Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





интеллектуальная игра - игра, где успех достигается, прежде всего, за счет мыслительных способностей человека, его ума.



 

ИГРА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ

Вероятно, выражение «интеллектуальные игры» впервые употребил К.Гроос, говоривший об их особой функции «дополнения» к бытию у людей, занимающихся физическим трудом.

В интеллектуальной игре происходит компенсация, дополнение эмоциональной (и интеллектуальной) сферы личности тем, что либо не испытывается в реальной жизни, либо подавляется эмоциями, связанными с достижением практических целей.

В этой игре человек способен испытать радость от реализации своих умственных возможностей, чувство связи с группой, чувства, вызванные заслуженной победой, - все, что забыто в реальной жизни, полной неудач, столкновений и страстей.

«Интеллект подобен горящему светильнику, которому воображение, наподобие масла, доставляет материю для горения; а разум подобен пламени, которое на тысячу ладов озаряет выхваченные им предметы и словно в тонком трепетании рассеивает вокруг себя светоносные лучи», - говорил Я.А. Коменский. Поэтическая фраза Великого Дидакта служит веским основанием определения «интеллектуальный», применяемого в дальнейшем к играм, служащим «преддверием для вещей серьезных».

 Изобретение интеллектуальных игр является не только важнейшим моментом в исследовании интеллекта человека и в вероятности получения новых, нестандартных, нетрадиционных средств его развития, но и приводит к целому ряду открытий в изучении психических, когнитивных способностей и возможностей человека, а также к появлению новых направлений в педагогике, психологии, культурологии, социальной педагогике.

Создание интеллектуальных игр, таких как викторины и тесты, шарады и загадки, анаграммы и т.п. - все это имеет давнюю историю. Новый толчок к пониманию интеллектуальных игр дала созданная журналистом и художником В.Я. Ворошиловым (1930-2001) в 1975 году телевизионная игра «Что? Где? Когда?». Необходимо заметить, что в США уже более 40 лет (с 1964 года) существуют игры, которые можно назвать интеллектуальными достаточно определенно, несмотря на явное шоу-происхождение и назначение, - это «Quiz» и «Jeopardy» (соответственно, прототипы российских «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг» и «Своя игра»). Эти игры, перекочевав из домашних гостиных и клубов на телеэкраны, украсившись всеми необходимыми атрибутами развлекательных телепередач, остались по-прежнему не только любимыми уже несколькими поколениями американцев, но и сумели сохранить стимулирующее развитие интеллекта значение. Следовательно, интеллектуальные игры с первых лет своего появления - порождение двух противоположностей: массовой, развлекательной культуры и стремления к знаниям, которое свойственно неутомимой натуре человека разумного, желающего развиваться бесконечно. Первые участники игр не только испытывали удовольствие, познавая себя, но и получали новые коммуникативные навыки, заряд энергии, толчок, побуждающий увеличивать знания, расширять кругозор. Разные по сложности вопросы и задания позволили организаторам, ведущим, психологам и педагогам определить уровень возрастного подхода к интеллектуальным играм и возможность их использования в подготовке по самых разных областям человеческого знания в лагерях, школах и вузах. Естественно, ни в коем случае нельзя упускать стимулирующее значение выигрыша, будь то деньги или книги, как в первых вариантах игры «Что? Где? Когда?». Но это уже история. Знаменательно и важно то, что интеллектуальные игры шагнули с экранов в молодежную (и не только) среду, став излюбленным интеллектуальным досугом довольно значительного числа участников этого «движения».

При употреблении словосочетания «интеллектуальные игры» необходимо помнить, что интеллектуальные игры ставят целью не только и не столько проверить, а развить, стимулировать дальнейшее общее, культурное, коммуникативное развитие, расширить эрудицию, увеличить знания; идут «в глубину» задаваемого вопроса для получения ответа или решения, с целью непрерывного развития участника игрового интеллектуального процесса.

Результаты экспериментов, проводимых в различных странах (Япония, 1986-1987; США, 1980-2002, Израиль, 2001-2003) обнаружили, что лица, постоянно занимающиеся умственным трудом, мыслят так же свежо, как люди гораздо младше их по возрасту. Известные психологи и педагоги (А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, П.И. Пидкасистый, Д. Равен, Л.С. Рубинштейн, М.И. Холодная и др.) признают, что человеческий мозг несет в себе огромную, пока далеко не полностью используемую избыточность природных возможностей, и что гениальность - это не аномалия человеческого ума, а, напротив, высшая полнота его проявления, обнаружение всех природных возможностей. И очень часто сложная, пока не каждому посильная и требующая настоящего подвижничества творческая игровая интеллектуальная деятельность привлекает к себе людей не только молодых (феномены известных по телевизионным интеллектуальным играм Б.Бурды, А.Бялко, А.Вассермана, А.Друзя и др. «немолодых» участников движения интеллектуальных игр), то есть   «...потребность в игре у человека сохраняется до глубокой старости. Именно в зрелые годы, подтверждая своеобразие развития интеллектуальных и творческих способностей, К.Э. Циолковский в своем дневнике написал, что «...сначала открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные»[42].

Итак, предлагаем взять за основу уточнения дефиниции интеллектуальной игры: игра, называемая интеллектуальной, - индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления для познания предметной и социальной действительности в условиях ограниченного времени и соревнования. Интеллектуальные игры объединяют в себе черты игровой и учебной деятельности - они развивают теоретическое мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза и т.п.). С другой стороны, эта деятельность является средством достижения игрового результата (победы в соревновании), хотя он быстро теряет ценность сам по себе, и цель смещается с результата непосредственно на путь поиска и принятия решения, то есть беспрецедентного процесса постоянного развития участников интеллектуальной игры в ходе решения цепочки проблемных ситуаций.

