Конспект урока. Предмет: русский язык. Класс: 4 класс. Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов». УМК «Планета знаний»)
Конспект урока
Предмет: русский язык
Класс: 4 класс
Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов»
(УМК «Планета знаний»)
Цель: продолжить формировать знания о правописании безударных личных окончаний глаголов.
Задачи: 1) образовательные: формировать умение правильно писать безударные личные окончания глаголов, углубить и расширить знания о глаголе как части речи; углубить и расширить знания о составе слова; учить определять спряжение глаголов
2) развивающие: развивать устную и письменную речь, орфографическую зоркость, абстрактное мышление, память, внимание.
3) воспитательные: воспитывать интерес к предмету, чувство товарищества, уважение к себе и окружающим.
Планируемые результаты: ученики научатся определять спряжения глаголов, писать безударные личные окончания глаголов.
Оборудование: учебник, презентация для интерактивной доски, проектор, компьютер, разноуровневые карточки.
Формирование УУД:
Личностные УУД:
1) формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию
2) формирование мотивации к обучению и познанию
3) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии
4) формирование уважительного отношения к иному мнению
Регулятивные УУД:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха
4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
5) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности
Познавательные УУД:
1) преобразовывать информацию из одной формы в другую, подробно пересказывать небольшие тексты
2) формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи
3) установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство
4) ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях
Коммуникативные УУД:
1) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме
2) формирование умения использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач
3) формирования умения слушать и вступать в диалог.
| Этапы работы
| Содержание этапа
| 1.
| Организационный момент.
Цель для обучающихся: подготовить к работе на уроке; организация класса, наличие учебных принадлежностей на парте.
Цель для педагога:
создание благоприятных психологических условий, вызвать интерес к предстоящей деятельности.
Задачи
-создание положительных эмоций на работу;
- формирование заинтересованности к дальнейшей деятельности.
Метод обучения:
словесный (беседа)
Метод организации работы: фронтальный
Основной метод организации работы обучающихся на данном этапе – словесный (беседы, ответы на вопросы), который соответствует целям организационного этапа урока.
| I. Организационная часть
Проверка готовности к уроку.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня урок русского языка мне бы хотелось начать со стихотворения
«О, сколько нам открытий чудных …
Готовит просвещенья дух,
И опыт – сын ошибок трудных,
И гений – парадоксов друг»
Я надеюсь, что сегодня на уроке никому из вас не будет скучно, и вы легко справитесь со всеми поставленными задачами.
- Какими качествами нужно обладать, чтобы узнать что-то новое, сделать свое маленькое открытие?
(внимательность, наблюдательность)
| 2.
| Цель для обучающихся: настроиться ; организация класса, наличие учебных на аккуратную работу в тетради; акцентировать внимание.
Цель для педагога:
создание благоприятных психологических условий для восприятия нового материала, сосредоточить внимание детей на предстоящей деятельности, подготовить к выявлению темы урока.
Задачи
-создание положительных эмоций на работу;
- формирование заинтересованности к дальнейшей деятельности.
Метод обучения:
словесный (беседа)
Метод организации работы: фронтальный
| 2.Минутка чистописания.
- Чтобы настроиться на аккуратную работу в тетрадях, проведем минутку чистописания.
На доске записаны слова: выскочить, выехал, кричит, картофель
- Цепочка букв, которые мы будем писать, состоит из:
1) окончания глагола настоящего времени
2) суффикса глагола прошедшего времени;
3). буквы, которая обозначает всегда мягкий согласный в глаголе неопределенной формы;
- Какие буквы войдут в цепочку?
итлч
- Продолжите дальше, чередуя буквы в цепочке (цепочки не повторять).
- Посмотрите еще раз на слова. Какое лишнее.Где мы можем встретить это слово? Это словарное слова. Дома вам нужно было придумать запоминалку к данному слову (мнимоника).
Проверка работ (размещаем на доске, выбираем единую, записываем слово и запоминалку в словарь)
| 3.
| Опрос учащихся по заданному на дом материалу
Цели данного этапа для обучающихся - актуализация опорных знаний, повторение ранее изученного материала по теме «Глагол».
Цель для педагога – побудить обучающихся к активности на уроке; проверить уровень усвоения изученного материала
Формы и методы организации фронтальной деятельности обучающихся:
- словесный (беседа, вопросы педагога и ответы детей)
- наглядный (презентация на интерактивной доске
Методы мотивирования (стимулирования) обучающихся в ходе занятия: одобрение, похвала, создание ситуации успеха
Обучающиеся должны вспомнить материал прошлых уроков, систематизировать знания о спряжении глаголов и изменении глаголов прошедшего времени.
