|
|||
Оглавление
Титульный лист
Оглавление 1. Введение……………………………………………………………….. 2. Основная часть…………………………………………………………. 2.1. Виды………………………………………………………….. 2.2. Свойства …………………………………………………… 3. Заключение…………………………………………………………… 4. Список используемой литературы…………………………………..
Введение.
Основы религиозных представлений и размышлений большинства мировых религий зафиксированы людьми в священных текстах, которые, по убеждению верующих, либо продиктованы или вдохновлены непосредственно божьей силой или самим Богом, либо написаны людьми, которые достигли с точки зрения каждой конкретной религии высшего духовного состояния, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми. Также необходимо упомянуть об актуальности и широком распространении религии в наше время и прошлое время. Большое количество литературных шедевров, музыкальных произведений и произведений в области изобразительного искусства отображают представления и видения людей о религии и религиозных объектах. Для того, чтобы правильно охарактеризовать и поразмышлять над этой темой, стоит тщательно понимать, где говорится и подразумевается тематика религиозной деятельности от нерелигиозной. Также стоит их пристально различать. Разновидностями практической внекультовой деятельности являются: производство средств религиозного культа, миссионерство, участие в работе «сборов», преподавание богословских дисциплин в учебных заведениях (школах, университетах, духовных учебных заведениях), управленческая деятельность в религиозных организациях и институтах, пропагандирование религиозных взглядов через средства массовой информации: печать, радио, телевидение, религиозная пропаганда в семье и в других контактных группах общества. Следует подчеркнуть, что, как правило, во внекультовую деятельность в большей или меньшей мере «проникают» и элементы культа. Стоит упомянуть о результате этой деятельности, ее плоде.
2.Основная часть
Поэтому вопрос о том, что составляет сущность религии, какие признаки являются в ней определяющими, а какие — несущественными и второстепенными, требует особого рассмотрения и тщательного подхода к изучению. Религия имеет две стороны: внешнюю — это то как она представляется постороннему наблюдателю, и внутреннюю, которая открывается верующему человеку, живущему в соответствии с духовными и нравственными принципами, обычаями и почестями данной религии. С внешней стороны религия представляет собой прежде всего мировоззрение и умозаключения, которые включают в себя ряд положений и различных истин, без которых (хотя бы без одной из них) она теряет саму себя, вырождаясь или в колдовство, оккультизм и подобные псевдорелигиозные формы проявления религии, которые являются лишь только продуктами ее расформирования, извращения, или в религиозно-философскую систему мышления, которая в свою очередь мало затрагивает практическую сферу жизни человека. Религиозное мировоззрение всегда имеет общественно-социальный характер и выражает себя в более или менее развитой организации с определенной структурой, моралью, правилами жизни своих последователей, культом, обрядами и т.д. Одно из таких организаций может быть национальная религиозная организация в рамках какой-либо конфессии это церковь. С внутренней стороны, религия — это непосредственное переживание Бога. Предварительное понимание религии дает и этимология данного слова, о которой я упомяну чуть ниже. Я считаю достаточно интересным привлечь к вниманию несколько интерпретаций религии, существовавших еще с древних времен. Мнения различных древнейших философов и мыслителей. Известный западный христианский писатель и оратор Лактанций считал, что термин «религия» происходит от латинского глагола religare, что в своем значении подразумевает глаголы (связывать, привязывать), поэтому религию он определял как союз человека с Богом, то есть некую прослеживаемую духовную связь между ними. Подобным же образом понимал существо религии и блаженный Августин, хотя он считал, что слово «религия» произошло от глагола religаre, то есть воссоединять, и сама религия означает воссоединение, возобновление когда-то утерянного союза между человеком и Богом. Хочется сказать, что современные исследователи зачастую соглашаются с точкой зрения на происхождение слова «религия» от глагола religare. Для того, чтобы рассуждать о религиозной деятельности, стоит обозначить сущность религии, которая в своем содержании достаточно обширна. О внутренней стороне религии говорить намного труднее, чем о внешней, это объясняется