|
|||
Группа: П-257
Тема: Роль астрономии в развитии цивилизации, Эволюция взглядов человека на Вселенную. Дата: 02.11.2020 г. Группа: П-257 Цели: Образовательные: формирование представлений учащихся об истории становления новой науки - астрономии, раскрыть ее самостоятельность, место и значение среди других наук, раскрыть особенность и уникальность методов познания в астрономии; Развивающие: формирование мировоззрения учащихся, развитие умений работать с дополнительной литературой, кратко, четко и быстро излагать свои мысли, развитие логического мышления. Воспитательные: воспитание настойчивости для достижения конечного результата; умение работать в парах, коллективе; содействовать воспитанию познавательной активности и трудолюбия
Астрономия[греч. astron - звезда, nomos -закон] – наука о Вселенной (о природе)= наука о строении, происхождении и развитии небесных тел и их систем. - потребность счета времени, ведение календаря; - земледелие; - ориентация на местности, находить дорогу по звездам, особенно мореплавателям; - любознательность – разобраться в происходящих явлениях; - забота о своей судьбе, породившая астрологию. Древние славяне почти не изучали звёздное небо. Причины этого: 1) почти полгода небо на Руси закрыто облаками и туманами; 2) в летнее время ночи очень светлые; 3)славяне долгое время были изолированы от народов, накопивших богатый наблюдательный материал. Славяне жили в основном в лесах и по берегам рек, которые давали массу вспомогательных ориентиров по сторонам горизонта: по растениям, по рельефу местности, по направлениям ветров (по сезонам) и т. д. Они иначе воспринимали мир, чем, например, жители южных широт с их открытым небом и пространством пустынь и степей или народы, населявшие морские берега, которые использовали знания звёздного неба внавигационных целях. Наблюдения – основной источник знаний о небесных телах, процессах и явлениях происходящих во Вселенной. Особенности астрономических наблюдений: 1) астрономические наблюдения в большинстве случаев пассивны по отношению к изучаемым объектам. Мы не можем активно влиять на небесные тела, ставить опыты (за исключением редких случаев), как это делают в физике, биологии, химии. Лишь использование космических аппаратов дало в этом отношении некоторые возможности. 2) Мы наблюдаем положение небесных тел и их движение с Земли, которая сама находится в движении. Поэтому вид неба для земного наблюдателя зависит не только от того, в каком месте Земли он находится, но и от того, в какое время суток и года он наблюдает. Например, когда у нас зимний день, в Южной Америке летняя ночь, и наоборот. Есть звезды, видимые лишь летом или зимой. 3) Все светила находятся от нас очень далеко, так далеко, что ни на глаз, ни в телескоп нельзя решить, какое из них ближе, какое дальше. Все они кажутся нам одинаково далекими. Поэтому при наблюдениях обычно выполняют угловые измерения и уже по ним часто делают выводы о линейных расстояниях и размерах тел.
- Ориентирование по звездам для определения сторон горизонта; - Навигация (мореходство, авиация, космонавтика) - искусство прокладывать путь по звездам; - Исследование Вселенной с целью понять прошлое и спрогнозировать будущее; - Космонавтика: - Исследование Земли с целью сохранения ее уникальной природы; - Получение материалов, которые невозможно получение в земных условиях; - Прогноз погоды и предсказание стихийных бедствий; - Спасение терпящих бедствие судов; - Исследования других планет для прогнозирования развития Земли. 1. Системы: - все тела во Вселенной образуют системы различной сложности. 3. Потребность в астрономических знаниях диктовалась жизненной необходимостью: 1. Счета времени (календарь). 2. Находить дорогу по звездам, особенно мореплавателям 3. Забота о своей судьбе, астрология.
4.Взаимосвязь с другими предметами
1 - гелиобиология 5.Наблюдения в астрономии - основной источник информации. Для точности наблюдений, нужны приборы. Наблюдения проводятся в специализированных учреждениях - обсерваториях. Виды телескопов: 1. Оптические телескопы
Рефлектор - используется вогнутое зеркало (отражающий), фокусирующее лучи, первый в 1668г изобрел И. Ньютон. непосредственные наблюдения фотографировать (астрограф) фотоэлектрические – датчик, колебание энергии, излучений спектральные – дают сведения о температуре, химическом составе, магнитных полях, движений небесных тел. 2. Радиотелескопы - преимущества: в любую погоду и время суток можно вести наблюдение объектов, недоступные для оптических. Представляют собой чашу (подобие локатора). Радиоастрономия получило развитие с 50-х годов 20-го столетия Домашнее задание:используя текст учебника (§ 2) подготовить сообщения по темам: -сообщение об оптических телескопах; -сообщение о радиотелескопах; -недостатки и преимущества телескопов Критерии оценивания: Оценка «отлично» - выставляется обучающемуся, если ответ на вопрос полный, логичный, грамотно изложен. Оценка «хорошо» - выставляется обучающемуся, если допущены незначительные погрешности в ответе на вопрос. Оценка «удовлетворительно» - выставляется обучающемуся, если ответ на вопрос нелогичный, не полный. Оценка «неудовлетворительно» - выставляется обучающемуся, если нет ответа на поставленный вопрос
ВНИМАНИЕ!!! Уважаемые студенты, практическое задание необходимо выполнить в рабочей тетради (сфотографировать) или в формате Документа Word. Отправлять для проверки в личные сообщения на страницу ВКонтакте: https://vk.com/id492455515
Преподаватель: Михайлова Татьяна Борисовна
|
|||
|