовлечения в возможный конфликт с участием КНР), равно как и территории азиатских участников альянса, будут пользоваться режимом безопасности в соответствии с положениями договора.

Американская делегация при подписании договора сделала официальное одностороннее заявление, смысл которого состоял в том, что Соединенные Штаты считают для себя обязательными положения договора лишь в том случае, если кто-либо из участников альянса подвергнется «коммунистической агрессии». Во всех же остальных случаях Вашингтон соглашался руководствоваться положениями второго параграфа статьи IV договора, то есть вести консультации с союзниками относительно совместных действий. Такой подход избавлял США от обязательства вмешиваться в региональные споры и дрязги.

Одновременно с Договором СЕАТО был подписан Протокол Организации Договора Юго-Восточной Азии, в соответствии с которым участники конференции «единогласно определили, что положения статьи IV Договора применяются в отношении государств Камбоджа и Лаос, а также в отношении свободной территории, находящейся под юрисдикцией Государства Вьетнам». Таким образом в нарушение Женевских соглашений зона действия СЕАТО де-факто распространялась на государства Индокитая.

Первое испытание жизнеспособности и эффективности СЕАТО произошло как раз не в связи с военным нападением на территорию какого-либо из участников альянса, а из-за дестабилизации обстановки в одном из «государств Протокола» — в Лаосе. Политический кризис в Лаосе 1959—1962 гг. заставил СЕАТО срочно корректировать свои планы по отражению внешнего нападения на государство—члена союза и переходить к планированию фактически вмешательства во внутренний конфликт в стране, не входящей в блок. Однако попытка СЕАТО провести военную операцию в Лаосе закончилась, так и не начавшись. Решение лаосского кризиса было переведено в дипломатическую плоскость, и 23 июля 1962 г. в Женеве были подписаны Декларация и Протокол о нейтралитете Лаоса. Там же содержался запрет Лаосу обращаться за поддержкой к какому-либо союзу или военной коалиции, включая СЕАТО.

Не оказалась СЕАТО полезным инструментом коллективного военно-политического сотрудничества и в случае американской интервенции во Вьетнаме. Хотя конгресс США, принимая Тонкинскую резолюцию, ссылался на Манильский договор, США все же не стали добиваться принятия решения СЕАТО о коллективных действиях в Южном Вьетнаме. Вместо этого американцы требовали от каждого из своих союзников, чтобы они принимали активное участие в поддержке действий США. Вашингтон дал прямо понять союзникам, что отсутствие коллективно принятого решения не может служить извинением для их бездействия. Американский нажим вынудил Таиланд выделить в начале 1967 г. 3,5 тыс. солдат, а в 1968 г. Бангкок дополнительно направил в Южный Вьетнам 12-тысячную дивизию «Черные пантеры». Филиппины долго уклонялись от направления войск, но в конце концов согласились направить вместо боевых подразделений двухтысячную «группу гражданской поддержки» для военно-инженерного и медицинского обеспечения действий США и сайгонских войск.

По существу, вьетнамская война продемонстрировала несостоятельность попыток создания эффективных структур безопасности, состоящих из партнеров, кардинально различающихся по своим политическим и военным возможностям.

По мере того как Франция и Пакистан отходили от взаимодействия со своими союзниками по СЕАТО, целесообразность продолжения существования этого блока все больше ставилась под сомнение. В сентябре 1975 г. на своем двадцатом заседании в Нью-Йорке Совет СЕАТО заявил о постепенном роспуске организации. Последний занавес опустился летом 1977 г., когда Секретариат СЕАТО в Бангкоке прекратил свою работу.

В рамках ослабления международной напряженности в 1956 г. советское руководство пошло на нормализацию отношений с Японией. К сожалению, позитивный потенциал совместной советско-японской декларации 1956 г. не был реализован.

Добившись некоторого смягчения международной напряженности на периферии Ялтинско-Потсдамской системы в Азии, советское руководство обратилось к Европе.

В 1954—1955 гг. Москва предприняла шаги для нормализации отношений с Белградом. Во время визита в Югославию в мае—июне 1955 г. советская делегация во главе с Н. С. Хрущевым признала ответственность Кремля за конфликт с югославским руководством. В советско-югославской декларации, подписанной 2 июня 1955 г.,отмечалось единство взглядов сторон по ряду принципиальных вопросов международного развития и содержалась программа экономического, научно-технического и культурного сотрудничества двух стран. Была успешно осуществлена нормализация советско-югославских государственных отношений.

Наметившееся смягчение международной напряженности благоприятно повлияло и на решение застарелого австрийского вопроса.Австрия была оккупирована войсками четырех держав-победительниц, вопрос о восстановлении ее независимости не был решен.

В апреле 1955 г. в Москве состоялись переговоры между правительственными делегациями СССР и Австрии.Результаты переговоров были зафиксированы в конфиденциальном меморандуме. Австрийское правительство специальной декларацией обязалось соблюдать постоянный нейтралитет Австрии по образцу Швейцарии.

