Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Об­ра­баты­ва­емый ма­тери­ал. Твер­дость. Ско­рость ре­зания, мм/мин, инс­тру­мен­том, ос­на­щен­ным



Об­ра­баты­ва­емый ма­тери­ал

Твер­дость

Ско­рость ре­зания, мм/мин, инс­тру­мен­том, ос­на­щен­ным

ке­рами­кой твер­дым спла­вом
Уг­ле­родис­тая сталь 150…250 НВ 250…300 100…200
Ле­гиро­ван­ная сталь 46…56 HRC 100…160 25…65
Се­рый чу­гун 120…240 НВ 300…400 100…200
Вы­сокоп­рочный чу­гун 160…300 НВ 50…100

Для из­го­тов­ле­ния ре­жуще­го инс­тру­мен­та ши­роко при­меня­ют ке­рами­ку на ос­но­ве ок­си­да алю­миния с до­бав­ка­ми ди­ок­си­да цир­ко­ния, кар­би­дов и нит­ри­дов ти­тана, а так­же на ос­но­ве бес­кисло­род­ных со­еди­нений — нит­ри­да бо­ра с ку­бичес­кой ре­шет­кой (b-BN), обыч­но на­зыва­емо­го ку­бичес­ким нит­ри­дом бо­ра, и нит­ри­да крем­ния Si3N4.

Ре­жущие эле­мен­ты на ос­но­ве ку­бичес­ко­го нит­ри­да бо­ра в за­виси­мос­ти от тех­но­логии по­луче­ния, вы­пус­ка­емые под наз­ва­ни­ями эльбор, бо­разон, ком­по­зит 09 и др., име­ют твер­дость, близ­кую к твер­дости ал­мазно­го инс­тру­мен­та, и сох­ра­ня­ют ус­тойчи­вость к наг­ре­ву на воз­ду­хе до тем­пе­рату­ры 1400°С. В от­ли­чие от ал­мазно­го инс­тру­мен­та ку­бичес­кий нит­рид бо­ра хи­мичес­ки инер­тен по от­но­шению к спла­вам на ос­но­ве же­леза. Его мож­но ис­пользо­вать для чер­но­вого и чис­то­вого то­чения за­кален­ных ста­лей и чу­гунов прак­ти­чес­ки лю­бой твер­дости.

Сос­тав и свойства ос­новных ма­рок ре­жущей ке­рами­ки при­веде­ны в табл. 9.4. Ре­жущие ке­рами­чес­кие плас­ти­ны ис­пользу­ют для ос­на­щения раз­личных фрез, то­кар­ных рез­цов, рас­точных го­ловок, спе­ци­ально­го инс­тру­мен­та.

Таблица 9.4. Свойства основных марок режущей керамики

Ке­рами­чес­кие дви­гате­ли.Из вто­рого за­кона тер­мо­дина­мики сле­ду­ет, что для по­выше­ния КПД лю­бого тер­мо­дина­мичес­ко­го про­цес­са не­об­хо­димо по­вышать тем­пе­рату­ру на вхо­де в энер­ге­тичес­кое пре­об­ра­зова­тельное ус­тройство: КПД = 1 - Т2/Т1, где Т1, Т2 — тем­пе­рату­ра со­от­ветс­твен­но на вхо­де и вы­ходе энер­ге­тичес­ко­го пре­об­ра­зова­тельно­го ус­тройства. Чем вы­ше тем­пе­рату­ра Т1, тем больше КПД. Мак­си­мально до­пус­ти­мые тем­пе­рату­ры оп­ре­деля­ют­ся теп­лостойкостью ма­тери­ала. Конс­трук­ци­он­ная ке­рами­ка до­пус­ка­ет при­мене­ние бо­лее вы­соких тем­пе­ратур по срав­не­нию с ме­тал­лом и по­это­му яв­ля­ет­ся пер­спек­тивным ма­тери­алом для дви­гате­лей внут­ренне­го сго­рания и га­зотур­бинных дви­гате­лей. По­мимо бо­лее вы­соко­го КПД дви­гате­лей за счет по­выше­ния ра­бочей тем­пе­рату­ры дос­то­инс­твом ке­рами­ки яв­ля­ет­ся низ­кая плот­ность и теп­лопро­вод­ность, по­вышен­ная тер­мо- и из­но­сос­тойкость. Кро­ме то­го, при ис­пользо­вании ке­рами­ки сни­жа­ют­ся или ис­клю­ча­ют­ся рас­хо­ды на сис­те­му ох­лажде­ния.

