Конспект по музыке по программе В.В. Алеева.
Конспект по музыке по программе В.В. Алеева.
Класс 2.
Тема: «Понятия «весело» и «грустно» по программе В.В. Алеева.»
Цель:освоение знаний об особенностях музыкального языка; о воздействии музыки на человека; о её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью.
Задачи:
Образовательная: обучить применению в практической деятельности понятий «весело» и «грустно».
Развивающая: развивать творческие способности учащихся, ассоциативное мышление, ладовый и ритмический слух детей.
Воспитывающая: привить любовь, уважение, чувство эстетического сопереживания к произведениям искусства.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся воспринимать музыку, как разнообразный мир человеческих чувств и настроений; получат возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки.
Метапредметные:
Познавательные:внимательно слушать, формулируют ответы на вопросы, анализировать и делать выводы, строить рассуждения.
Коммуникативные: осваивать диалоговую форму общения;
Регулятивные:организовывать свою деятельность, принимать ее цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей и применять их на практике.
Личностные: оценивать результаты деятельности, развивать эмоционально-нравственную отзывчивость.
Оборудование: экран, проектор, компьютер, раздаточный материал.
Ход урока.
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| 1.Орг. момент.
| «Здравствуйте, ребята».
Давайте проверим готовность к уроку.
Присаживайтесь.
| Приветствие учителя, проверка готовности к уроку.
| 2.Постановка цели и задач.
| Ребята, тема нашего сегодняшнего занятия: «Весело – грустно».
| Записывают тему урока.
| 3.Актуализация знаний.
| Для начала давайте ответим на несколько вопросов.
А какое у вас сегодня настроение?
А теперь посмотрите на экран и скажите: какое настроение у других ребят?
Почему?
Приходим с детей к выводу, что в жизни бывает всякое, но нужно уметь признавать свои ошибки и приходить к согласию, мириться.
На экране мы видим детей, которые помирились и живут в ладу. Есть прекрасное слово «Лад». Что оно означает?
Предлагаю ребятам выяснить значение этого слова.
Задаю наводящие вопросы.
Обучающиеся предлагают варианты: “дружба”, “умение не ссориться, понимать друг друга”, “жить мирно”.
Обобщаю высказывания детей.
“Лад – это согласие”. (в семье, в классе, в компании…..)
| Слушают и отвечают на вопросы учителя.
(Веселое!)
(Плохое).
(Потому, что они ссорятся).
Ребята формулируют понятие “лад”.
| 4.Первичное усвоение знаний.
Слушание музыкальных произведений и их анализ
| Предлагаю выяснить, существует ли согласие в музыке?
Организую слушание сказки «Два брата»
Читаем сказку «Два брата».
В давние-давние времена в сказочной стране под названием Звукляндия правил король Дин - дон Седьмой. Больше всего на свете он любил спать и скучать.
Бывало сядет он на свой трон и скучает.
От скуки ногами поболтает.
От скуки прикажет печенье подать,
А солдатам - песню запевать.
Солдаты были у него необычные-
Все, как один, певцы отличные.
И за это, кстати сказать,
Стал Дин - дон их Звуками звать.
Споют звуки королю одну песню, другую.
Король захрапит, а звуки тоже на боковую.
Спят себе до утра.
Утром встанут, крикнут: «Ура!»
Король проснётся,
С боку на бок повернётся
И всё заново начнётся:
Скука, печенье, солдатское пение.
От этой жизни звуки до того обленились,
Что петь как следует, совсем разучились.
Король был ужасно огорчён.
Даже скучать перестал он.
Заставляет их петь и так и сяк.
А они не хотят никак.
Но вот однажды прибыли в Звукляндию из далёкой страны Ладии два брата-Лада. Один был весёлый плясун-хохотун, другой грустный задумчивый.
Весёлого звали Мажор, а грустного Минор. Мажор и Минор о беде короля узнали и решили помочь ему.
Во дворец явились,
Королю, как положено, поклонились.
-Здравствуй, Дин - дон, - говорят,-
Хотим послушать твоих солдат.
