|
|||
Тема 2. Визуальные искусства (продолжение)Тема 2. Визуальные искусства (продолжение) Урок 3. Графика, живопись. Живопись - нечто среднее между мыслью и предметом. Сэмюэль Колридж Любой человек, который даже не считает себя сторонником искусства, встречается с графикой буквально на каждом шагу: то в виде книги, то газетной карикатуры, объявления, афиши, плаката. Но знают графике и являются истинными ее ценителями самом деле немного людей, даже среди тех, кто серьезно интересуется искусством. Графика часто ассоциируется с чем-то легким, даже несерьезным, не таким важным и ответственным, как, скажем, станковая или монументальная живопись. На самом деле то, что кажется экспромтом, скрывает сложный технологический процесс. С графикой человек встречается в течение всей жизни. Рисунки и гравюры, являются самостоятельными произведениями искусства, шрифт в книге, на плакате, книжные иллюстрации, плакаты, почтовые марки, журнальные иллюстрации, газетные карикатуры, упаковки для разнообразных товаров, этикетки, театральные афиши, киноафиши, дорожные и товарные знаки и даже деловые бланки учреждений — все это произведения станковой и прикладной графики. Термин «графика» происходит из греческого - «пишу, рисую», - это вид изобразительного искусства. Так же, как и живопись, графика связана с изображением на плоскости: рисунок или отпечаток наносится, как правило, на лист бумаги. Линия, контур, силуэт в этом искусстве играют главную роль. Итак, графика — это прежде всего рисунок, искусство линейное, строгое, основанное на сочетании черного и белого, причем белым является сама бумага, а черным — карандаш, уголь или другой «сухой» красящий материал. Рисунок может быть воспроизведен во многих экземплярах при помощи различных техник, как рукотворных, так и машинных. Поэтому графику можно разделить на два вида: непосредственный рисунок на бумаге и печатная графика. Основными выразительными средствами в графике являются линия, пятно, тон. Искусство рисунка легко передать плавностью или пестротой линии, ее мягкостью или твердостью, отрывочностью или непрерывностью, степень тонкости, сухости или толщины, жирности – все это имеет значение и используется художником для разностороннего воспроизведения действительности. Линия в состоянии передать очертания предметов, их фактуру и характер. Графика самый оперативный изобразительный вид искусства.Широко используется в графике пятно: ровно окрашенное, разная по цвету, форме, размеру, густоте, характеру тона. Все это позволяет пятну создать иллюзию объема, глубины, помогает точнее выразить реальность. Черно-белые рисунки не кажутся однотонными, так это объясняется тем, что каждый цвет, в том числе и черный, имеет множество оттенков. Разница в градации цвета от самого темного до самого светлого выражается понятием «тон». Художники чувствуют тончайшую градацию одного и того же тона. Тон помогает передать качество предмета, его объем и другие свойства. Одноцветный (черно-белый) рисунок иногда называют «тоновым». Известны два основных вида графики: станковая и тиражная. Станковая или оригинальная графика это рисунок, рисунок, силуэт.Оригинальная графика, в которой произведения исполняются в одном экземпляре на бумаге разными художественными материалами. Рисунокбыл наиболее древним видом изобразительного искусства, если вспомнить наскальные рисунки первобытного человека. Конечно, рисунок развивался параллельно со скульптурой, прикладным искусством и чаще всего составлял их органическую, необходимую часть. Как самостоятельный вид искусства рисунок существует с конца XV— начала XVI в., поэтому раньше к нему относились как к подсобному, подготовительному материалу при работе над картиной, скульптурой, фреской, гобеленом. В процессе исторического развития в рисунок активно стал проникать цвет. Теперь к графике относят: рисунок цветными мелками (пастель), цветную гравюру, и живопись водяными красками (акварель, гуашь). График находится в «условном» мире, потому что лишен цвета и пользуется скупыми средствами, но он создает трепетную, живую картину мира. Главное средство выражения в графике — рисунок. Он лежит в основе всех других видов изобразительных искусств. Микеланджело, прежде чем творить делал более десяти предыдущих зарисовок. Наброски делают быстро, ведь нужно запечатлеть самое характерное, самое существенное. Более сложные рисунки называются эскизами и этюдами. В них автор ищет лучшее построение картины, работает над выразительностью образов, расположением фигур. Наряду с этюдами и эскизами, появляется станковый рисунок. Такое название происходит от станка-мольберта на котором создается рисунок. Рисунки становятся разнообразными по манере исполнения: строгими, пластическими или свободно-живописными. Немецкие художники.Дюрер, Г.Гольбейн делали выразительные рисунки, карандашные портреты, которые прославили имена своих авторов. В XIX ст. мастера живописи обогатили рисунок новыми темами, глубиной психологического содержания. Крупнейший французский график А.