Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Основные виды движений



 


Предисловие

Основные движения, такие как ходьба, бег, прыжки, метание, лаза­нье, — это жизненно необходимая, физиологически обусловленная потребность ребенка-дошкольника. Своевременное формирование основных движений играет существенную роль в физическом и психи­ческом развитии ребенка. Обучение основным движениям проводится с учетом особенностей каждого возрастного периода и накопленного двигательного опыта ребенка. Оно направлено на укрепление здоровья, физическую подготовку, закаливание организма детей.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), содержание обра­зовательной области «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой мото­рики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба орга­низму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с прави­лами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигатель­ной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

В данном пособии раскрываются основы планирования физкуль­турно-оздоровительной работы по образовательной области «Физиче­ское развитие», включающие различные виды двигательной деятельности дошкольников (основные движения, общеразвивающие упражнения, подвижные игры). В процессе овладения основными движениями перед ребенком стоят конкретные задачи, последовательное выполнение которых закладывает фундамент всей двигательной подготовки чело­века. Однако следует помнить, что развитие основных движений в каж­дом отдельном случае имеет различную вариативность в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Именно поэтому использование опубликованных в методических пособиях вариантов примерного планирования, конспектов физкультурных занятий лишь на первых порах может помочь педагогу дошкольной организации в про­цессе физического воспитания дошкольников. В дальнейшем ему потре­буется постоянное обновление содержания физкультурных занятий с учетом уровня физической подготовленности, двигательных предпо­чтений и интересов детей.

Планирование образовательной деятельности — это длительный творческий процесс, определяющий в конечном итоге эффективность деятельности специалиста по физическому воспитанию дошкольников. Грамотно составленное планирование по обучению основным движе­ниям создает основу для качественного решения основополагающих задач физического воспитания ребенка:

1) соблюдение основных принципов обучения (последовательность, систематичность, доступность, постепенность);

2) обеспечение равномерного освоения учебного материала в тече­ние года и всего периода дошкольного обучения;

3) преемственность и возможность анализа проведенной работы.

Объективная необходимость написания данного пособия обу­словлена также стремлением автора систематизировать собственный опыт практической деятельности в области физического воспитания дошкольников. В процессе подготовки пособия были использованы основные теоретические положения учебной и научно-методической литературы по физическому воспитанию дошкольников, разработан­ные В. В. Кенеман, Д. В. Хухлаевой, Т. И. Осокиной, Э.Я. Степаненко- вой, В. Н. Шебеко, а также программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (Н.Е. Веракса, Т. С. Комарова, М.А. Васильева).

Автор выражает глубокую признательность рецензентам рукописи — доктору педагогических наук, профессору кафедры теории и методики физической культуры и спорта Шуйского филиала Ивановского госу­дарственного университета М.А. Правдову и кандидату педагогических наук, доценту кафедры дошкольного образования Академии социаль­ного управления М. Н. Братухиной.

Данное пособие будет полезно воспитателям, инструкторам по физической культуре, методистам дошкольных образовательных орга­низаций, студентам педагогических колледжей и вузов, родителям.


Краткие методические рекомендации по работе с детьми 2-3 лет

Особенности психомоторного развития детей

Понятие «психомоторика» (от греч. psyche— душа и лат. motor— дви­гательный, приводящий в движение) впервые ввел выдающийся рус­ский физиолог И. М. Сеченов. Оно характеризует сферу определенных движений человека, находящихся в неразрывной связи с психическими процессами (память, мышление, чувства). В исследованиях Н. А. Берн­штейна показана степень интеграции психомоторных способностей в психику человека. Согласно его теории, развитие двигательных спо­собностей ребенка заключается в формировании сложнейших систем психомоторных коррекций, которые обеспечивают быстрое и точное выполнение различных двигательных действий за счет их исправления психомоторикой в процессе выполнения движения.

Своевременное формирование движений и целесообразная после­довательность их возникновения играют существенную роль в физиче­ском и нервно-психическом развитии ребенка.

Учитывая особенности каждого возрастного периода и предыдущий опыт ребенка, перед ним ставят конкретные задачи. Постепенное выпол­нение ребенком этих задач и все большие возможности качественно изменяют характер его движений. То, что являлось характерным для начала данного возрастного этапа, к концу его как бы свертывается, — движения приобретают новое качество. Однако следует помнить, что в каждом отдельном случае развитие движений может иметь различную вариативность в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Поэтому учет его индивидуального своеобразия и возможностей необхо­дим для правильного руководства формированием движений.