Вмес­те с тем сле­ду­ет от­ме­тить, что в тех­но­логии из­го­тов­ле­ния ке­рами­чес­ких дви­гате­лей ос­та­ют­ся не­решен­ные проб­ле­мы. К ним преж­де все­го от­но­сят­ся проб­ле­мы обес­пе­чения на­деж­ности, стойкос­ти к тер­ми­чес­ким уда­рам, раз­ра­бот­ки ме­тодов со­еди­нения ке­рами­чес­ких де­талей с ме­тал­ли­чес­ки­ми и плас­тмас­со­выми.

На­ибо­лее эф­фектив­но при­мене­ние ке­рами­ки для из­го­тов­ле­ния ади­абат­ных пор­шне­вых дви­гате­лей, име­ющих ке­рами­чес­кую изо­ляцию, и вы­соко­тем­пе­ратур­ных га­зотур­бинных дви­гате­лей.

Конс­трук­ци­он­ные ма­тери­алы ади­абат­ных дви­гате­лей дол­жны быть ус­тойчи­вы в об­ласти ра­бочих тем­пе­ратур 1300…1500 К, иметь проч­ность при из­ги­бе не ме­нее 800 МПа и ко­эф­фи­ци­ент ин­тенсив­ности нап­ря­жений не ме­нее 8 МПа×м1/2. Этим тре­бова­ни­ям в на­ибольшей ме­ре удов­летво­ря­ют ке­рами­ки на ос­но­ве ди­ок­си­да цир­ко­ния и нит­ри­да крем­ния. Ос­новные ра­боты по ке­рами­чес­ким дви­гате­лям про­водят­ся в Япо­нии и США. Фир­ма Isuzu Motor (Япо­ния) ос­во­ила из­го­тов­ле­ние фор­ка­меры и кла­пан­но­го ме­ханиз­ма ади­абат­но­го дви­гате­ля, Nissan Motor (Япо­ния) — крыльчат­ки тур­бо­ком­прес­со­ра, Mazda Motor (Япо­ния) — фор­ка­меры и пальца тол­ка­теля.

Ком­па­ния Cummins (США) ос­во­ила альтер­на­тив­ный ва­ри­ант дви­гате­ля гру­зови­ка с плаз­менны­ми пок­ры­ти­ями из ди­ок­си­да цир­ко­ния, на­несен­ны­ми на дни­ще пор­шня, внут­реннюю по­вер­хность ци­лин­дра, впус­кные и вы­пус­кные ка­налы. Эко­номия топ­ли­ва на 100 км пу­ти сос­та­вила бо­лее 30%.

Фир­ма Isuzu Motor со­об­щи­ла об ус­пешной раз­ра­бот­ке ке­рами­чес­ко­го дви­гате­ля, ра­бота­юще­го на бен­зи­не и ди­зельном топ­ли­ве. Дви­гатель раз­ви­ва­ет ско­рость до 150 км/ч, ко­эф­фи­ци­ент пол­но­ты сго­рания топ­ли­ва на 30…50% вы­ше, чем у обыч­ных дви­гате­лей, а мас­са на 30% меньше.

Конс­трук­ци­он­ной ке­рами­ке для га­зотур­бинных дви­гате­лей в от­ли­чие от ади­абат­ных не тре­бу­ет­ся низ­кая теп­лопро­вод­ность. Учи­тывая, что ке­рами­чес­кие де­тали га­зотур­бинных дви­гате­лей ра­бота­ют при бо­лее вы­соких тем­пе­рату­рах, они дол­жны сох­ра­нять проч­ность на уров­не 600 МПа при тем­пе­рату­ре 1470…1670 К (в пер­спек­ти­ве 1770…1920 К) при плас­ти­чес­кой де­фор­ма­ции не бо­лее 1% за 500 ч ра­боты. В ка­чес­тве ма­тери­ала для та­ких от­ветс­твен­ных де­талей га­зотур­бинных дви­гате­лей, как ка­мера сго­рания, де­тали кла­панов, ро­тор тур­бо­ком­прес­со­ра, ста­тор, ис­пользу­ют нит­ри­ды и кар­би­ды крем­ния, име­ющие вы­сокую теп­лостойкость.