тем, что она представляет собой сферу таких переживаний и постижений, которые посредством языковых приемов, слов и понятий не могут быть отражены в реальности. Сложность передачи даже обычных чувств, которые мы испытываем в быту каждый день очевидна. Здесь мы говорим: «Там было достаточно весело». Либо: «У меня так тяжело сейчас на душе». Но что же стоит за этими словами — другому человеку никогда об этом не суждено точно узнать: внутренний мир глубоко и богато индивидуален и по существу, сложно каким-нибудь образом передать свое душевное состояние или охарактеризовать невероятную эмоциональную активность. Также и в религии. Для непосредственного и реального, а не мнимо верующего человека она открывает по своей сути особенный духовный мир, Бога и такое бесконечно богатое многообразие и простор духовных переживаний и состраданий, которые другому человеку (хотя бы и прекрасно знающему внешнюю сторону религии) словами передать практически недоступно. Известный русский мыслитель, а позднее богослов С.Н. Булгаков выразил эту мысль в следующих словах: «Итак, в самой общей форме можно дать такое определение религии: религия есть обнаружение Бога и переживание связи с Богом». Однако «религиозное переживание удостоверяет человека в реальности совершенно иного, Божественного мира не тем, что доказывает его существование... а тем, что... ему его показывает в действительности. На подлинно религиозный путь вступил лишь тот человек, который реально на своей жизненной дороге встретился с Божеством, кого настигло Оно, на кого излилось превозмогающей Своей силой. Религиозный опыт в своей непосредственности не есть ни научный, ни философский, ни эстетический, ни этический, и, подобно тому как умом нельзя познать красоту (а можно о ней только подумать), так лишь бледное представление о опаляющем огне религиозного переживания дается мыслью... Жизнь святых, подвижников, пророков, основателей религий и живые памятники и источники религии: письменность, культ, обычай, традиция - вот что, наряду с личным опытом каждого, вернее вводит в познание в области религии, нежели отвлеченное о ней философствование» О характере религиозных переживаний и откровений, о состояниях глубокой радости, любви, о получении даров прозрения, исцеления и познания того, как пишет великий святой — Исаак Сирин, что выше человека (духовного мира), равно ему (души других людей) и ниже его (природного мира), о множестве других необычайных дарований можно приводить практически бесконечное число свидетельств. Апостол Павел сказал об этом словами древнего пророка Исаии: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» Но все подобные свидетельства останутся бессильными, если сам человек не прикоснется к миру таинственной и загадочной Божественной жизни. Не имея живой связи с Богом, не изучив аскетического опыта святых отцов и предков, он не сможет понять религии и неизбежно создаст себе глубоко искаженный ее образ. В какие наиболее распространенные ошибки впадает при этом человек можно хорошо видеть на типичных примерах религиозных взглядов трех немецких мыслителей: Канта, Шлейермахера, Гегеля. В зависимости от существования различных мировых религий и архаических верований и обрядов, существует множество форм проявления религиозной деятельности магии, тотемизма, шаманизма, аминизма, аниматиза и др. В основе которых лежит один из важнейших элементов религиозной деятельности такой как культ. Необходимо кратко выделить некоторые особенности и дать характеристику каждому такому проявлению религии и таким религиозным системам. Маг – это тот, кто активно использует естественные магические взаимодействия между людьми и процессами. За время существования магии возникло очень много толкований магии. Да и сама магия, в свою очередь, бывает очень разной. Одно из самых распространенных объяснений магии дал ей Алистер Кроули - "Магия это наука и искусство вызывать изменения в соответствии с Волей используя методы не признаваемые современной наукой". Хотя лично я считаю это определение не совсем тактичным. Магия - это своеобразная философия. В магии используются совершенно естественные физические закономерности. Некоторое время из магии делали некий культ таинственного и загадочного, недоступного многим. Это породило множество выдумок и ложных течений. Иронично сказать некоторые люди считают, что достаточно щелкнуть пальцами и получить то, чего хотелось бы. Такое возможно только в мультфильмах или книгах. Это ошибочное определение. Магия – это своебразное