Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Осмысление новых знаний



 

Кружковое объединение: Клуб «Общение» , 9 класс

Педагог:Марина Ю.А.

 

Конспект занятия.

Тема:«То тихий шепот, то резкий крик», или важность интонации»

 

Эпиграф: Бернард Шоу очень тонко заметил: "Есть пятьдесят способов сказать "да" и пятьсот способов сказать "нет" и только один способ это написать".

- Разгадайте ребус, и вы узнаете тему нашего занятия.

 

ТОН А
ЦИЯ ИН

 

 

- Сегодня мы изучим элементы интонации, будем учиться использовать их на практике, для того чтобы правильно передавать смысл высказывания.

 

1.Теоретическая часть.

Речевое поведение – зеркало, которое отражает уровень воспитанности, внутреннее состояние культуры человека. Огромную роль в соблюдении правил речевого общения играет интонация. Без неё не может быть устной речи. Мысли, чувства, настроение сознательно или непроизвольно передаются и с помощью интонационных средств:

- ударения (правильная постановка ударения – один из признаков грамотности и образованности: договор, позвонит, каталог, квартал, красивее, маркетинг, мышление, ненадолго, средства, ходатайство),

- пауз (паузы помогают говорящему формулировать предложения, а слушающему понимать информацию),

- тона (тон бывает высоким и низким, громким и тихим, приказным, сдержанным, чётким – тон раскрывает настроение и характер говорящего),

- тембра голоса (резкий, мягкий),

- темпа речи (быстрый, медленный).

Интонация может изменить значение слова. «Хорош!» – одобрительно восклицаем мы при виде роскошного букета цветов. Этим же словом в другой речевой обстановке можно выразить совершенно иной смысл. Встретив на улице грязного, лохматого мальчишку, мы насмешливо произнесем, понижая голос на ударном гласном и протягивая этот звук: «Хо-ро-о-ош!» или «Гроза надвигается» может быть произнесено равнодушно, спокойно, сдержанно, с опасением, тревогой, ужасом или радостью, восторгом. Интонация, как и мимика, жесты, может иногда рассказать больше, чем слова. Именно поэтому мы чаще доверяем интонации, чем прямому смыслу фразы.

ВАРИАНТ 2 ОБ ИНТОНАЦИИ

Несколько слов об интонации, ее компонентах, функциях в языке и возможностях использования в деловом общении.

Особая роль интонации в общении осознавалась людьми с давних пор. По свидетельству современников, древнегреческий философ Сократ высказывал свое мнение о человеке только после того, как слышал его голос. Мы не всегда задумываемся, с какой интонацией нужно произнести фразу и как благодаря интонации меняется смысл высказывания. Возьмем, например, слова "да" и "нет" в качестве ответных реплик в диалоге. "Да" может выражать согласие с собеседником, удивление, восторг, сомнение, отрицание... "Нет" - категорическое несогласие, размышление, сомнение... Бернард Шоу очень тонко заметил: "Есть пятьдесят способов сказать "да" и пятьсот способов сказать "нет" и только один способ это написать".

Термин "интонация" происходит от латинского глагола intonare (громко произносить), но современное понятие "интонация" не имеет ничего общего с этимологией этого слова. Интонация - это совокупность звуковых средств языка:

- различные соотношения тонального рисунка (мелодики),

- интенсивности (громкости),

- длительности (темпа),

- фонации (тембра).

В высказывании интонация выполняет различные функции:

- коммуникативную (с ее помощью реализуются основные типы высказывания: вопрос, повествование, побуждение),

- выделительную, связанную, в частности, с логическим ударением,

- эмоциональную.

 

Остановимся на некоторых интонационных ошибках:

В первую очередь это касается мелодики фразы. Дело в том, что в последнее время распространились модные интонации, имитирующие английские. Они типичны не только для молодежной среды, "падкой" на все западное, но встречаются и в речи некоторых телекомментаторов и общественных деятелей. Например, нейтральная с эмоциональной точки зрения информация произносится повествовательно - при произнесении таким образом приобретает неуместную экспрессивность.

Для выражения эмоций стали активно использоваться американские и английские междометия: "вау, упс" и др. Такие вкрапления в русскую речь, произнесенные с английской интонацией, в деловом, особенно публичном общении выглядят крайне нелепо.

