|
|||
Назовите основные периоды истории государства и права России.
История государства и права. Лекция №1 «История государства и права России как наука и как учебная дисциплина. Приемы изучения. Периодизация. Древнерусское государство». ЮВЗ-20 Евсеев В.В. 02.11.2020 1. Что изучает история государства и права России? 2. Назовите основные периоды истории государства и права России. 3. Укажите основные источники истории государства и права России. 4. Можно ли при изучении истории государства и права России ограничиться только письменными источниками? 5. Что такое историография? 6. В XIX-XX вв. в истории государства и права России существовали разные научные школы. Назовите их представителей. 7. Приведите аргументы в поддержку любой из теорий происхождения государства России. 8. Что такое военная демократия? 9. Какие черты свойственны раннефеодальной монархии? 10. Назовите основные социальные группы Древней Руси. 11. Нормы каких отраслей права встречаются в Русской Правде? 12. Можно ли было в Древнерусском государстве сформировать государственный аппарат на профессиональной основе? 13. Какими причинами вызвано отсутствие смертной казни как вида наказания в Русской Правде?
1. Каждая наука и учебная дисциплина имеет свои объект и предмет изучения. Объект истории государства и права России- это государство и право России, история государства и права России изучает их процессе исторического развития, на разных этапах их функционирования. ИГПР относится к числу историко-правовых наук и дисциплин. Она изучает как отдельные факты, так и закономерности исторического развития, данную науку интересуют прежде всего юридические факты и явления. Исходя из этого, предметом истории государства и права России являются закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права России, государственно-правовых институтов нашей страны. 2. В советский период, исходя из типа общественно-экономической формации, историю государства и права России подразделяли на эпохи феодализма( с момента образования в IX в. Древнерусского государства до второй половины XIX в.), капитализма ( со второй половины XIX в. до октября 1917 г.) и социализма ( с октября 1917 г.). При изучении нашего курса ИГПР мы будем придерживаться следующих этапов: 1) древнерусское государство (IX - середина XII в.); 2) период феодальной раздробленности (середина XII - середина XIV в.); 3) образование централизованного государства (середина XIV - первая половина XVI в.); 4) сословно-представительная монархия (середина XVI - конец XVII в.); 5) абсолютная монархия (конец XVII - начало XX в.) - в связи с особенностями развития государства и права данный период целесообразно разделить на несколько подпериодов: а) становление абсолютной монархии (конец XVII - начало XVIII в.); б) просвещенный абсолютизм (середина XVIII - конец XVIII в.); в) период разложения крепостнического строя и роста капиталистических отношений (первая половина XIX в.); г) период утверждения и развития капитализма, «Великих реформ» Александра II (вторая половина XIX в.). 6) дуалистическая монархия (начало XX в.); 7) буржуазно-демократическая республика (февраль - октябрь 1917 г.); 8) советское государство - данный период целесообразно разделить на несколько подпериодов: а) создание советского государства (1917-1920 гг.); б) советское государство в период нэпа (1921 г.- конец 1920-х гг.); в) советское государство в 1930-е гг.; г) советское государство в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.); д) советское государство в послевоенный период (1945-1985 гг.); е) советское государство в период перестройки (1985-1991 гг.); 9) современная Россия (с 1991 г. по настоящее время).
3. В исторической науке под источником понимают совокупность объектов, отражающих исторический процесс и свидетельствующих о прошлом человечества. Основным видом источников по ИГПР являются письменные источники. Источники: · Письменные · Устные · Вещественные · Лингвистические · Этнографические 4. Нет, нельзя, так как для того, чтобы представление о событиях прошлого было более объективным и полным, необходимо изучить максимально возможное количество источников, касающихся изучаемого предмета. 5.Историография - специальная дисциплина, которая изучает развитие исторических знаний и исторической науки. 6. В первой половине XIX в. историко-правовая наука становится самостоятельной дисциплиной. Выходит курс Н.М. Карамзина « История государства Российского». Был обнаружен и исследован П. М. Строевым и К. Ф. Калайдовичем текст Судебника 1947 г. Начинают складываться научные школы в истории государства и права России: школа «официальной народности», основывающейся на формуле «самодержавие, православие, народность» (М. П. Погодин), славянофильское направление (И. Д. Беляев), государственная школа (Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин). Во второй половине XIX d к государственной школе примыкал ряд известных историков государства и права: В.Н. Сергеевич, А.Д. Градовский, М,Ф, Владимирский-Буданов, В.О, Ключевский. Основными идеями школы были представления о государстве как надклассовом институте, о договорном происхождении государства (В. Н. Сергеевич), о «служебном характере всех сословий по отношению к государству» (Б. Н. Чичерин). Марксистская (Советская) историография истории государства и права России стала складываться в начале XX в. и связана с именами историков М. П. Покровского и Н. А. Рыжкова. 7. Норманнская теория исходила из положения, что русское государство возникло под влиянием и руководством выходцев из Скандинавии. Три князя пришли на Русь и в 862 году: Рюрик-в Новгород, Трувор-в Изборск, Синеус-в Белоозеро. Это событие и принято считать отправным в истории отечественной государственности. 8. За несколько веков до образования Древнерусского государства, восточные славянебыли разделены на племенные союзы. У славян шел распад большой семьи-задруги, включавшей в себя от 20 до 100 человек, связанных кровным родством. На смену родовой общине приходит соседская община. Называемая вервь или мир. Общественные отношения у восточных славян того периода можно охарактеризовать как военную демократию. Военная демократия- система управления, основанная на участии всех взрослых членов племенного союза (мужчин) в решении наиболее важных вопросов, особой роли народного собрания как высшего органа власти и всеобщем вооружении населения. 9.Древнерусское государство было раннефеодальной монархией, во главе которой стоял великий князь, опирающийся на дружину. Власть князя ограничивали вече и совет при князе. На местах были племенные князья со своими дружинниками, вече и советом старейшин. 10. Привилегированное положение занимали члены княжеского рода и княжеские дружинники. В окружении князя были бояре- это старшие дружинники князя и княжьи мужи, которые наряду с боярами составляли верхушку княжеской дружины. Княжескими имениями управляли огнишане. Свободное население состояло из сельских жителей(смердов), свободных крестьян-общинников и жителей посадов, к ним относились купцы, ремесленники, наемные рабочие. зависимое население состояло из зависимых смердов, закупов, и холопов. 11.Главным источником древнерусского права являлась «Русская Правда». она включала в себя нормы уголовного, гражданского и судебного права. 12. Первоначально в Древней Руси применялась десятичная система управления. Она выросла из военной организации. затем эта система была перенесена на административное управление. Постепенно десятичная система управления уступает место дворцово-вотчинной. Последняя выросла из соединения управления великокняжеским дворцом с государственным управлением. 13.Наиболее строгой мерой наказания был поток и разграбление (вид наказания, связанный с конфискацией имущества преступника и продажей его в рабство вместе с семьей).
|
|||
|