Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Оглавление



 

Титульный лист


 

                 Оглавление

1. Введение………………………………………………………………..

2. Основная часть………………………………………………………….

2.1. Виды…………………………………………………………..

2.2. Свойства ……………………………………………………

3.   Заключение……………………………………………………………

4.  Список используемой литературы…………………………………..


 

Введение.


В этой части своей работы я хотел бы рассказать о том, о чем пойдет речь в данном тезисе. Для того чтобы рассуждать что же такое религиозная деятельность и ее сущность, о ее видах и свойствах, необходимо упомянуть о различных аспектах. А также выяснить, что такое религия, как особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации церковь, религиозную общину. Ее предназначение, поближе познакомиться этимологией слова «религия», структуры религии и ее основными функциями. Перед размышлением необходимо выследить четкую связь между моралью и религией, отношение религии к обществу.
Следует сказать о большой численности различных религий в современном мире. Стоит сказать о том, как представлена религиозная система в целом.
Религиозная система представления мира (мировоззрения) опирается на религиозную веру и связана с отношением человека к надчеловеческому  духовному миру, некой сверхчеловеческой реальности, о которой человек кое-что знает, и на которую он должен некоторым образом ориентировать свою жизнь, опираться в случае возникновения каких-либо жизненных обстоятельств, которые ставят его в тупик или критическое положение. Вера может подкрепляться мистическим опытом. Стоит сказать о том, что термин религия может толковаться по-разному и иметь несколько интерпретаций.
Зачастую можно увидеть довольно популярное его изложение. «Религия» может пониматься в нескольких смыслах, как субъективно-личностный (религия как индивидуальная «вера», «религиозность» и т. п.), и объективно-общий (религия в качестве институционального явления —  «вероисповедания», «богопочитания», «конфессии» и тому подобное. При исследовании религии и деятельности с ней связанной, необходимо осознавать то, что особую важность для религии представляют следующие понятия, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т. д.

Основы религиозных представлений и размышлений большинства мировых религий зафиксированы людьми в священных текстах, которые, по убеждению верующих, либо продиктованы или вдохновлены непосредственно божьей силой или самим Богом, либо написаны людьми, которые достигли с точки зрения каждой конкретной религии высшего духовного состояния, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми.
В качестве характерного примера можно привести факт того, что в большинстве религиозных сообществ заметное место занимает духовенство (служители религиозного культа).

Также необходимо упомянуть об актуальности и широком распространении религии в наше время и прошлое время. Большое количество литературных шедевров, музыкальных произведений и произведений в области изобразительного искусства отображают представления и видения людей о религии и религиозных объектах.

Для того, чтобы правильно охарактеризовать и поразмышлять над этой темой, стоит тщательно понимать, где говорится и подразумевается тематика религиозной деятельности от нерелигиозной. Также стоит их пристально различать.
В религии как области духовной жизни перед нами предстает соответствующая деятельность. Которая по своей сути представляет из себя с «движущий», «беспокойный» атрибут религии. Следует различать нерелигиозную и религиозную деятельность религиозных индивидов, групп, институтов и организаций. Нерелигиозная деятельность осуществляется в различных нерелигиозных областях: экономической, производственной, профессиональной (которая под собой подразумевает различные сферы разделения труда), политической, государственной, художественной, научной и во многих других. Она может быть религиозно окрашена и оснащена, в качестве одной из ее мотиваций может выступать религиозный мотив. По некоторым критериям, например по объективному содержанию, предмету и результатам это нерелигиозная деятельность.
Религиозная деятельность занимает своеобразное место в системе общественной деятельности. В этой системе выделяют практическую и духовную деятельность. К практической относят материально-производственную, социально-политическую, воспитательно-педагогическую, медицинскую, управленческо-административную деятельности. Духовную же составляют такие как познавательная, прогностическая, ценностно-ориентировочная деятельности. Есть и такие виды деятельности, в которых практическая и духовная своеобразно объединяются в структурную целостность. Существует два основных типа религиозной деятельности: внекультовая и культовая. Внекультовая осуществляется в двух сферах: духовной и практической сферах. Духовную внекультовую деятельность составляют: разработка религиозных идей, мыслей, систематизация и интерпретация догматов и различных концепций теологии, сочинение богословских произведений и тому подобное.

