|
|||
Дильман Олег ДЮ18С1301Дильман Олег ДЮ18С1301
1. что такое национальная правовая культура? Национальная правовая культура- это сложная система норм, институтов, общественных отношений, в которых, с одной стороны, проявляется стремление государства и общества идентифицировать себя в качестве носителей европейской правовой традиции и страны, ориентированной на общечеловеческие правовые ценности. 2. Существует ли цивилизационная правовая культура? Определенный уровень цивилитарности права формируется в зависимости от развитости института права, его способности освоить такие общечеловеческие правовые ценности, как свобода, равенство, общее благо, справедливость. Правовая культура вбирает духовный потенциал человека, его ориентацию на право, как важнейшее средство гуманизации системы общественных отношений. Органически связанная с цивилизацией, правовая культура выражает цивилитарный характер права. Это подтверждается тем, что право по назначению обращено к человеку не как к биопсихическому существу, но, прежде всего, как к социальному существу, члену определенного сообщества, гражданину государства. Человек, становясь гражданином, приобретает новое, политико-правовое, цивилизованное качество. Аристотель определил "гражданина" как лицо, являющееся одновременно и истцом, и ответчиком. В этом определении заложен глубокий смысл, не потерявший своего значения и сегодня. Действительно, цивилизованное общество, благодаря развитости таких институтов, как право и государство, наделяет человека правами и обязанностями. Следование человека существующему праву есть выражение, с одной стороны, его правосознания и правовой культуры, а с другой, – силы действующего права данной цивилизаци.
3. Что такое правовой менталитет ? Это категория, которая представляет методологическую ценность, связанную с выходом исследования правовой культуры из узкой государственно-законодательной трактовки в более широкую сферу вне позитивных право Без категории «правовой менталитет» исследование глубинных структур юридический психологии, идейных основ правосознания индивида, социальной группы, общества практически невозможно, ибо «улавливание» правовых феноменов требует не только праворационального объяснения, но и интуитивного проникновения в исходные элементы правовой сферы социума. Существует еще ряд моментов, характеризующих «правовой менталитет» как термин, отличный от правового сознания: - во-первых, правовая ментальность представляется в виде глубинного слоя сознания, отражая помимо осознанного и неосознанный (подсознательный) правовой уровень; - во-вторых, для правового менталитета свойственны консерватизм, стабильность - в-третьих, правовой менталитет выполняет функцию упорядочивания правосознания - в-четвертых, правосознание предполагает не только интеллектуальное постоянство, которое в некоторой степени зависит от качественного состояния правовой ментальности, но и рациональную и эмоциональную изменчивость.вых явлений.
4. Специфика Российской правовой культуры Русская правовая культура в силу своего географического расположения (на стыке Запада и Востока), национальной и правовой ментальности имеет свои специфику и особенности. Так, например, в дореволюционной России до Столыпинской реформы (а Россия того времени, будучи евразийской страной, все же больше тяготела к правовой культуре восточного типа) была велика роль общины, препятствовавшей выделению личности, развитию личного права и индивидуальной правовой культуры. Особенности российского общества и правовой культуры того времени заключались в следующем: высокая приоритетная защита общих интересов, общего дела, духа соборности в ущерб личным притязаниям индивида, его правам и интересам, составляющим основание права и правовой культуры как таковых; слабость личного, и следовательно, правового начала в культуре вообще; широкое распространение неправовых регуляторов в обществе (моральных, религиозных, нормативных, патриархально-семейных, традиционных и т.д.); отрицательное отношение православной религии к фундаментальным устоям правового общества, а тем самым к праву и правовой культуре в целом: русская философская религиозная мысль выражала отрицательное отношение православия к частной собственности, к капиталистической системе хозяйства как таковой, к проценту на капитал и, наоборот, отмечала положительное отношение к элементам социализма, свободному, труду и добровольной бедности; православие объявляло труд правом и обязанностью одновременно (что и нашло отражение в советских конституциях); высокая степень «присутствия» государственности в общественной жизни, господство официальной идеологии, подчинение права государству. Все это привело к правовому регрессу в развитии правовой культуры. Коммунистический эксперимент, начатый в нашей стране в 1917 году, был направлен на строительство принципиально нового общества, которое, по мысли его организаторов, должно было основываться на всеобщем равенстве и братстве, на свободе человека и труда, всеобщем счастье и отсутствии эксплуатации человека человеком. Однако попытки насильственного и ускоренного внедрения этих идеалов в жизнь обернулись в итоге трагедией для России. Следует заметить, что наряду с регрессивными тенденциями советская правовая культура имела и заметный прогрессивный потенциал (развитие законодательства, науки, образования и т.д.), выступивший в конечном счете фундаментом для современного периода правового и социального развития.
В современной российской правовой культуре, занимающей в типологии правовых культур особое, специфическое место, совмещаются как западные, так и восточные корни. Ее системообразующими элементами являются: этатизм, «имперское» мышление, коллективизм и отсутствие традиций индивидуализма и гражданской ответственности, неприятие частной собственности как основной формы собственности, укоренившиеся в моральных и религиозных установках. Русская культура, в том числе и русская правовая культура, формировавшаяся на протяжении многих веков, представляет собой достаточно сложное и противоречивое явление, интерпретация которого - серьезная научная проблема. Именно здесь ученые сталкиваются не только со всеобщим, но и с уникальным и единичным. Чаще всего для обозначения феномена русской культуры исследователи используют термин «евразийская» культура. Своеобразие русской культуры заключается в том, что через православие и Византию она является прямой наследницей культуры античной. В русской правовой культуре мы находим действующими ее основные принципы, прошедшие уже через горнило последующих философско-правовых школ и традиций и преображенные в свете исторического опыта христианства. Основной особенностью русского общественного сознания вообще и правовой культуры, в частности, на протяжении веков являлся этикоцентризм, т.е. подчинение права более высоким, нравственным и религиозным ценностям. Подобное отношение к праву объясняется наличием специфических условий, в которых формировалось правосознание русского общества, начиная с X в., в связи с принятием христианства и православного обряда. Для православного сознания право не имеет значения самодовлеющей ценности, а является лишь одним из средств достижения религиозно-нравственных целей. Поэтому западноевропейский индивидуалистический идеал правового государства никогда не выступал в российском правосознании в качестве общественного идеала. С последним скорее связывались представления о царстве «правды», чем права. Соборный, надындивидуальный характер этой «правды» также являлся отличительной чертой правовой культуры российского общества. Это во многом объясняет отсутствие в русской правовой идеологии культа прав человека, столь характерного для западноевропейской правовой мысли, как и связанного с ним культурного отношения к славе (цель личного самоутверждения) и богатству. Сказанное не означает, что в России отсутствовали другие идеологические и культурные течения. Определенное влияние оказывали и либеральная, и радикальная идеологии, но определяющей в общенациональном коммуникативном пространстве являлась идеология консервативно-патриархальная, укорененная в традициях православной культуры. Российские политические катаклизмы XX в. привели к возникновению архетипически сходной модели пролетарского государства, имеющего «священную» миссию освобождения мирового пролетариата и устройства своеобразного «Царства Божьего» на Земле
|
|||
|