Существуют и другие недостатки речи, связанные с мелодикой. Часто речь говорящего слишком монотонна, а следовательно, невыразительна. Она "усыпляет" собеседника.

Важно также обратить внимание на то, что по законам этикета мы не имеем права перехватить инициативу в разговоре, пока слышим интонацию незавершенности у собеседника. В противном случае мы отвлекаем, перебиваем его.

Интенсивность (от франц. intensif - усиленный, напряженный) - тоже очень важный компонент интонации. Что касается делового общения, то для него, например, совершенно неуместна громкая речь: в общественных местах громко разговаривать не принято. Громкая речь обычно эмоциональна, но воспитанные люди не дают волю своим эмоциям в деловой обстановке.

Слишком тихий голос также нежелателен в деловом общении. Окружающие будут считать обладателя тихого голоса робким, неуверенным человеком или постоянно станут переспрашивать его. Если человек не хочет, чтобы его слова были услышаны посторонними людьми, ему следует общаться наедине с интересующим его собеседником, но не шептаться с ним на глазах у остальных коллег.

Темп (от итальян. tempo - время), или скорость речи, соответствует темпераменту и так называемому темпу жизни человека. Исследователи считают, что темп речи с трудом поддается корректировке, в лучшем случае это удается сделать на короткое время. Слишком быстрый темп речи свидетельствует о том, что человек очень взволнован. От слушателей требуется большое напряжение, чтобы следить за содержанием речи они быстро утомляются. Слишком медленный темп речи говорит о том, что говорящий или с трудом подбирает слова, или не хочет говорить о чем-либо.

Пауза (от лат. pausa из греч. pausis - прекращение) - это временная остановка звучания, краткий перерыв. Деловому общению свойственны как короткие, так и длительные паузы. Чем торжественнее речь, чем официальней, тем больше в ней длительных пауз, например: заключительная речь на суде, официальное заявление, заключительное слово на научной конференции и т.д.

Тембр голоса (от франц. timbre - окраска, характер звука) - своеобразный "звуковой жест". Он очень индивидуален. Успех многих известных людей в известной мере приписывают тембру их голоса.

СМИ много писали о том, что когда Маргарет Тэтчер (премьер-мин Велик.) начинала политическую карьеру, она брала уроки техники речи и упорно работала над собой, в частности, из-за того, что ее высокий голос звучал неубедительно, неавторитетно и не подходил главе правительства, не вязался с политическим образом М. Тэтчер.

Считается, что высокий пронзительный тон голоса - раздражает, слишком низкий - утомляет. Но вообще низкий голос часто встречается у людей спокойных, самостоятельных, самодостаточных, уверенных в себе. Вряд ли будут воспринимать всерьез как делового партнера обладателя "писклявого" детского голоса.

Особая роль интонации в общении осознавалась людьми с давних пор. Так, сохранились свидетельства о том, что древнегреческий философ Сократ высказывал свое мнение о человеке только после того, как слышал его голос. Интересны наблюдения другого ученого, жившего в XIII веке, – Абдуль-Фараджа: «Тот, кто разговаривает, постепенно снижая голос, – несомненно чем-то глубоко опечален… ; кто говорит слабым голосом – робок, как ягненок; тот, кто говорит пронзительно и несвязно, – глуп, как коза». Вне всякого сомнения, интонация несет чрезвычайно важную информацию о человеке, и не только о его характере, настроении, воспитанности, но даже и о профессии. Об этом свидетельствует эксперимент, проведенный однажды радио Великобритании. В эфире выступило девять чтецов, слушателей попросили определить их пол, возраст и профессию. Безошибочно были распознаны актер, судья и священник, так как голос их имеет профессиональную постановку и специфические интонации.

 

Вывод по теоретической части:

В служебном общении необходимо следить за темпом и громкостью речи, пользоваться полным стилем произношения (не "глотать", то есть отчетливо произносить слова), соблюдать правила благозвучия речи; контролировать свой голос, который должен звучать по-деловому, уверенно, но в то же время дружелюбно.

 

2.Практическая часть.

Интонация (лат. intono «громко произношу») — совокупность характеристик предложения: тона (мелодики речи), громкости, темпа речи и её отдельных отрезков. От неё зависит яркость и выразительность речи. А также мы можем понять смысл сказанного. Для примера сейчас предлагаю поиграть в игру.