Для этого на данном этапе урока используется:
- устная работа (опрос) по ранее изученному материалу.
| 3. Актуализация знаний
Он отвечает на вопрос «Что делать?».
Часть речи это. Например, «пошел».
Обозначает действие предмета
И гордо называется...
- Что вы знаете о глаголе?
- Над какой темой работали на прошлом уроке?
(изменение глаголов)
Продолжите выражения:
- Глаголы в прошедшем времени единственном числе изменяются по…..,
а в настоящем и будущем времени – по….
- Изменение глаголов по числам и лицам называется….
- Что такое «спряжение глаголов»?
- Сколько типов спряжения бывает у глаголов?
- Что помогает определить спряжение глаголов?
| 4.
| Цель для обучающихся: продемонстрировать знания, выявить противоречия, сформулировать тему урока в опоре на задание и обозначить затруднения (вопросы, которые возникли в ходе работы)
Цель для педагога:
создание благоприятных психологических условий для восприятия нового материала, создание проблемной ситуации для определения темы и целей урока,
разработать совместно алгоритм действий при постанове гласной в безударное окончание глагола.
На данном этапе урока используется частично-поисковый метод. Его цель: самостоятельно найти ответ на проблемный вопрос (Почему задание одинаковое, а слова получились разными?).
В случае затруднений при формулировании ответов, помочь обучающимся наводящими вопросами. Правильные ответы поощряются словесно, жестами, мимикой.
Цель этого этапа – отработка полученных умений и навыков, развитие интереса к предмету, творческая активность. Используются фронтальные формы работы: словесные – беседа, дискуссия.
На уроке осуществляется индивидуальный подход, содержание и характер вопросов и заданий активизируют обучающихся, что в свою очередь способствует прочному усвоению знаний, обогащению словарного запаса детей и развитию творческих способностей.
| 4. Постановка проблемы. Определение темы и цели урока.
- На доске задание. Определим спряжение и вставим пропущенные окончания глаголов. (двое учащихся работают на доске)
Поставь ударение, определи спряжение и вставь пропущенные окончания в глаголах 3-го лица.
Вылета_т в Моску, сто_т на коньках, лов_т рыбу, дети чита_т, запрет_т гулять, кле_т обои, полива_т грядки, хвал_т за участе.
- Какие окончания вы вставили?
(дети обращают внимание: задание было одно, а получились разные варианты).
- Как вы рассуждали? Вспомним алгоритм (проверка по эталону на доске)
1- Поставить ударение,
2-определить спряжение,
3-вставить пропущенную букву.
- Почему возникло затруднение?
- Окончания безударные – это ошибкоопасное место у глаголов
- Определите тему нашего урока.
На доске: Правописание безударных личных окончаний глаголов
- Цели?
На доске: Научиться определять спряжение у глаголов с безударным окончанием?
Узнать какие буквы гласных надо писать у глаголов I спр., II спр. в безударных окончаниях?
| 5.
| Цель для педагога:
-обеспечить процесс закрепления знаний о спряжении глаголов и в то же время расширить и углубить изучение данного материала.
-учебно-информационные умения: -умение работать самостоятельно, внимательно проверять и оценивать работу одноклассников и свою работу, делать выводы, работать по алгоритму..
связей, развитие речи.
Задачи:
-возбуждать интерес к предмету через побуждение творчески мыслить и создание проблемной ситуации;
-умение говорить правильной речью.
-воспитывать у обучающихся самостоятельность.
-развивать у обучающихся исследовательские умения
Цель для обучающихся: осознание необходимости овладения новыми знаниями.
Критерии определения уровня внимания и интереса к уроку:
-доступность учебного материала;
-эмоциональный настрой обучающихся.
Методы мотивирования (стимулирования) обучающихся в ходе занятия: одобрение, похвала, создание ситуации успеха (доступность и наглядность материала)
| 5. Осмысление
- Как определить когда писать в окончании е, а когда и?
- Проверим, как вы усвоили полученные знания.
Проспрягать глаголы в единственном и множественном числе 1 вариант (делать), 2 вариант (помнить)
(взаимопроверка в тетради и у доски, оценивание)
|
| Цель для педагога: организовать динамическую паузу с пользой для детей, снять напряжение, настроить на продолжение урока и результативную работу.
