|
|||
Художественное время
Филдинг избегал жанрового определения роман. Он над ним даже в итдн смеётся над ним называя месье роман Он избирает комическую эпопею. Черты:
Его герои - особы низших сословий. Главный герой тоже простолюдин, только в конце случается узнавание его истинного происхождения. Персонажи Олверти и Блайфил - имеют значение лишь в рамках этой системы, во взаимодействии с ее компонентами. Это не столько персонажи типы, сколько персонажи- функции. Важен у Филдинга принцип контраста. Смысл, значение нравственной позиции персонажа обнаруживается в оппозициях. Правда у них есть нечто общее: родство, профессия или другое. Пары в оппозициях: Противостоят друг другу нравственные позиции, разные взгляды на воспитание, на политику, темпераменты
Том Джонс не эталон. ХРОНОТОПЧИК
То, что случается в доме Олверти, эптонской гостинице, в столице - могло случиться только там. В романе четкая симметрия композиции: 18 книг: на три части в каждой по шесть книг. 1-6 книги - в поместье Олверти Пространственная симметрия связана с построением сюжета и системой персонажей. В середине первого шестикнижия появляется Софья и внимание теперь между поместьем Олверти и Вестерна. Эптон находится на полпути от Сомерсетшира к Лондону и здесь сходятся (но не встречаются) герой и героиня. В первом шестикнижии делятся и на группы: Группа Олверти (сам сквайр, его сестра, Тваком, Сквейр, слуги, семейство Сигрим) Группа Вестерна (сквайр, его сестра, Сапл, слуги). В третьем шестикнижии: Аристократы и их окружение (Леди Белластон, лорд Фелламар и др) Группа миссис Миллер (семейство Миллер и семейство Найтингейлов) Ещё Софью сопровождает Гонора, Джонса – Партридж. У Олверти – сестра Бриджет, у Вестерна тоже сестра. У Ол – священник Тваком, у В- Сапл. +В Лондоне Джонса домогается леди Белластон, а Софью – лорд Фелламар. Художественное время Здесь уже не стремится к симметрии. Писатель отказывается от традиционной хроникальности, не устанавливает четкие временные рамки, утверждает своё право распоряжаться худ временем в зависимости от выбранного материала. Всё действие в романе: 20 лет и 8 месяцев. По мере драматизации каждой книги – время действия сокращается. 1-3 книги – 19 лет. 4 – 1 год. 5 – чуть более полугода. 6 – 3 недели. 7-18 книги – от 12 дней до 12 часов. Наиболее значительные события в жизни 20летнего героя укладываются в 2 месяца (6-18 книги). Поздняя осень 1745 года. Филдинг указывает на особенность худ времени в комич эпопеях – дискретность.
ГЛАВЫ – пролегомены: Есть перед каждой из 18 книг. Не мб убраны тк иначе нарушится композиционное единство. Даже здесь принцип контраста: в первых главах в отл от ост нет героев, автор общается напрямую с читателем. Первые главы четко отграничены от ост сюжета, в отл от вставных новелл (о горном отшельнике, история Миссис Фитцпатрик). Вступления дают представление о литературно-критических, эстетических, политических, морально-правовых и прочих взглядах писателя. +Филдинг – первый англ романист,кт предпочёл повествование от третьего лица. Хотя автор оставляет за собой право прокомментировать эпизод +Даже пародийные сцены, вкл-я откровенно бурлескные, отмечены эпичностью («бой» Молли Сигрим с женщинами на паперти – это пародия на Илиаду)
|
|||
|