План-конспект урока по обществознанию на тему
План-конспект урока по обществознанию на тему
«Правонарушения и юридическая ответственность»
1. Цели урока:
1) образовательная:
- формировать правовое сознание учащихся
2) Метапредметные:
- развивать умение поиска и выделения информации
- развивать умение анализа с целью выделения признаков
- развивать умение строить логическую цепь рассуждения
- развивать умение планировать коллективную деятельность
- развивать умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном
3) Предметные:
- ознакомиться с понятиями «правонарушение», «проступок», «преступление», «юридическая ответственность», с видами юридической ответственности
2. Тип урока: урок изучения нового материала
3. Понятия: правонарушение, проступок, преступление, юридическая ответственность
4. Оборудование: раздаточные материалы, компьютер, проектор.
5. Ход урока:
№
| Этап урока
| Деятельность учителя
| Используемые ИКТ
| Деятельность учеников
| Формируемые УУД
| Время
|
| Организационно-психологический этап
| Учитель входит в класс, приветствует учащихся, объявляет тему и цель урока (слайд 1): «Сегодня мы изучаем новую тему – “Правонарушения и юридическая ответственность”. Записываем её в тетрадях. Наша цель на уроке – охарактеризовать понятие “правонарушение” и объяснить его связь с понятием “юридическая ответственность”.
| Презентация (слайд 1)
| Ученики записывают тему в тетрадях
| Личностные:
Создать условия для формирования смыслообразования.
| 2 мин
|
| Постановка проблемного вопроса
| Слова учителя: «Древнеримское юридическое изречение гласит: “Где есть правонарушение, там есть и возмездие”. К концу урока нам нужно ответить на следующий вопрос: почему именно государство устанавливает наказание за совершение правонарушения? При ответе на этот вопрос нам пригодится схема, которая висит на доске и которая нам будет помогать во время урока» (слайд 2).
| Презентация (слайд 2)
| Ученики смотрят на доску и схему на доске, слушают учителя
| Метапредметные:
Развивать умение формулировать цели своей деятельности
| 1 мин
|
| Изучение нового материала
А) изучение понятия «правонарушение»
Б) Рассмотрение видов правонарушений
В) Рассмотрение понятия «юридическая ответственность»
Г) Рассмотрение видов юридической ответственности
|
Слова учителя: «Для начала дадим определение понятию “правонарушение”».
Слова учителя: «Правильно. Но это слишком общее определение. Выделим признаки и свойства правонарушения. Для этого мы обратимся к документу (раздаточный материал 1). В данном документе мы должны найти основные признаки правонарушения, которые мы представим в виде схемы (слайд 3). Схему мы рисуем в тетради. В ней мы указываем главный признак понятия «правонарушение», которым будет являться имя существительное, и свойства, выражаемые чаще всего именами прилагательными. Итак, в течение трёх минут мы ищем в тексте один главный признак и несколько свойств и отмечаем их в самом тексте следующим образом: признак – с помощью квадрата, свойства – с помощью кружков. После этого мы проверяем результаты вашей работы и заносим их в схему».
Слова учителя: «Теперь проверим результаты вашей работы».
Учитель демонстрирует готовую схему в презентации (слайд 4, приложение 1) и говорит: «Сравним найденные вами признак и свойства с образцом. Занесём данные в свои тетради. Теперь давайте составим из этих признаков определение понятия “правонарушение”. Какое определение вы могли бы дать?».
Учитель формулирует определения понятия «правонарушение»: Правонарушение – это виновное противоправное общественно опасное деяние дееспособного лица (слайд 5). «Теперь запишем данное определение».
Слова учителя: «Правонарушения принято разделять на два вида». Показывает схему «Виды правонарушений» (слайд 6, приложение 2). «Записываем схему в тетрадях».
Слова учителя: «Вначале запишем определение понятия «проступок». Проступок – это правонарушение, которое отличается малой степенью общественного вреда (слайд 7). А теперь дадим самостоятельно определение понятию “преступление”».
Учитель формулирует определения понятия «преступление»: Преступление – это правонарушение, которое отличается высокой степенью общественного вреда (слайд 8). «Теперь запишем данное определение».
Слова учителя: «Обратимся к ситуациям, иллюстрирующим на практике примеры проступка и преступления. Ваша задача – определить, где указывается проступок, а где преступление» (слайд 9, приложение 3).
Слова учителя: «Теперь выполним аналогичное задание, текст которого можно увидеть на экране (слайд 10, приложение 4). Смотрим на экран и поднимаем руки, если у нас готов ответ».
Слова учителя: «Таким образом, как мы все увидели, любое правонарушение характеризуется определённой степенью общественной опасности, т.е. той угрозы, которую оно представляет для общества».
Слова учителя: «“Каково твоё деяние, таково и воздаяние” (слайд 11), - говорили древние. Как вы думаете, что они имели в виду?».
Слова учителя: «Правильно. Именно поэтому возникло понятие «юридическая ответственность». Запишем его. Юридическая ответственность – это ответственность за совершенное правонарушение, т.е. это ответственность перед законом, выраженная в форме наказания (слайд 12)».
Слова учителя: «Как вы думаете, от чего зависит строгость наказания?»