Разновидностями практической внекультовой деятельности являются: производство средств религиозного культа, миссионерство, участие в работе «сборов», преподавание богословских дисциплин в учебных заведениях (школах, университетах, духовных учебных заведениях), управленческая деятельность в религиозных организациях и институтах, пропагандирование религиозных взглядов через средства массовой информации: печать, радио, телевидение, религиозная пропаганда в семье и в других контактных группах общества. Следует подчеркнуть, что, как правило, во внекультовую деятельность в большей или меньшей мере «проникают» и элементы культа.

Стоит упомянуть о результате этой деятельности, ее плоде.
Результатом культовой деятельности становится первостепенно удовлетворение религиозных потребностей, оживление религиозного сознания, повышенное духовное и нравственное состояние. В сознании верующих людей с помощью культовых действии, воспроизводятся религиозные образы, символы, повествования, возбуждаются соответствующие эмоции и чувства. Культ может стать фактором динамики психологических состояний верующих: совершается переход от состояния подавленности, расстройства (т.е. беспокойства, чувства неудовлетворенности, внутренней разорванности, скорби, тоски и досады) к состоянию облегчения, торжественности (удовлетворенности, успокоенности, гармонии, радости, прилива сил). В культовой деятельности происходит общение верующих между собой, она является средством и способом сплочения религиозного сообщества. Во время отправления культа удовлетворяются также  и эстетические потребности. Икона, обладающая многочисленными художественными достоинствами, архитектура и интерьер с экстерьером храма, музыка, чтение молитв и псалмов – все эти процессы мгут доставлять эстетическое наслаждение.

 

2.Основная часть


Итак, что же такое религия и религиозная деятельность? Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывающее до настоящего времени подавляющую часть населения земного шара, оказывается, тем не менее, областью, мало понятной для очень многих людей. Это прослывет удивительным фактом, но существует и такие люди, которые имеют как правило небольшое представление и малое количество сведений о религии. Одной из причин этого, казалось бы на первый взгляд, странного факта служит то обстоятельство, что религию, как правило, оценивают по ее внешним признакам, например по тому, как она практикуется ее последователями в культе, в личной и общественной жизни. Можно сделать вывод о том, что именно отсюда берут начало те объяснения, та масса различных трактовок религии, усматривающих ее существование либо в элементах, являющихся в ней второстепенными и не столь важными, незначительными, либо даже в ее искажениях, которых не избежала ни одна религия.

Поэтому вопрос о том, что составляет сущность религии, какие признаки являются в ней определяющими, а какие — несущественными и второстепенными, требует особого рассмотрения и тщательного подхода к изучению.

Религия имеет две стороны: внешнюю — это то как она представляется постороннему наблюдателю, и внутреннюю, которая открывается верующему человеку, живущему в соответствии с духовными и нравственными принципами, обычаями и почестями данной религии.