По­выше­ние так­ти­ко-тех­ни­чес­ких ха­рак­те­рис­тик ави­аци­он­ных дви­гате­лей не­воз­можно без при­мене­ния ке­рами­чес­ких ма­тери­алов.

Ке­рами­ка спе­ци­ально­го наз­на­чения. К ке­рами­ке спе­ци­ально­го наз­на­чения от­но­сят­ся сверх­про­водя­щая ке­рами­ка, ке­рами­ка для из­го­тов­ле­ния кон­тейне­ров с ра­ди­оак­тивны­ми от­хо­дами, бро­невой за­щиты во­ен­ной тех­ни­ки и теп­ло­вой за­щиты го­лов­ных час­тей ра­кет и кос­ми­чес­ких ко­раб­лей.

Кон­тейне­ры для хра­нения ра­ди­оак­тивных от­хо­дов. Од­ним из сдер­жи­ва­ющих фак­то­ров раз­ви­тия ядер­ной энер­ге­тики яв­ля­ет­ся слож­ность за­хоро­нения ра­ди­оак­тивных от­хо­дов. Для из­го­тов­ле­ния кон­тейне­ров при­меня­ют ке­рами­ку на ос­но­ве ок­си­да бо­ра B2O3 и кар­би­да бо­ра В4С в сме­си с ок­си­дом свин­ца РbO или со­еди­нени­ями ти­па 2Pb—PbSO4. Пос­ле спе­кания та­кие сме­си об­ра­зу­ют плот­ную ке­рами­ку с ма­лой по­рис­тостью. Та­кая ке­рами­ка ха­рак­те­ризу­ет­ся сильной пог­ло­ща­ющей спо­соб­ностью по от­но­шению к ядер­ным час­ти­цам — нейтро­нам и g-кван­там.

Уда­роп­рочная бро­невая ке­рами­ка. Впер­вые бро­невая ке­рами­ка бы­ла ис­пользо­вана в ави­ации ар­мии США во вре­мя войны во Вьет­на­ме. С тех пор неп­ре­рыв­но рас­тет при­мене­ние ар­ми­ями раз­ных стран бро­ни из ке­рами­ки в ком­би­нации с дру­гими ма­тери­ала­ми для за­щиты су­хопут­ных бо­евых ма­шин, ко­раб­лей, са­моле­тов и вер­то­летов. По раз­ным оцен­кам, рост при­мене­ния бро­невой ке­рами­чес­кой за­щиты сос­тавля­ет 5…7% в год. Од­новре­мен­но наб­лю­да­ет­ся рост про­из­водс­тва ком­по­зици­он­ной бро­ни для ин­ди­виду­альной за­щиты сил ох­ра­ны пра­вопо­ряд­ка, обус­ловлен­ный рос­том прес­тупнос­ти и ак­тов тер­ро­риз­ма.

По сво­ей при­роде ке­рами­чес­кие ма­тери­алы яв­ля­ют­ся хруп­ки­ми. Од­на­ко при вы­сокой ско­рос­ти наг­ру­жения, нап­ри­мер в слу­чае взрыв­но­го уда­ра, ког­да эта ско­рость пре­выша­ет ско­рость дви­жения дис­ло­каций в ме­тал­ле, плас­ти­чес­кие свойства ме­тал­лов не бу­дут иг­рать ни­какой ро­ли и ме­талл бу­дет та­ким же хруп­ким, как и ке­рами­ка. В этом кон­крет­ном слу­чае ке­рами­ка су­щес­твен­но проч­нее ме­тал­ла.

Важ­ны­ми свойства­ми ке­рами­чес­ких ма­тери­алов, обус­ло­вив­ших их при­мене­ние в ка­чес­тве бро­ни, яв­ля­ют­ся вы­сокие твер­дость, мо­дуль уп­ру­гос­ти, тем­пе­рату­ра плав­ле­ния (раз­ло­жения) при плот­ности, в 2—3 ра­за меньшей по срав­не­нию с плот­ностью ме­тал­ли­чес­ких ма­тери­алов. Сох­ра­нение проч­ности при наг­ре­ве поз­во­ля­ет ис­пользо­вать ке­рами­ку для ку­муля­тив­ных сна­рядов.