Возраст трех лет фактически можно назвать переходным. В первой половине третьего года жизни у детей во многом сохраняются черты, свойственные детям раннего возраста. Однако на третьем году жизни они становятся самостоятельнее. В это время развивается ситуативно­деловое общение ребенка и взрослого, предметная деятельность; совер­шенствуются речь, начальные формы произвольного поведения, игры, восприятие, наглядно-действенное мышление. Развитие предметной деятельности на этом этапе связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются орудийные и соот­носящие действия, что, в свою очередь, развивает у ребенка произ­вольность, преобразуя натуральные формы активности в  культурные на основе предлагаемой взрослыми модели. Причем такая модель высту­пает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регу­лирующего собственную активность ребенка.

Основной формой мышления ребенка третьего года жизни стано­вится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в его жизни проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. Для детей данного возраста харак­терна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоя­нием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и про­извольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают форми­роваться элементы самосознания — идентификация с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя отдельным человеком, отличным от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявле­ний: упрямством, негативизмом, нарушением общения с взрослым.

На протяжении третьего года жизни продолжает развиваться пони­мание речи. В основном это происходит в ходе совместной с взрослыми предметной деятельности и игры. Постепенно слово отделяется от игро­вой ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продол­жают осваивать названия окружающих предметов и действий, учатся выполнять простые словесные просьбы и указания взрослых в преде­лах видимой наглядной ситуации. Количество осознаваемых ребенком слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками.

В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности, такие как игра, рисование, конструирование. Игра ребенка двух-трех лет носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд зада­ний: осуществлять выбор из двух-трех предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь; двигаться по сигналу. Совершенству­ется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. Дети этого возраста очень любят двигаться под музыку.

При ходьбе постепенно исчезают лишние, мешающие ребенку дви­жения, что ведет к их экономичности. Развивается самостоятельность пространственных ориентировок, ребенок смелее и в то же время спо­койнее двигается на ограниченной, наклонной и поднятой над поверхно­стью пола плоскости (доски, дорожки и т.д.). В связи с развивающимся чувством равновесия, глазомерной оценки направления и расстояния сложнее и разнообразнее становятся действия с предметами.

Усиливающийся интерес к окружающему миру, удовлетворение от достижения цели, эмоциональная оценка педагога и его новые требова­ния служат подкреплением достигаемых ребенком успехов и подталки­вают его к решению новых задач. Процесс усвоения нового в движении сохраняет прежнюю специфику: основное здесь — подражание. Однако оно изменяет свой характер: наблюдается большее осмысление предло­женной ребенку задачи и, в связи с этим, более четкое ее выполнение. Дети еще не способны придерживаться точно заданной формы движе­ний, но развивающаяся двигательная память помогает им самостоя­тельно воспроизводить знакомые двигательные действия.

Ребенок постепенно учится согласовывать свои движения с движе­ниями других детей, приучается своевременно реагировать на сигналы извне, требующие изменить характер движения, его темп, силу или совсем прекратить движение и остановиться.

В условиях систематического руководства ребенок на третьем году жизни совершенствует ходьбу, лазанье, начинает бегать. Все эти движе­ния еще мало координированы и недостаточно точны. Ребенок чувствует потребность в частой смене движений, не может сохранять неподвижную позу, нуждается в чередовании движений и отдыха. Однако системати­ческие упражнения, игры под руководством педагога на физкультурных занятиях и вне их будут содействовать расширению двигательных возмож­ностей, улучшению качества движений и необходимых ориентировок.

Большое значение для развития движений имеют специально органи­зуемые подвижные игры с правилами. В этих играх дети подчиняют свои движения разнообразным внешним сигналам, например изменяют темп движений в зависимости от изменения музыки, направление или харак­тер движения по слову (остановиться, перейти от ходьбы к бегу и др.). Необходимо постепенно усложнять содержание и правила таких игр.

Ценность подвижных игр заключается и в том, что, помимо разви­тия движений, выполнение различных правил в игре требует от ребенка понимания ситуации, внимания, выдержки. У него воспитывается умение играть совместно, согласовывать свои движения с движениями других.