С внешней стороны религия представляет собой прежде всего мировоззрение и умозаключения, которые включают в себя ряд положений и различных истин, без которых (хотя бы без одной из них) она теряет саму себя, вырождаясь или в колдовство, оккультизм и подобные псевдорелигиозные формы проявления религии, которые являются лишь только продуктами ее расформирования, извращения, или в религиозно-философскую систему мышления, которая в свою очередь мало затрагивает практическую сферу жизни человека. Религиозное мировоззрение всегда имеет общественно-социальный характер и выражает себя в более или менее развитой организации с определенной структурой, моралью, правилами жизни своих последователей, культом, обрядами и т.д. Одно из таких организаций может быть национальная религиозная организация в рамках какой-либо конфессии это церковь. С внутренней стороны, религия — это непосредственное переживание Бога. Предварительное понимание религии дает и этимология данного слова, о которой я упомяну чуть ниже. Я считаю достаточно интересным привлечь к вниманию несколько интерпретаций религии, существовавших еще с древних времен. Мнения различных древнейших философов и мыслителей.
В древности существовало несколько точек зрения на происхождение слова «религия» (от латинского religio —  что обозначает «совестливость, благочестие, набожность, предмет культа»). Так, знаменитый римский оратор, писатель и политический деятель I в. до н. э. Цицерон считал, что оно является производным от латинского глагола relegere, который имеет значения (вновь собирать, снова обсуждать, опять обдумывать, откладывать на особое употребление), что в переносном смысле означает «благоговеть» или «относиться к чему-либо с особым вниманием, почтением». Отсюда и самое существо религии Цицерон видел в благоговении перед высшими силами, Божеством.

Известный западный христианский писатель и оратор Лактанций считал, что термин «религия» происходит от латинского глагола religare, что в своем значении подразумевает глаголы (связывать, привязывать), поэтому религию он определял как союз человека с Богом, то есть некую прослеживаемую духовную связь между ними.

Подобным же образом понимал существо религии и блаженный Августин, хотя он считал, что слово «религия» произошло от глагола religаre, то есть воссоединять, и сама религия означает воссоединение, возобновление когда-то утерянного союза между человеком и Богом. Хочется сказать, что

современные исследователи зачастую соглашаются с точкой зрения на происхождение слова «религия» от глагола religare. Для того, чтобы рассуждать о религиозной деятельности, стоит обозначить сущность религии, которая в своем содержании достаточно обширна. О внутренней стороне религии говорить намного труднее, чем о внешней, это объясняется тем, что она представляет собой сферу таких переживаний и постижений, которые посредством языковых приемов, слов и понятий не могут быть отражены в реальности.  Сложность передачи даже обычных чувств, которые мы испытываем в быту каждый день очевидна. Здесь мы говорим: «Там было достаточно весело». Либо: «У меня так тяжело сейчас на душе». Но что же стоит за этими словами — другому человеку никогда об этом не суждено точно узнать: внутренний мир глубоко и богато индивидуален и по существу, сложно каким-нибудь образом передать свое душевное состояние или охарактеризовать невероятную эмоциональную активность. Также и в религии. Для непосредственного и реального, а не мнимо верующего человека она открывает по своей сути особенный духовный мир, Бога и такое бесконечно богатое многообразие и простор духовных переживаний и состраданий, которые другому человеку (хотя бы и прекрасно знающему внешнюю сторону религии) словами передать практически недоступно. Известный русский мыслитель, а позднее богослов С.Н. Булгаков выразил эту мысль в следующих словах: «Итак, в самой общей форме можно дать такое определение религии: религия есть обнаружение Бога и переживание связи с Богом». Однако «религиозное переживание удостоверяет человека в реальности совершенно иного, Божественного мира не тем, что доказывает его существование... а тем, что... ему его показывает в действительности. На подлинно религиозный путь вступил лишь тот человек, который реально на своей жизненной дороге встретился с Божеством, кого настигло Оно, на кого излилось превозмогающей Своей силой. Религиозный опыт в своей непосредственности не есть ни научный, ни философский, ни эстетический, ни этический, и, подобно тому как умом нельзя познать красоту (а можно о ней только подумать), так лишь бледное представление о опаляющем огне религиозного переживания дается мыслью... Жизнь святых, подвижников, пророков, основателей религий и живые памятники и источники религии: письменность, культ, обычай, традиция - вот что, наряду с личным опытом каждого, вернее вводит в познание в области религии, нежели отвлеченное о ней философствование»

О характере религиозных переживаний и откровений, о состояниях глубокой радости, любви, о получении даров прозрения, исцеления и познания того, как пишет великий святой — Исаак Сирин, что выше человека (духовного мира), равно ему (души других людей) и ниже его (природного мира), о множестве других необычайных дарований можно приводить практически бесконечное число свидетельств. Апостол Павел сказал об этом словами древнего пророка Исаии: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его»

