Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Группа: П-257



 

Тема: Роль астрономии в развитии цивилизации, Эволюция взглядов человека на Вселенную.

Дата: 02.11.2020 г.

Группа: П-257

Цели: Образовательные: формирование представлений учащихся об истории становления новой науки - астрономии, раскрыть ее самостоятельность, место и значение среди других наук, раскрыть особенность и уникальность методов познания в астрономии;

Развивающие: формирование мировоззрения учащихся, развитие умений работать с дополнительной литературой, кратко, четко и быстро излагать свои мысли, развитие логического мышления.

Воспитательные: воспитание настойчивости для достижения конечного результата; умение работать в парах, коллективе; содействовать воспитанию познавательной активности и трудолюбия

 

Астрономия[греч. astron - звезда, nomos -закон] – наука о Вселенной (о природе)= наука о строении, происхождении и развитии небесных тел и их систем.
Вселенная - максимально большая область пространства, включающая в себя все доступные для изучения небесные тела и их системы. Астрономия, как и все другие науки, возникла из практических потребностей человека:

- потребность счета времени, ведение календаря;

- земледелие;

- ориентация на местности, находить дорогу по звездам, особенно     мореплавателям;

- любознательность – разобраться в происходящих явлениях;

- забота о своей судьбе, породившая астрологию.

Древние славяне почти не изучали звёздное небо. Причины этого:

1) почти полгода небо на Руси закрыто облаками и туманами;

2) в летнее время ночи очень светлые;

3)славяне долгое время были изолированы от народов, накопивших богатый наблюдательный материал.

Славяне жили в основном в лесах и по берегам рек, которые давали массу вспомогательных ориентиров по сторонам горизонта: по растениям, по рельефу местности, по направлениям ветров (по сезонам) и т. д. Они иначе воспринимали мир, чем, например, жители южных широт с их открытым небом и пространством пустынь и степей или народы, населявшие морские берега, которые использовали знания звёздного неба внавигационных целях.

Наблюдения – основной источник знаний о небесных телах, процессах и явлениях происходящих во Вселенной.

Особенности астрономических наблюдений: 1) астрономические наблюдения в большинстве случаев пассивны по отношению к изучаемым объектам. Мы не можем активно влиять на небесные тела, ставить опыты (за исключением редких случаев), как это делают в физике, биологии, химии. Лишь использование космических аппаратов дало в этом отношении некоторые возможности.

2) Мы наблюдаем положение небесных тел и их движение с Земли, которая сама находится в движении. Поэтому вид неба для земного наблюдателя зависит не только от того, в каком месте Земли он находится, но и от того, в какое время суток и года он наблюдает. Например, когда у нас зимний день, в Южной Америке летняя ночь, и наоборот. Есть звезды, видимые лишь летом или зимой.

3) Все светила находятся от нас очень далеко, так далеко, что ни на глаз, ни в телескоп нельзя решить, какое из них ближе, какое дальше. Все они кажутся нам одинаково далекими. Поэтому при наблюдениях обычно выполняют угловые измерения и уже по ним часто делают выводы о линейных расстояниях и размерах тел.


Значение астрономии :

 - Ориентирование по звездам для определения сторон горизонта;

 - Навигация (мореходство, авиация, космонавтика) - искусство прокладывать путь по звездам;

- Исследование Вселенной с целью понять прошлое и спрогнозировать будущее;

- Космонавтика:

- Исследование Земли с целью сохранения ее уникальной природы;

- Получение материалов, которые невозможно получение в земных условиях;

- Прогноз погоды и предсказание стихийных бедствий;

- Спасение терпящих бедствие судов;

- Исследования других планет для прогнозирования развития Земли.

1. Системы: - все тела во Вселенной образуют системы различной сложности.

3. Потребность в астрономических знаниях диктовалась жизненной необходимостью:

1. Счета времени (календарь).

2. Находить дорогу по звездам, особенно мореплавателям

3. Забота о своей судьбе, астрология.

 

 

4.Взаимосвязь с другими предметами

 

 

1 - гелиобиология
2 - ксенобиология
3 - космическая биология и медицина
4 - математическая география
5 - космохимия
А - сферическая астрономия
Б - астрометрия
В - небесная механика
Г - астрофизика
Д - космология
Е - космогония
Ж - космофизика

5.Наблюдения в астрономии - основной источник информации.

Для точности наблюдений, нужны приборы. Наблюдения проводятся в специализированных учреждениях - обсерваториях.
Телескоп - увеличивает угол зрения (разрешающая способность), и собирает больше света (проникающая сила).

Виды телескопов:

1. Оптические телескопы
Рефрактор - используется преломление света в линзе (преломляющий), первый в 1609г Г. Галилей

 

 

Рефлектор - используется вогнутое зеркало (отражающий), фокусирующее лучи, первый в 1668г изобрел И. Ньютон.
Зеркально – линзовый (камера Шмидта) - комбинация обеих видов, первый построил в 1930г Б. ШМИДТ.

непосредственные наблюдения                                                        

фотографировать (астрограф)

фотоэлектрические – датчик, колебание энергии, излучений

спектральные – дают сведения о температуре, химическом составе, магнитных полях, движений небесных тел.

2. Радиотелескопы - преимущества: в любую погоду и время суток можно вести наблюдение объектов, недоступные для оптических. Представляют собой чашу (подобие локатора). Радиоастрономия получило развитие с 50-х годов 20-го столетия

   Домашнее задание:используя текст учебника (§ 2) подготовить сообщения по темам:

-сообщение об оптических телескопах;

-сообщение о радиотелескопах;

-недостатки и преимущества телескопов

Критерии оценивания:

Оценка «отлично» - выставляется обучающемуся, если ответ на вопрос полный, логичный, грамотно изложен.

Оценка «хорошо» - выставляется обучающемуся, если допущены незначительные погрешности в ответе на вопрос.

Оценка «удовлетворительно» - выставляется обучающемуся, если ответ на вопрос нелогичный, не полный.

Оценка «неудовлетворительно» - выставляется обучающемуся, если нет ответа на поставленный вопрос

 

 

ВНИМАНИЕ!!!

Уважаемые студенты, практическое задание необходимо выполнить в рабочей тетради (сфотографировать) или в формате Документа Word. Отправлять для проверки в личные сообщения на страницу ВКонтакте:  https://vk.com/id492455515

 

Преподаватель: Михайлова Татьяна Борисовна

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.