Преподаватель Гринченко К.Н. svet.keniya@mail.ru
Преподаватель Гринченко К.Н. svet.keniya@mail.ru
Конспект урока по информатике.
26/10/2020
Группа №97 профессия «Машинист крана (крановщик)»
Тема:«Информационные задачи. Применение компьютера для решения простейших информационных задач.»
Урок № 10
Тип урока: индивидуальная, дистанционное обучение.
Цель: усвоение видов алгоритмов и базовые алгоритмические структуры
Обучающая:
· Познакомить с основными видами правонарушений в
информационной сфере.
· Повторить пройденный материал по теме: «Алгоритмы и способы их описания.»;
· Изучить этапы решения задач;
Развивающая:
· развивать внимание, восприятие, самостоятельного анализа, познавательного интереса у учащихся, умения обобщать и сравнивать;
· развивать у студентов наблюдательность, внимание, логическое мышление;
Воспитательная:
· прививать обучающимся навык самостоятельности в работе;
· воспитывать настойчивость в преодолении трудностей в учебной работе.
Необходимое программное обеспечение к уроку:
- Microsoft Power Point, Microsoft Excel.
Список литературы:
- Информатика и ИКТ. Учебник. 10 класс. Базовый и углубленный уровень. / Под ред. Профессора А.Г.Гейн. – М.: Просвещение – 2019.
Интернет – ресурсы:
Видеофрагмент «Применение компьютера для решения простейших информационных задач»
Ход урока.
Этапы.
| Содержание урока.
| 1. Организационный этап. Мотивационный модуль.
| Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Микроитог.
| 2. Основная часть. Объяснительный модуль.
| 1. Дайте определение понятию исполнитель алгоритма.
2. Назовите типы алгоритмов? Приведите примеры.
3. Циклические алгоритмы используются для…
4. Арифметический цикл отличается от логического тем, что…
5. Вспомогательный алгоритм – это …
6. Главный алгоритм - это…
Человек использует компьютер для решения самых разнообразных информационных задач: работа с текстами, создание графических изображений, получение справки из базы данных, табличные расчеты, решение математических задач, расчет технических конструкций и многое другое.
Сегодня на уроке мы обсудим технологию решения прикладной задачи на компьютере.
| 3. Первичное усвоение новых знаний.
| РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ НА КОМПЬЮТЕРЕ - это процесс автоматического преобразования исходных данных в искомый результат в соответствии с заданным алгоритмом.
Итак, перечислим этапы решения задачи на компьютере и остановимся подробнее на каждом из них:
1. Исследование предметной области
2. Построение математической модели
3. Составление алгоритма
4. Составление программы
5. Отладка и тестирование программы на компьютере
6. Анализ результатов
7. Корректировка
2.2) Исследование предметной области
Предметная область - определенная часть реального мира, информацию о которой мы собираем и используем.
Здесь:
· Определяется, к какой предметной области относится задача (например, к области физики, математики и т.д.)
· Происходит четкое и полное описание условий задачи (формулировка задачи)
· Проверяется понятность задачи
· Проверка полноты исходных данных
2.3) Построение математической модели
Математическая модель – это описание реальности с помощью математических понятий, формул, неравенств и т.д.
На этапе построения математической модели нужно опередить:
а) ограничения и допущения;
б) что дано – перечисление исходных данных; в) результат – что найти; г) как найти – математические соотношения, которые связывают исходные данные с результатами.
2.4) Составление алгоритма
Для начала вспомним, что такое алгоритм и какими свойствами он обладает. Вопросы:
1) Дайте несколько определений алгоритма; почему нет одного общего определения алгоритма для всех наук? (ответ: у каждой науки свои особенности в определении алгоритма);
2) Перечислите свойства алгоритма;
3) Какими свойствами еще обладает алгоритм? (Ответ: результативность и массовость).
2.4.1) виды алгоритмов
Выделяют следующие виды алгоритмов:
· вербальный, когда алгоритм описывается на человеческом языке;
· символьный, когда алгоритм описывается с помощью набора символов;
· графический, когда алгоритм описывается с помощью набора графических изображений.
Общепринятыми способами записи являются графическая запись с помощью блок-схем и символьная запись с помощью школьного алгоритмического языка.
Запишем «шапку» алгоритма на ШАЯ:
Алгоритм <Имя> (раздел описаний)
Аргументы: <что дано>
Результат: <что найти>
Начало
<Команды>
Конец.
2.4.2) блок-схема
Описание алгоритма с помощью блок схем осуществляется рисованием последовательности геометрических фигур, каждая из которых подразумевает выполнение определенного действия алгоритма. Порядок выполнения действий указывается стрелками.
Итак, блок-схема – графический вид алгоритма, в котором каждый шаг представлен в виде геометрической фигуры.
Начало или конец алгоритма
Ввод данных
Блок присвоения
Вывод данных (результатов)
Условный блок (проверка условия)
Циклический блок
Подпрограмма (обращение к вспомогательному алгоритму)
2.4.3) базовые алгоритмические структуры
В зависимости от последовательности выполнения действий в алгоритме выделяют алгоритмы линейной, разветвленной и циклической структуры.
Мы с Вами пока рассмотрим только линейную структуру.
В алгоритмах линейной структуры действия выполняются последовательно одно за другим:
2.5) Составление программы
После успешного построения блок-схемы выбираем язык программирования и переводим ее на выбранный язык программирования. Для нас с вами это Pascal.
2.6) Отладка и тестирование программы на компьютере
На этом этапе происходят испытания работы программы и исправления обнаруженных ошибок.
Проверка на компьютере правильности работы программы проходит с помощью тестов. Тест – это исходные данные, для которых известен ожидаемый от программы результат.
2.7) Анализ результатов
После тестирования и отладки, программист анализирует полученные результаты и делает вывод о корректировке программы.
2.8) Корректировка
Если корректировка требуется, то программист может возвратиться на любой из этапов.
Если каким-либо образом изменяются исходные данные или искомый результат, то для решения задачи следует начать все с начала (с этапа исследования предметной области).
| 4. Подведение итогов.
| Итак, вы сегодня узнали, какие существуют этапы для решения задачи на компьютере.
Перечислите 7 этапов.
Что происходит на каждом из них?
| 5. Домашнее задание.
| Задача 1
Расписать этапы решения примера: у=(b2-ас):(а+с).
Задача 2
Зная длины трех сторон треугольника, вычислить площадь и периметр треугольника.
Задача 3
Заданы длины двух катетов в прямоугольном треугольнике. Найти длину гипотенузы, площадь треугольника и величину его углов.
| Выполненное домашнее задание отправлять на почту svet.kseniya@mail.ru или личным сообщением ВКонтакте.
|