Цель для обучающихся: организованно отдохнуть, но не терять внимания даже во время физкультминутки, применить в игре знания полученные на уроке.
Формы и методы организации фронтальной деятельности обучающихся:
-игра,
словесный (беседа, вопросы педагога и ответы детей)
| 6.Физкультминутка.
- А теперь отдохнем. Какого спряжения слово «отдохнем»?
Мы спряжения определяли
И немножечко устали
Потихоньку дружно встали
И движенья показали.
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
- В какой форме употреблены глаголы в физкультминутке? Назовите глаголы 1 спряжения. Присутствовали ли глаголы второго спряжения. Как определяли спряжение глаголов?
| 7.
| Цель для педагога:
Выявить уровень усвоения учебного материала;
Научить применять полученные знания самостоятельно на практике.
Воспитывающий аспект связан с формированием уважительного отношения друг к другу. Он представлен в умении слышать одноклассников, воспринимать чужую точку зрения, сопереживать.
Цель для обучающихся: продемонстрировать на практике умение анализировать, обобщать, делать выводы, переносить полученные знания, умения, навыки в новую ситуацию.
Метод работы: практический, частично-поисковый, проблемный, словесный, работа в группе(четверке), разноуровневые задания
Наглядный (работа с интерактивной доской)
Форма работы: групповая работа,
Методы оценивания: похвала, одобрение, самооценка, оценивание одноклассника
Практическая работа
Цель данного этапа урока – научить обучающихся на практике использовать полученные на уроках знания, умения, навыки.
Педагог должен подвести обучающихся к выполнению поставленных в начале урока целей и задач.
Основой является практическая работа, которая помогает детям на практике закрепить свои знания, умения, навыки; в работе используются разноуровневые карточки, что позволяет каждому из детей справиться с поставленной задачей и создает на уроке ситуацию успеха.
| 7. Закрепление
А) Работа в группах с 70 упражнение 153
Проверка ( 1 человек от группы )
Б) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Готовы ли вы самостоятельно применить эти знания? Предлагаю вам задания разной сложности.
Те, кто не очень уверен в своих силах, могут выбрать задание на желтых карточках:
Спиши глаголы. Рядом напиши эти же глаголы во 2-м лице ед. ч. В настоящем, прошедшем и будущем времени. От этих же глаголов с помощью приставок образуй новые. Запиши их.
лететь - …
нарядить - …
шептать - …
Тем, кто более уверен в себе, предлагаю задание на зеленых карточках:
Спиши текст. Допиши окончания. Укажи время и спряжение глаголов.
В поле все интересно. Жнейки стрекоч…, как большие кузнечики. На току гуд… веялка. Вдали плывет комбайн. Он приближается к току, высыпа… зерно и снова идет обмолачивать хлеб.
Люди работа… весело. Бригадир дядя Вася бега… от одной группы колхозников к другой, совет…, помога… .
- Проверим, правильно ли вы справились с работой? (Проверка по образцу)
|
| Цель для педагога:
Выявить уровень усвоения учебного материала, выявить затруднения для дальнейшей работы по теме.
Цель для обучающихся: продемонстрировать знания, полученные на уроке, систематизировать, обобщить, выявить затруднения.
Формы и методы организации фронтальной деятельности обучающихся:
- словесный (беседа, вопросы педагога и ответы детей)
- наглядный (презентация на интерактивной доске
| 8.Итог урока. Рефлексивный анализ учебной деятельности.
- Чему должны были научиться на уроке?
- Как решали эту задачу? По какому алгоритму действовали?
- Достигли ли цели урока?
- В чем были затруднения?
-Над чем еще предстоит работать?
|
| Цель для педагога: проверить уровень усвоения материала при самостоятельной работе.
Цель для обучающегося:
-стимулирование к личным достижениям;
-развивать умение работать самостоятельно, при работе применять алгоритм, разработанный на уроке на практике.
Цель домашнего задания – повторить и систематизировать полученные знания о правописании безударных окончаний, уметь использовать полученные знания на практике.
| 9.Домашнее задание
упр. 157, с.71
|
| Цель для педагога: проверить уровень усвоения материала учащимися, психологический настрой на будущую деятельность,
развивать умения оценивать себя и свою работу на уроке.
Цель для обучающегося:
-стимулирование к личным достижениям;
-развивать умение оценивать себя и свою работу на уроке.
| 10.Рефлексия на конец урока
Выбери карточку, которая соответствует результату твоей работы на уроке
1. Знаю
2. Хочу научиться
3. Научился
4. Научу других
|
|