Детям двух-трех лет необходимы разнообразные движения, вызывающие деятельность различных мышц, переход от более спокойных к более ожив­ленным движениям. Эта задача также решается с помощью подвижных игр.

Наряду с подвижными играми необходимы занятия гимнастикой. При проведении занятий необходимо следить за качеством выполнения дви­жений, исправлять ошибки и своевременно изменять и усложнять тот или иной комплекс упражнений, если дети овладели им достаточно хорошо.

Н. М. Аксарина подчеркивала, что для развития движений очень важны самостоятельные игры и различные занятия. С этой целью педа­гог должен предоставить в пользование детям свободную площадку.

Для формирования разнообразных движений педагог может пред­ложить детям игрушки и физкультурные пособия, вызывающие у них интерес и желание двигаться: обручи, вожжи, шары, мячи, трехколес­ные велосипеды, санки, лопатки и др.

При условии правильной организации двигательной активности дети двух-трех лет, как правило, большую часть дня бодры, активны. Они очень эмоциональны, подвижны, деятельны. Такое поведение сви­детельствует о состоянии оптимальной возбудимости нервной системы.

Однако наблюдения показывают, что дети данного возраста обнару­живают крайнюю неустойчивость состояния возбудимости. Незначитель­ные причины (например, изменения режима, болезненное состояние) могут приводить к состоянию повышенного возбуждения, при котором поведение ребенка нарушается (он начинает громко кричать, отказы­вается выполнять ранее установленные правила, проявляет упрямство). Переутомление, как эмоциональное, так и физическое, приводит к тому, что бодрое состояние сменяется вялым. Движения ребенка становятся замедленными, он перестает играть, не хочет выполнять установленные правила. Такое поведение свидетельствует о временном понижении воз­будимости центральной нервной системы. Повышение и понижение воз­будимости наблюдается у детей двух-трех лет сравнительно часто.

Названные состояния нельзя признать естественными, присущими детям этого возрастного периода. Подобные нарушения возникают главным образом в результате неправильной методической организации двигательной активности. К счастью, такие нарушения возбудимости у здоровых детей являются временными, часто даже кратковременными.

Наступившее утомление проявляется изменениями обычного для данного ребенка поведения. Нарушается координация движений, осо­бенно движений рук. Появляется общее двигательное беспокойство, ребенок возбужден, много бегает, бесцельно лазает, нарушается ори­ентировка в пространстве. Иногда при утомлении у детей проявляются ранее сформированные автоматические движения (сосание пальцев, раскачивания, навязчивые движения).

Причинами переутомления могут быть различные неблагоприят­ные физические факторы окружающей среды (высокая температура помещения, недостаточная проветренность помещений, шум, плохое освещение). В душном помещении с высокой температурой воздуха утомление детей наступает скорее.

Особенно неблагоприятными факторами являются обилие рез­ких акустических раздражений, чрезмерно громкая музыка. Поэтому в процессе организации двигательной активности следует воспитывать у детей умение говорить негромко, не допускать окриков и громких сиг­налов. Физкультурные пособия, издающие сильные, а тем более резкие звуки, допустимы лишь на прогулке либо кратковременно.

На данном этапе развития ребенка необходимо:

1) способствовать дальнейшему развитию координации общих дви­жений (ходьба, лазанье, бег, бросание) и мелких движений рук и пальцев;

2) воспитывать умение управлять своими движениями в соответ­ствии с окружающими условиями (по сигналу приостановить движение, изменить темп и др.);

3) вырабатывать умение одновременно производить различные дви­жения рук и ног, развивать способность координировать свои движения с движениями других детей;

4) формировать правильные двигательные навыки, способствовать устранению лишних сопутствующих движений, формировать более эко­номные и ритмичные движения, правильную осанку.