Диапазон интеллектуальных игр необычайно широк, но суть их одна: при решении поставленных в них задач происходит акт развития и творчества, находится новый путь или создается что-то новое, требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д. - все, что в совокупности составляет творческие и интеллектуальные способности человека.

Интеллектуальная игра учит принимать сложные, часто нестандартные решения, помогает разобраться в задачах коллектива, формирует профессиональные навыки, быстроту индивидуальной реакции играющего, быстроту коллективной реакции; в ней приобретается новое качество - синтезированная информация, появляются сведения и знания, которые ни один из участников часто не может получить в одиночку.

Интеллектуально-творческая деятельность участников интеллектуальной игры состоит в отыскании проблемы и способов ее решения, в выборе наиболее эффективного способа решения. Кроме того, непредсказуемость делает интеллектуальную игру совершенно специфической формой познавательной творческой деятельности.

Отсюда попробуем еще раз уточнить определение сущности интеллектуальной игры:

- интеллектуальная игра - игра, где успех достигается, прежде всего, за счет мыслительных способностей человека, его ума.

В интеллектуальной игре происходит создание проблемной ситуации, генерация идей, анализ, проверка и выбор лучших идей, то есть, единство выбора и развития их при ограничении времени.

Анализ научных теорий, педагогической, игровой практики позволил дать развернутую психолого-педагогическую дефиницию интеллектуальной игры, опирающуюся на классические определения отечественных и зарубежных педагогов и психологов Дж.Гилфорда и В.Н. Дружинина.

- интеллектуальная игра - игра, при которой в полной мере задействованы мышление и память, а умственные операции участников-игроков направлены на опознание и понимание предъявленного материала; игра, имеющая конвергентную (поиск в одном направлении при получении одного-единственного правильного ответа) и дивергентную (поиск в разных направлениях) продуктивность с целью получить оценочное суждение о логичности (правильности) заданной ситуации, точности ответа или найденного решения. Содержанием интеллектуальной игры являются:

  • - конкретное (реальные предметы или их изображение);
  • - символическое (буквы, знаки, цифры);
  • - семантическое (значения слов);
  • - поведенческое (поступки другого человека и самого себя).

Конечный «продукт» интеллектуальной игры может быть представлен в следующих основных разновидностях:

  • - единицы объекта (найти недостающие буквы и слова);
  • - классы объектов (рассортировать, классифицировать предметы);
  • - отношения (установить связи между объектами);
  • - системы (выявить правила организации множества, нескольких объектов);
  • - трансформация (изменить и преобразовать заданный материал);
  • - импликация (предвидение результатов в рамках неопределенной ситуации).

Виды игр

Все интеллектуальные игры условно можно разделить на элементарные и составные (представляющие из себя сочетание элементарных). В свою очередь, элементарные игры можно классифицировать в зависимости от количества вариантов ответов, из которых участники выбирают правильный. Естественно, что любая интеллектуальная игра может проводиться как в индивидуальном, так и в групповом варианте.

Простейшей интеллектуальной игрой являются тестовые игры, которые представляют собой набор утверждений и заданного количества вариантов ответов к ним - от 2 (это игра называется «Веришь - не веришь») до 4 («Эрудит-лото). Этот тип игр применяется обычно в качестве разминки, для игр с залом или в перерывах между «основными» интеллектуальными играми. Их достоинство - высокая роль везения, что позволяет добиваться успеха даже не слишком подготовленным участникам, а так же возможность варьировать сложность заданий.

Наиболее сложнойиз этих игр являются так называемые «странные обстоятельства», когда об искомом объекте сообщаются последовательно все более конкретные сведения. Чем раньше человек (команда) разгадает зашифрованное понятие, тем больше очков он получает (Пентагон).

Стандартный объем этих игр - 15 вопросов «Веришь - не веришь» или 8-10 вопросов

Вторую группу (относительно малораспространенную) составляют игры,в  которых игрокам предстоит подобрать русские аналоги к зарубежным пословицам и поговоркам (Например, «Разлука – смерть любви»).

Третью группу составляют игры, в которых участникам предлагается сгруппировать предметы по определенным признакам, чаще всего выделяемыми самими участниками.

Четвертую группу представляют интеллектуальные игры, в которых участникам предлагается за определенное время ответить на тот или иной вопрос. Индивидуальную форму представляет «Своя игра» (в ней обычно участвуют по три участника в каждом туре), Крокодил, 100 к одному.

Однако основными играми этого типа, несомненно, являются «Брейн-ринг» и «Что? Где? Когда?».Первая представляет очное состязание команд, а вторая - турнир, в котором задача команды состоит в том, чтобы набрать максимальное количество очков.

Составные интеллектуальные игры.

При проведении конкретного мероприятия сценарий обычно включает объединение отдельных видов интеллектуальных игр в соответствии с общей идеей данного мероприятия, а так же исходя из задач зрелищности, поддержания внимания, как у участников, так и зрителей. Поэтому обычно такие игры представляют сочетание определенных элементарных интеллектуальных игр, Например, «Десятка», «Кот в мешке».

 

 

В заключение необходимо отметить, что интеллектуальная игра как социально-культурный феномен по силе воздействия является одним из самых мощных средств, формирующих и совершенствующих не только интеллектуальное развитие, но и коммуникативные умения и навыки, социальные, социально-психологические, личностные и профессиональные качества человека.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.