 

Осмысление новых знаний

2.1. Игровая ситуация.Нужно произнести слово «Молодец», с определенной интонацией, которая написана на карточках:

· тихо, - громко, - нежно - удивленно, - иронично, - восторженно,

· ласково, - требовательно, - таинственно, - сердито

 

2.2. Прочитайте текст вначале про себя. Подумайте, с какой интонацией хозяин произносил выделенное предложение. Выразительно прочитайте вслух текст, стараясь передать эту интонацию.

«А вот маленькая история. У моего знакомого в Лосином Острове жил молодой кобелек гончей породы. Собаке всегда хотелось побегать, и она тыкалась носом в колени сидящих, приглашая их выйти из дома. Слова «На место!», «В угол!» не действовали. Тогда хозяин произносил негромко, но строго:«Кто убил Кеннеди?!»И пес, смутившись, виновато оглядываясь, на животе уползал к себе в угол и надолго замирал. Интонация! Очень тонко и люди, и звери чувствуют интонацию.» (В. Песков)

2.3.Были ли вы когда-нибудь свидетелем того, как животные правильно реагировали на интонацию человеческой речи? Расскажите об этих случаях.

2.4.Прочитайте текст и объясните, о чем свидетельствуют приведенные в нем факты. Можно ли сказать, что интонация способна выражать смысл самостоятельно, без опоры на содержание высказывания? Какую роль играет интонация в освоении ребенком языка?

Ученые, исследующие развитие речи у детей, установили, что если в высказывании, обращенном к десятимесячному ребенку, будут заменены слова, а интонация при этом будет оставаться прежней, то реакция ребенка на речь не будет изменяться. Иначе обстоит дело с детьми старше 10 месяцев: их реакция меняется, если в высказывании, обращенном к ним, сохраняется та же интонация, но меняется звуковой строй. Известно также, что младенцы, даже не владея речью, нередко обращаются к близким, произнося поток бессмысленных слов, а такое говорение по интонации и ритму очень напоминает настоящую речь.

2.5.Замечательный русский лингвист Л. В. Ще-рба писал, что русским кажется, будто французы, говоря, как будто поют. Но русские, по мнению ученого, на самом деле «поют» еще больше французов, хотя и не замечают этого за собой. Причем «поют» они по-разному: в Москве поразмашистее, вольготно, а в Ленинграде – монотонное пение, так как в речи ленинградцев меньше сокращаются безударные гласные.

Выскажите свои соображения по поводу этого мнения. Аргументируйте свою точку зрения.

2.6. Прочитайте каждую пословицу сначала про себя, вдумываясь в ее содержание. Спишите, обозначая логическое ударение, повышение, понижение голоса, паузы. Прочитайте вслух пословицы, следите за правильностью интонации.

1) Учтивое слово и буйную голову смиряет. 2) Звон не молитва, крик не беседа. 3) Ласковое слово лучше мягкого пирога. 4) Недоброе слово что огонь жжет. 5) Язык – стяг, дружину водит. 6) Дорога ложка к обеду, а слово – к ответу. 7) Скажешь – не воротишь, напишешь – не сотрешь, отрубишь – не приставишь.

2). Прочитайте каждую этикетную формулу обращения различным тоном, передавая разные смысловые и эмоциональные оттенки речевой ситуации: радость, равнодушие, иронию, злобу, гордость и т. п.

Дамы и господа! Друзья! Дорогие гости! Мадам! Сударь! Граждане! Как живешь? Как жизнь? Как дела? Как самочувствие? Как ваши родители? До встречи. До понедельника. Спокойной ночи.

2.7. Как вы понимаете смысл следующих высказываний? Согласны ли вы с ними? Обоснуйте свою точку зрения.

1) Дело не в слове, а в тоне, в каком это слово произносится… (В. Белинский)2) Люди обижаются не на смысл, а на интонацию, потому что интонация обнаруживает другой смысл, скрытый и главный. (Ю. Трифонов)3) Культура чувств и эмоциональных межличностных отношений неразрывно связана с культурой интонационного «оформления» высказывания. (Б. Головин)

2) Мысли, выраженные в данных высказываниях, сформулируйте в виде правил речевого этикета.

2.8.Произнесите каждое предложение, выражая голосом разные чувства и настроения. Понаблюдайте за тем, какими интонационными особенностями отличаются произносительные варианты предложений (движение голоса, темп, тон речи, сила голоса), как сочетаются интонация, мимика и жесты.