Советская сторона заявляла о своей готовности в этом случае безотлагательно подписать австрийский Государственный договор, признать декларацию о нейтралитете Австрии и согласиться на вывод из Австрии оккупационных войск после вступления в силу Государственного договора.

15 мая 1955 г. представители СССР, США, Великобритании, Франции и Австрии подписали в Вене Государственный договор о восстановлении независимой и демократической Австрии, которая приняла на себя обязательство постоянно придерживаться нейтралитета, включая обязательство не участвовать в военных блоках и не допускать на своей территории создания иностранных военных баз. Со своей стороны четыре великие державы обязались уважать нейтралитет Австрии.

Реальное улучшение ситуации в Европе было невозможно без налаживания нормальных отношений между СССР и ФРГ. Летом того же года советское правительство предложило правительству ФРГ установить прямые дипломатические, торговые и культурные отношения между двумя странами.

После некоторых колебаний руководство ФРГ дало положительный ответ на советское предложение. 8 сентября 1955 г. в Москву прибыла правительственная делегация ФРГ во главе с федеральным канцлером К. Аденауэром.

В ходе переговоров в Москве Аденауэр в собственных политико- пропагандистских целях выдвинул на первый план вопрос о германских военнопленных, остававшихся в СССР (примерно 10 тыс. человек). Советская сторона расценивала этих лиц как военных преступников. Тем не менее, руководствуясь стремлением закрыть этот болезненный для немцев вопрос, советское руководство приняло решение либо амнистировать немецких военнопленных, либо передать их в качестве преступников одному из германских государств.

В результате московских переговоров было достигнуто соглашение об установлении дипломатических отношений между СССР и ФРГ в полном объеме и об учреждении посольств соответственно в Москве и Бонне.

Однако между СССР и ФРГ сохранялись принципиальные различия в подходах к германскому вопросу. На пресс-конференции по окончании московских переговоров Аденауэр попытался поставить под вопрос послевоенные границы в Европе и подтвердил претензии федерального правительства представлять «весь германский народ» в международных делах. Эта политическая линия на непризнание ГДР была закреплена руководством ФРГ в декабре 1955 г. принятием «доктрины Халыитейна», которая предусматривала разрыв Бонном дипломатических отношений с теми государствами, которые устанавливали дипломатические отношения с ГДР (для СССР было сделано исключение).

Установление дипломатических отношений между СССР и ФРГ давало советскому правительству возможности для прямых контактов с Бонном по германскому вопросу. Правительство ФРГ ослабляло свою зависимость от западных союзников и приобретало большую свободу маневра.

Своеобразным апогеем ослабления международной напряженности стало Женевское совещание руководителей четырех великих держав (СССР, США, Великобритании и Франции), проходившее 18—23 июля 1955 г. Его повестка дня включала следующие пункты: германский вопрос; проблема европейской безопасности; разоружение; развитие контактов между Востоком и Западом.

Советский Союз выдвинул на совещании проект общеевропейского договора о коллективной безопасности, позволявший поставить вопрос о ликвидации Североатлантического пакта и Варшавского договора. Проект, в частности, предусматривал обязательства отказа от применения силы и разрешения споров мирными средствами.

Советская позиция по германской проблеме определялась фактом существования двух германских государств, сближение между которыми и должно было создать предпосылки для объединения Германии. Советское руководство последовательно выступало за нейтрализацию Германии, за ее неучастие в военных блоках. Что касается западных партнеров, то за основу решения германской проблемы они предлагали взять «план Идена», предусматривавший проведение свободных выборов под международным контролем на территории обоих германских государств и объединение Германии. При этом имелось в виду, что объединенная Германия останется участником военно- политических структур Запада. Участники совещания с западной стороны не шли ни на какие уступки, ибо были связаны жесткой позицией канцлера ФРГ Аденауэра. Президент США Эйзенхауэр признавал: «Мы имели обязательство в отношении канцлера Аденауэра и ФРГ. Независимо от того, сколь безобидным ни могло бы показаться какое-либо советское предложение, мы были обязаны не делать ничего, что могло бы обидеть канцлера или ослабить решимость Запада сохранить в ФРГ существующие порядки».

По проблеме ограничения гонки вооружений советская делегация предлагала крупные реальные меры, касающиеся разоружения, но без осуществления адекватных мер контроля.(Кстати, в 1955—1958 гг. СССР в одностороннем порядке осуществил сокращение своих вооруженных сил более чем на 2 млн человек.) В Женеве советская делегация выразила готовность установить согласованный уровень вооруженных сил пяти великих держав, взяв за основу предложения партнеров Советского Союза на переговорах. Запад делал акцент скорее на мерах контроля, не соглашаясь на существенные сокращения накопленного потенциала. Эйзенхауэр отстаивал в Женеве свой план «открытого неба», который позволил бы с помощью самолетов-разведчиков и аэрофотосъемок законно собирать информацию о наиболее важных сторонах военной деятельности в Европе. Москва выступала против этого плана.

Наконец, на совещании обсуждался вопрос о культурных и прочих связях между Востоком и Западом. Однако выявилось существенное различие подходов к развитию подобных связей, хотя в общей форме все высказывались за их расширение.