В табл. 9.5 при­веде­ны ос­новные свойства ши­роко при­меня­емых уда­роп­рочных бро­невых ке­рами­чес­ких ма­тери­алов в срав­не­нии со свойства­ми бро­невой ста­ли.

Таблица 9.5. Свойства ударопрочной керамики и броневой стали

Ма­тери­ал g, г/см3 Нк, ГПа sв, МПа Е, ГПа Тпл, K М, (ГПа×м)3×K/кг
Го­рячеп­рессо­ван­ный кар­бид бо­ра В4С 2,5 5,3×103
Го­рячеп­рессо­ван­ный ди­борид ти­тана TiB2 4,5 5×103
Kар­бид крем­ния SiC 3,1 1,8×103
Спе­чен­ный ок­сид алю­миния Al2O3 3,9 1,5×103
Бро­невая сталь 7,8 3,5 0,5×103

При­меча­ние. g — плот­ность; Нк — твер­дость по Кну­пу; sв — вре­мен­ное соп­ро­тив­ле­ние; Е — мо­дуль уп­ру­гос­ти, Тпл — тем­пе­рату­ра плав­ле­ния; М — кри­терий бро­нес­тойкос­ти.

На­ибо­лее вы­сокие за­щит­ные свойства име­ют ма­тери­алы на ос­но­ве кар­би­да бо­ра. Их мас­со­вое при­мене­ние сдер­жи­ва­ет­ся вы­сокой сто­имостью ме­тода прес­со­вания. По­это­му плит­ки из кар­би­да бо­ра ис­пользу­ют при не­об­хо­димос­ти су­щес­твен­но­го сни­жения мас­сы бро­невой за­щиты, нап­ри­мер, для за­щиты ав­то­мати­чес­ких сис­тем уп­равле­ния вер­то­летов, кре­сел эки­пажа и де­сан­та. Ке­рами­ку из ди­бори­да ти­тана, име­ющую на­ибольшую твер­дость и мо­дуль уп­ру­гос­ти, при­меня­ют для за­щиты от тя­желых бро­небойных и ку­муля­тив­ных тан­ко­вых сна­рядов.

Для мас­со­вого про­из­водс­тва ке­рами­ки на­ибо­лее пер­спек­ти­вен срав­ни­тельно де­шевый ок­сид алю­миния. Ке­рами­ку на его ос­но­ве ис­пользу­ют для за­щиты жи­вой си­лы, су­хопут­ной и мор­ской во­ен­ной тех­ни­ки.

По дан­ным фир­мы Morgan M. (США), плас­ти­на из кар­би­да бо­ра тол­щи­ной 6,5 мм или из ок­си­да алю­миния тол­щи­ной 8 мм ос­та­нав­ли­ва­ет пу­лю ка­либ­ром 7,62 мм, ле­тящую со ско­ростью бо­лее 800 м/с при выс­тре­ле в упор. Для дос­ти­жения то­го же эф­фекта стальная бро­ня дол­жна иметь тол­щи­ну 10 мм, при этом мас­са ее бу­дет в 4 ра­за больше, чем у ке­рами­чес­кой.

На­ибо­лее эф­фектив­но при­мене­ние ком­по­зици­он­ной бро­ни, сос­то­ящей из не­скольких раз­но­род­ных сло­ев. На­руж­ный ке­рами­чес­кий слой вос­при­нима­ет ос­новную удар­ную и теп­ло­вую наг­рузки, дро­бит­ся на мел­кие час­ти­цы и рас­се­ива­ет ки­нети­чес­кую энер­гию сна­ряда. Ос­та­точ­ная ки­нети­чес­кая энер­гия сна­ряда пог­ло­ща­ет­ся уп­ру­гой де­фор­ма­ци­ей под­ложки, в ка­чес­тве ко­торой мо­жет ис­пользо­ваться сталь, ду­ралю­мин или кев­ла­ровая ткань в нес­колько сло­ев. Эф­фектив­но пок­ры­тие ке­рами­ки лег­коплав­ким инер­тным ма­тери­алом, иг­ра­ющим роль сво­еоб­разно­го сма­зоч­но­го ма­тери­ала и нес­колько из­ме­ня­ющим нап­равле­ние ле­тяще­го сна­ряда, что обес­пе­чива­ет ри­кошет.