Домье создавал гротескные рисунки, сатирические карикатуры на буржуа и мещан. На рубеже XIX и XX вв., в эпоху модерна, рисунок стал отличаться лицом графичностью, четкостью, выразительностью линий. Такие рисунки создавали новый вид журналов, книг, афиш. В XX ст. рисунок не теряет своих позиций, хотя иногда форма и линия признается главной его ценностью, а содержательность отходит на второй план, как в абстрактном искусстве. Рисунок делают обычно графитным карандашом со стержнем в деревянной обложке, стержень без оболочки или углем, тушью, пером. Много шедевров рисования создан сангиной — красным мелом. Ее красновато-коричневый цвет передает тепло человеческого тела. Большинство рисунков сангиной - изображения людей. Если рисунок нужно сделать цветным, то используют пастель - цветные мелки, акварель, гуашь, цветные карандаши или фломастеры. Пастель, акварель — материалы, которыми пользуются в живописи, графике, если нужно сделать какие-то цветовые пятна. Силуэт как вид изобразительного искусства возник в далекой древности: черные плоские профильные фигуры украшают греческие вазы VI века. к н.е. В Греции родилась легенда возникновения силуэта, когда дочь Дибутада (греческий бог), очертила тень своего возлюбленного на стене дома. В глубь веков уходит история развития знаменитых китайских силуэтов. Но в том виде, который известен нам, силуэт родился во Франции, в первой половине XVIII в.. Название его появилась позднее, и происходит оно от фамилии генерального контролера финансов Е.Де Силуэт (1709-1767рр.). Когда его уволили с должности за непопулярные реформы, он утешал себя вырезанием силуэтов. Тогда они казались слишком бедными, простыми в сравнении с яркими полотнами художников. Над ним насмехались, а его произведения называли силуэтами. Впоследствии так назвали вид графики. К началу XX века оно было почти забытым. Силуэт - плоская форма предмета или сооружения, что узнается по контуру. Первое, что мы воспринимаем, даже мельком взглянув на предмет, - его силуэт. Этот случай произошел когда-то во Франции с одним художником. Жил он в нищете, и вот однажды он решил написать письмо Генеральному министру финансов Е. где Силуэта чтобы попросить его о помощи. И только он вывел его фамилия, как на этом месте образовалось большое пятно. На одно мгновение художник расстроился, а потом его рука быстро превратил пятно в тень, которая словно упала от фигуры министра финансов. Письмо так и не был написан, но рисунок министр все-таки получил. Впоследствии, подобные этому рисунки начали появляться все чаще, и назывались они силуэтами. Потом так назвали вид графической техники в изобразительном искусстве. Силуэты, первые графические работы, стали делать тушью на светлом фоне или белыми красками на темном фоне. В последней трети XVIII – начале XIX века, до того, как было изобретено фотографию, техника силуэта пользовалась популярностью. В каждом доме можно было увидеть однотонные изображения, украшавшие стены комнат и альбомы светских дам. Чаще всего это были портреты или бытовые сцены. Техника силуэтов была разнообразной: их рисовали тушью на бумаге или стекле или вырезали из бумаги. Мода на силуэты была настолько распространенной, что их исполняли не только профессионалы, но и дилетанты. Много портретов выдающихся людей того времени дошли до нас только в силуэтах. В печатной графике для воспроизведения на печатном станке рисунок сначала наносят на дерево, линолеум, металлические пластины, камень, а затем делают отпечатки и размножают. Такой вид графики называют тиражной. Тиражная графика-это вид графики, что позволяет тиражирования. Монотипия — один из простейших видов печатной техники. Когда краску от руки наносят на какую-нибудь идеально гладкую поверхность, полученный на бумаге оттиск бывает единственным, уникальным. За тонкостью цветовых отношений он напоминает акварель. Гравюра— вид графики, когда отпечатки получают с деревянной доски, линолеума, металлических пластин, картона, пластмассы. Древнейший вид гравюры — ксилография, когда рисунок вырезают резцом по дереву. В наше время чаще встречается линогравюра, когда рисунок вырезают на линолеуме, а краска переходит на оттиск с выпуклых мест. Печать с деревянной доски или линолеума называют высокой, а гравюру — выпуклой. В глубокой печати краска переходит на оттиск из заглубленных мест. Так печатают офорты. Сначала изображение наносят на металлическую пластину, проводят травления едкими кислотами, а затем на станке делают отпечатки. Можно наносить рисунок и на особый камень, разновидность известняка. Печать с камня — плоская, а отпечаток имеет название литография. Оттиск с гравюры называется естампом. Техника изготовления гравюры чрезвычайно разнообразная, традиционные материалы заменяются новыми, гравюра обогащается цветом. Репродукционную гравюру делает мастер-резчик из рисунка или картины художника. Авторскую гравюру создает сам художник. В народе очень любили лубки — картинки, что в шутливом, а иногда и сатирическом стиле изображали события или людей. Гравюра не только развлекала, но и обучала. Печатались «Новые способы арифметики», великие географические карты, календари, где применялась техника офорта, в которой для получения