Но все подобные свидетельства останутся бессильными, если сам человек не прикоснется к миру таинственной и загадочной Божественной жизни. Не имея живой связи с Богом, не изучив аскетического опыта святых отцов и предков, он не сможет понять религии и неизбежно создаст себе глубоко искаженный ее образ. В какие наиболее распространенные ошибки впадает при этом человек можно хорошо видеть на типичных примерах религиозных взглядов трех немецких мыслителей: Канта, Шлейермахера, Гегеля.
Переходя к рассуждению о религиозной деятельности, стоит упомянуть, что религию можно рассмотреть в различных аспектах, в сути которых также будут обнаружены как преимущества, так и различные осуждения и противоречия религии в обществе. Это найдет свое отражение в таких вопросах как, религия и наука, религия и социальное благополучие, религия и здоровье, религия и преступность и т.д.

В зависимости от существования различных мировых религий и архаических верований и обрядов, существует множество форм проявления религиозной деятельности магии, тотемизма, шаманизма, аминизма, аниматиза и др.

В основе которых лежит один из важнейших элементов религиозной деятельности такой как культ.

Необходимо кратко выделить некоторые особенности и дать характеристику каждому такому проявлению религии и таким религиозным системам.
Что же такое магия? Магия - способность управлять течением энергетических процессов посредством собственной развитой воли.

Маг – это тот, кто активно использует естественные магические взаимодействия между людьми и процессами. За время существования магии возникло очень много толкований магии. Да и сама магия, в свою очередь, бывает очень разной. Одно из самых распространенных объяснений магии дал ей Алистер Кроули - "Магия это наука и искусство вызывать изменения в соответствии с Волей используя методы не признаваемые современной наукой". Хотя лично я считаю это определение не совсем тактичным. Магия - это своеобразная философия. В магии используются совершенно естественные физические закономерности.

Некоторое время из магии делали некий культ таинственного и загадочного, недоступного многим. Это породило множество выдумок и ложных течений. Иронично сказать некоторые люди считают, что достаточно щелкнуть пальцами и получить то, чего хотелось бы. Такое возможно только в мультфильмах или книгах. Это ошибочное определение. Магия – это своебразное чародейство, волшебство, колдовство, основанное на вере в человеческую способность воздействовать на людей, предметы с помощью психических усилий, совершения ритуалов, различного рода обрядов и культовых действий. В конечном итоге, это может внести серьезные изменения в реальный мир. Например, вы совершаете магический ритуал, чтобы раздобыть ресурсов для существования. Ваша воля заключается в том, чтобы разбогатеть или нажиться. Вы выходите на прогулку, и хотя обычно вы идете налево, что-то заставило вас повернуть направо, где вы встречаете старого друга, который возвращает вам долг. Подобных интересных примеров можно привести огромное количество.

