|
|||
г. (среда). Дисциплина: «Русский язык». Группа № 7428.10.2020г. (среда) Дисциплина: «Русский язык» Группа № 74 Урок № 22 Тема: «Диалог. Пунктуационное оформление диалога» Оборудование: Власенков А. И. Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы: учеб.для общеобразоват. организаций: базовый уровень / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 287 с. Цель: - дать понятие о диалоге; - развитие образного и логического мышления; овладение приемами учебной деятельности, формировать умение объяснять постановку знаков препинания с помощью схем пунктуационных правил, правильно оформлять диалоги; - воспитание любви к русскому языку; привитие интереса к его познанию; развитие творческих способностей.
Материалы урока: Диалог — это вид прямой речи, представляющий собой разговор двух или нескольких лиц. Пример: — Может быть, сегодня уедем? — спросил отец. Архип на минуту задумался, потом уверенно ответил: — Сегодня рано, лучше завтра с утра. Каждая реплика записывается с новой строчки, а перед репликой ставится тире. Кавычки не ставятся. Важным отличием диалога от прямой и косвенной речи является то, что в диалоге вообще могут отсутствовать слова автора. Пример: — На каток поедешь? — Сегодня не смогу. — А когда? — Пока не знаю. Знаки препинания при диалоге 1. Если реплики диалога даются каждая с абзаца, то перед ними ставится тире: — Значит, немец спокоен? — Тишина. — Ракеты? — Да, но не очень часто (Каз.). 2. Если реплики следуют в подбор, без указания, кому они принадлежат, то каждая из них заключается в кавычки и отделяется от соседней тире: «Так ты женат? Не знал я ране! Давно ли?» — «Около двух лет». — «На ком?» — «На Лариной». — «Татьяне?» — «Ты ей знаком?» — «Я им сосед» (П.). 3. Если после реплики идут слова автора, то перед следующей репликой тире опускается: «Не видать?» — повторил барин. «Не видать», — вторично ответствовал слуга (Т.); «Как же вы поживаете?» — спросила Екатерина Ивановна. «Ничего, живём понемножечку», — ответил Старцев (Ч.); «Разрешите идти в первую роту?» — сказал Масленников, старательно, более чем обычно, вытягиваясь перед Сабуровым. «Идите, — сказал Сабуров. — Я тоже скоро к вам приду» (Сим.). 4. Если одна реплика «разрывается» другой, а затем следует продолжение первой реплики, то после первой ее части и перед началом второй ставится многоточие: — Я просил… — Ничего вы не просили. — …хотя бы минуту внимания. 5. Если в последующей реплике повторяются слова из предыдущей реплики, принадлежащей другому лицу, причем они воспринимаются как чужой текст, то эти слова выделяются кавычками: а) Купавина. Ах, это смешно наконец. Зачем юристом, когда ничего нет. Лыняев. Как «ничего»? Купавина. Так, ничего, чистая бумага (Остр.); б) Силан. Пройдись малость, лучше тебе… Курослепов. Да, «пройдись малость»! Всё твоё рассмотрение… (Остр.) Ср.: «Если вы будете свободны, заходите ко мне». — «Как это “будете свободны”? Ведь у меня каждая минута на учёте»; «Верьте, вы мне по-прежнему дороги». — «Ваше “дороги” совсем неуместно», — рассердилась она. Если же повторяющиеся в последующей реплике слова не. воспринимаются как чужой текст, то кавычками они не выделяются: Лыняев. Увы! Мурзавецкий. Что «увы»? Что такое, милостивый государь, увы? (Остр.) — первое увы — повторение слова из чужого текста, второе — слово из своего текста. 6. Особая форма построения диалога — когда в качестве самостоятельных реплик используются знаки препинания (главным образом вопросительный и восклицательный знаки): а) — Я не буду отвечать. — ! — А что вам даст это? — Ничего не даст. Всё узнаем. б)— Ты спятил, — сказал Прошкин, увидев у меня второе авторское свидетельство на изобретение. — ? — У шефа только одно[25]. Такое своеобразное их употребление объясняется тем, что «значение восклицательного и вопросительного знаков настолько определенно и общепринято, что оказывается возможным с помощью этих знаков выразить удивление, сомнение, возмущение и т. п. …даже без слов».
Домашнее задание: 1.Изучить материалы урока. 2.Выполнить упражнение: Составьте небольшой диалог (6-8 реплик) на тему: «Разговор по телефону», используя «волшебные слова». Представьте себе такую ситуацию: вы позвонили другу (подруге), но его(её) не оказалось дома, а трубку подняла мама. С чего вы начнёте и чем закончите диалог? 1. –П! 2. – П,-а. 3. –П. 4. – П. Запишите отредактированный текст в форме диалога в тетрадях, соблюдая все знаки препинания.
Выполненное домашнее задание сфотографировать и прислать!
|
|||
|