Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Конспект урока. Регулятивные



Конспект урока

Учитель:ИвановаИ.С.

Предмет: литературное чтение

Класс: 2

Тема занятия: Литературная сказка «Девочка Снегурочка»

Оборудование: учебник, ТПО , карточки на доске, презентация.

Цель: Познакомить учащихся с понятием литературная сказка сказители и собиратели, и с произведением В.Даль «Девочка Снегурочка»

Предметные: формировать умения анализировать текст произведения, делить его на части.

Формировать представления о том, кто такие сказители, собиратели сказок.

Метапредметные:

Личностные:Учить осмыслять нравственные ценности: любовь к животным, природе.

Познавательные:

- Формировать умения обобщать полученные знания.

Регулятивные

- Формировать умение выполнять задания в рамках учебного диалога.

Коммуникативные:

- Формировать умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент Здравствуйте, Ребята! Присаживайтесь! Давайте проверим готовность к уроку. На партах у вас должен лежать учебник, дневник и пинал. Здравствуйте! Присаживаются
Речевая разминка   Актуализация знаний   -Ребята, сейчас мы с вами проведем речевую разминку. Посмотрите на экран. Прочитаем пары слов медленно, затем быстрее. (Читаем 2 раза) Капля-цапля    шапка-палка Фокус-фикус   небо-нёбо Каска-краска   щека-щепка Топка-тропка  пена-пенал Крыша-крыса  парик-парник   -Молодцы ребята, справились с заданием.   - Ребята, кто мне ответит, что такое сказка? (Сказка – один из основных жанров устного народного поэтического творчества). - Ребята, какие жанры произведений вы знаете (народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, басня) - Чем отличается народная сказка от литературной?Примеры детей. - Что такое басня? (Басня – краткий стихотворный рассказ, нравоучительной направленности) примеры детей. - Из чего состоит сказка? (Присказка, зачин, основная часть, концовка) - Ребята, а что такое присказка? (Вводит слушателя в сказочную атмосферу) - Приведите пример присказки? (Жил- был царь…; В некотором царстве, в некотором государстве…) - Ребята, а кто знает, что такое предисловие? (Мнение детей) - Ребята, предисловие – это вступительное слово автора к произведению. Нужно автору для вступления, объяснения последующего текста. Подготовить читателя к восприятию произведения. - Давайте с вами откроем учебник на странице 68. - Как называется раздел?(Литературная сказка) - Давайте прочитаем, что же нам хотят сказать Аня и Ваня. (Прошу двух учеников прочитать) - Ребята, сказки, которые придумывает народ, называются народными сказками. Они передавались из уст в уста, то есть от одного человека (сказителя) к другому. Потом появились люди, которые стали собирать сказки, записывать их. Собирателями сказок были В.И. Даль, А.Н. Афанасьев, братья Гримм и другие. И обо дном из них нам расскажет… (прошу одного из учеников рассказать о В. Даль , заранее даю задание до урока) - Собиратели объединяли сказки в сборники, часто обрабатывали их, то есть делали более доступными для чтения. - Посмотрите на экран перед вами портреты собирателей сказок. (На экране В.И.Даль; А.Н.Афанасьев; братья Гримм)   - Ребята, а кто знает произведения этих авторов? - Ребята, давайте прочитаем что же нам хочет сказать Ваня на странице 69.(прошу одного из учеников прочитать) (- Мы часто можем видеть под текстом сказки такие слова: «Пересказал Лев Николаевич Толстой». Это значит, что он своими словами пересказал содержание народной сказки?) - Что же ему отвечает профессор Самоваров? давайте прочтем.(Прошу одно из учеников зачитать) - Ребята, посмотрите на доску перед вами слова, давайте дадим им определения (сказатели, собиратели, обрабатывали, литературные (авторские) сказки) Устно. - Ребята, посмотрите на доску перед вами дерево на нем мы видим, что началом всех сказок являются народные сказки, затем мы видим собирателей сказок В.