чародейство, волшебство, колдовство, основанное на вере в человеческую способность воздействовать на людей, предметы с помощью психических усилий, совершения ритуалов, различного рода обрядов и культовых действий. В конечном итоге, это может внести серьезные изменения в реальный мир. Например, вы совершаете магический ритуал, чтобы раздобыть ресурсов для существования. Ваша воля заключается в том, чтобы разбогатеть или нажиться. Вы выходите на прогулку, и хотя обычно вы идете налево, что-то заставило вас повернуть направо, где вы встречаете старого друга, который возвращает вам долг. Подобных интересных примеров можно привести огромное количество. Что такое тотемизм? Тотемизм – одна из ранних форм религии, суть которой составляет вера в существование особого рода мистической связи между какой-либо группой людей (родов, племен) и определенным видом животных или растений (реже – явлениями природы и неодушевленными предметами). Название этой формы религиозных верований происходит от слова «ототем», которое на языке североамериканских индейцев оджибве означает «род его». В ходе изучения тотемизма было выяснено, что его возникновение тесно связано с хозяйственной деятельностью первобытного человека – такими видами деятельности как собирательство и охота. Животные и растения, дававшие людям возможность на существование, становились объектами поклонения. Это обосновалось в своеобразный обряд, который также как и культ является элементом религиозной деятельности. На первоначальных этапах развития тотемизма такое поклонение не исключало, а даже предполагало употребление тотемных животных и растений в пищу. Поэтому иногда свое отношение к тотему первобытные люди выражали следующими словами: «Это наша пища». Однако такого рода связь между людьми и тотемами относится к издревле далекому прошлому, о ее существовании свидетельствуют лишь древние предания и дошедшие до исследователей из глубины веков устойчивые языковые средства и обороты. Несколько позднее в тотемизм были привнесены элементы социально-общественных, в первую очередь кровно-родственных, отношений. Члены родовой группы (кровные родственники) стали верить в то, что родоначальником и покровителем их группы является определенное тотемное животное или растение и что их отдаленные предки, сочетавшие в себе признаки людей и тотема, обладали необыкновенными возможностями. Это вызывало, с одной стороны, усиление культа предков, а с другой – изменение отношения к самому тотему, в частности к появлению запретов на употребление тотема в пищу, за исключением тех случаев, когда его поедание носило ритуальный характер и напоминало о древних нормах и правилах. Впоследствии в рамках тотемизма возникла целая система запретов–табу. Тотемистические верования сыграли большую роль в процессе формирования первобытного общества. Они выполняли интегрирующую функцию, объединяя людей той или иной группы вокруг признанного ими тотема. Они же достаточно эффективно выполняли регулятивную функцию, подчиняя поведение людей многочисленным запретам – табу, которые должны были соблюдать все члены тотемной группы. В наиболее «чистом» и «удобном» для исследования виде тотемизм был обнаружен у индейцев Северной Америки, аборигенов Австралии, коренных жителей Центральной и Южной Африки. Пережитки тотемизма (пищевые запреты, изображение священных существ в виде животных и т.п.) можно обнаружить во многих религиях мира. Существуют различные проявления и формы религии, о которых можно говорить достаточно продолжительно. Все эти проявления по-своему особенны и при исследовании очень занимательны. Их характерные элементы могут быть схожи и имеют некоторую тождественность, но полностью однотипными они называться не могут. Говоря о религиозной деятельности необходимо обозначить ее подразделение на несколько видов. Она представлена в виде культовой и внекультовой деятельности. Для начала я хотел бы упомянуть о культовой деятельности, ее проявлениях в различных мировых религиях, определить ее предмет и конечный результат. В своем значении слово культ имеет смысл поклонения, почитания. Считаю необходимым точно определить его широкий смысл в религиозной тематике. Религиозный культ (от лат. cultus — почитание, поклонение, от colo — возделываю, почитаю) — религиозное почитание каких-либо предметов, реально существующих или фантастически выдуманных существ, наделяемых сверхъестественными свойствами и силой, в том числе божеств; а также совокупность обрядов, связанных с таким почитанием.
