Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение



Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ

Центральный филиал

 

Факультет подготовки специалистов для судебной системы

(юридический факультет)

 

 

Кафедра теории и истории права и государства

 

Контрольная работа

по дисциплине «Теория государства и права»

CОВЕТСКОЕ ПРАВО В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

 

                                                                                Выполнила:

                                                                                Студентка 1 курса

                                                                                очной формы обучения

                                                                                гр. ЦДЮ 3-20

                                                                          Кириллова Д.А.

 

 

Научный руководитель:

д.п.н., профессор

(уч. степень, уч. звание, должность)

Свиридов В.А.

       (Ф.И.О.)

 

Дата представления работы                                             Работа защищена:

____ _____________ 2020 г.                             _____________ 2020 г.

                                                                                Оценка ____________

                                                                             Подпись ___________

 

Воронеж 2020


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение
Отечественное право в период Великой Отечественной войны
Заключение
Список использованной литературы

Накануне Второй Мировой войны внутри Советского Союза сложилась сложная геополитическая обстановка, которая выражалась в наличии противоречий во внешней и внутренней политике государства: стремлению СССР организовать систему коллективной безопасности в Европе противопоставлялось нежелание власти идти на контакт с соседними европейскими государствами. Всё это привело к ослаблению антифашистских сил в мире. Великая Отечественная война 1941-1945гг. внесла свою лепту в историю Российского государства не только в виде кровопролитных сражений, множества людских потерь, но и изменений в законодательстве. В условиях чрезвычайной обстановки создавалось законодательство военного времени, главными целями создания которого были:

- проведение всеобщей мобилизации военнообязанных;

- поддержка населения (выплаты пособий, эвакуация граждан из территорий, которым угрожала немецкая оккупация);

- организация производства вооружения (наделение наркомов дополнительными полномочиями в этой сфере);

- разрешение вопросов, возникших в сфере гражданских и семейных правоотношений.

Несомненно, на первый план выходило повышение обороноспособности государства. На ряду с этим было необходимо решить вопросы, связанные с эвакуацией населения и некоторых производств на восток.

Для обеспечения работы стратегически значимых предприятий были реализованы чрезвычайные меры регулирования трудовых отношений. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» была введена трудовая повинность, которая выражалась в праве военных властей привлекать граждан к работам на производстве. Увеличивалась мера труда: вводились обязательные сверхурочные работы (до 3 часов в день у взрослых, не более 2 часов в день у лиц, не достигших 16 лет), отпусками могли пользоваться только дети до 16 лет (сохранялись отпуска по болезни, беременности и родам).

Несмотря на сложную обстановку в стране продолжались жесткие массовые репрессии. Особенно в период войны от них страдали немцы, проживающие на территории СССР несколько десятков лет. Они были выселены на восток страны, а автономная республика Немцев Поволжья была полностью ликвидирована. Репрессии коснулись большого количества невиновных людей. В период с 1943 по 1945 гг. были лишены государственности калмыки, карачаевцы, чеченцы, ингуши, балкары, крымские татары, а также представители других национальностей. Миллионы людей были насильно переселены в восточные районы страны.

Конкретизируя вышеназванные изменения в области отечественного права в период Великой Отечественной войны, стоит обратить внимание на преобразования в гражданском праве. В первую очередь все изменения были направлены на усиление охраны имущественных интересов государства. В особенности это проявилось на начальном этапе ведения военных действий, когда государство обязало граждан временно сдать радиоприемники. Также активно применялось изъятие лодок, в местах переправ и ряда другого имущества.[1]

 В тоже время политика государства развернулась в сторону некого расширения полномочий государственных органов. Так, народным комиссарам Союза ССР по Постановлению Совета Народных Комиссаров СССР от 1 июля 1941 г. «О расширении прав Народных Комиссаров СССР в условиях военного времени», предоставлялся ряд прав по распределению и перераспределению материальных ресурсов, капиталовложений по сверхлимитным строительствам. Следует отметить, что введенное Указом Президиума Верховного Совета СССР 22 июня 1941 года военное положение также повлияло на специфику полномочий народных комиссаров. Им предоставили право запуска работы строящихся предприятий или же их частей, но реализация данного полномочия требовала последующего уведомления СНК СССР.

