Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Когда и как возникло воспитание?



 

Сайфуллин Ф.А., СИ БашГУ

Когда и как возникло воспитание?

Ответ на этот вопрос должен содержаться в учебниках педагогики. Доктор педагогических наук, профессор И.П. Подласый в своем учебнике утверждает, что «оно возникло вместе с человеческим обществом, став органической частью его жизни и развития, и будет существовать, пока существует общество» [1, С. 53]. Так считают и философы, социологи, археологи…, - весь мир.

Однако это не соответствует действительности. Потому что до возникновения общества воспитание уже было. Оно может существовать и после исчезновения общества. На необитаемом острове Робинзон Крузо приобрел новые знания, умения, навыки, развивал характер. В тайге люди, изолированные от общества, всю жизнь воспитывались. Ребенок, похищенный дикими животными, не становится нормальным человеком не из-за того, что находится за пределами общества, а из-за того, что соответствующего воспитания нет.

Для того чтобы объединяться и жить в обществе, человек должен подниматься на определенный уровень: иметь сознание, готовность знать и уважать «правила внутреннего распорядка общества, уметь подчинять свои интересы интересам других, управлять обществом и т.д. Все это приобретается воспитанием. Без воспитания общество разрушается, что как раз свидетельствует о том, что воспитание привело к возникновению человеческого общества.

Мы в своих исследованиях доказали, что «воспитание», «обучение», «педагогический процесс», - синонимы, означающие одно и то же явление. «Педагогический процесс (воспитание, обучение) – это целенаправленное и стихийное воздействие на человека, в ходе которого у человека формируются знания, умения, навыки, черты характера, отношения, эмоции и на их основе убеждения, взгляды, мировоззрение, сознание – психика. Он представляет собой стройную и целостную систему и состоит из следующих 10 структурных элементов: 1) объекта; 2) субъекта; 3) цели; 4) движущей силы; 5) принципов; 6) содержания; 7) форм; 8) средств; 9) методов; 10) результата.

Воспитание объективно существует в природе. Все, что есть в природе, имеет свойство воздействовать. Воздействуют растения, животные, горы, реки, океаны, климат и т.д. Среди этих физических, химических, географических, геологических и других воздействий было и педагогическое воздействие. Не было только «приемника» этого воздействия природы: никто не воспитывался. С появлением человека появился «приемник». Потому что у него был особый мозг - с задатками воспитываться.

Человек, в отличие от других живых существ, хорошо воспринимал педагогическое влияние окружения: природы, климата, насекомых, животных и т.д. и постепенно превратил свои задатки воспитываться в способность.

Все это происходило стихийно. Однако не надо забывать, что очень часто стихийное воспитание бывает более качественным, потому что происходит в естественных условиях.

Человек на своей ранней стадии развития, как ребенок, был очень любопытным. Усвоив умения наблюдать, анализировать, став внимательным, трудолюбивым, имея хорошую память, человек с их же помощью начинает достаточно активно изучать мир, окружающую действительность, получает знания, умения, навыки, черты характера, отношения, эмоции и т.д. Человек, познавая, воздействует на себя, улучшает сознание, психику. Он почувствовал, что чем больше он знает, умеет, терпелив, внимателен, старателен, гибок, тем ему лучше живется. Ощущение прямой пропорциональности благополучия человека в жизни от его знаний, умений, начитанности – уровня развития заставила его активно заниматься воспитанием самого себя и окружающих.

Со временем появились общество, учебные заведения, воспитатели.

 

Литература

 

1. Подласый И.П. Педагогика: учеб. для вузов / И.П. Подласый. – М.: Юрайт-Издат, 2009. - 540 с.

2. Сайфуллин, Ф.А. Педагогический процесс / Ф.А. Сайфуллин. - Сибай: СИ БГУ.- 2000. - 138 с.

3. Сайфуллин, Ф.А.Педагогический процесс в башкирской общеобразовательной школе / Ф.А. Сайфуллин.- Уфа: БашГУ, 2002.- 288 с.

4. Сайфуллин, Ф.А.Педагогический процесс: проблемы, пути решения: сб. науч.ст. В 2-х ч. Ч.II.– Уфа: РИО БашГУ, 2010. - 206 с.

5. Сайфуллин, Ф.А.Педагогический процесс: проблемы, пути решения: сб. науч.ст. В 2-х ч. Ч.I. / Ф.А. Сайфуллин.- Уфа: РИО БашГУ, 2005. – 272 с.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.