Что такое тотемизм? Тотемизм – одна из ранних форм религии, суть которой составляет вера в существование особого рода мистической связи между какой-либо группой людей (родов, племен) и определенным видом животных или растений (реже – явлениями природы и неодушевленными предметами). Название этой формы религиозных верований происходит от слова «ототем», которое на языке североамериканских индейцев оджибве означает «род его». В ходе изучения тотемизма было выяснено, что его возникновение тесно связано с хозяйственной деятельностью первобытного человека – такими видами деятельности как собирательство и охота. Животные и растения, дававшие людям возможность на существование, становились объектами поклонения. Это обосновалось в своеобразный обряд, который также как и культ является элементом религиозной деятельности. На первоначальных этапах развития тотемизма такое поклонение не исключало, а даже предполагало употребление тотемных животных и растений в пищу. Поэтому иногда свое отношение к тотему первобытные люди выражали следующими словами: «Это наша пища». Однако такого рода связь между людьми и тотемами относится к издревле далекому прошлому,  о ее существовании свидетельствуют лишь древние предания и дошедшие до исследователей из глубины веков устойчивые языковые средства и обороты. Несколько позднее в тотемизм были привнесены элементы социально-общественных, в первую очередь кровно-родственных, отношений. Члены родовой группы (кровные родственники) стали верить в то, что родоначальником и покровителем их группы является определенное тотемное животное или растение и что их отдаленные предки, сочетавшие в себе признаки людей и тотема, обладали необыкновенными возможностями. Это вызывало, с одной стороны, усиление культа предков, а с другой – изменение отношения к самому тотему, в частности к появлению запретов на употребление тотема в пищу, за исключением тех случаев, когда его поедание носило ритуальный характер и напоминало о древних нормах и правилах. Впоследствии в рамках тотемизма возникла целая система запретов–табу. Тотемистические верования сыграли большую роль в процессе формирования первобытного общества. Они выполняли интегрирующую функцию, объединяя людей той или иной группы вокруг признанного ими тотема. Они же достаточно эффективно выполняли регулятивную функцию, подчиняя поведение людей многочисленным запретам – табу, которые должны были соблюдать все члены тотемной группы. В наиболее «чистом» и «удобном» для исследования виде тотемизм был обнаружен у индейцев Северной Америки, аборигенов Австралии, коренных жителей Центральной и Южной Африки. Пережитки тотемизма (пищевые запреты, изображение священных существ в виде животных и т.п.) можно обнаружить во многих религиях мира.

Существуют различные проявления и формы религии, о которых можно говорить достаточно продолжительно. Все эти проявления по-своему особенны и при исследовании очень занимательны. Их характерные элементы могут быть схожи и имеют некоторую тождественность, но полностью однотипными они называться не могут.

Говоря о религиозной деятельности необходимо обозначить ее подразделение на несколько видов. Она представлена в виде культовой и внекультовой деятельности. Для начала я хотел бы упомянуть о культовой деятельности, ее проявлениях в различных мировых религиях, определить ее предмет и конечный результат. В своем значении слово культ имеет смысл поклонения, почитания. Считаю необходимым точно определить его широкий смысл в религиозной тематике. Религиозный культ (от лат. cultus — почитание, поклонение, от colo — возделываю, почитаю) — религиозное почитание каких-либо предметов, реально существующих или фантастически выдуманных существ, наделяемых сверхъестественными свойствами и силой, в том числе божеств; а также совокупность обрядов, связанных с таким почитанием.

 

Наиболее развиты в язычестве, которое на самом деле фактически состоит из разнообразных культов: тотемический культ, погребальный культ, промысловый культ, родовые и семейные культы, шаманский культ, культ племенного бога и др. Можно также выделять виды культов по объектам: культ солнца, культ неба, культ воды, культ животных (зоолатрия), культ растений, культ огня, культ предков, культ царя и т. д. Для каждого языческого божества существовал свой культ, например, культ Ваала, культ Астары и др.

Составными элементами культа являются религиозно-магические действия (обряды) и относящиеся к ним предметы (священные изображения, храмы, святилища и пр.). С этими внешними действиями и материальными принадлежностями культа неразрывно связаны более или менее расчленённые системы религиозных верований, чувств, а также соответствующих социальных ролей и отношений (жречество, церковная организация). В более узком смысле под культом понимают только те религиозные отношения, которые связаны с верой в высшие, сверхъестественные существа и направлены на их умилостивление; в таком случае в понятие культа не включаются магические обряды и обряды заклинания духов.

В монотеистических религиях под культом понимается религиозная обрядность: служители культа, католический культ, культовые предметы.

