Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Практическое занятие №7. Тема: ООН



Практическое занятие №7

Тема: ООН

1. Задачи, цели и принципы ООН

Статья 1 (2) устанавливает, что одной из основных целей Организации Объединенных Наций, а следовательно и Совета Безопасности, является развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа «равноправия и самоопределения народов». Тематические исследования в данном разделе охватывают случаи, когда Совет Безопасности рассматривал ситуации, связанные с принципом самоопределения и осуществлением права народов на выбор собственной формы правления, которые могут иметь отношение к вопросам независимости, автономии, проведения референдумов, выборов и легитимности правительств.

Статья 2 (4) Устава устанавливает принцип отказа от угрозы силой или ее применения и призывает всех членов к уважению суверенитета, территориальной неприкосновенности и политической независимости других государств. Представленные в разделе тематические исследования обычно охватывают случаи, в рамках которых положения статьи 2 (4) цитировались или обсуждались в контексте рассмотрения вопросов о применении насилия внутри государств или в отношениях между государствами, в ходе войн или других территориальных конфликтов.

Положения статьи 2 (5) Устава предписывают членам оказывать помощь Организации Объединенных Наций во всех действиях, предпринимаемых в соответствии с Уставом, и воздерживаться от оказания помощи любому государству, против которого Организация Объединенных Наций предпринимает меры превентивного или принудительного характера. До последнего времени основное внимание уделялось первому принципу статьи, и в период 1989–2007 годов в Справочнике приводились примеры таких просьб о помощи в решениях Совета Безопасности. Начиная с 2008 года акцент переносится на практику Совета по осуществлению второго принципа статьи и в Справочник включаются материалы, касающиеся, например, призывов воздержаться от действий, которые могут быть истолкованы как оказание помощи государству, являющемуся объектом санкций Совета.

Согласно статье 2 (6) Устава, Организация должна обеспечить, чтобы государства, не являющиеся ее членами, действовали в соответствии с ее принципами. Содержащиеся в Справочнике исследования по статье 2 (6) охватывают случаи обращений Совета Безопасности к государствам, не являющимся членами Организации Объединенных Наций. Этот раздел не включается в сборник с 2003 года, когда членство в Организации Объединенных Наций приобрело практически универсальный характер и тема потеряла актуальность.

Статья 2 (7) устанавливает, что Организация Объединенных Наций не имеет права вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, пока этот принцип не затрагивает применение мер принудительного характера, предусмотренных в главе VII Устава. В Справочнике рассматриваются случаи, в которых был поднят вопрос о соблюдении Организацией Объединенных Наций принципа невмешательства и высказаны сомнения в отношении полномочий Совета Безопасности на вмешательство в ту или иную конкретную ситуацию.

 

 

2. Члены и наблюдатели при ООН

В настоящее время членами ООН могут быть только международно признанные государства — субъекты международного права. Согласно Уставу ООН, приём в члены ООН открыт для всех «миролюбивых государств, которые примут на себя содержащиеся в Уставе обязательства и которые, по суждению Организации, могут и желают эти обязательства выполнять <…> Приём любого такого государства в Члены Организации производится постановлением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности». Для приёма нового члена необходима поддержка как минимум 9 из 15 государств — членов Совета Безопасности (при этом следует учесть, что 5 постоянных членов — Великобритания, Китай, Россия, США и Франция — могут наложить на решение вето, проголосовав против), после чего вопрос передаётся в Генассамблею, где для принятия резолюции о вступлении требуется большинство в две трети. Новое государство становится членом ООН с даты резолюции Генеральной Ассамблеи[2].

 

Среди первоначальных членов ООН были страны, не являвшиеся полноправными международно признанными государствами (союзные республики СССР Белорусская ССР и Украинская ССР, колония Великобритании Британская Индия, протекторат США Филиппины), а также фактически независимые доминионы Великобритании Австралийский Союз, Канада, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз.

 

В сентябре 2011 года заявку на принятие в члены ООН подала Палестинская автономия (частично признанное Государство Палестина). Удовлетворение этой заявки было отложено до палестинско-израильского урегулирования и всеобщего международного признания Палестины[3], однако 29 ноября 2012 года по итогам голосования в Генеральной Ассамблее ООН (138 голосов «за», 9 — «против», 41 страна воздержалась) «предоставила Палестине статус государства-наблюдателя при Организации Объединённых Наций, не являющегося её членом, без ущерба для приобретённых прав, привилегий и роли Организации освобождения Палестины в Организации Объединённых Наций как представителя палестинского народа согласно соответствующим резолюциям и практике»[4].

