Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Альфред Гарриевич Шнитке



 Альфред Гарриевич Шнитке

(1934г.  - 1998 г.)

     А. Шнитке — один из самых крупных советских композиторов так называемого второго поколения. Творчеству Шнитке присуще острое внимание к проблемам современности, к судьбам человечества и человеческой культуре. Для него характерны масштабные замыслы, контрастная драматургия. Он - символ отечественного музыкального авангарда. Ни один другой композитор СССР этого поколения  не получил такой широкой известности, как он. В 70-80-х годах Альфред Шнитке имел репутацию непризнанного и гонимого властью гения.

    В его сочинениях трагизм атомной бомбардировки и борьба со злом на земном шаре, человеческое предательство и взывание к добру.

Он был наполовину немцем (по матери), наполовину евреем (по отцу). Русский и немецкий были ему родными языками.

Шнитке окончил Московскую консерваторию (1958) и аспирантуру (там же, 1961) по классу сочинения Е. Голубева. В 1961-72 гг. работал преподавателем в Московской консерватории.

    Первым произведением, которое открыло «зрелого Шнитке» и предрешило многие черты дальнейшего развития, стал Второй скрипичный концерт. Темы страдания, предательства, преодоления смерти воплотились в яркой драматургии. Линию «положительных персонажей» образовали:  скрипка, группа струнных инструментов. Линию «отрицательных» — контрабас, духовые, ударные, фортепиано.

   Одним из центральных произведений Шнитке явилась Первая симфония, главной идеей которой стала судьба искусства, как отражение перипетий человека в современном мире.

  Впервые в советской музыке в одном произведении была показана  панорама музыки всех стилей, жанров и направлений: музыка классическая, авангардная, древние хоралы, бытовые вальсы, польки, марши, песни, гитарные наигрыши, джаз и т. п. Композитор применил здесь  также приемы «инструментального театра» (движение музыкантов по сцене). Соединенив в одном музыкальном произведении различные элементы композитор, таким образом,   смог показать конфликт классической гармонии и гармонию современной напряженности.

Этот прием  Шнитке использовал во множестве других  сочинений:

второй сонате для скрипки,

второй и третьей симфониях,

третьем и четвертом скрипичном концертах,

альтовом концерте, «Посвящении Паганини» и др.

Новые грани своего дарования Шнитке раскрыл в период «ретро», «новой простоты», внезапно наступивший в европейской музыке в 70-х гг. Почувствовав ностальгию по выразительной мелодии, он создал лирико-трагические:

 Реквием и фортепианный Квинтет — произведения, биографически связанные со смертью матери, потом отца. А в сочинении под названием «Minnesang» для 52 солирующих голосов ряд подлинных песен немецких миннезингеров XII-XIII вв. он объединил в современную «сверхмногоголосную» композицию (он представлял себе группы людей, поющих на балкончиках старых европейских городов).

В период «ретро» Шнитке обратился и к русской музыкальной тематике, использовав в Гимнах для ансамбля подлинные древнерусские песнопения.

  80-е гг. стали для композитора этапом синтеза лирического и мелодического начал, расцветших в «ретро». Во Второй симфонии к сложной оркестровой ткани он добавил контрастный план в виде  одноголосных григорианских песнопений — «под куполом» современной симфонии зазвучала древнейшая месса.

 В Третьей симфонии, написанной к открытию нового концертного зала Гевандхауз (Лейпциг), в виде стилистических намеков дана история немецкой (австро-немецкой) музыки от средневековья до нынешнего дня, использовано свыше 30 тем — монограмм композиторов.

Второй струнный квартет явился синтезом древнерусской песенности и драматической концепции симфонического плана. В кульминации этого произведения драматизм обострен до введения весьма натуралистического плача, стона. В финале средствами струнного квартета создана иллюзия звучания невидимого хора, исполняющего старинный распев.

    Одним из самых впечатляющих сочинений Шнитке стала его кантата «История доктора Иоганна                Фауста» на текст из «Народной книги» 1587 г. Традиционный для европейской культуры образ чернокнижника, продавшего душу дьяволу за жизненное благополучие, раскрыт композитором в самый драматический момент его истории — момент кары за содеянное.

Захватывающую силу музыке композитор придал с помощью приема стилистического снижения — введения в кульминационный эпизод расправы жанра танго (ария Мефистофеля, исполняемая эстрадным контральто).

Слушаем:

1. Танго из кантаты «История доктора Иоганна Фауста» в исполнении Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова. Солистка – Ива Биттова.

 

В 1985 г. в крайне сжатый срок Шнитке написал 2 значительнейших сочинения:

-  хоровой Концерт на стихи армянского мыслителя и поэта X в. Г. Нарекаци

- альтовый Концерт.

Если хоровой Концерт a cappella полон лучезарного горнего света, то альтовый Концерт стал звучащей трагедией, которую уравновесила только красота музыки.

Перенапряжение от работы привело к срыву здоровья композитора.

Возвращение к жизни и творчеству запечатлелось в виолончельном Концерте, по своей концепции зеркально-симметричном альтовому: в заключительном разделе виолончель, усиленная электроникой, мощно утверждает свою «художественную волю».

Участвуя в создании кинофильмов, Шнитке углубил психологическую емкость целого, создав музыкой дополнительный эмоциональный план. Киномузыка активно использовалась им и в концертных произведениях: в Первой симфонии и Сюите в старинном стиле для скрипки и фортепиано звучала музыка из фильма Мир «сегодня» («И все-таки я верю»), в Первом concerto grosso — танго из «Агонии» и темы из «Бабочки», в «Трех сценах» для голоса и ударных — музыка из «Маленьких трагедий» и т. п.

Слушаем:

2. Вальс из кинофильма «Горячий снег».

3. «Эти свободные бабочки»

 

Шнитке — прирожденный создатель, крупных  полотен в музыке. Проблемы мира и культуры, добра и зла, веры и скепсиса, жизни и смерти, наполняющие его творчество, делают произведения советского мастера эмоционально выраженной философией.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.