Методика работы с детьми

При формировании у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, их гармоничном физическом раз­витии педагогу приходится решать следующие специфические задачи:

• формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;

• развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации); обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями).Для успешной реализации программы должны быть обеспечены сле­дующие психолого-педагогические условия:

1) уважение педагога к человеческому достоинству детей, формиро­вание и поддержка их положительной самооценки, уверенности в соб­ственных возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодей­ствия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отно­шения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в двигатель­ной деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участ­ников совместной деятельности и общения;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;

8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании, охране и укреплении здоровья детей, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Данное пособие призвано оказать помощь специалисту по физиче­скому воспитанию дошкольников в процессе планирования, органи­зации, координации, анализа эффективности обучения дошкольников основным движениям в организованной двигательной деятельности. В нем представлены необходимые материалы для планирования учеб­ного процесса в дошкольной образовательной организации: график освоения учебного материала в течение года и примерные планы заня­тий, раскрывающие содержание организованной двигательной деятель­ности с дошкольниками.

График освоения учебного материала представлен в виде кварталь­ных планов. В нем используются условные обозначения, отражающие последовательность овладения ребенком тем или иным видом основных движений: «у» — учим; «п» — повторяем; «с» — совершенствуем, «к» — контролируем. Данная последовательность овладения движениями при­водит к поэтапному процессу образования временных связей в коре больших полушарий головного мозга — динамическому стереотипу. Двигательный навык является одной из форм двигательных действий ребенка, которая характеризуется явлениями автоматизации и при­обретается в результате целенаправленного обучения и повседневной практики. На основе знаний и опыта ребенок постепенно приобре­тает умение выполнять то или иное двигательное действие, научается практическим способам и приемам его применения. Умение переходит в навык при неоднократных повторениях. А. И. Пуни подчеркивал, что автоматизированное действие «осознанно по слову». Таким образом, ребенку необходимо понять последовательность выполняемого упраж­нения. Эту способность он приобретает в процессе грамотного методи­ческого руководства двигательной деятельностью на протяжении всего дошкольного возраста.

Примерные планы занятий представляют собой последовательное изложение содержания физкультурных занятий. Они составляются на основе графика с учетом реального освоения детьми программного материала в предыдущих кварталах. Разработка плана занятий начина­ется с формулирования задач обучения. В конце каждого месяца плани­руется контрольное занятие, в ходе которого педагог уточняет степень усвоения программного материала каждым ребенком индивидуально.

В структуру плана включены комплексы общеразвивающих упраж­нений, которые представлены в соотношении — два комплекса в месяц. При этом педагог может обновлять и(или) усложнять содержание данных комплексов с учетом степени усвоения детьми тех или иных видов движений. Известно, что хорошо усвоенные, заученные движе­ния не способствуют дальнейшему локомоторному развитию ребенка, поэтому в комплексы включены упражнения-замены, которые позво­лят модифицировать, внести элементы новизны в усвоенные общераз­вивающие упражнения. Данная технология планирования позволяет рационально сочетать различные виды основных движений, обеспечи­вая всестороннее развитие организма ребенка.

Периодичность проведения занятий — два физкультурных занятия в неделю (без учета третьего, проводящегося на улице). Продолжитель­ность физкультурных занятий в младшей группе составляет 15 минут.

Третье физкультурное занятие проводится на улице в условиях спе­циализированной спортивной площадки детского сада. Педагог может самостоятельно планировать использование многообразного двигатель­ного материала, его вариативность и повторяемость с учетом уровня усво­ения детьми адекватных возрасту основных видов движений (см. «График освоения основных видов движений и игровых упражнений»). Структура и продолжительность физкультурного занятия остается неизменной. При планировании содержания занятия, проводящегося на улице, следует принимать во внимание время года, погодные условия, индивидуальные особенности и предпочтения детей. Так, в зимний период физкультурные занятия с детьми до трех лет на улице не проводятся. Они могут быть ком­пенсированы проведением спортивного развлечения в условиях спортив­ного зала детского сада.

Структура физкультурного занятия представлена вводной частью (10—15% от общей продолжительности занятия), основной (75—80%) и заключительной (5—10%) частями.

Вводная часть включает упражнения, оказывающие стимулирующее воздействие на весь организм ребенка. Это, прежде всего, упражнения динамического характера (различные варианты ходьбы, бега, прыжков). Также вводная часть включает упражнения, направленные на ориен­тировку в пространстве, и упражнения в организационных действиях (построения, перестроения и т. д.). Приоритетной задачей вводной части является общий настрой детей на занятие физическими упраж­нениями, переход организма на другой уровень функционирования. Включение общеразвивающих упражнений в структуру вводной части методически правомерно, поскольку данный вид упражнений позво­ляет осуществлять целенаправленную подготовку различных мышечных групп к последовательному обучению, закреплению и совершенство­ванию основных видов движений. Главный принцип планирования комплекса общеразвивающих упражнений — проработка различных мышц по направлению «сверху вниз», когда из различных исходных положений детьми последовательно выполняются упражнения сначала для мышц шеи и плечевого пояса, затем рук, туловища и, наконец, ног.

