Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Структура фуги



ФУГА

Фуга(от итал. Fuga – течение, бег) – высшая полифоническая форма, прошедшая долгий путь формирования и развития из инструментального ричеркараXV – XVI веков и вокального мотета.Фуга, как и многие полифонические формы, основана на приеме имитации (имитация («подражание») - повторение мелодии или мотива в другом голосе).

 

 Фуга(от итал. fuga – течение, бег)–полифоническая форма, котораяосновывается на имитационном изложении темы (главной мысли) и ее различных преобразованиях.
Развертывание фуги -процесс непрерывного обновления,в котором при всем богатстве развития удерживается единый образ.

    

Развитие любой фуги начинается и определяется ее главной мыслью – Темой (как правило, фуга сочиняется на одну тему, реже – на две или три темы).

Тема.В начале фуги она звучит только в каком-то одном из голосов, которых всего может быть от двух и более (3,4,5). Тема определяет особенности строения и развития всей фуги, выражает ее общее содержание. Тема представляет собой оформленную мелодию, в которую входит ядро(наиболее яркая интонация – ход либо интервал с особенным ритмом) и егоразвертывание –продолжение, которое по отношению к ядру может быть и контрастным.В теме фуги (а у фуг И.-С. Баха - в особенности) обычно проявляется ясная гармоническая основа (звуки тоники, субдоминанты или доминанты, либо полный функциональный оборот). Темы фуг Баха можно определить и пожанрам танцевальные, моторные, песенные, декламационно-речитативные, в духе хорального напева и т.д.  

 

понимание образа темы (и всей фуги) должно складываться путем анализа ее структуры и интонаций

тема  ядро – развертывание – заключение; ядро – продолжение;
уровень структуры
уровень мотивов и интонаций

Структура фуги

 Основные разделы фуги называются: экспозиция (или экспозиционная часть),развивающая часть(иногда применяется термин разработка и по местоположению ее еще относят к средней части) и заключительная часть. Каждая часть фуги имеет ряд особенностей, несет свою функцию и подчиняется определенной тональной логике.

  Экспозиционная часть – это группа проведений (изложений) темы по числу общих голосов в главной и доминантовой тональностях(главная тональность – это та, по имени которой и называется вся фуга, например, фуга До – мажор, а доминантовая тональность – это тональность, тоникой которой является V ступень главной, т.е. в До мажоре это Соль мажор). Тема появляется в каждом из голосов обязательно поочередно и в разных голосах (например, если фуга 4-х голосная, то обязательны четыре проведения), порядок их вступления может быть любой: сначала сопрано, потом альт, тенор, бас или др. Имитация темы(в доминантовой тональности)называетсяОтвет. Контрапункт к теме (голос, звучащий вместе с темой) называется Противосложение (противосложения подразделяются на: удержанные (повторяются с темой все время) инеудержанные(появляются с темой однократно).В экспозиции послеосновных проведений темымогут быть и дополнительные проведения(их количество всегда меньше основных проведений). Так же возможна еще одна группа проведений в таком же количестве, но со сменой темы и ответа в голосах – контрэкспозиция.

Интермедия разработочное построение, которое помещается между «соседними» проведениями темы. В интермедии весьма часто развивается материал самой темы (ее интонаций, ритмических фигур).

Развивающая часть.За редким исключением, эта часть начинается с проведения темы в другой тональности (обычно в параллельной) и предваряется интермедией. Развивающая часть (это следует из самого ее названия) связана с тонально-гармоническими и контрапунктическими изменениями. К контрапунктическим средствам изменений темы относятся обращение («перевертывание» направления движения интервалов), а также ее ритмическое увеличениеиуменьшение(обычно в два раза). Еще один прием развития - стретта– «сжатие»(вступление темы в одном из голосов, не дожидаясь его окончания в предыдущем). Наивысшим мастерством является применение всех этих средств одновременно.   

Начиная с развивающей части, число проведений темы строго не определено. Тема может появляться одиночно и может быть группа проведений (может быть также группа стреттных проведений). Число голосов может «выключаться» до двухи нарастать(но не больше, чем положено). Такие приемы звуковой разрядки и нарастания в полифонии имеют особый смысл. Развивающая часть, как правило, содержит одну или несколько кульминационных фаз.

Заключительная частьфуги иногда обозначается термином реприза.Переход к ней от развивающей части часто настолько затушеван, что спорным является определение их границ. Назначение заключительной части – упрочивание (закрепление) главной тональности, но более скоро и сжато. Эта часть восстанавливает тональное равновесие, создает симметрию (в фугах с двухчастным строением «реприза» по масштабам небольшая).Количество проведений темы в этой части может колебаться – от двух до большего, нередки и развивающие моменты – стретты, обращение, увеличение и тд. В конце фуги следует завершение-каданс (часто аккордового склада), в этот момент число голосов может быть увеличено. 

Принятая система условных обозначений для схем фуги

 Т- тема; О – ответ; И– интермедия. Цифра рядом с буквой И указывает на порядковый номер интермедии;   I, II, III, IV и т.д. – голоса в фуге, где I – это самый вехний голос (сопрано), а IV- нижний;  C II– значит, что тема звучит сейчас, например, во втором голосе в До мажоре (тональность обозначается по буквенной системе);  

Тема в обращении: ;обозначение стретты:

I    

 II     

     III (сначала тема вступает в первом голосе, затем во втором, потом – в третьем);

 

Виды преобразования темы: фактурно–регистровые, тонально–ладовые, контрапунктические (стретта, микстура), темброво–громкостные; структурно–мелодические (увеличение, уменьшение, обращение, ракоход).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.