Религиозный культ следует отличать от таких политических, эстетических, этических и философских феноменов, как «культ силы», «культ успеха», «культ человека», «культ разума» и др.
С таким богатым количеством культов, я хотел бы познакомить читателя с некоторыми интересными, по-моему мнению, видами культов, существующих в наше время.
Например, культ царя и его краткая характеристика с предысторией.
В древнейших деспотических государствах религия использовалась для укрепления власти царя и авторитета государственной власти. Постоянно проповедовалось учение о том, что царь есть божество, что он наделен властью непосредственно богами и поэтому царю необходимо повиноваться, как земному богу. В свете этого учения всякий социальный протест и бунт против царя казались преступлением против религии, а следовательно, делом осужденным на неудачу.

Культ царя достиг в Египте особенно четкой формы, так как Египетское государство просуществовало в течение нескольких тысячелетий, достигло большой военно-политической мощи и было строго централизовано. К тому же традиционные формы религии всегда способствовали усилению царской власти. Египетского фараона называли «благой бог» и «великий бог», «сын солнца от плоти его»; в честь обоготворенного царя воздвигались храмы; царя хоронили в грандиозных гробницах; в искусстве и в литературе царя изображали в качестве сверхъестественного существа, родившегося от бога.

 

Культ царя возникает в период образования Египетского государства. На булаве одного из древнейших царей, фараона Нармера, изображена сцена торжественного «появления» царя перед своими подданными. Над царским балдахином простирает свои крылья богиня-коршун Нехебт, покровительница царской власти, охраняя царя. На мой взгляд этот культ является по своему характеру необычным и достаточно привлекательным.

Также стоит уделить внимание такому культу как погребальный культ.
Погребальный культ, погребальные обряды — одна из ранних форм религиозных верований, включающая в себя сложный комплекс представлений: человек после смерти продолжает вести тот же образ жизни, что и до нее; его душа (дух) либо остается среди живых, либо отправляется в особую страну мертвых (загробный мир), но и в том и другом случае сохраняет способность влиять на дела своих живых соплеменников; непреодолимой грани между миром живых и миром мертвых нет, и каждый умерший может вновь вернуться в мир живых, воплотившись в кого-либо из новорожденных членов рода (племени). Погребальный культ существует у всех народов мира и во всех религиях. Он включает в себя уничтожение трупа (сжигание, закапывание, воздушное или водное погребение, рассечение, выбрасывание, оставление на съедение животным или птицам, эндоканнибализм) или частичное его сохранение (мумификация, хранение черепов или высушенных голов), воздвижение надгробных сооружений (курганов, срубов, склепов, мавзолеев и так далее), жертвоприношение, поминальную трапезу, траур по покойному и связанные с ним запреты. Возникновение погребального культа относят к эпохе верхнего палеолита. Он вошел как составная часть в поздние религиозные системы, в которых отчетливо видны следы ранних верований. Таковы, например, в православном погребальном обряде поминальные блины и кутья, трапеза на могиле умершего на радуницу и в другие дни особого поминовения усопших. У ряда народов особое развитие получили лишь отдельные стороны погребального культа.  
Ссылаясь на относительно богатое содержание этих культов, можно прибегнуть к написанию одной из основных объяснений культовой формы религиозной деятельности. Культовая форма религиозной деятельности связана с удовлетворением верующими их религиозных потребностей. Культ тесно связан с «драматизацией религиозного мира». Культовое действие оживляет религиозное сознание, в результате чего в сознании верующих воспроизводятся различные религиозные образы, символы, возбуждающие эмоции. Религиозно-культовая деятельность направлена на активизацию религиозного сознания, отношений. Она непосредственно связана с проявлением религиозных качеств индивида, который с помощью культовой деятельности находит путь к умиротворению, гармонии, радости. Религиозные отношения выражают, прежде всего, отношения субъекта к Богу.
Приведу в пример еще пару популярных в информационной сфере нашего времени культов. Существуют и достаточно современные культы нашего времени, например культ личности, в частности верховного правителя СССР И.В. Сталина. Это говорит нам о том, что история на этот счет насчитывает достаточно обширные временные рамки.

Культ личности Сталина — возвеличивание личности И. В. Сталина средствами массовой пропаганды, в произведениях культуры и искусства, государственных документах, законах, создание вокруг его имени полубожественного ореола.