-А ну, - скомандовал Звукам король,-
Запевать все изволь!
Раз, два! Раз, два!
Запели Звуки, кто в лес, кто по дрова.
Не выдержали этой музыки братья,
Закричали на два голоса: «Хватит!»
-Давай, - говорят,- Дин - дон, мы тебе поможем,
Из Звуков твоих песню ладную сложим.
Поделили звуки на 2 команды.
- Запевай! - скомандовал Мажор первой команде. Звуки запели:
Все мы дружно спели, в лад
Получился звуков ряд.
Не простой - мажорный, радостный, задорный.
Закончили Звуки 1 команды петь - шагнул вперёд Минор.
-Запевай!- скомандовал Минор второй команде. Звуки запели.
Также мы запели в лад
Минорных звуков длинный ряд.
Песню грустную поём и сейчас мы заревём.
С тех пор наступил порядок в Звуклянии
Дин - дон по-другому жить стал,
Под новую музыку спать перестал.
Загрустит он - Минор явится,
Захочет веселиться - Мажор появится.
Стали звуки жить ладно,
И песни зазвучали складно.
Организуюанализ произведения.
Подвожу детей к выводу:
В музыке звуки ладят, создавая определённое настроение.
Дружбу звуков, говорят, называют словом лад.
Навсегда запомнить надо, как фамилии – два лада:
Существуют с давних пор лад мажор и лад минор.
Лад мажор - радостное, весёлое настроение.
Лад минор – настроение печальное, грустное.
Включаюв систему вопросов.
В каком искусстве мы можем увидеть смену настроений?
Какими красками художник нарисует картину с «мажорным» настроением?
Какими красками художник нарисует картину с «минорным» настроением?
Предлагаю посмотреть полотна художников.
Теперь рассмотрим картины художников и определим их настроение, применяя музыкальные понятия лад мажор или лад минор.
«Летний день перед домом» Эмиль Рау
«Маленькие шарманщики» К. Е. Маковский
Организует прочтение определений.
Шарманка – механический переносной музыкальный инструмент. При вращении рукоятки, исполняется 6 – 8 мелодий. Шарманщик – бродячий музыкант, играющий на шарманке.
Предлагаю выполнить творческого задания в альбоме:
нарисовать смайлики и подписать - лад мажор и лад минор.
Предлагаю послушать музыкальные произведения и определить лад мажор и лад минор, сделать записи в альбом.
Слушаем песню “Сурок” немецкого композитора Л. Бетховена, определяем лад, используя карточки со смайликами.
Слушаем пьесу “Весёлый крестьянин” немецкого композитора Р. Шумана , определяем лад, используя карточки со смайликами.
|
В Изобразительном
Светлыми, яркими.
Тусклыми, темными.
Анализируют средства выразительности картины.
Читают текст со слайда.
Включаются в творческую деятельность.
Определяют лад.
| 5.Вокально – хоровая работа.
| Организую процесс исполнения песни «Осень наступила».
Предлагаю обсудить исполнение.
Организую повторное исполнение с учетом предыдущих недочетов.
Предлагаю определить лад данной песни.
Какое настроение в песне?
Какой лад создаёт весёлое настроение?
| Исполняют песню «Осень наступила»
Включаются в творческую деятельность.
Предлагают движения для запева и припева.
Анализируют свое исполнение.
Исполняют песню «Осень наступила» с учетом предыдущих ошибок.
Определяют лад песни.
Весёлое.
Мажор.
| 6.Закрепление новых знаний.
| Предлагаю самостоятельно прочитать записи, сделанные в альбоме.
| Выполняют работу.
| 7.Итог и рефлексия.
| Включает обучающихся в систему вопросов:
1. Над какой темой работали?
2. Сколько ладов в музыке? Как они называются?
3. Вставь пропущенные слова :
Лад мажорный - ……!
Загрустим и станет тише – лад …. Мы услышим.
4. Дайте определения: шарманка? шарманщик?
5. С какими немецкими композиторами вы познакомились на этом уроке?
| Проверяют результаты своей работы.
(Весело - грустно)
|
|