Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





План-конспект урока по обществознанию на тему



План-конспект урока по обществознанию на тему

«Правонарушения и юридическая ответственность»

 

1. Цели урока:

 

1) образовательная:

- формировать правовое сознание учащихся

 

2) Метапредметные:

- развивать умение поиска и выделения информации

- развивать умение анализа с целью выделения признаков

- развивать умение строить логическую цепь рассуждения

- развивать умение планировать коллективную деятельность

- развивать умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

 

3) Предметные:

- ознакомиться с понятиями «правонарушение», «проступок», «преступление», «юридическая ответственность», с видами юридической ответственности

 

2. Тип урока: урок изучения нового материала

 

3. Понятия: правонарушение, проступок, преступление, юридическая ответственность

 

4. Оборудование: раздаточные материалы, компьютер, проектор.

 

5. Ход урока:

 

Этап урока Деятельность учителя Используемые ИКТ Деятельность учеников Формируемые УУД Время
Организационно-психологический этап Учитель входит в класс, приветствует учащихся, объявляет тему и цель урока (слайд 1): «Сегодня мы изучаем новую тему – “Правонарушения и юридическая ответственность”. Записываем её в тетрадях. Наша цель на уроке – охарактеризовать понятие “правонарушение” и объяснить его связь с понятием “юридическая ответственность”. Презентация (слайд 1) Ученики записывают тему в тетрадях Личностные: Создать условия для формирования смыслообразования.   2 мин
Постановка проблемного вопроса Слова учителя: «Древнеримское юридическое изречение гласит: “Где есть правонарушение, там есть и возмездие”. К концу урока нам нужно ответить на следующий вопрос: почему именно государство устанавливает наказание за совершение правонарушения? При ответе на этот вопрос нам пригодится схема, которая висит на доске и которая нам будет помогать во время урока» (слайд 2). Презентация (слайд 2) Ученики смотрят на доску и схему на доске, слушают учителя Метапредметные: Развивать умение формулировать цели своей деятельности 1 мин
Изучение нового материала   А) изучение понятия «правонарушение»   Б) Рассмотрение видов правонарушений     В) Рассмотрение понятия «юридическая ответственность»   Г) Рассмотрение видов юридической ответственности   Слова учителя: «Для начала дадим определение понятию “правонарушение”».     Слова учителя: «Правильно. Но это слишком общее определение. Выделим признаки и свойства правонарушения. Для этого мы обратимся к документу (раздаточный материал 1). В данном документе мы должны найти основные признаки правонарушения, которые мы представим в виде схемы (слайд 3). Схему мы рисуем в тетради. В ней мы указываем главный признак понятия «правонарушение», которым будет являться имя существительное, и свойства, выражаемые чаще всего именами прилагательными. Итак, в течение трёх минут мы ищем в тексте один главный признак и несколько свойств и отмечаем их в самом тексте следующим образом: признак – с помощью квадрата, свойства – с помощью кружков. После этого мы проверяем результаты вашей работы и заносим их в схему».   Слова учителя: «Теперь проверим результаты вашей работы».     Учитель демонстрирует готовую схему в презентации (слайд 4, приложение 1) и говорит: «Сравним найденные вами признак и свойства с образцом. Занесём данные в свои тетради. Теперь давайте составим из этих признаков определение понятия “правонарушение”. Какое определение вы могли бы дать?».   Учитель формулирует определения понятия «правонарушение»: Правонарушение – это виновное противоправное общественно опасное деяние дееспособного лица (слайд 5). «Теперь запишем данное определение».   Слова учителя: «Правонарушения принято разделять на два вида». Показывает схему «Виды правонарушений» (слайд 6, приложение 2). «Записываем схему в тетрадях».   Слова учителя: «Вначале запишем определение понятия «проступок». Проступок – это правонарушение, которое отличается малой степенью общественного вреда (слайд 7). А теперь дадим самостоятельно определение понятию “преступление”».   Учитель формулирует определения понятия «преступление»: Преступление – это правонарушение, которое отличается высокой степенью общественного вреда (слайд 8). «Теперь запишем данное определение».   Слова учителя: «Обратимся к ситуациям, иллюстрирующим на практике примеры проступка и преступления. Ваша задача – определить, где указывается проступок, а где преступление» (слайд 9, приложение 3).   Слова учителя: «Теперь выполним аналогичное задание, текст которого можно увидеть на экране (слайд 10, приложение 4). Смотрим на экран и поднимаем руки, если у нас готов ответ».   Слова учителя: «Таким образом, как мы все увидели, любое правонарушение характеризуется определённой степенью общественной опасности, т.е. той угрозы, которую оно представляет для общества».   Слова учителя: «“Каково твоё деяние, таково и воздаяние” (слайд 11), - говорили древние. Как вы думаете, что они имели в виду?».     Слова учителя: «Правильно. Именно поэтому возникло понятие «юридическая ответственность». Запишем его. Юридическая ответственность – это ответственность за совершенное правонарушение, т.е. это ответственность перед законом, выраженная в форме наказания (слайд 12)».   Слова учителя: «Как вы думаете, от чего зависит строгость наказания?»     