Ке­рами­ка в ра­кет­но-кос­ми­чес­ком ма­шинос­тро­ении. При по­лете в плот­ных сло­ях ат­мосфе­ры го­лов­ные час­ти ра­кет, кос­ми­чес­ких ко­раб­лей, ко­раб­лей мно­гора­зово­го ис­пользо­вания, наг­ре­ва­емые до вы­сокой тем­пе­рату­ры, нуж­да­ют­ся в на­деж­ной теп­ло­защи­те.

На рис. 9.2 по­каза­на за­виси­мость тем­пе­рату­ры наг­ре­ва го­лов­ных час­тей ле­тательных ап­па­ратов от ско­рос­ти их по­лета. Ма­тери­алы для теп­ло­вой за­щиты дол­жны об­ла­дать вы­сокой теп­лостойкостью и проч­ностью в со­чета­нии с ми­нимальны­ми зна­чени­ями ко­эф­фи­ци­ен­та тер­ми­чес­ко­го рас­ши­рения, теп­лопро­вод­ности и плот­ности.

Рис. 9.2.Примерная зависимость температуры лобовых поверхностей головных частей летательных аппаратов от скорости их полета:
1 — над уровнем моря; 2 — на высоте 12000 м над уровнем моря

Ис­сле­дова­тельский центр НА­СА США (NASA Armes Research Centre) раз­ра­ботал сос­та­вы теп­ло­защит­ных во­лок­нистых ке­рами­чес­ких плит, пред­назна­чен­ных для кос­ми­чес­ких ко­раб­лей мно­гора­зово­го ис­пользо­вания. Свойства плит не­кото­рых сос­та­вов при­веде­ны в табл. 9.6. Сред­ний ди­аметр во­локон — 3…11 мкм.

Таблица 9.6. Составы и свойства теплозащитных плит из волокнистой керамики для космических кораблей многоразового использования

Для по­выше­ния проч­ности, от­ра­жательной спо­соб­ности и аб­ля­ци­он­ныхха­рак­те­рис­тик внеш­ней по­вер­хнос­ти теп­ло­защит­ных ма­тери­алов их пок­ры­ва­ют сло­ем эма­ли тол­щи­ной при­мер­но 300 мкм. Эмаль, со­дер­жа­щую SiC или 94% SiO2 и 6% B2O3, в ви­де шли­кеpa на­носят на по­вер­хность, а за­тем под­верга­ют спе­канию при тем­пе­рату­ре 1470 К. Пли­ты с пок­ры­ти­ями ис­пользу­ют в на­ибо­лее наг­ре­ва­емых мес­тах кос­ми­чес­ких ко­раб­лей, бал­листи­чес­ких ра­кет и ги­пер­зву­ковых са­моле­тов. Та­кие пли­ты вы­дер­жи­ва­ют до 500 де­сяти­минут­ных наг­ре­вов в элек­тро­дуго­вой плаз­ме при тем­пе­рату­ре 1670 К. Ва­ри­ан­ты сис­те­мы ке­рами­чес­кой теп­ло­защи­ты ло­бовых по­вер­хнос­тей ле­тательных ап­па­ратов при­веде­ны на рис. 9.3.

Рис. 9.3.Системы керамической теплозащиты лобовых поверхностей летательных аппаратов для диапазона рабочих температур 1260…1700°С:
1 — керамика на основе карбида кремния или нитрида кремния; 2 — теплоизоляция; 3 — спеченная керамика; q — тепловой поток

Вы­соко­порис­тый во­лок­нистый слой теп­ло­изо­ляции на ос­но­ве FRCI, А­ЕТВ или HTP за­щищен об­ли­цов­кой из слоя кар­би­да крем­ния. Об­ли­цовоч­ный слой пре­дох­ра­ня­ет теп­ло­изо­лиру­ющий слой от аб­ля­ци­он­но­го и эро­зи­он­но­го раз­ру­шения и вос­при­нима­ет ос­новную теп­ло­вую наг­рузку.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.