Основная часть физкультурного занятия включает гимнастические упражнения, направленные на тренировку различных мышечных групп, развитие умения четко и ритмично выполнять упражнения в соответ­ствии с ритмом музыкального сопровождения, совершенствование координационных способностей. В структуру основной части включено последовательное обучение, закрепление и совершенствование основ­ных видов движений. Кроме того, данные движения активно реализу­ются детьми в подвижных играх.

Заключительная часть представлена упражнениями на расслабле­ние, дыхательными упражнениями. Их цель — обеспечить максималь­ное восстановление всех функций организма, а также организовать отдых детей после физической нагрузки за достаточно короткий про­межуток времени. Для этого используются дыхательные упражнения, которые могут сочетаться со спокойной ходьбой, а также релаксаци­онные упражнения, включающие статические позы в положении сидя и лежа. Заключительная часть может включать также упражнения для мелкой моторики пальцев, различные потряхивания рук и т.д.


 


 

Fedorova_S_YУсловные обозначения: «у» — учим; «п» — повторяем; «с» — совершенствуем, «к» — контролируем.

 

Основные виды движений и игровых упражнений

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Ходьба

 

Не наталкиваясь друг на друга

У

У

П

С

 

 

С

К

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
«Стайкой» за воспитателем

 

 

 

 

У

У

 

 

П

С

 

 

С

 

 

К

 

 

 

 

 

 

   
С согласованными, свободными движе­ниями рук и ног

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У

У

 

П

П

 

 

 

 

 

 

 

   
В прямом направлении

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У

У

 

 

П

П

  К
По кругу, взявшись за руки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У

У

 

 

П  
Бег

 

За воспитателем

У

У

П

П

 

 

С

К

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
От воспитателя

 

 

 

 

У

У

 

 

П

П

С

 

 

 

 

К

 

 

 

 

 

 

   
В различных направлениях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У

У

П

П

 

 

 

 

 

 

 

   
Не наталкиваясь друг на друга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У

У

 

 

 

П

П  
В различных направлениях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П

П

С

 

  С
Прыжки

 

На двух ногах на месте

У

П

 

 

 

 

 

К

 

 

 

С

 

 

 

 

 

С

 

 

 

 

   
На двух ногах, слегка продвигаясь вперед

 

 

У

У

П

 

 

 

 

 

 

 

 

С

 

 

С

 

 

С

С

 

   
Подпрыгивание до предмета, находяще­гося выше поднятых рук ребенка

 

 

 

 

 

У

У

 

П

П

С

 

С

 

С

К

 

 

С

 

 

С

С  
Ползание,лазанье

 

Ползание на четвереньках по прямой (расстояние 3-4 м)

У

У

П

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С

 

 

 

 

   
Проползание в вертикально стоящий обруч

 

 

 

У

У

 

П

 

 

 

 

П

 

 

С

К

С

 

 

 

 

 

С К
Подползание под гимнастическую палку, расположенную на высоте 50 см от пола

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У

У

 

   
Подлезание под воротца, дугу, веревку, скамейку (высота 30-50 см)

 

 

 

 

 

У

 

 

У

У

П

 

С

С

С

 

 

 

С

 

 

С

   
Катание, бросание, ловля

 

Скатывание мяча с горки

У

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У

 

 

 

 

 

   
Катание мяча в паре с воспитателем

 

У

 

 

 

 

 

К

 

 

 

 

С

 

 

 

 

 

 

 

 

С

   
Прокатывание мяча (шаров) двумя рука­ми и одной рукой (поочередно правой и левой)

 

 

У

У

П

П

П

 

П

С

С

С

 

С

С

 

 

С

С

С

С

 

С К
Игровые упражнения

 

«Идите (бегите) ко мне»

У

П

 

 

 

 

 

К

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228469']=__lxGc__['s']['_228469']||{'b':{}})['b']['_699880']={'i':__lxGc__.b++};


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.