Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема Творчество Ивана Бунина



Тема "Творчество Ивана Бунина"


1. Философия любви в творчестве И.А.Бунина («Легкое дыхание», «Митина любовь», «Солнечный удар» и др. рассказы). Бунин и Чехов. Бунин и Куприн.

«Проблема любви до сих пор в моих произведениях не разрабатывалась. И я чувствую настоятельную необходимость написать об этом», - говорит И. А. Бунин осенью 1912 года корреспонденту «Московской газеты».

Трагедия и поэзия любви воспеты А. И. Буниным во многих произведениях. Один из наиболее типичных таких рассказов, объясняющих представления автора о любви, — «Солнечный удар». Сюжет обычен: дорожное приключение замужней дамы и молодого офицера. Поручик привык к легким победам над женщинами, и его мотивы чисто потребительские, эгоистичные. О женщине он знает лишь то, что она замужем, у нее маленькая дочь, к ней она возвращается после отдыха в Анапе. Они всего одну ночь провели в гостинице и расстались. Героиня уезжает одна, на прощание сказав ему странные для него слова о том, что их обоих постигло «что-то вроде солнечного удара». Возвращение к обыденной жизни после необыкновенной ночи не только испугало ее, но и показалось единственным выходом — оставить эту ночь ярким воспоминанием своей жизни. А герой испытывает совершенно необычную гамму чувств «душе настало пробужденье». Автор подробно рисует страдание героя, как мучительно для него равнодушие и счастье окружающего мира, какой бессмысленной кажется ему жизнь без любимой женщины. У него обострены все чувства: зрение, слух, обоняние, он остро ощущает все запахи и звуки, сердце его переполняет страдание. Измученный, он заснул и, проснувшись, чувствует себя постаревшим на десять лет. Сила любви пробудила в нем духовное начало.

Любовь представляется писателю как гармония духовного и плотского, земного и неземного, и позднее прозрение героя привело к перерождению его души. Сила любви — в духовной значимости ее для человека, она превращает быт в бытие, существование — в подлинную жизнь, жизнь человеческой души, оставляя глубокий след в духовном мире человека. И здесь возникает еще одно противоречие: по мысли Бунина, всякая любовь — великое счастье, но она кратковременна, трагична. Счастье не может быть длительным, оно всегда ярко и недолговечно.

Короткое счастье Мити, героя рассказа «Митина любовь», сменяется муками ревности и разлуки и ожиданием письма от любимой девушки. Надо отметить, что Бунин — один из первых художников, кто так тонко и целомудренно-показал чувственную сторону любви, не переступая грани прекрасного и возвышенного. Причем сама по себе физическая любовь мало что дает человеку. В отсутствие Кати староста устраивает Мите свидание с Аленкой, но ничего, кроме разочарования, ему это не приносит. Тем более опошляющими их близость звучат слова Аленки о том, где и почем можно купить поросят, что приземляет чувства героя, усиливая его страдания. Физиология не заменяет любви, мир реальной жизни противопоставлен миру чувств в душе героя как нечто пошлое, грязное, обыденно-серое. И трагедия Мити и Кати, соблазненной директором театральной школы, — торжество этой грязной прозы жизни. Единственный способ прекратить страдание, раздирающее его душу, Митя видит в самоубийстве.

Грубая и грязная проза жизни торжествует в рассказе «Легкое дыхание», где Оля Мещерская, чистая и юная душа, готовая любить и быть счастливой, становится жертвой этого мира. Ее переживания не показаны детально, дана лишь страничка из дневника, где она вначале описывает свою радость и счастье от окружающего ее мира и отвращение после того, как ее соблазнил немолодой уже человек. Ей кажется, что жить после этого невозможно, и ее смерть представляется не случайной — впечатление такое, что она сама стремится к этому. Пронзительный холодный весенний ветер, звон фарфорового венка на кладбище — и живые радостные глаза девушки на фотографии. Такой контраст оставляет ощущение трагичности происходящего, горькое сожаление о гибели души, чье «легкое дыхание» теперь рассеяно в холодном весеннем ветре. Чистая любовь противопоставлена грязи, прозе жизни и быта. Герои рассказа «Темные аллеи» давно расстались, но Надежда, сохранившая любовь в своем сердце, сумела и сохранить себя как личность, многого добиться в жизни.

