Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





журнал Театр Е. Балатова



 

История театра

Нижегородский государственный академический театр драмы имени М. Горького - один из старейших в России, ему более 200 лет.

История театра начинается с того времени, когда князь Николай Григорьевич Шаховской, переехав на постоянное жительство в Нижний Новгород и перевезя в город труппу и имущество своего крепостного театра, 7 февраля 1798 года открыл Нижегородский публичный театр, а его крепостные актеры сыграли в нем первый спектакль по комедии Д.И. Фонвизина «Выбор гувернера».

Под театр был перестроен один из городских домов князя на углу Большой и Малой Печерских улиц. Репертуар театра был таким – же, как и на столичных сценах. Кроме комедий, трагедий, водевилей ставились оперы и балеты.

Многие лучшие страницы летописи Нижегородского театра связаны с деятельностью выдающегося русского актера, режиссера и антрепренера Николая Ивановича Собольщикова-Самарина, работавшего на нижегородской сцене в 1892-99 годах. Его именем освящено и нынешнее здание красавца- театра на Большой Покровской улице, построенного в 1896 году. Автором проекта был главный архитектор императорских театров академик В.А. Шретер, а работами руководил молодой нижегородский архитектор П.П. Малиновский.

 

17 июля 1894 года был заложен первый камень в фундамент будущего здания театра, а 14 мая 1896 года состоялось торжественное открытие нового театра парадным спектаклем - оперой М.И. Глинки "Жизнь за царя " с участием молодого Ф.И. Шаляпина

Сам Собольщиков- Самарин рассказывал о театре так:
"Я был в восторге от нового здания. Все в нем радовало меня. Мне казалось, что в этом прекрасном здании, залитом электрическим светом, я забуду тернистый путь провинциального актера, что здесь осуществятся все мои радужные мечты о настоящем художественном театре. Каждый раз, когда я входил в новый театр, меня охватывал какой-то трепет и я ловил себя на том, что проходил по его коридорам на цыпочках, благоговейно-"

Первого сентября 1896 года драмой А.И. Сумбатова - Южина "Листья шелестят" открыла новый сезон драматическая труппа, возглавляемая Н.И.Собольщиковым - Самариным. Собольщикову - Самарину принадлежит огромная роль в развитии Нижегородского театра в новый период с 1924 по 1945 год. При нем определились основные творческие принципы театра, сложился интересный репертуар, сформировалась богатая актерская труппа в составе которой были замечательные артисты :
А.Н. Самарина, Н.А. Левкоев, Т.П. Рождественская, В.И.Разумов, М.К. Высоцкий, В.П. Голодкова, П.Д.Муромцев, П.Б. Юдин, Е.Н. Агуров, М.М Белоусов, В.Ф. Васильев, А.Н. Горянская, А.А. Дубенский, О.Д. Кашутина, М.А. Прокопович, В.А. Соколовский, С.В. Юренев и др. Из всей классической драматургии Собольщикову ближе всего были Островский и Горький.

В 1942 году художественное руководство театра возглавил талантливый актер и режиссер Н.А. Покровский, остававшийся на этом посту до 1956 года. Это был яркий период в жизни творческого коллектива, отмеченный, в первую очередь, глубокими постановками горьковской драматургии. Одним из лучших спектаклей Покровского были "Варвары". Журнал "Театр" писал о нем:

"В 1943 году М. Прокопович раскрыла в Надежде Монаховой ту строгую чистоту, высокую требовательность к человеку, бескомпромисность чувств и поступков, которые были свойственны потом и ее Варваре в "Дачниках". Эти традиции пронесла через своигорьковские роли Э. Суслова: Лидия Сомова, Антонина Достигаева и Полина из "Фальшивой монеты"- каждая по-своему вставали, как живой укор опустившемуся, омещанившемуся миру, его "жадным...жалким обывателям" .

журнал "Театр" Е. Балатова

С 1956 по 1962 год главным режиссером театра был народный артист РСФСР, Лауреат Государственной премии СССР М.А. Гершт. Ученик и последователь выдающегося режиссера А.Я.Таирова, Гершт сочетал в своем творчестве яркую зрелищность, масштабность и остроту формы с психологической глубиной и философским проникновением в драматургию. При нем труппа пополнилась талантливыми актерами, среди которых ныне широко известные народные артисты России Л.С. Дроздова, В.В.Вихров, Н.Г. Волошин, В.Я.Дворжецкий, В.Я.Самойлов, В.И.Кузнецов.

С 1943 года театр носит имя Максима Горького.

В 1949 году Указом Президиума Верховного Совета СССР театр награждён орденом Трудового Красного Знамени.

В 1968 году театру присвоено звание "Академический".

Спектакль "На дне" по пьесе М. Горького и группа его создателей - режиссер Б.Д. Воронов, художник В.Я. Герасименко и Нар. арт. России Н.А. Левкоев, исполнитель роли Луки удостоены Государственной премии РСФСР имени К.С. Станиславского.

В 1993 году на Российском театральном фестивале имени М. Горького спектакль "Зыковы"по пьесе М. Горького получил Главный приз за лучшую режиссуру (заслуженный деятель искусств РФ Г.Г. Михайлов)

В 1968 году ведущей актрисе театра А.Н. Самариной было присвоено почетное звание народной артистки СССР за выдающиеся творческие достижения. Многие творческие работники театра удостоены почетных званий России, а также являются лауреатами премии Нижнего Новгорода.

Славные традиции старейшего нижегородского театра живут и в современных спектаклях и продолжают радовать нижегородцев и гостей нашего города.

 

 

О самом Н.Г. Шаховском

Князь Николай Григорьевич Шаховской, переехав на постоянное жительство в Нижний Новгород и перевезя в город труппу и имущество своего крепостного театра, 7 февраля 1798 года открыл Нижегородский публичный театр.

Он был беспримерным цензором своей эпохи и вычеркивал из пьес решительно всё, что напоминало двусмысленность. Мало того, — и в самой труппе он ввел «монастырскую > дисциплину, требуя благопристойности не только в жизни, но и на сцене, где, под страхом наказания, актерам запрещалось дотрагиваться до тела актрис, во избежание чего они были принуждены находиться друг от друга на расстоянии аршина, и даже тогда, когда, по ходу пьесы, актриса должна была падать в обморок, ее партнер лишь примерно смел ее поддерживать.
С другой стороны, немало смешило современников князя то обстоятельство, что в деревне партер его театра набивался подневольной публикой, то есть крепостными же крестьянами, которые сгонялись в театр по наряду и отбывали эту повинность «бездоимочно» если не считать водки, отпускавшейся иногда князем этим послушным зрителям.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.