Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Методичеcкие рекомендации. Особенности работы над музыкальным произведением в классе гитары. Введение



Методичеcкие рекомендации

Особенности работы над музыкальным произведением в классе гитары

. Цель методической рекомендации: Определить проблемы и способы их решения при работе над музыкальным произведением. Задачи:

1. Развивающие: развитие индивидуальных способностей: памяти, музыкального мышления, слухового контроля; развитие у ученика исполнительского мастерства; развитие интереса к музыкальному творчеству.

2. Обучающие: обучение навыкам поэтапной работы над музыкальным произведением; закрепление теоретических знаний.

3. Воспитательные: воспитание целеустремленности и настойчивости в овладении технических приёмов; воспитание эстетического вкуса, любви к музицированию.

Основные методические принципы: принцип единства художественного и технического развития; принцип постепенности и последовательности; принцип всестороннего развития учащегося, посредством работы над содержанием и художественным образом произведений; принцип индивидуального подхода в работе с учащимся.

 

Введение

Музыкальное произведение – это произведение, в котором художественные образы выражены с помощью звуков. Любое музыкальное сочинение обретает свою реальную жизнь только в звучании, то есть благодаря исполнению. Но прежде чем ученик реализует композиторский замысел, добьётся завершённости в работе и отобразит его в своём исполнении потребуется немало времени и труда. Работа над музыкальным произведением представляет собой поэтапный процесс, каждый из которых заключает в себе определенные трудности. Особенности работы зависят от сложности содержания конкретного произведения. Процесс работы над музыкальным произведением условно можно разделить на три этапа: Первый этап – знакомство с произведением, прослушивание, беседа о биографии композитора. Музыкально – теоретический анализ: стиль, жанр, форма, элементы музыкального языка, темп, разбор нотного текста. Второй этап – решение технических задач, требуемых для данного произведения. Детальная работа над комплексом выразительных средств исполнения: артикуляция, динамика, ритм, аппликатура, агогика. Если произведение крупной формы – работа над его цельностью. Третий этап – завершение работы над произведением. Умение исполнить музыкально, технически свободно, в темпе, осмысленно, то есть в своем исполнении ученик должен передать содержание музыкального произведения, задуманного произведения, задуманного композитором. Подготовка к концертному выступлению.

На всех этапах работы над произведением педагог должен постоянно наблюдать за правильной посадкой ученика, правильной постановке рук и пальцев, так как зажатость, напряжение рук ведёт к ограничению технического развития. Добиваться свободы игрового аппарата необходимо путём чередования мышечных расслаблений и напряжений, уметь во время игры находить относительный отдых. Также большое внимание ученика обращается на слуховой контроль к качеству и чистоте звука, динамике.

Особую трудность и интерес представляет работа над пьесами с учащимися младших классов. Так на занятиях с учащимися начальных классов я использую замечательные сборники М. Александрова « Азбука гитариста», И.Синицина «Гитарные сказки», А.Гитман «Начальное обучение на шестиструнной гитаре», В.Гуркин «Хрестоматия гитариста», В.Калинин «Юный гитарист». Нотный материал в изданиях изложен последовательно, по степени сложности освоения игровых навыков, музыкально – слуховых и метроритмических представлений. Пьесы, данные в сборниках решают художественные задачи прежде всего образную: через программные пьесы, тексты песен, рисунки к ним. Такие пьесы помогут понять настроение и характер музыки. Таким образом параллельно с образной задачей решаются задачи развития технических навыков и усвоение теоретических знаний. После пройденного первоначального этапа обучения идёт закрепление полученных навыков игры, усложняется нотный материал, совершенствуется технический аппарат ученика, расширяется потенциал музыкально – выразительных средств инструмента. Отрабатывая в небольших пьесах различные технические и художественные задачи, ученик постоянно переходит к более сложным развёрнутым музыкальным формам. В дальнейшей работе в программу ученика педагог должен включать: музыку русской и зарубежной классики, обработки народной музыки, произведения современных композиторов (различных стилей и жанров).

Остановимся на некоторых, наиболее важных проблемах встречающихся в работе над музыкальным произведением.

Ознакомление с произведением очень важный для ученика момент. Чем полнее и ярче начальное представление о произведении исполнителя, тем с большим пониманием стоящим перед ним творческих задач протекает вся последующая работа. Ознакомившись с произведением, ученик приступает к тщательному прочтению текста, к его разбору. Значение грамотного музыкально – осмысленного разбора велико, так как создаёт основу для дальнейшей правильной работы. Очень важно, чтобы на данной начальной стадии работы не было место неряшливости, небрежности. Следует разбирать произведение небольшими частями, относительно законченными построениями, дольше останавливаясь на более трудных.