Аналогичные по характеру, но меньшие по масштабу явления наблюдались и в отношении других государственных руководителей этого периода (Калинина, Молотова, Жданова, Берия и пр.), однако сопоставимым с культом Сталина был только культ Ленина.

Выражение «культ личности Сталина» получило широкое распространение после появления в 1956 году в докладе Н. С. Хрущёва «О культе личности и его последствиях» и в постановлении ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий». Также характеризуется как вождизм. Но что же такое вождизм? Обо всем по порядку. В сталинский период советская пропаганда создала вокруг Сталина ореол непогрешимого вождя. После обретения Сталиным всей полноты власти применительно к нему часто использовались и были почти обязательны в официальных публицистике и риторике титулы «великий вождь», «великий вождь и учитель», «отец народов», «великий полководец», «гениальный учёный», «лучший друг (учёных, писателей, физкультурников и др.)» и т. д. Сталин был единственным Генералиссимусом Советского Союза.

Ввиду объявления Сталина теоретиком марксизма-ленинизма, его имя упоминалось и его портретный образ изображался в одном ряду с Марксом, Энгельсом и Лениным, а также, подобно «марксизму-ленинизму», иногда использовался термин «сталинизм», десятилетия спустя ставший понятием-определением созданного им политического режима с отрицательной оценкой-осмыслением. Не для не секрет, что между Хрущевым и Сталиным были существенные конфликты в сфере профессиональной деятельности и политики. Но как относится собственно Сталин к этому культу личности? Н. С. Хрущёв, развенчивая культ личности в своём знаменитом докладе на XX съезде КПСС утверждал, что Сталин всячески поощрял такое положение вещей. Так, Хрущёв заявил, что редактируя подготовленную к печати собственную биографию, Сталин вписывал туда целые страницы, где называл себя вождём народов, великим полководцем, высочайшим теоретиком марксизма, гениальным учёным и т. д.[10]. В частности, Хрущёв утверждал, что самим Сталиным был вписан следующий отрывок: «Мастерски выполняя задачи вождя партии и народа, имея полную поддержку всего советского народа, Сталин, однако, не допускал в своей деятельности и тени самомнения, зазнайства, самолюбования»[1].

 

На замечание Лиона Фейхтвангера «о безвкусном, преувеличенном преклонении перед его личностью», Сталин «пожал плечами» и «извинил своих крестьян и рабочих тем, что они были слишком заняты другими делами и не могли развить в себе хороший вкус».

В то же время известно, что Сталин пресекал многие акты своего восхваления. Так, по воспоминаниям автора орденов «Победа» и «Слава», первые эскизы были выполнены с профилем Сталина, однако Сталин попросил заменить его профиль на Спасскую башню. В 1949 году, когда МГУ хотели присвоить его имя, Сталин категорически возразил: «Главный университет страны может носить лишь одно имя — Ломоносова»
Для понимания следующего культа необходимо выяснить что такое предмет культовой деятельности и чем определяются способы культовой деятельности. Речь пойдет о характерных ее чертах.
Предметом культовой деятельности становятся различные объекты и силы, осознаваемые в форме религиозных образов. В качестве предметов культа в религиях разных типов, в разных религиозных направлениях и конфессиях выступали материальные вещи, животные, растения, леса, горы, реки, Солнце, Луна и пр. Многообразные процессы и явления могут представать в качестве предмета культа и в виде гипостазированных духовных существ-духов, богов, единого всемогущего Бога. Разновидностями культа, в частности, являются ритуальные пляски вокруг изображения животных - предметов охоты, заклинание духов, камлания и пр.

Способы культовой деятельности определяются содержанием религиозных верований, а также зависят от средств культа. На основе религиозных взглядов складываются определенные нормы, предписания о том, что и как нужно делать.