Наиболее развиты в язычестве, которое на самом деле фактически состоит из разнообразных культов: тотемический культ, погребальный культ, промысловый культ, родовые и семейные культы, шаманский культ, культ племенного бога и др. Можно также выделять виды культов по объектам: культ солнца, культ неба, культ воды, культ животных (зоолатрия), культ растений, культ огня, культ предков, культ царя и т. д. Для каждого языческого божества существовал свой культ, например, культ Ваала, культ Астары и др. Составными элементами культа являются религиозно-магические действия (обряды) и относящиеся к ним предметы (священные изображения, храмы, святилища и пр.). С этими внешними действиями и материальными принадлежностями культа неразрывно связаны более или менее расчленённые системы религиозных верований, чувств, а также соответствующих социальных ролей и отношений (жречество, церковная организация). В более узком смысле под культом понимают только те религиозные отношения, которые связаны с верой в высшие, сверхъестественные существа и направлены на их умилостивление; в таком случае в понятие культа не включаются магические обряды и обряды заклинания духов. В монотеистических религиях под культом понимается религиозная обрядность: служители культа, католический культ, культовые предметы. Религиозный культ следует отличать от таких политических, эстетических, этических и философских феноменов, как «культ силы», «культ успеха», «культ человека», «культ разума» и др. Культ царя достиг в Египте особенно четкой формы, так как Египетское государство просуществовало в течение нескольких тысячелетий, достигло большой военно-политической мощи и было строго централизовано. К тому же традиционные формы религии всегда способствовали усилению царской власти. Египетского фараона называли «благой бог» и «великий бог», «сын солнца от плоти его»; в честь обоготворенного царя воздвигались храмы; царя хоронили в грандиозных гробницах; в искусстве и в литературе царя изображали в качестве сверхъестественного существа, родившегося от бога.
Культ царя возникает в период образования Египетского государства. На булаве одного из древнейших царей, фараона Нармера, изображена сцена торжественного «появления» царя перед своими подданными. Над царским балдахином простирает свои крылья богиня-коршун Нехебт, покровительница царской власти, охраняя царя. На мой взгляд этот культ является по своему характеру необычным и достаточно привлекательным. Также стоит уделить внимание такому культу как погребальный культ. Культ личности Сталина — возвеличивание личности И. В. Сталина средствами массовой пропаганды, в произведениях культуры и искусства, государственных документах, законах, создание вокруг его имени полубожественного ореола. Аналогичные по характеру, но меньшие по масштабу явления наблюдались и в отношении других государственных руководителей этого периода (Калинина, Молотова, Жданова, Берия и пр.), однако сопоставимым с культом Сталина был только культ Ленина. Выражение «культ личности Сталина» получило широкое распространение после появления в 1956 году в докладе Н. С. Хрущёва «О культе личности и его последствиях» и в постановлении ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий». Также характеризуется как вождизм. Но что же такое вождизм? Обо всем по порядку. В сталинский период советская пропаганда создала вокруг Сталина ореол непогрешимого вождя. После обретения Сталиным всей полноты власти применительно к нему часто использовались и были почти обязательны в официальных публицистике и риторике титулы «великий вождь», «великий вождь и учитель», «отец народов», «великий полководец», «гениальный учёный», «лучший друг (учёных, писателей, физкультурников и др.)» и т. д. Сталин был единственным Генералиссимусом Советского Союза. Ввиду объявления Сталина теоретиком марксизма-ленинизма, его имя упоминалось и его портретный образ изображался в одном ряду с Марксом, Энгельсом и Лениным, а также, подобно «марксизму-ленинизму», иногда использовался термин «сталинизм», десятилетия спустя ставший понятием-определением созданного им политического режима с отрицательной оценкой-осмыслением. Не для не секрет, что между Хрущевым и Сталиным были существенные конфликты в сфере профессиональной деятельности и политики. Но как относится собственно Сталин к этому культу личности? Н. С. Хрущёв, развенчивая культ личности в своём знаменитом докладе на XX съезде КПСС утверждал, что Сталин всячески поощрял такое положение вещей. Так, Хрущёв заявил, что редактируя подготовленную к печати собственную биографию, Сталин вписывал туда целые страницы, где называл себя вождём народов, великим полководцем, высочайшим теоретиком марксизма, гениальным учёным и т. д.[10]. В частности, Хрущёв утверждал, что самим Сталиным был вписан следующий отрывок: «Мастерски выполняя задачи вождя партии и народа, имея полную поддержку всего советского народа, Сталин, однако, не допускал в своей деятельности и тени самомнения, зазнайства, самолюбования»[1].
