Для изготовления режущего инструмента широко применяют керамику на основе оксида алюминия с добавками диоксида циркония, карбидов и нитридов титана, а также на основе бескислородных соединений — нитрида бора с кубической решеткой (b-BN), обычно называемого кубическим нитридом бора, и нитрида кремния Si3N4.
Режущие элементы на основе кубического нитрида бора в зависимости от технологии получения, выпускаемые под названиями эльбор, боразон, композит 09 и др., имеют твердость, близкую к твердости алмазного инструмента, и сохраняют устойчивость к нагреву на воздухе до температуры 1400°С. В отличие от алмазного инструмента кубический нитрид бора химически инертен по отношению к сплавам на основе железа. Его можно использовать для чернового и чистового точения закаленных сталей и чугунов практически любой твердости.
Состав и свойства основных марок режущей керамики приведены в табл. 9.4. Режущие керамические пластины используют для оснащения различных фрез, токарных резцов, расточных головок, специального инструмента.
Таблица 9.4. Свойства основных марок режущей керамики
Керамические двигатели.Из второго закона термодинамики следует, что для повышения КПД любого термодинамического процесса необходимо повышать температуру на входе в энергетическое преобразовательное устройство: КПД = 1 - Т2/Т1, где Т1, Т2 — температура соответственно на входе и выходе энергетического преобразовательного устройства. Чем выше температура Т1, тем больше КПД. Максимально допустимые температуры определяются теплостойкостью материала. Конструкционная керамика допускает применение более высоких температур по сравнению с металлом и поэтому является перспективным материалом для двигателей внутреннего сгорания и газотурбинных двигателей. Помимо более высокого КПД двигателей за счет повышения рабочей температуры достоинством керамики является низкая плотность и теплопроводность, повышенная термо- и износостойкость. Кроме того, при использовании керамики снижаются или исключаются расходы на систему охлаждения.
Вместе с тем следует отметить, что в технологии изготовления керамических двигателей остаются нерешенные проблемы. К ним прежде всего относятся проблемы обеспечения надежности, стойкости к термическим ударам, разработки методов соединения керамических деталей с металлическими и пластмассовыми.
Наиболее эффективно применение керамики для изготовления адиабатных поршневых двигателей, имеющих керамическую изоляцию, и высокотемпературных газотурбинных двигателей.
Конструкционные материалы адиабатных двигателей должны быть устойчивы в области рабочих температур 1300…1500 К, иметь прочность при изгибе не менее 800 МПа и коэффициент интенсивности напряжений не менее 8 МПа×м1/2. Этим требованиям в наибольшей мере удовлетворяют керамики на основе диоксида циркония и нитрида кремния. Основные работы по керамическим двигателям проводятся в Японии и США. Фирма Isuzu Motor (Япония) освоила изготовление форкамеры и клапанного механизма адиабатного двигателя, Nissan Motor (Япония) — крыльчатки турбокомпрессора, Mazda Motor (Япония) — форкамеры и пальца толкателя.
Компания Cummins (США) освоила альтернативный вариант двигателя грузовика с плазменными покрытиями из диоксида циркония, нанесенными на днище поршня, внутреннюю поверхность цилиндра, впускные и выпускные каналы. Экономия топлива на 100 км пути составила более 30%.
Фирма Isuzu Motor сообщила об успешной разработке керамического двигателя, работающего на бензине и дизельном топливе. Двигатель развивает скорость до 150 км/ч, коэффициент полноты сгорания топлива на 30…50% выше, чем у обычных двигателей, а масса на 30% меньше.
Конструкционной керамике для газотурбинных двигателей в отличие от адиабатных не требуется низкая теплопроводность. Учитывая, что керамические детали газотурбинных двигателей работают при более высоких температурах, они должны сохранять прочность на уровне 600 МПа при температуре 1470…1670 К (в перспективе 1770…1920 К) при пластической деформации не более 1% за 500 ч работы. В качестве материала для таких ответственных деталей газотурбинных двигателей, как камера сгорания, детали клапанов, ротор турбокомпрессора, статор, используют нитриды и карбиды кремния, имеющие высокую теплостойкость.
Повышение тактико-технических характеристик авиационных двигателей невозможно без применения керамических материалов.
Керамика специального назначения. К керамике специального назначения относятся сверхпроводящая керамика, керамика для изготовления контейнеров с радиоактивными отходами, броневой защиты военной техники и тепловой защиты головных частей ракет и космических кораблей.
Контейнеры для хранения радиоактивных отходов. Одним из сдерживающих факторов развития ядерной энергетики является сложность захоронения радиоактивных отходов. Для изготовления контейнеров применяют керамику на основе оксида бора B2O3 и карбида бора В4С в смеси с оксидом свинца РbO или соединениями типа 2Pb—PbSO4. После спекания такие смеси образуют плотную керамику с малой пористостью. Такая керамика характеризуется сильной поглощающей способностью по отношению к ядерным частицам — нейтронам и g-квантам.
Ударопрочная броневая керамика. Впервые броневая керамика была использована в авиации армии США во время войны во Вьетнаме. С тех пор непрерывно растет применение армиями разных стран брони из керамики в комбинации с другими материалами для защиты сухопутных боевых машин, кораблей, самолетов и вертолетов. По разным оценкам, рост применения броневой керамической защиты составляет 5…7% в год. Одновременно наблюдается рост производства композиционной брони для индивидуальной защиты сил охраны правопорядка, обусловленный ростом преступности и актов терроризма.