Слова учителя: «Правильно. Поскольку наказание бывает разным, значит и ответственность делится на несколько видов. Сейчас мы разделимся на пять групп, каждой из которых будет дано задание – рассмотреть на основе текста (раздаточный материал 2) определённый вид юридической ответственности. Результаты своей деятельности вы должны представить в виде таблицы, шаблон которой лежит у каждой группы на парте (слайд 13, раздаточный материал 3). В шаблоне таблицы мы отмечаем название вида ответственности, характеристику и наказание, устанавливаемое в соответствии с данным видом ответственности. Каждая группа в течение пяти минут изучает текст и заполняет таблицу по своему виду юридической ответственности, а также выбирает эксперта, который ознакомит членов других групп с результатами их работы. В процессе выступления эксперта из одной группы учащиеся, члены других групп, заполняют общую таблицу на основе информации, даваемой экспертом. Задача эксперта – дать ответ строго на основе плана, чтобы информация могла быть сразу записана в таблицу».   Учитель демонстрирует учащимся таблицу-образец (слайд 14, приложение 5).   Слова учителя: «Откроем учебник на странице 90 и сравним данные в таблице с материалом параграфа. Что можно добавить?».   Презентация (слайды 3-5)     Презентация (слайды 6-10)   Презентация (слайды 11-12)   Презентация (слайды 13-14)   Ответ учеников: «Правонарушение – это нарушение права, правового предписания».   Ученики чертят схему в тетрадях, читают текст, отмечают нужный материал.     Ученики называют выделенные ими признак и свойства.   Ученики заполняют схему в тетради и дают свои варианты определения     Ученики записывают определение в тетрадях   Ученики чертят схему в тетрадях     Ученики записывают определение понятия «проступок» в тетрадях, дают свои варианты определения понятия «преступление».   Ученики записывают определение в тетрадях   Ученики слушают, дают свои ответы   Ученики смотрят на экран проектора, дают свои ответы     Ученики слушают слова учителя.   Ответ учеников: «Ответственность за совершённое правонарушение».     Ученики записывают определение в тетрадях   Ответ учеников: «Строгость наказания зависит от характера правонарушения».   Ученики работают в группах, читают текст документа, заполняют свою часть таблицу, выбирают эксперта для выступления. По прошествии пяти минут эксперты от каждой группы выступают, остальные ребята слушают и заполняют таблицу. Сравнение учениками данных своих таблиц с таблицей учителя   Ответы учеников     Метапредметные: Развивать умение анализа Метапредметные: Развивать умения поиска и выделения информации, анализа с целью выделения признаков, знаково-символические умения отображения учебного материала     Метапредметные: Развивать умение строить речевые высказывания в устной форме Метапредметные: Развивать умения синтеза как составления целого из частей, контроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Предметные: Знание понятия «правонарушение»   Метапредметные: Развивать знаково-символические умения отображения учебного материала     Предметные: Знание понятия «проступок». Метапредметные: Развивать умение строить речевые высказывания в устной форме   Предметные: Знание понятия «преступление».   Метапредметные: Развивать умение подведения под понятие Личностные: Формировать правовую культуру     Метапредметные: Развивать умение подведения под понятие Личностные: Формировать правовую культуру     Личностные: Формировать правовую культуру   Метапредметные: Развивать умения строить речевые высказывания в устной форме и логическую цепь рассуждения   Предметные: Знание понятия «юридическая ответственность».     Метапредметные: Развивать умения строить речевые высказывания в устной форме и устанавливать причинно-следственные связи   Метапредметные: - умения поиска и выделения информации, - знаково-символические умения отображения учебного материала - умение планировать коллективную деятельность - умение строить речевые высказывания в устной форме Предметные: Знание видов юридической ответственности. Личностные: Формировать правовую культуру   Метапредметные: - умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном и коррекцию в виде внесения необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта 30 мин     7 мин   7 мин     3 мин     10 мин
Закрепление   А) Выполнение тестового задания     Б) Решение проблемного вопроса     Слова учителя: «Сейчас мы проверим полученные нами на уроке знания. С этой целью мы выполним задания теста, которые лежат у вас на партах (раздаточный материал 4). Задания теста близки к тем, которые используются в ГИА по обществознанию. Задания теста требуют выбора только одного правильного ответа. На работу отводится четыре минуты». Слова учителя: «Давайте теперь попробуем ответить на вопрос, вынесенный в начале урока (слайд 16). Обратимся к схеме на доске. О какой роли государства говорит она? Что представляет собой правонарушения для общества?».      Выставление учителем оценок за работу на уроке.     Презентация (слайд 16)     Ученики выполняют задания теста     Ответ учеников: «Государство обеспечивает исполнение права. Правонарушение представляет собой общественную опасность. Поэтому государство устанавливает специальные наказания в связи с общественной опасностью правонарушений».       Метапредметные: Развивать умение осуществлять оценку в виде выделения и осознания учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознания качества и уровня усвоения   Метапредметные: Развивать умения строить речевые высказывания в устной форме и логическую цепь рассуждения   6 мин   4 мин   2 мин
Домашнее задание § 10, найти крылатые фразы и стихи, относящиеся к понятиям «правонарушение» и «юридическая ответственность» (слайд 17). Презентация (слайд 17) Запись домашнего задания Метапредметные: Развивать умения поиска и выделения информации 1 мин

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.