На замечание Лиона Фейхтвангера «о безвкусном, преувеличенном преклонении перед его личностью», Сталин «пожал плечами» и «извинил своих крестьян и рабочих тем, что они были слишком заняты другими делами и не могли развить в себе хороший вкус». В то же время известно, что Сталин пресекал многие акты своего восхваления. Так, по воспоминаниям автора орденов «Победа» и «Слава», первые эскизы были выполнены с профилем Сталина, однако Сталин попросил заменить его профиль на Спасскую башню. В 1949 году, когда МГУ хотели присвоить его имя, Сталин категорически возразил: «Главный университет страны может носить лишь одно имя — Ломоносова» Способы культовой деятельности определяются содержанием религиозных верований, а также зависят от средств культа. На основе религиозных взглядов складываются определенные нормы, предписания о том, что и как нужно делать. Но для чего же это все нужно? Какая цель преследуется тем самым? Дадим тезисный итог и обозначим сущность культовой деятельности как одной из видов религиозной деятельности. Культовая религиозная деятельность, по своему существу, представляет особые стабильные и упорядоченные формы и способы поведенческих актов, которые направлены на выражение поклонения различного рода объектам и силам, которые чтятся и подразумеваются в качестве священных. В течение произведения культовых действий происходит так называемая "драматизация мифа". Для начала перед верующими с помощью специальных предметов и методов культа воспроизводятся события, описанные в священных писаниях, которые отражают главные догматы и особенности той или иной религии. Объектом культа является то сверхъестественное существо, к которому обращаются верующие. Как уже говорилось ранее, предметом культа выступают те материальные объекты, которые осознаются в форме религиозных образов, — это могут быть вещи, животные, растения, горы, реки, планеты, звезды и многие другие объекты, которые подвластны восприятию так и на духовном уровне. Средствами культа могут быть здания, предметы, произведения искусства (музыка, литература и т.д.). Способов культа великое множество — от простых до самых что ни на есть сложных: крестное знамение, поклоны, коленопреклонение, падание ниц, омовение, ритуальные жесты, жертвоприношение, обряды, проповеди, молитвы, богослужения, праздники, окропление святой водой. Как результат, достигается динамика психологического состояния, причем от негативного (беспокойства, тоски, скорби) к позитивному (успокоению, радости, приливу сил). Осуществляется реальное общение верующих друг с другом, сплачивается религиозная группа. В процессе и результате культовой деятельности также удовлетворяются эстетические потребности человека. Перейдем к характеристике еще одного немаловажного вида религиозной деятельности – это внекультовая деятельность. В большинстве существующих мнений и разных знаний внекультувую деятельность характеризуют немного иначе. Соответственно ее сущность заметно отличается. Это можно проследить тем, что к внекультовой деятельности относится разработка религиозных идей, написание сочинений богословия, производство средств культа, обучение богословию, издательская деятельность и пропаганда религиозных идей в СМИ, миссионерство, благотворительность, управление религиозными организациями. Характерными чертами здесь является то, что здесь не выделяется тот момент и то существо, которого верующие считают высшей силой и не выражают своего поклонения ему, попросту они не чтятся священными и не носят тот специфический характер. Организация служителей культа, то есть духовенств
|
|||
|