Советские законы распространяли своё действие на все территории союзных государств, включая территории, временно оккупированные врагом. В связи с этим, любые гражданско-правовые сделки, совершенные на оккупированной территории, но нарушавшие советское законодательство либо умоляющие права советских граждан признавались недействительными. Параллельно с этим упрощалась процедура передачи имущества. На смену договорам купли-продажи пришел простой переход вещи от одного лица либо государственного органа к другому. Бесхозное имущество могло быть присвоено предприятием, в целях выполнения установленного плана выполнения работ.

По мере освобождения территорий от немецко-фашистских захватчиков возникало множество вопросов, связанных с имуществом. В целях решения данной проблемы государство обязало граждан, проживающих на освобожденных территориях, передавать трофейное имущество в руки государственных органов. В свою очередь, согласно Постановлению СНК и ЦК ВКП б) от 21 августа 1943 г. совет народных комиссаров, областные исполнительные комитеты и областные комитеты были обязаны вернуть колхозам освобожденных территорий, эвакуированный на восток скот.

Особого внимания требовала проблема брошенного имущества. 14 марта 1945 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ, расширяющий круг законных наследников. К ним стали относить братьев, сестер и родителей. Указом регламентировалось право завещателя на передачу своего имущества любому лицу, но при условии сохранения за нетрудоспособным наследником его доли.

Несмотря на ужесточение законодательства, усиление охраны интересов государства было реализовано много мер, направленных на защиту прав граждан СССР, увеличение рождаемости и т.д. Уже с 1 октября 1941 года были внесены изменения в сфере налогообложения. Вводился налог на бездетных граждан и холостяков. По Указу Президиума Верховного Совета СССР одиноким матерям предоставлялось государственное пособие на ребенка, родившегося вне брака. В то время как ранее женщинам было необходимо обратиться в суд с иском об установлении отцовства, и на основании решения суда уже взыскивать алименты.

Положения данного Указа предусматривали и общее увеличение государственной помощи многодетным семьям, беременным женщинам, детям-беспризорникам и бездомным. Так, были увеличены отпуска по беременности и родам до 77 календарных дней (изначально он составлял 63 дня) с возможностью добавить к нему очередной отпуск; женщины, имеющие грудных детей, освобождались от ночных работ, а беременные ̶ от сверхурочных. Для многодетных семей, имеющих три и более детей, а также родителей с низким уровнем доходов была снижена оплата за ясли и детский сад. На ряду с этим был утвержден план увеличение количества детских воспитательных учреждений.[2]

В годы войны большое распространение получил патронат. Так, изданный 23 января 1942 года акт о патронате предусматривал следующее:

- дети, оставшиеся без попечения родителей, направлялись в приемники-распределители или же на патронирование в семьи советских граждан;

- ежемесячное пособие на патронируемого в размере 50 рублей;

- обеспечение одеждой за государственный счет.[3]

Более детальное регулирование вопросов опеки, усыновления и патронирования нашло своё отражение в Инструкции Наркомздрава и Наркомюста РСФСР. Основная идея данного акта заключалась в установлении заботы о содержании подопечного, его воспитания, как основных задач опекуна. Отзывчивость советских граждан, многочисленные случаи приема детей-сирот в семьи послужили основанием для издания в 1943 году Указа Президиума Верховного Совета СССР, который разрешил записывать усыновляемых детей, как собственных с присвоением фамилии и отчества усыновителя.

Был закреплен институт официального брака. Теперь браком признавался официально зарегистрированный союз мужчины и женщины, а не фактические брачные отношения между ними.[4] Но при этом, у лиц, чьи брачные отношения возникли до издания Указа от 8 июля 1944 года, было право зарегистрировать брак с Указанием фактической даты совместной жизни. Предусматривалось оформление брачных отношений в судебном порядке. Такой порядок как правило применялся ввиду смерти или безвестной пропажи одного из супругов. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 ноября 1944 года не устанавливал ограничений в сроках обращения в суд. В тоже время произошли изменения в бракоразводном процессе, теперь он производился полностью в судебном порядке, а не в органах ЗАГС. Лицам, желающим расторгнуть брак, было необходимо осуществить ряд мероприятий.

