|
|||
Индустрия развлечений. Эта отрасль в стране в целом развивалась стремительно, будучи ориентированной в первую очередь на весьма состоятельных людей и оставаясь вне рамок государственного сектора. Число учреждений, находящихся в ведомстве МК, уменьшается,Стр 1 из 4Следующая ⇒ Индустрия развлечений Эта отрасль в стране в целом развивалась стремительно, будучи ориентированной в первую очередь на весьма состоятельных людей и оставаясь вне рамок государственного сектора. Число учреждений, находящихся в ведомстве МК, уменьшается, сокращается количество проводимых здесь бесплатных мероприятий. Усиливаются региональные различия в интенсивности охвата населения, в связи с чем идет речь о кризисе клубов, хотя и не столь заметном, как кризис кинотеатров.
Клубные учреждения. Клубные учреждения, находясь в ведении в основном МК РФ, продолжают сочетать две функции — рекреационную и просветительскую. Они используются как театры, кинотеатры и концертные и лекционные залы, с одной стороны, а с другой — как место для организованных любительских занятий. Для посещения мероприятий либо приобретается разовый билет или абонемент, либо осуществляется запись на занятия (часть из которых оказывается платными — языковые курсы, курсы компьютерной грамотности и т.п.). Ввиду скудости средств часть традиционных учреждений перестает вести культурно-просветительную работу, переориентируясь на развлекательную деятельность, чаще всего весьма непрофессиональную. Создаются культурные центры как основные проводники государственной национально-культурной политики, которые функционируют в основном в национальных республиках или созданы для представителей различных этнических меньшинств. К 1998 г. их начитывается свыше 500, представляющих свыше 80 этнических групп в 60 регионах. МК готовит базы данных по национально-культурным центрам, этнокультурные паспорта народов страны. Стимулируется взаимодействие этих центров, переход к созданию экстерриториальных форм национально-культурной автономии. В целом похоже, что в национальных республиках обстановка с обеспеченностью клубами, их кадрами, ассигнованиями оказывается лучше, чем в краях и областях РФ. Клубы в западном понимании этого слова уже появляются в стране, прежде всего в двух столицах. Они оказываются местом для организованного досугового общения их членов, которые, чтобы получить доступ к ним, пока лишь в очень небольшом числе случаев должны платить членские билеты, заручаться рекомендациями и т.п. Членство в таких клубах еще пока в основном не оформляется документально, однако назвать их общедоступными тоже трудно: на входе осуществляется внешний контроль, да и цены здесь — на еду, питье, зрелища — весьма высоки. Это делает их практически закрытыми для подавляющего большинства населения. Поэтому в данном разделе речь пойдет исключительно о традиционных клубах. Численность этих учреждений, принадлежащих всем ведомствам, за исследуемый период снизилась, вызвав повышение числа жителей на каждое из них с 2,51 тыс. в 1996 г. до 2,61 тыс. в 1998 г. Подавляющее большинство их (93% в 1996, 94% в 1998 г.) находятся в ведении МК РФ. Число и стационарных, и передвижных клубов уменьшается, причем вторых — быстрее. Из всех помещений, занимаемых клубами, около трети требуют капитального ремонта, а 5% находятся в аварийном состоянии (Табл. 7.17). Региональные различия весьма заметны[1]. Но это если говорить о клубах МК, а не обо всех клубах, которых, очевидно, в двух столицах гораздо больше. Общая вместимость зрительных и лекционных залов, несмотря на отмеченные тенденции, снижается незначительно и по числу мест, и в расчете на 10 тыс. жителей. Это означает, что клубы по-прежнему ориентируются на удовлетворение потребностей и интересов весьма массовых аудиторий, который они, похоже, не обретают.
|
|||
|