Но для чего же это все нужно? Какая цель преследуется тем самым?
На эти вопросы можно ответить опираясь на исследование, что же служит результатом культовой деятельности и собственно для чего она нужна.Ответ на этот вопрос достаточно примитивен, его сущность вытекает как раз из его характерных черт.
Результатом культовой деятельности является прежде всего удовлетворение религиозных потребностей, оживление религиозного сознания. В сознании верующих с помощью культовых действий воспроизводятся религиозные образы, символы, мифы, возбуждаются соответствующие эмоции.

Дадим тезисный итог и обозначим сущность культовой деятельности как одной из видов религиозной деятельности. Культовая религиозная деятельность, по своему существу, представляет особые стабильные и упорядоченные формы и способы поведенческих актов, которые направлены на выражение поклонения различного рода объектам и силам, которые чтятся и подразумеваются в качестве священных. В течение произведения культовых действий происходит так называемая "драматизация мифа". Для начала перед верующими с помощью специальных предметов и методов культа воспроизводятся события, описанные в священных писаниях, которые отражают главные догматы и особенности той или иной религии. Объектом культа является то сверхъестественное существо, к которому обращаются верующие. Как уже говорилось ранее, предметом культа выступают те материальные объекты, которые осознаются в форме религиозных образов, — это могут быть вещи, животные, растения, горы, реки, планеты, звезды и многие другие объекты, которые подвластны восприятию так и на духовном уровне. Средствами культа могут быть здания, предметы, произведения искусства (музыка, литература и т.д.). Способов культа великое множество — от простых до самых что ни на есть сложных: крестное знамение, поклоны, коленопреклонение, падание ниц, омовение, ритуальные жесты, жертвоприношение, обряды, проповеди, молитвы, богослужения, праздники, окропление святой водой. Как результат, достигается динамика психологического состояния, причем от негативного (беспокойства, тоски, скорби) к позитивному (успокоению, радости, приливу сил). Осуществляется реальное общение верующих друг с другом, сплачивается религиозная группа. В процессе и результате культовой деятельности также удовлетворяются эстетические потребности человека.

Перейдем к характеристике еще одного немаловажного вида религиозной деятельности – это внекультовая деятельность. В большинстве существующих мнений и разных знаний внекультувую деятельность характеризуют немного иначе. Соответственно ее сущность заметно отличается. Это можно проследить тем, что к внекультовой деятельности относится разработка религиозных идей, написание сочинений богословия, производство средств культа, обучение богословию, издательская деятельность и пропаганда религиозных идей в СМИ, миссионерство, благотворительность, управление религиозными организациями. Характерными чертами здесь является то, что здесь не выделяется тот момент и то существо, которого верующие считают высшей силой и не выражают своего поклонения ему, попросту они не чтятся священными и не носят тот специфический характер.
Немного поподробней о каждом элементе внекультовой деятельности. По моему мнению, под богословием подразумевается систематическое изложение или истолкование какого-либо религиозного догмата, учения какой-либо религии. В них могут быть представлены откровения о Боге, учения о тех нравственных нормах и формах Богопочитания. Издательская деятельность связана с изданием и учреждением в формально закрепленном виде каких-либо священных текстов. Оказание бескорыстной и безвозмездной помощи тем, кто в этом нуждается – очень важный элемент цивилизованного общества в современном мире и как составляющая внекультовой деятельности.  Следует сказать о том, что религиозные организации упорядочивают религиозную деятельность. Они могут быть ориентированы и направлены на нерелигиозные сферы деятельности, например, экономическую (банки), политическую (религиозные партии). Но главными элементами религиозных организаций являются те, которые связаны непосредственно с религиозной деятельностью.
Так как это имеет непосредственное отношение к религиозной деятельности, следует выделить следующие формы религиозных организаций: церковь, секта, деноминация и культ. Наиболее распространенной формой является церковь. Церковь (от греч. – Божий дом), то есть обитель Бога. В современном понимании церковь – это форма организации, объединяющая верующих людей, как служителей культа, так и мирян.

Организация служителей культа, то есть духовенств



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.