Слова учителя: «Правильно. Поскольку наказание бывает разным, значит и ответственность делится на несколько видов. Сейчас мы разделимся на пять групп, каждой из которых будет дано задание – рассмотреть на основе текста (раздаточный материал 2) определённый вид юридической ответственности. Результаты своей деятельности вы должны представить в виде таблицы, шаблон которой лежит у каждой группы на парте (слайд 13, раздаточный материал 3). В шаблоне таблицы мы отмечаем название вида ответственности, характеристику и наказание, устанавливаемое в соответствии с данным видом ответственности. Каждая группа в течение пяти минут изучает текст и заполняет таблицу по своему виду юридической ответственности, а также выбирает эксперта, который ознакомит членов других групп с результатами их работы. В процессе выступления эксперта из одной группы учащиеся, члены других групп, заполняют общую таблицу на основе информации, даваемой экспертом. Задача эксперта – дать ответ строго на основе плана, чтобы информация могла быть сразу записана в таблицу».
Учитель демонстрирует учащимся таблицу-образец (слайд 14, приложение 5).
Слова учителя: «Откроем учебник на странице 90 и сравним данные в таблице с материалом параграфа. Что можно добавить?».
|
Презентация (слайды 3-5)
Презентация (слайды 6-10)
Презентация (слайды 11-12)
Презентация (слайды 13-14)
|
Ответ учеников: «Правонарушение – это нарушение права, правового предписания».
Ученики чертят схему в тетрадях, читают текст, отмечают нужный материал.
Ученики называют выделенные ими признак и свойства.
Ученики заполняют схему в тетради и дают свои варианты определения
Ученики записывают определение в тетрадях
Ученики чертят схему в тетрадях
Ученики записывают определение понятия «проступок» в тетрадях, дают свои варианты определения понятия «преступление».
Ученики записывают определение в тетрадях
Ученики слушают, дают свои ответы
Ученики смотрят на экран проектора, дают свои ответы
Ученики слушают слова учителя.
Ответ учеников: «Ответственность за совершённое правонарушение».
Ученики записывают определение в тетрадях
Ответ учеников: «Строгость наказания зависит от характера правонарушения».
Ученики работают в группах, читают текст документа, заполняют свою часть таблицу, выбирают эксперта для выступления. По прошествии пяти минут эксперты от каждой группы выступают, остальные ребята слушают и заполняют таблицу.
Сравнение учениками данных своих таблиц с таблицей учителя
Ответы учеников
|
Метапредметные:
Развивать умение анализа
Метапредметные: Развивать умения поиска и выделения информации, анализа с целью выделения признаков, знаково-символические умения отображения учебного материала
Метапредметные: Развивать умение строить речевые высказывания в устной форме
Метапредметные: Развивать умения синтеза как составления целого из частей, контроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном
Предметные: Знание понятия «правонарушение»
Метапредметные: Развивать знаково-символические умения отображения учебного материала
Предметные: Знание понятия «проступок».
Метапредметные: Развивать умение строить речевые высказывания в устной форме
Предметные: Знание понятия «преступление».
Метапредметные: Развивать умение подведения под понятие
Личностные: Формировать правовую культуру
Метапредметные: Развивать умение подведения под понятие
Личностные: Формировать правовую культуру
Личностные: Формировать правовую культуру
Метапредметные: Развивать умения строить речевые высказывания в устной форме и логическую цепь рассуждения
Предметные: Знание понятия «юридическая ответственность».
Метапредметные: Развивать умения строить речевые высказывания в устной форме и устанавливать причинно-следственные связи
Метапредметные:
- умения поиска и выделения информации,
- знаково-символические умения отображения учебного материала
- умение планировать коллективную деятельность
- умение строить речевые высказывания в устной форме
Предметные: Знание видов юридической ответственности.
Личностные: Формировать правовую культуру
Метапредметные:
- умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном и коррекцию в виде внесения необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта
| 30 мин
7 мин
7 мин
3 мин
10 мин
|
| Закрепление
А) Выполнение тестового задания
Б) Решение проблемного вопроса
|
Слова учителя: «Сейчас мы проверим полученные нами на уроке знания. С этой целью мы выполним задания теста, которые лежат у вас на партах (раздаточный материал 4). Задания теста близки к тем, которые используются в ГИА по обществознанию. Задания теста требуют выбора только одного правильного ответа. На работу отводится четыре минуты».
Слова учителя: «Давайте теперь попробуем ответить на вопрос, вынесенный в начале урока (слайд 16). Обратимся к схеме на доске. О какой роли государства говорит она? Что представляет собой правонарушения для общества?».
Выставление учителем оценок за работу на уроке.
|
Презентация (слайд 16)
|
Ученики выполняют задания теста
Ответ учеников: «Государство обеспечивает исполнение права. Правонарушение представляет собой общественную опасность. Поэтому государство устанавливает специальные наказания в связи с общественной опасностью правонарушений».
|
Метапредметные: Развивать умение осуществлять оценку в виде выделения и осознания учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознания качества и уровня усвоения
Метапредметные: Развивать умения строить речевые высказывания в устной форме и логическую цепь рассуждения
| 6 мин
4 мин
2 мин
|
| Домашнее задание
| § 10, найти крылатые фразы и стихи, относящиеся к понятиям «правонарушение» и «юридическая ответственность» (слайд 17).
| Презентация (слайд 17)
| Запись домашнего задания
| Метапредметные: Развивать умения поиска и выделения информации
| 1 мин
|
|