 

Кроме статуса члена существует статус наблюдателя ООН, который может предшествовать вступлению в число полноправных членов. Статус наблюдателя присваивается путём голосования в Генеральной Ассамблее ООН, решение принимается простым большинством. Наблюдателями ООН, а также членами специализированных учреждений ООН (например, ЮНЕСКО) могут быть как признанные, так и частично признанные государства и государственные образования[5]. Так, наблюдателями являются Ватикан, Государство Палестина (до 1974 — ООП, затем до 2012 — Палестинская автономия в качестве субъекта-наблюдателя). Некоторое время в статусе наблюдателя ООН состояли страны, обладавшие правом вступления в ООН, но временно им не воспользовавшиеся по разным причинам — Австрия, Италия, Финляндия, Япония, Швейцария и другие. Статус организации-наблюдателя в ООН также имеет государствоподобное образование Мальтийский орден

3. Структура ООН

Генеральная Ассамблея

Генеральная Ассамблея является главным совещательным, директивным и представительным органом Организации Объединенных Наций, cостоящим из 193 государств-членов. Генеральная Ассамблея является единственным органом Организации Объединенных Наций, в котором представлены все 193 ее члена. В сентябре каждого года представители всех государств-членов собираются в зале Генеральной Ассамблеи в Нью-Йорке для участия в ежегодной сессии Генеральной Ассамблеи и общих прениях. Решения по важным вопросам, таким как рекомендации в отношении мира и безопасности, выборы новых членов и бюджетные вопросы, принимаются большинством в две трети голосов государств-членов; решения по другим вопросам принимаются простым большинством голосов. Каждый год Генеральная Ассамблея избирает своего Председателя на новую сессию.

 

Совет Безопасности

Согласно Уставу, Совет Безопасности несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Совет Безопасности состоит из 15 членов (5 постоянных членов с правом вето и 10 непостоянных членов, которые избираются Генеральной Ассамблеей на двухлетний срок). Каждый член Совета Безопасности имеет один голос. В соответствии с Уставом, государства-члены соглашаются подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их. Совет Безопасности играет ведущую роль в определении наличия угрозы миру или акта агрессии. Он призывает стороны в споре урегулировать его мирным путем, и рекомендует методы урегулирования или условия урегулирования. В некоторых случаях Совет Безопасности может прибегать к санкциям или даже санкционировать применение силы в целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Члены Совета Безопасности по очереди выполняют обязанности Председателя в течение месяца.

 

Экономический и Социальный Совет

Экономический и Социальный Совет является основным органом, занимающимся координацией, проведением обзора политики и разработкой рекомендаций по решению экономических, социальных и экологических вопросов. Совет также занимается осуществлением согласованных на международном уровне целей в области развития. Совет является центральным механизмом системы ООН и специализированных учреждений, отвечающим за работу в экономической, социальной и экологической сферах, а также координирущим и направляющим работу вспомогательных органов и экспертных групп. 54 члена Совета избираются Генеральной Ассамблеей сроком на три года. ЭКОСОС является центральной платформой для рассмотрения и обсуждения вопросов устойчивого развития.

 

Совет по Опеке

Совет по Опеке был учрежден в 1945 году Уставом ООН, глава XIII, в качестве одного из главных органов Организации Объединенных Наций, на который была возложена задача по наблюдению за управлением подопечными территориями, подпадающими под систему опеки. К 1994 году все подопечные территории достигли самоуправления или независимости либо в качестве самостоятельных государств, либо посредством объединения с соседними независимыми странами. Совет по Опеке приостановил свою работу 1 ноября 1994 года. Своей резолюцией, принятой 25 мая 1994 года, Совет внес в свои правила процедуры поправки, предусматривающие отмену обязательства о проведении ежегодных заседаний, и согласился собираться по мере необходимости — по своему решению или решению своего Председателя, либо по просьбе большинства своих членов, Генеральной Ассамблеи или Совета Безопасности.

 

Международный Суд

Международный Суд является главным судебным органом Организации Объединенных Наций. Международный Суд находится во Дворце мира в Гааге (Нидерланды). Это единственный из шести главных органов ООН, который находится не в Нью-Йорке. Суд выполняет две основные задачи: разрешение в соответствии с международным правом юридических споров, переданных ему на рассмотрение государствами, и вынесение консультативных заключений по юридическим вопросам, запрашиваемых должным образом на то уполномоченными органами и специализированными учреждениями ООН.