Первый рассказ сборника, как и весь цикл называется «Темные аллеи». Здесь речь идет о двух, уже не молодых людях, которые встречаются спустя 30 лет после знакомства. В те далекие времена барин соблазнил молоденькую крестьянку и уже через несколько дней забыл об ее существовании. Но она не забыла, она по-прежнему его любит даже спустя столько лет.

Барин даже не узнал в содержательнице гостиного двора ту юную девчонку, которая была безумно в него влюблена. Со стороны женщины любовь была искренняя, настоящая. За эти годы она не вышла замуж и не родила детей. Николай Алексеевич же, напротив, был женат и имел сына. Но жена его бросила, а сын вырос подлецом. Вспоминая прошлое, он понимает, что единственное настоящее светлое чувство к нему было как раз у Надежды. Но даже осознав это, он считает, что любовь проходит и чувства притупляются, Надежда же напротив верит в настоящую любовь, которая никогда не исчезает.

Для А. Чехова любовная тема не является ключевой, она лишь помогает раскрыть психологию персонажей, зачастую вызывающих неоднозначное отношение (как «душечка» Ольга Семеновна, любвеобилие которой может вызвать различную читательскую реакцию). Любовь у Антона Павловича лирична, в ней важна не страсть, а те перемены, которые она вызывает в душе персонажей. В повестях А. Куприна любовь необыкновенно возвышенная, готовая на подвиг. Для героя зачастую не важны душевные качества объекта его внимания, он идеализирует любимую женщину. Полюбив, он готов на все. В такой любви нет места земным, чувственным желаниям. Бунинские персонажи, напротив, любят реальных, земных женщин со всеми их достоинствами и недостатками. Любовь может быть очень короткой, неразделенной, часто заканчивается смертью, изменой, но она меняет жизнь героев, навсегда оставаясь в их памяти величайшим счастьем.


2. Спор о судьбе России в повести И.Бунина «Деревня». Бунин и Чехов. Бунин и Горький.

Особенности Бунина – художника, своеобразие его места среди современников и шире - в русском реализме ХIХ - ХХ веков, иными словами - то, новое, что внес писатель в литературу, – все это наиболее явственно и глубоко раскрывается в произведениях 1910-х годов в которых, по словам самого Бунина, его занимала “душа русского человека в глубоком смысле, изображение черт психики славянина”. И это не было преувеличением. В повестях “Деревня” и “Суходол”, в рассказах “Ночной разговор”, “Веселый двор”, “Захар Воробьев”, “Иоанн Рыдалец”, “Худая трава” и др. Бунин сознательно ставит задачу – отобразить, в перекличке и полемике с крупнейшими писателями – современниками (и, прежде всего, – с Горьким), главные, по его мнению, слои русского народа: крестьянство и мещанство (“Деревня” ), мелкопоместное дворянство (“Суходол”), и тем самым наметить общую историческую перспективу жизни всей огромной страны.

Повесть “Деревня” обозначает на пути бунинского писательства совершенно особую межу. Это не просто итоговое произведение, вобравшее в себя двадцатилетний творческий опыт писателя, но и книга, знаменовавшая совершенно новый период в творчестве Бунина. “Деревня”, как говорил писатель, была началом “целого ряда моих

произведений, резко рисовавших русскую душу, ее светлые и тёмные”, часто трагические основы”.

Повесть положила начало глубинному исследованию русской жизни, русского народа, русских характеров. С нее началась пора подлинного расцвета таланта художника.