По своей природе керамические материалы являются хрупкими. Однако при высокой скорости нагружения, например в случае взрывного удара, когда эта скорость превышает скорость движения дислокаций в металле, пластические свойства металлов не будут играть никакой роли и металл будет таким же хрупким, как и керамика. В этом конкретном случае керамика существенно прочнее металла.
Важными свойствами керамических материалов, обусловивших их применение в качестве брони, являются высокие твердость, модуль упругости, температура плавления (разложения) при плотности, в 2—3 раза меньшей по сравнению с плотностью металлических материалов. Сохранение прочности при нагреве позволяет использовать керамику для кумулятивных снарядов.
В табл. 9.5 приведены основные свойства широко применяемых ударопрочных броневых керамических материалов в сравнении со свойствами броневой стали.
Таблица 9.5. Свойства ударопрочной керамики и броневой стали | ||||||
Материал | g, г/см3 | Нк, ГПа | sв, МПа | Е, ГПа | Тпл, K | М, (ГПа×м)3×K/кг |
Горячепрессованный карбид бора В4С | 2,5 | 5,3×103 | ||||
Горячепрессованный диборид титана TiB2 | 4,5 | 5×103 | ||||
Kарбид кремния SiC | 3,1 | 1,8×103 | ||||
Спеченный оксид алюминия Al2O3 | 3,9 | 1,5×103 | ||||
Броневая сталь | 7,8 | 3,5 | 0,5×103 | |||
Примечание. g — плотность; Нк — твердость по Кнупу; sв — временное сопротивление; Е — модуль упругости, Тпл — температура плавления; М — критерий бронестойкости. |
Наиболее высокие защитные свойства имеют материалы на основе карбида бора. Их массовое применение сдерживается высокой стоимостью метода прессования. Поэтому плитки из карбида бора используют при необходимости существенного снижения массы броневой защиты, например, для защиты автоматических систем управления вертолетов, кресел экипажа и десанта. Керамику из диборида титана, имеющую наибольшую твердость и модуль упругости, применяют для защиты от тяжелых бронебойных и кумулятивных танковых снарядов.
Для массового производства керамики наиболее перспективен сравнительно дешевый оксид алюминия. Керамику на его основе используют для защиты живой силы, сухопутной и морской военной техники.
По данным фирмы Morgan M. (США), пластина из карбида бора толщиной 6,5 мм или из оксида алюминия толщиной 8 мм останавливает пулю калибром 7,62 мм, летящую со скоростью более 800 м/с при выстреле в упор. Для достижения того же эффекта стальная броня должна иметь толщину 10 мм, при этом масса ее будет в 4 раза больше, чем у керамической.
Наиболее эффективно применение композиционной брони, состоящей из нескольких разнородных слоев. Наружный керамический слой воспринимает основную ударную и тепловую нагрузки, дробится на мелкие частицы и рассеивает кинетическую энергию снаряда. Остаточная кинетическая энергия снаряда поглощается упругой деформацией подложки, в качестве которой может использоваться сталь, дуралюмин или кевларовая ткань в несколько слоев. Эффективно покрытие керамики легкоплавким инертным материалом, играющим роль своеобразного смазочного материала и несколько изменяющим направление летящего снаряда, что обеспечивает рикошет.
Керамика в ракетно-космическом машиностроении. При полете в плотных слоях атмосферы головные части ракет, космических кораблей, кораблей многоразового использования, нагреваемые до высокой температуры, нуждаются в надежной теплозащите.
На рис. 9.2 показана зависимость температуры нагрева головных частей летательных аппаратов от скорости их полета. Материалы для тепловой защиты должны обладать высокой теплостойкостью и прочностью в сочетании с минимальными значениями коэффициента термического расширения, теплопроводности и плотности.
Рис. 9.2.Примерная зависимость температуры лобовых поверхностей головных частей летательных аппаратов от скорости их полета:
1 — над уровнем моря; 2 — на высоте 12000 м над уровнем моря
Исследовательский центр НАСА США (NASA Armes Research Centre) разработал составы теплозащитных волокнистых керамических плит, предназначенных для космических кораблей многоразового использования. Свойства плит некоторых составов приведены в табл. 9.6. Средний диаметр волокон — 3…11 мкм.
Таблица 9.6. Составы и свойства теплозащитных плит из волокнистой керамики для космических кораблей многоразового использования
Для повышения прочности, отражательной способности и абляционных характеристик внешней поверхности теплозащитных материалов их покрывают слоем эмали толщиной примерно 300 мкм. Эмаль, содержащую SiC или 94% SiO2 и 6% B2O3, в виде шликеpa наносят на поверхность, а затем подвергают спеканию при температуре 1470 К. Плиты с покрытиями используют в наиболее нагреваемых местах космических кораблей, баллистических ракет и гиперзвуковых самолетов. Такие плиты выдерживают до 500 десятиминутных нагревов в электродуговой плазме при температуре 1670 К. Варианты системы керамической теплозащиты лобовых поверхностей летательных аппаратов приведены на рис. 9.3.
Рис. 9.3.Системы керамической теплозащиты лобовых поверхностей летательных аппаратов для диапазона рабочих температур 1260…1700°С:
1 — керамика на основе карбида кремния или нитрида кремния; 2 — теплоизоляция; 3 — спеченная керамика; q — тепловой поток
Высокопористый волокнистый слой теплоизоляции на основе FRCI, АЕТВ или HTP защищен облицовкой из слоя карбида кремния. Облицовочный слой предохраняет теплоизолирующий слой от абляционного и эрозионного разрушения и воспринимает основную тепловую нагрузку.
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|