Женевское совещание не приняло конкретных решений по рассматривавшимся вопросам. Однако сам факт встречи лидеров четырех великих держав был весьма символичным. Заговорили о «духе Женевы». Он отражал стремление избегать открытых конфликтов, решать спорные вопросы путем переговоров, пытаться ограничить гонку вооружений, ввести в холодную войну элементы кооперативной биполярности.

Во второй половине 1950-х годов ослабление международной напряженности сохранялось. В 1958 г. начались переговоры представителей СССР, США и Великобритании о запрещении испытаний ядерного оружия. В том же году было заключено первое советско-американское соглашение об обменах в области культуры, техники и образования, положившее начало сотрудничеству двух стран в этих областях.

В сентябре 1959 г. впервые за всю историю советско-американских отношений состоялся визит первого секретаря ЦК КПСС главы советского правительства Н. С. Хрущева в США и встреча на высшем уровне руководителей двух стран. В результате проведенного обмена мнениями был зафиксирован принцип необходимости и целесообразности мирного урегулирования спорных вопросов как основа взаимоотношений между СССР и США. Н. С. Хрущев и президент Д. Эйзенхауэр договорились о проведении весной 1960 г. в Париже встречи руководителей СССР, США, Великобритании и Франции для обсуждения германской проблемы (с 1958 г. развивался второй Берлинский кризис), а также об ответном визите американского президента в Советский Союз летом 1960 г.

Однако разрядка развивалась непоследовательно и противоречиво, ей не хватало поступательной динамики. Тому было несколько причин. В руководящих кругах и США, и СССР существовали влиятельные группировки, выступавшие против разрядки. Они включали руководство военно-промышленного комплекса, вооруженных сил, влиятельных идеологов. Эти группировки предпочитали делать ставку на силовые методы, на жесткую конфронтацию СССР и США. Этой политической линии способствовала и продолжавшаяся гонка вооружений. Соединенные Штаты стремились закрепить свое преимущество в сфере стратегических вооружений, а Советский Союз — догнать основного соперника и потенциального противника.

К тому же Москва с 1958—1959 гг. испытывала растущее давление со стороны Пекина, ибо руководство КНР не приняло установку на мирное сосуществование социализма и капитализма. Оно стремилось не допустить сближения, пусть и ограниченного, между СССР и США; занимало жесткую антиамериканскую позицию, претендуя на роль лидера антиимпериалистических сил.

Можно отметить, что началось постепенное размывание биполярной системы международных отношений. Оно было связано с выходом на международную арену в качестве активных субъектов международных отношений новых независимых государств и нарастанием соперничества сверхдержав за влияние на них. К тому же руководство и СССР, и США сталкивалось с непростыми проблемами внутри возглавляемых ими блоков. Для Москвы это была все более четко выявлявшаяся особая позиция руководства КНР, для Вашингтона — претензии генерала де Голля, вернувшегося к власти во Франции в 1958 г., на восстановление ее статуса великой державы. Кстати, в 1960 г. Франция провела первые успешные испытания собственного ядерного оружия и вошла в клуб ядерных держав.

К тому же заметное отрицательное воздействие на международную обстановку оказывал Берлинский кризис, развязанный Хрущевым в 1958 г.

В сложившейся ситуации шансов на успех совещания руководителей четырех великих держав, намеченного на май 1960 г. в Париже, практически не было. Возможные договоренности по берлинскому вопросу и по проблеме ограничения гонки вооружений не вырисовывались.

Именно в этот момент американская администрация и лично президент Эйзенхауэр санкционировали осуществление 1 мая 1960 г. очередного разведывательного полета над территорией СССР. Самолет-разведчик, летевший на очень большой высоте, был сбит в районе Свердловска (Екатеринбурга) новой советской ракетой, чего никак не ожидали американцы. Все шпионское оборудование самолета попало в руки советских властей, а катапультировавшийся пилот Гарри Пауэре был захвачен и стал давать показания о своей разведывательной миссии.

Хрущев воспринял американскую разведывательную акцию как личное оскорбление и выжал из происшедшего максимальный политико-пропагандистский эффект. Несколько дней он умалчивал о полученных Москвой сведениях о полете и о захваченном летчике. Американцы делали нелепые заявления, распространяли лживую информацию. Вот тогда-то Хрущев и выложил все свои карты: он потребовал от Эйзенхауэра личных извинений и гарантий недопущения подобных акций американской стороной впредь. Для американского президента эти требования были абсолютно неприемлемы.

В середине мая 1960 г. лидеры четырех держав (Франции, СССР, США, Великобритании) собрались в Париже. Однако само совещание из-за позиции Хрущева так и не состоялось. Был отменен и визит Эйзенхауэра в Советский Союз.

Тем самым сошла на нет и разрядка напряженности.Слишком влиятельными были консервативные круги, настроенные на продолжение конфронтации. Слишком сильной была инерция холодной войны. Слишком трудно было преодолеть подозрительность, недоверие, взаимную враждебность, стремление так или иначе добиться превосходства над противником в холодной войне.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.