Во-первых, нужно было подать заявление о желании расторгнуть брак в народный суд. В данном документе следовало указать мотивы (причины) развода. При подаче такого заявления с граждан взыскивалось 100 рублей.

Во-вторых, наиболее значимым условием осуществления бракоразводного процесса было ознакомление другого супруга с заявлением и вызов его в суд.

В-третьих, в местной газете публиковалось объявление о возбуждении дела о разводе. Это было обязанностью супруга, подавшего заявление, и осуществлялось за его счет.

Сам же бракоразводный процесс складывался из двух стадий. Первая из которых – принятие мер по примирению супругов народным судом. При не достижении примирения супруг или супруга обращались в вышестоящий суд – областной, краевой, окружной, городской и Верховный суд союзной или автономной республики. Рассмотрение дела в данных судах значительно увеличивало сумма сборов с супругов (от 500 до 2000 рублей).[5] При вынесении решения по делу суд также разрешал вопросы, связанные с разделом имущества, положением детей.

Существовал и упрощенный порядок развода. В таком процессе исключалось предварительное рассмотрение дела в народном суде, но допускался он лишь при определенных обстоятельствах, к которым относились: хроническая душевная болезнь одного из супругов, безвестное отсутствие, осуждение к сроку лишения свободы не менее трех лет. Все эти обстоятельства не рассматривались как абсолютные поводы прекращения брака, обоснованность требования развода определялась судом.

В отечественном праве того периода существовала такая отрасль права, как колхозное право. Его основной задачей было решение вопросов, связанных с обеспечением населения и армии продовольствием, а производство – сырьем; регулирование отношений в сфере оплаты труда (конкретизация и увеличение системы платы за труд). Изменения, произошедшие в этой отрасли, можно охарактеризовать следующим образом:

- увеличение трудодней в году для каждого трудоспособного работника колхоза (до 150 в хлопковых районах, до 100 — в Московской, Ивановской областях и других областях СССР, до 120 - для всех остальных районов)[6];

- ужесточение наказания за уклонение от работы;

- привлечение городского населения в наиболее напряженные периоды сельскохозяйственных работ;

- создание хлебного фонда Красной армии.

Постановлениями СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 апреля 1942 г. было закреплено право СНК союзных республик и облисполкомов самостоятельно регулировать количество трудодней в году, в том числе увеличивать количество трудодней для лиц, не достигших 16 лет (дети в возрасте от 12 до 16 лет были обязаны работать не менее 50 трудодней в году).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что изменения, происходящие в отечественном праве в период Второй Мировой войны, были весьма противоречивы. С одной стороны, государство ужесточало контроль за населением, могло конфисковать у граждан имущество, которое в тот момент являлось стратегически необходимым. С другой же стороны политика государства, а вместе с тем и законотворческая деятельность, были направлены на поддержку самых незащищенных категорий советских граждан: сирот, матерей-одиночек, многодетных семей. На ряду с этим большое внимание уделялось институту семьи и урегулированию отношений внутри данной ячейки общества.

 

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. История государства и права России: учебник / под ред. Ю.П. Титова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2012. - 576 с.

2. Лаптева, Л.Е. История отечественного государства и права: учебник / Л. Е. Лаптева, В. В. Медведев, М. Ю. Пахалов. - М. : Юрайт, 2014. - 634 с.

 3. Рассолов, М.М. История отечественного государства и права: учебник для бакалавров / М. М. Рассолов, П. В. Никитин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2013. - 799 с.


[1] История государства и права России: учебник / под ред. Ю.П. Титова.. - М. : Проспект, 2012. - С. 416.

 

[2] История государства и права России: учебник / под ред. Ю.П. Титова. - М. : Проспект, 2012. - С. 424.

[3] Лаптева, Л.Е. История отечественного государства и права: учебник / Л. Е. Лаптева, В. В. Медведев, М. Ю. Пахалов. - М. : Юрайт, 2014. - С. 537

[4] Рассолов, М.М. История отечественного государства и права: учебник для бакалавров / М. М. Рассолов, П. В. Никитин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2013. - С. 512

[5] История государства и права России: учебник / под ред. Ю.П. Титова. - М. : Проспект, 2012. - С. 420.

 

[6] История государства и права России: учебник / под ред. Ю.П. Титова. - М. : Проспект, 2012. - С. 421.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.