Даля, Братьев Гримм они обрабатывали сказки, делали их более доступными для чтения, далее мы видим сказки А. Пушкина и Л. Толстого это писатели, которые своими словами пересказали содержание народных сказок и писали свои сказки. Что мы можем сказать, рассмотрев дерево? Слайд №1 Читают пары слов медленно, затем быстрее.   Отвечают на вопросы учителя. Слайд №2 сказка – это Слайд №3 Жанры произведений Слайд №4 отличия литературной сказки от народной Слайд №5 басня – это Слайд №6 из чего состоит сказка Слайд №7 присказки Слайд №8 предисловие - это     Читают название нового раздела, отвечают на вопросы учителя     Один из учеников рассказывает о жизни В.И. Даль.   Слайд № 9 В.И. Даль, А.Н. Афанасьев, братья Гримм. Бременские музыканты, Волк и семеро козлят братья Гримм; сказка Лиса и журавль, Царевна лягушка, Мальчик с пальчик Василиса Прекрасная А.Н. Афанасьев; сказка Гуси – лебеди, Девочка Снегурочка В.И. Даль.   Всему основа – русская народная сказка
Определение темы урока     - Ребята, а для того что бы узнать с каким произведением мы сегодня познакомимся вам нужно разгадать ребусы - Все внимание на экран. Девочка Снегурочка - Ребята, кто мне скажет, как называется произведение? - Тема сегодняшнего урока: Литературная сказка «Девочка Снегурочка» - Как вы думаете, о чем это произведение?(Слушаю мнение детей) - Ребята, откройте учебник на странице 70 обратите внимание указан ли автор сказки? (Автором сказки является В. Даль) - Рассмотрите иллюстрацию на странице 71. Что вы видите(животных) -Ребята, кто мне скажет какими характерными чертами обладает лиса в сказках?     - Какими характерными чертами обладает собака в сказках?   -Какими характерными чертами обладает курица в сказках?   - Рассмотрим иллюстрацию на странице 73. Что вы видите на ней?(Мнение детей) - Какими характерными чертами обладает волк в сказках?   - Какими характерными чертами обладает медведь в сказках? Разгадывают ребус. Слайд №10,11 ребусы     Девочка Снегурочка Слайд №12 Тема сегодняшнего урока: Литературная сказка «Девочка Снегурочка»   Хитрая, плутовка, рыжая, коварная   Помощник, защитник, верны друг, охраняет дом   Вещунья, хозяйка     Голодный, злодей, глуп его легко обмануть   Неуклюжий, большой, обладает властью над другими животными, справедливый
Изучение нового материала   Физминутка Ребята, в сказке вам встретятся непонятные слова, давайте их разберем. (На доске карточки со словами) Ветошка – лоскут старой ткани; Лобызала – целовала; Пестовать – нянчить, лелеять, заботливо воспитывать; Хлевушек (хлев) – помещение для животных; Вешнего – весеннего; Кузовок – плетёная корзиночка для ягод и грибов; Кабы – если бы. Прогалина - не заросшее деревьями место, поляна или лужайка в лесу. Хворост — опавшие ветви деревьев, используемые как топливо и для строительства.   -Ребята, начинаем читать произведения с первой парты по цепочке, по предложению. (После прочтения перового абзаца задаю вопросы по тексту)     - С чего начинается произведение?   - Зачитайте зачин   - Для чего вышли старик со старухой из избы?   - Во что положил старик комочек снега?   - Куда поставил старик горшок с комочком снега? - Кого увидели старик со старухой в горшочке?   - Какая она? (Беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, пригрета и нарумянена) Какие средства выразительности использует автор, чтобы описать снегурочку? (Сравнение) Продолжаем читать дальше по цепочке. (После прочтения второго абзаца вопросы по тексту) - Какая беда случилась в хлеву? (Пришла лиса, прикинулась больной, умоляла Жучку пустить ее в хлев погреться) - Чего Жучка не знала? (Что старик птицу из избы в хлев загнал) - Узнав про это, что сделал старик с Жучкой? (Жучку со двора согнал)   (Музыкальная физминутка)   Продолжаем читать дальше по цепочке. (После прочтения третьего абзаца вопросы по тексту) - Кто пришел за Снегурочкой? (Подружки) - Куда они звали Снегурочку? (В лес по ягодки) - Отпустили ли старик со старухой Снегурочку? (Сначала слышать не хотели, не пускали затем отпустили) - Что пообещали подружки старикам? (Найдите в тексте и зачитайте)(Обещали, что Снегурочку из рук не выпустят) - Что произошло в лесу? (Снегурочка потерялась, подружки как увидели ягод так разбежались) Продолжаем читать дальше по цепочке. (После прочтения четвертого абзаца вопросы по тексту) - Кто первый услышал девочку Снегурочку? (Медведь) - Пошла ли Снегурочка с ним? (Нет) - Почему? Найдите слова в тексте и зачитайте (нет, медведь, - я не пойду с тобой, я боюсь тебя – ты съешь меня) - Кто после медведя услышал Снегурочку? (Серый волк) - Пошла ли Снегурочка с ним? (Нет) -Почему? Найдите слова в тексте и зачитайте (нет, волк, я не пойду с тобой, я боюсь тебя – ты съешь меня) - Кто после волка услышал Снегурочку? (Лиса) -Пошла ли Снегурочка с ней? (Нет) Почему? Найдите слова в тексте и зачитайте (нет, лиса, льстивы слова, я боюсь тебя – ты меня к волку заведешь, ты медведю отдашь…Не пойду я с тобой!) - Кого услышала Снегурочка? (Собаку Жучку) Продолжаем читать дальше по цепочке. (После прочтения пятого абзаца вопросы по тексту) -Ребята, скажите есть ли концовка в сказке? (Да) - Зачитайте концовку в тексте (Жучку простили, молоком напоили, приняли в милость, на старое место приставили, стеречь двор заставили) - Присутствуют ли в сказке песенные вставки? (Да) _Найдите в тексте песенные вставки и зачитайте их (читают) - Ребята, скажите встречается ли в сказке чудесные превращения, как в народной сказке? (Из комочка снега появилась девочка Снегурочка; сказочные герои-животные могут разговаривать) – Чему учит сказка? - Как автор относится к своим героям? -Ребята, вспомните народную сказку «Снегурочка». Что сближает ее с литературной сказкой В. Даля? Чем различаются сказки? - Ребята, давайте с вами сравним сказку народную «Снегурочка» с авторской сказкой «Девочка Снегурочка». Посмотрите на экран перед вами таблица давайте ее заполним. Что отличает сказки и почему, кратко. - Сейчас, вы ребята посмотрите мультфильм «Девочка Снегурочка» - Какие у вас впечатления после просмотренного мультфильма? - Ребята, по какой сказке сняли мультфильм, В. Даля или русской народной? - Как вы это поняли? Работа со словарем.     Работают с текстом учебника, читают и отвечают на вопросы учителя.   С зачина   Жили-были старик со старухой, у них не было ни детей, ни внуков Посмотреть на чужих ребят, как они из снега комочки катают В горшочек   На окошко   Девочка Снегурочка   Отвечают на вопросы учителя     Выполняют физминутку     Отвечают на вопросы учителя     Слайд №13 таблица сравнения    
Итоги урока - Что такое Литературная сказка? - Кто такие сказатели? Собиратели? - С какой сказкой познакомились на уроке? - Кто автор произведения? - Чему учит сказка? - Что полезного вы для себя узнали? - Что вы почерпнули для себя из этого урока? Начните свой ответ словами: -Я никогда не думал, а теперь знаю… -Я понял, что за плохой поступок… Отвечают на вопросы учителя.    
Оценивание учащихся Ребята спасибо за урок вы сегодня хорошо работали. (За большое количество ответов на уроке ставлю оценки.) Получают оценки.
Домашнее задание Подготовить краткий пересказ по сказке «Девочка Снегурочка», составить план к сказке. Записывают домашнее задание.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.