изображения травили кислотой металлическую доску и на нее штрихом наносили рисунок. Эстамп(от франц. «оттеснение») вид графики, позволяющий тиражирование, то есть получение определенного количества полноценных авторских экземпляров произведения. На каждом авторском оттиске должна стоять его подпись и номер – 7/15 (седьмой из пятнадцати) или 7/15/2 (седьмой из пятнадцати с исправлениями). В отличие от типографической продукции, форму для печати эстампа производит сам автор. Эстамп делится на четыре вида: • высокая печать - гравюра – самая старая среди всех видов эстампа, возникла благодаря технике «набойки» - печати из выпуклых деревянных форм на ткань, которая использовалась еще в пізньоантичному Риме. Печать с рельефных форм на бумага появилась в Китае в VI - VII вв.. Для высокой гравюры на дереве использовали доски, распиленные вдоль волокон. Такая техника называется продольной ксилографією. В 1515 г. итальянец Соглашений Карпе изобрел способ получения цветного оттиска – кьяроскуро. В XVIII веке Томасом Б'юіком была изобретена торцевая ксилография (способ гравировки на торце дерева). Чтобы заменить дерево в XX веке художники обратились к линолеуму, так появилась линогравюра. • глубокая гравюра – офорт, резцовая гравюра на металле; заявилась в середине XV века. Согласно легенде, которую рассказал Д.Вазари, честь ее изобретения принадлежит флорентійцю Мазо Фінігуерре – ювелиру, мастеру техники ніело (чернение по серебру). Рельефность печатной формы является необходимым условием для глубокой печати. Но в этот раз печатаются углубленные штрихи и точки, в которые забивается краска, а чистая поверхность становится фоном. Под сильным давлением краска переходит на специальный хрупкий увлажненную бумагу, а края металлической печатной формы, вдавливаются в такую бумагу, создают характерные рельефные края композиции – фасеты. В 1507 году Д.Хопфер изобрел химический способ для создания углубленной печатной формы – «офорт», что в переводе означает «азотная кислота». Таким образом, глубокую гравюру можно разделить на два вида: химического способа изготовления (офорт) и механического. Среди глубоких гравюр химического способа изготовления выделяют: травленный штрих (Рембрандт), акватинта (Ф.Гойя), лавис, ресерваж, мягкий лак. Основные механические способы: резцовая гравюра на металле, сухая игла, меццо-тинто. • плоская печать – литография, альграфія, офсет. Родоначальница этого вида эстампа – литография. Художник, рисуя на камне (известняке) специальными карандашами и тушью, создает водоотталкивающее среду. При печати перед каждым нанесением краски на камень он смачивается водой, которая не ложится на рисунок, а жирная печатная краска в свою очередь не ложится на воду. В 1799 году Алоїзом Зенефельдером была изобретена литография. Он первым догадался, что можно печатать с плоской формы за счет различных физико-химических свойств. Известные мастера литографии - Т.Жерико, А.Домье, П.Гаварні, Д.Уистлера, Ф.Фантен-Латура, К.Кольвіца, рус. М.А.Опилки, М.Ф.Лапшина, В.В.Лебедева, А.Л.Каплан, Ю.А.Васнецова, К.И.Рудакова, А.С.Ведерникова, В.М.Конашевича). • трафаретная печать – шелкография. В шелкографии печатной формой служит тонкая, но прочная ткань, натянутая на раму. Некоторые части этой ткани, остаются не закрашенными» элементами композиции, становятся непроникающими для краски. Такой преградой служит или бумажный трафарет, который находится между ситом и будущим оттиском, или приготовленная непосредственно на сите особая полимерная пленка. Известные мастера шелкографии - Есть.И.Чарушина, Ю.А.Васнецова, А.С.Ведерникова. К тиражной графики относят: книжной, плакатной, промышленную. К искусству книги входит: изготовление макета, оформление, иллюстрации. Известный украинский иллюстратор - В.Базилевич, мастера экслибриса – Альбрехт Дюрер, Лукас Кранаха, Франсуа Буше, Анри Матисс, А.М.Бенуа, В.А.Фаворский. С искусством книги связан особый жанр – экслибрис (с латинского – «из книг») – книжный знак, указывающий на хозяина книги. Экслибрис наклеювався на внутреннюю сторону книжного переплета или обложки. Книжные знаки гравірувались на дереве, меди, линолеуме, изготавливались цинкографським или литографским способами. Виды экслибрисов: гербовый (XVI - XVII ст.), вензелевий (до орнамента входят инициалы обладателя книги), сюжетный (состоит из архитектурных мотивов, атрибутов, эмблем, свидетельствующих о вкусах обладателя книги). Плакат— вид графики, который имеет определенное изображение на крупном листе с кратким текстом. В политическом плакате содержится призыв, агитация. Плакаты, афиши нужно рассматривать издалека, поэтому рисунок на них должен быть лаконичным, обобщенным, без лишних деталей, его силуэт выразительным, цвете — яркими. Выделяют следующие виды плакатов: политический, зрелищный (театральный, киноплакат и т.д.), рекламный или «постер». Шрифт— это большая и очень важная область графического искусства. От рисунка каждой отдельной буквы, из которых состоит слово, строка, страница, от ее красоты, ясности, конструктивной точности зависит удобство, легкость чтения, даже восприятие текста.
|
|||
|