Весьма важным в работе над музыкальным произведением является проблема выучивания наизусть. По нашему мнению правы те педагоги, кто считает, что значительную часть произведения полезно знать наизусть еще в начале изучения. Это облегчает и ускоряет ход работы над произведением, так как ученик, не связан с постоянным чтением нотного текста, раньше приобретает ощущение эмоционального и физического удобства в исполнении. Глубокое, вдумчивое изучение текста, внимание к деталям требует сочетания игры на память с игрой по нотам. Недопонимание учащимся запоминаемого материала зачастую усугубляется его пассивным, безынициативным отношением к работе, бессодержательность самих приёмов и способов труда. Активное запоминание строится на углубленном понимании образно – поэтической сущности. Особенностей структуры, формообразования произведения, которое является основным, первоочередным по важности условием успешного, художественно полноценного, запоминания музыки. При этом способы работы над произведением одновременно становятся способами его рационального заучивания наизусть, другими словами процессы понимания выступают в качестве приёмов запоминания.

В работе над музыкальным произведением особого внимания требует метроритмическая точность исполнения. Восприятие и воспроизведение темпа, акцентов и временных соотношений длительностей объединяются спаянные диалектическим чувством, в первичную музыкальную способность. Навык восприятия и воспроизведения мерной пульсации равновеликих временных долей выстраивает требуемую «материальную» основу для развития первого из компонентов музыкально – ритмической способности – чувства темпа. Само это чувство предполагает в качестве одного из основных истоков ощущать музыку в размеренном ровном единообразии движений.

Соотношение длительностей – последний компонент ритмической способности. Ориентация в ритмических структурах соизмерения и различия разных по временной «стоимости» длительности звуков – навык фундаментальный, органически присущий всякой музыкально – исполни-

тельской деятельности. В сущности, ни одно произведение, нельзя играть метроритмическим ровно, так как это лишает его жизненности.

Сосредотачивая внимание ученика, на ритмической фразировке, большинство мастеров, музыкальной педагогики, учит идти в исполнительском поиске от такого фактора, как внутренняя направленность, устремлённость метроритмического движения, через осознание и «переживание» экспрессивной сущности опорных и не опорных долей в музыке. Иначе говоря, воспитывается умение исполнять не «по тактам», а «по фразам», то есть исходя из музыкально – осмысленных членений формы.

Важной особенностью развития чувства ритма является его двигательно – моторная сторона, где музыкально – ритмическое переживание человека, так или иначе, опосредуется его мышечным чувством. Следовательно, только хорошо «налаженная», достаточно надёжная и прочная музыкально – исполнительская моторика может служить надлежащей опорой для развития чувства ритма.

Эти и другие проблемы в работе над музыкальным произведением возникают на протяжении всех лет работы с учеником, захватывая постепенно более широкий круг задач, которые требуют, прежде всего, от самого педагога художественной тонкости, вкуса и развитого чувства меры. Помогая ученику вникнуть в авторский замысел, работая над различными частными задачами, добиваясь разнообразия и красочности звучания, надо следить за тем, чтобы в исполнении не было никакой нарочитости, чтобы используемые учеником приёмы выразительности органично сливались с музыкой. Особое значение в работе приобретает фразировка. Правильно определить фразировку, то есть расчленить музыкальную речь на составные её части – мотивы и фразы, а затем найти верное средство для выражения всего этого, является первостепенным делом в исполнительском освоении произведения. Одно из основных условий раскрытия содержания – ощущение направленности развития любого построения, умение выявить эту направленность при исполнении и довести мысль до её ближайшей «вершины».

Надо приучить ученика слышать фразу, воспринимать каждую в развитии и «вести» её. Работа над фразировкой всегда неразрывно связана с работой над мелодической линией. Очень важно воспитывать линеарное восприятие мелодии, ощущение перехода её звуков одного в другой, следует напомнить о том, что звуки мелодии, как и слова речи, имеют различное значение, что есть звуки более значительные, к которым движутся, «текут» все остальные звуки. Понятие фразы уместно связать с дыханием.

Ощущение дыхания и выявляющих его цезур, понимание значения этих музыкальных «знаков препинания» и целенаправленности развития музыки – одно из главных условий осмысленности исполнения.

Одно из весьма важных сторон работы музыканта – исполнителя является техническое овладение произведением. Рассматривая эту проблему, можно условно выделить два основных типа задач.

Первый – преодоление трудностей, не связанных с подвижным темпом исполнения, но требующих тщательной, вдумчивой проработки.

Второй – область, собственно технической работы, подготавливающей ученика к освоению не только нужным характером звучания, но и быстрым темпом исполнения.

Важно понимания того, в чём заключается данная техническая трудность, в чём состоит её художественное значение, каков характер гитарных движений и самого звукоизвлечения.

«Все технические приёмы рождаются из поисков того или иного звукового образа. Величайшую ошибку совершает тот, кто отрывает технику от содержания музыкального произведения, нельзя отрывать приёмы исполнения от той звучности, которую надлежит получить от уха к движению, а не наоборот»

Исходя из вышеизложенного, педагог должен так построить работу над музыкальным произведением, чтобы ученик смог в достаточной мере осознать характер композиторского замысла произведения, а затем отобразить его в своём исполнении.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.