В изображении деревни Бунин продолжал традиции Л.Н. Толстого и А.П. Чехова. Чехов одним из первых в новевшей русской литературе связал удручающую убогость деревенской жизни с реальным положением дел в России, каким оно оставалось к концу ХIХ века. Содержанием своих деревенских рассказов Чехов свидетельствует о всеобщей ненормальности отношения, установленной им во всех сословиях. Отказавшись от идеализации деревни и мужика, Чехов обратил свой реализм против общего порядка вещей, бесчеловечных отношений, обстоятельств. Быт крестьянской массы (“Мужики”) и жизнь деревенской верхушки (“В овраге”) рассмотрены им раздельно с точки зрения их несомненной социальной ненормальности.

Бунин установил связь между явлениями, порознь описанными Чеховым, и выявил их общую социально-историческую и бытовую основу.

История возвышения Тихона Красова может служить своеобразным итогом полувекового развития буржуазных отношений в русской деревне. Итог этот не оправдал ничьих надежд. Положение крестьянской бедноты стало еще хуже, и дурновские мужики, как и по всей России, готовы начать голодный земельный бунт, а “потолок” жизни самого богатого человека в Дурновки остался удручающе низким. Тихон Ильич – разрушитель старой, патриархальной деревни, изображен в повести Бунина со всей доступной ему силой художественного критицизма. В. Воровский отметил это в своей работе, говоря, что “повесть Бунина, «Деревня» своего рода исследование о причинах памятных неудач. Ни вспышки крестьянских восстаний, ни проблески народного разума, ни смена хозяев Дурновки – вчерашних бар ни сегодняшних мироедов и кулаков – не изменили, с точки зрения Бунина, коренных основ национальной жизни. Собственным предметом исследования Бунина оказались вековые залежи старого в сознании и в быту, тяготевшие, как проклятие, над всем земледельческим строем России. Это и определило художественно - историческую концепцию бунинской“деревни”.

Для многих современников “Деревня” – книга о судьбе России и народа после отмены крепостного права и революции 1905 года – оказалась полной неожиданностью. Но “Деревня” – закономерный итог более чем двадцатилетнего творческого пути писателя, итог его долгих наблюдений и раздумий над русской жизнью.

В “Деревне” отразились наблюдения Бунина над Россией периода революции и последовавшей реакции.

“Кровавый отсвет” революции был страшен Бунину: по его представлению в невежественной, темной деревне революция способна превратиться лишь в бессмысленный бунт, вызвавший инстинкты всеобщего озверения и все разрушения. По логике Бунина, жизнь нищего мужика страшна, но мужик богатый - зверь пострашнее, вместе с деревенским смиренномудрием он теряет и последние признаки человеческой духовности. Следовательно, выхода нет.

Общая картина жизни, созданная Буниным в "Деревне", отмечена высокой мерой художественно–исторической достоверности. Замысел бунинской повести опирается на широкий и разнообразный опыт русской литературы. Концепция и стиль "Деревни" были подготовлены развитием русской литературы второй половины XIX века и новейшими исканиями писателей–современников, стремившихся осмыслить значение революции 1905 года в национальной истории России.

Дурновка Бунина – есть вся Россия, как сказано в повести. Название выразительное, обобщение обязывающее и многозначительное. Бунин считает, что деревня составляет национальную основу страны и предопределяет её развитие. Повесть " Деревня " потрясла беспощадной правдой о катастрофичной доле русской деревни, представленной " в ее пестрой и текущей повседневности". В. Боровский ощутил бунинскую способность оставаться как бы духовно отрешенным от описываемого им "болящего мира наших дней».

Литература:

1. Волков, А.В. Проза Ивана Бунина /А.В. Волков. -М.: Москов. рабочий, 1969. 448 с.

2. Михайлов, О.Н. Путь Бунина-художника /О.Н. Михайлов //Бунин, И.А. Сочинения. В 3-х т. Т.1. Стихотворения; Повести и рассказы 1900-1914 гг. /И.А. Бунин. – М.: Худ. лит., 1982. – С.5-26



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.