Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования



 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа № 1 им. П.И.Чайковского»

 

 

Методическое сообщение


ЛИРИЧЕСКИЙ СИМФОНИЗМ В ТВОРЧЕСТВЕ

Л. ван БЕТХОВЕНА

 


Автор: Лотошникова Н.М.

 

г.Березники, 2020 г.

 

    Гигантская фигура Бетховена – целая эпоха в мировом музыкальном искусстве. За 40 лет творчество Бетховена прошло все те этапы, которые являются основными вехами в развитии стиля европейской музыки последних двух столетий, включая и предвосхищения нашей современности. Ранние произведения Бетховена почти тождественны по стилю произведениям Гайдна и Моцарта, а в более поздних – обнаруживаются черты, перекликающиеся с музыкой Б.Бартока, С.Прокофьева, П.Хиндемита.

    Бетховен – последний композитор XIX века, для которого сонатность была наиболее естественной, органичной формой для мышления, последний, у кого внутренняя логика музыкальной мысли господствует над внешним чувственно-красочным началом.

    Творчество Бетховена – важнейший этап в развитии симфонизма, сформировавшегося в эпоху Просвещения. Огромный, далеко идущий импульс для развития симфонизма дала французская буржуазная революция 1789 – 1794 гг.

    Бетховен – создатель героико–драматического симфонизма, проникнутого революционной мыслью, диалектикой развития, обладающего силой широкого воздействия. Он обобщает, концентрирует, возводит в новое качество наиболее существенные стороны симфонизма как метода философии – обобщённого, реалистического отражения жизни в борьбе противоречий, в её развитии. Симфонизм пронизывает все ведущие жанры бетховенского творчества – симфонии, увертюры, концерты, сонаты, квартеты. Понятие «симфонизма» находится в теснейшей связи с понятием «музыкальной драматургии» как системы взаимодействия образов, принципов их развития. В зависимости от идейно – образного содержания и особенностей музыкальной драматургии (остро конфликтной, картинно – повествовательной и т.д.), можно говорить о различных типах симфонизма – драматическом, лирическом, эпическом, жанровом.

    Многое пережил Бетховен за свою жизнь, о многом размышлял. В последний период (по мнению всех исследователей) произведения этого времени качественно отличаются от раннего творчества композитора: при сохранении влечения к героике показательно особое внимание к внутренним личным переживаниям во всём их многообразии, в их сложных и тончайших нюансах. Поэтому велика роль лирической направленности творчества. Герои Бетховена, обладая неукротимой смелостью и страстностью, наделены вместе с тем богатым, тонким развитым интеллектом. Он не только борец, но и мыслитель; наряду с действием, ему свойственна склонность к сосредоточенному размышлению. Ясные преемственные нити связывают Бетховена с той философско–созерцательной линией в музыкальном искусстве, которая издавна воплощалась в хоровых и органных школах Германии, получив кульминационное выражение в искусстве Баха.

    Созерцательное начало – одна из интереснейших сторон бетховенской лирики. В наследии Бетховена это тот полюс, который «уравновешивает» действенность, героический пафос, драматические коллизии – качества, выступающие своего рода «визитной карточкой» его музыки. Созерцание, запечатлённое во многих ADAGIO, ANDANTE бетховенских камерных инструментальных и симфонических циклов, раскрывает облик композитора в совсем ином ракурсе. Перед нами предстаёт не просто мыслитель, философ, но ТВОРЧЕСКИЙ ДУХ, безудержно стремящийся к сверхчувственному, непостижимому.

    Этот мир созерцательно завораживает своей неисчерпаемостью, побуждая прикоснуться к многогранности состояний, заключенных в нём.

    Покой и умиротворение одновременно с необычайной внутренней наполненностью, устремлённостью к Высшему, свет человеческой души, незаслуженной обыденными страстями, открытой к соприкосновению с Непреходящим, творческий дух, объемлющий Космос и видящий Божественное – этот ряд образов несёт в себе сущность созерцательного начала в лирике Бетховена.

    Среди всех созерцательных страниц бетховенского наследия, особенно выделяются АРИЭТТА сонаты op. 111, ADAGIO SOSTENUTO fis-moll из сонаты op. 106, ADAGIO 9 симфонии и BENEDICTUS Торжественной мессы, поздние квартеты, обогащённые созерцательными новыми оттенками.

    Лирический симфонизм Бетховена обладает замечательными особенностями. Источником его служит пение – полнозвучный, построенный на широком дыхании кантабильный разлив голосов. Для этой вокально наполненной мелодии становится необходимым сравнительно медленный темп, чтобы слушатель в прямом смысле слова успевая услышать индивидуальную интонационную окраску каждого звука темы и их сплетений. Вот почему кантабильная лирика Бетховена сформировалась именно в медленных частях его сонат. Здесь же появляются картины глубоких философских многогранный мир романтического лиризма.

    Пять последних квартетов (1822 – 1826) наиболее сложная область бетховенского искусства. Квартет в последние годы явился для Бетховена философской исповедью. Его дух раскрывается здесь не в могучем пламени сильных чувств («Аппассионата», Пятая симфония), а в сложных интеллектуальных процессах. В последних квартетах чрезвычайно усиливается значение ADAGIO. Типичным становится перенесение акцента на медленную часть цикла. Сопоставления мечты и иронии, поэтически утончённого и подчёркнуто грубого, созерцания и порыва предвосхищают романтический тип разнопланового контраста, часто связанно с вторжением грубой действительности в тонкую лирику грёз. Всё это говорит о том, что искусство позднего Бетховена – это новый рубеж в истории музыки.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Конен В. «Этюды о зарубежной музыке».

 

 

2. Крюкова «Музыкальная педагогика».

 

 

3. «Музыка французской революции XIII века. Бетховен.

 

 

4. статья Кречковской «Проблема исполнительского стиля –

центральная задача исполнительского музыкознания».

 

 

5. статья «К проблеме Бетховен и Романтики».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.