Не помню(ужас, уныние, безразличие, насмешка, изумление, опасение, торжество). Поеду(согласие, сомнение, угроза, мечтательность, решимость, страх, радость). Приходите(приказ, мольба, вызов, равнодушие, ирония). Иван Матвеевич(ласка, угроза, просьба, потрясение, порицание, удивление, сомнение).

Как известно, побуждение к какому-либо действию можно выразить в форме приказа, требования, просьбы, совета, пожелания. Проследите, какой из указанных оттенков получает побуждение к одному и тому же действию в каждом предложении. Каждую фразу попробуйте произнести разным тоном, передавая разнообразные настроения. В какой речевой ситуации уместно каждое из предложений? Какие из этих фраз нужно избегать в речи и почему? Сделайте вывод.

Прийти завтра! Приди, пожалуйста, завтра. Извините, можете ли вы прийти завтра? Обязательно приди завтра! Можно ли попросить тебя прийти завтра? Почему не придешь завтра? Я советую тебе прийти завтра, а то мы уедем на дачу. Мне бы очень хотелось, чтобы ты пришел завтра. Ты придешь завтра или нет?! Мне кажется, нужно прийти завтра. Прошу тебя, приди завтра. Если Вас не затруднит, приходите завтра. Сделай одолжение, приди завтра. Ты уж пришел бы завтра! Не придешь ли завтра? Давай приходи завтра!

2.9.Вы пришли в гости…; вы встречаете гостей…; вы разговариваете по телефону…; вы садитесь в автобус… Как должен вести себя воспитанный человек в этих ситуациях? Сформулируйте несколько правил поведения, употребляя побудительные предложения.

Образец: Не входите в квартиру без стука. Поздоровайтесь вежливо с хозяевами, снимите верхнюю одежду.

2.10.Как побудить человека к тому, чтобы он остановил свою речь, перестал говорить? Существует огромное количество языковых способов. Вот некоторые из них.

Прочитайте каждое высказывание, объясняя, в какой речевой ситуации оно уместно. Следите за тоном высказывания. Какие выражения не стоит употреблять в речи и почему?

Замолчи! Короче! Думаю, стоит уже заканчивать. Хватит болтать! Достаточно, спасибо. Пожалуйста, заканчивайте ваш рассказ. Я знаю об этом. Может быть, хватит?! Говорите короче.

Ближе к делу. Перестань! Прекратите! Ваше время истекло. Извини, мне придется прервать тебя.

2.11.В чем сходство и в чем различие интонации предложения в русском языке и в том иностранном языке, который вы изучаете в школе?

2.12. Придумайте разные варианты ответов на вопрос Вы придете на открытие выставки?В ответах используйте следующие слова.

Не знаю, смогу ли; наверное; может быть; вряд ли; боюсь, что не…; думаю, что не…; думаю, что да; постараюсь; пожалуй; ни в коем случае… .

2. 13. Произнесите вслух каждый вариант ответа. Какие чувства вы должны передать голосом и мимикой в каждом случае?

2.14.Прочитайте предложение Гдеон был?, последовательно перемещая ударение с первого слова на последнее. На каждый вопрос дайте подходящий ответ.

Подумайте, почему ударение называют интонационным центромречевого высказывания. Вы легко ответите на вопрос, если сделаете интонационный рисунок каждого варианта предложения в виде графической схемы.

Вопросы:

1. Как вам понравилось выполнять упражнения по общению?

2. Что нового вы узнали, почувствовали, поняли?

3. Какой вы можете дать совет, чтобы человек лучше общался?

 

Спасибо всем за работу. До свидания!

Литература:

1. Краснов Ю.М. Интонационные упражнения на уроках русского языка // РЯШ, 2008, №4, с.30

2. Кубасова О.В. Выразительное чтение: Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 144 с.

3. Ломизов А.Ф. Выразительное чтение при изучении синтаксиса и пунктуации. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1968

4. Ладыженская Т.А.

5. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения, 1999

6. Введенская Л.А. Культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 448 с.

7. https://culture.wikireading.ru/41521

8. https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2013/06/25/urok-po-razvitiyu-rechi-na-temu-intonatsiya 

9. https://botana.biz/prepod/russkii_yazyk_literatura/oomdp6eh.html

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.