 

Секретариат

Секретариат — это международный персонал, работающий в учреждениях по всему миру и выполняющий разнообразную повседневную работу Организации. Он обслуживает и другие главные органы ООН и осуществляет принятые ими программы и политические установки. Во главе Секретариата стоит Генеральный секретарь, который назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на новый срок. Сотрудников ООН принимают на работу на международной и местной основе, они заняты во всех местах службы ООН, а также в миротворческих операциях. Служение делу мира в жестоких условиях действительности — занятие чрезвычайно опасное. С момента основания Организации Объединенных Наций на этой службе погибли сотни храбрых мужчин и женщин.

 

4. Генеральная Ассамблея

Генеральная Ассамблея, учрежденная в 1945 году согласно Уставу Организации Объединенных Наций, занимает в Организации Объединенных Наций центральное место, являясь ее главным совещательным, директивным и представительным органом. Состоящая из всех 193 членов Организации Объединенных Наций, она представляет собой уникальный форум для многостороннего обсуждения всего спектра международных вопросов, затронутых в Уставе. Она играет также важную роль в процессе выработки стандартов и кодификации международного права.

 

Ассамблея проходит в сентябре-декабре каждого года (основная сессия), а в последующий период — с января по сентябрь (возобновленная сессия) — собирается по мере необходимости, в том числе для рассмотрения остающихся докладов Четвертого и Пятого комитетов. Кроме того, в ходе возобновленной сессии Ассамблея рассматривает текущие вопросы, имеющие исключительно важное значение для международного сообщества, в форме тематических прений высокого уровня, организуемых Председателем Генеральной Ассамблеи в консультации с государствами-членами. В этот период Ассамблея традиционно проводит также неофициальные консультации по широкому кругу основных вопросов в соответствии со своими резолюциями.

 

5. Функции и полномочия сессии

Функции и полномочия Генеральной Ассамблеи

Ассамблея уполномочена выносить государствам рекомендации по международным вопросам, относящимся к ее компетенции. Она также выступает инициатором мер политического, экономического, гуманитарного, социального и правового характера, положительно влияющих на жизнь миллионов людей во всем мире. Историческая Декларация тысячелетия, принятая в 2000 году, и итоговый документ Всемирного саммита 2005 года отражают приверженность государств-членов достижению конкретных целей в интересах обеспечения мира, безопасности и разоружения, а также развития и искоренения нищеты; защиты прав человека и утверждения принципа верховенства права; охраны нашей общей окружающей среды; удовлетворения особых потребностей Африки; и укрепления Организации Объединенных Наций. В сентябре 2015 года Ассамблея согласовала набор из 17 целей в области устойчивого развития, содержащихся в итоговом документе саммита Организации Объединенных Наций для принятия повестки дня в области развития на период после 2015 года (резолюция 70/1: «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года»).

В соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций Генеральная Ассамблея может:

 

рассматривать и утверждать бюджет Организации Объединенных Наций и устанавливать размер финансовых взносов государств-членов;

избирать непостоянных членов Совета Безопасности и членов других советов и органов Организации Объединенных Наций и по рекомендации Совета Безопасности назначать Генерального секретаря;

рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, касающиеся разоружения, и выносить соответствующие рекомендации;

обсуждать любые вопросы, касающиеся международного мира и безопасности, и давать по таким вопросам рекомендации, за исключением тех случаев, когда тот или иной спор или ситуация находится на рассмотрении Совета Безопасности;

обсуждать, за исключением таких же случаев, любые вопросы, охватываемые Уставом или относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов Организации Объединенных Наций, и выносить по ним рекомендации;

организовать исследования и выносить рекомендации в целях содействия международному сотрудничеству в политической области, развитию и кодификации международного права, осуществлению прав человека и основных свобод и международному сотрудничеству в экономической, социальной и гуманитарной областях, а также в областях культуры, образования и здравоохранения;

рекомендовать меры мирного улаживания любой ситуации, которая могла бы нарушить дружественные отношения между странами;

рассматривать доклады Совета Безопасности и других органов Организации Объединенных Наций.

Ассамблея может также принимать меры в случаях угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии, если Совет Безопасности оказывается не в состоянии действовать из-за позиции одного из постоянных членов, голосующего против. В таких случаях согласно ее резолюции «Единство в пользу мира» от 3 ноября 1950 года Ассамблея может немедленно рассмотреть этот вопрос и рекомендовать своим членам коллективные меры для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. (См. раздел «Специальные сессии и чрезвычайные специальные сессии» ниже).

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.