респондентов, выбравших ответ
Начало формы
Что относится к вертикальной социальной мобильности?
|
| 1)
| Гражданин переехал из двухкомнатной квартиры на 5-м этаже в трехкомнатную квартиру на 9 этаже в том же доме.
|
| 2)
| Рядовой инженер назначен руководителем проекта.
|
| 3)
| Офицер лишен воинского звания за совершение неблаговидного поступка и уволен из армии.
|
| 4)
| Мелкий торговец продуктами питания начал заниматься продажей подержанных вещей.
|
| 5)
| Гражданка вступила в повторный брак.
|
| 6)
| Секретарша согласилась выполнять дополнительные обязанности.
| | Конец формы
|
|
Начало формы
Раскройте смысл высказывания в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
Социология
| «Отсутствие чувства национального достоинства так же отвратительно, как и другая крайность – национализм» (И. Н. Шевелев).
| | Конец формы
|
|
Начало формы
Социология
| «Национализм – это не любовь к своей нации, а ненависть к чужой» (И.Н. Шевелев).
| | Конец формы
|
|
Начало формы
Раскройте смысл высказывания в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
Социология
| «Корни национализма – в разделении населения на коренное и некоренное» (И.Н. Шевелев).
| | Конец формы
|
|
Начало формы
Раскройте смысл высказывания в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
Социология
| «Свой долг родителям дети отдают своим детям» (И.Н. Шевелев).
| | Конец формы
|
|
Начало формы
С опорой на обществоведческие знания и личный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую позитивное отклоняющееся поведение. Приведите три примера формальных позитивных санкций, возможных в этом случае.
| Конец формы
|
|
Начало формы
Раскройте смысл высказывания в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
Социология
| «Чем выше положение человека, тем более строгими должны быть рамки, которые сдерживают своеволие его характера» (Г. Фрейтаг).
| | Конец формы
|
|
Начало формы
Раскройте смысл высказывания в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
Социальная психология
| «Семья является первичным лоном человеческой культуры» (И. Ильин).
| | Конец формы
|
|
Начало формы
Раскройте смысл высказывания в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
Социология
| «Статусные группы выступают специфическими носителями всякого рода условностей» (М. Вебер).
| | Конец формы
|
|
Начало формы
Раскройте смысл высказывания в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
Социология
| «Становление достигаемого статуса осуществляется через собственный талант, выбор или активность каждого индивида» (М. Янг).
| | Конец формы
|
|
1 [2] [3] [4] [5] [6] [7]
|
Начало формы
Раскройте смысл высказывания в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
Социология
| «Социальный статус означает реальные притязания на позитивные или негативные привилегии в отношении социального престижа» (М. Вебер).
| | Конец формы
|
|
Начало формы
Раскройте смысл высказывания в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
Социология
| «Каждый человек – творец собственного благополучия» (Р. Стил).
| | Конец формы
|
|
Начало формы
По мнению ученых, семья наряду с другими функциями выполняет функцию поддержки физического здоровья родителей и детей. Назовите и проиллюстрируйте примерами три проявления этой функции.
| Конец формы
|
|
Начало формы
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальных группах в обществе.
| Конец формы
|
|
Начало формы
Установите соответствие между примерами и видами социальной мобильности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
| ПРИМЕРЫ
|
| ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ
| А)
| ученый-историк начал преподавать в университете
| Б)
| старший преподаватель получил должность доцента
| В)
| офицер получил внеочередное звание
| Г)
| девушка-католичка накануне бракосочетания перешла в протестантскую веру
| |
| 1)
| вертикальная
| 2)
| горизонтальная
| | | | Конец формы
|
|
Начало формы
Найдите в приведенном ниже списке проявления экономической функции семьи.
|
| 1)
| обучение детей трудовым навыкам
|
| 2)
| материальная поддержка близких
|
| 3)
| распределение домашнего труда
|
| 4)
| наделение наследственным статусом
|
| 5)
| организация досуга
|
| 6)
| семейное предпринимательство
| | Конец формы
|
|
Начало формы
Раскройте смысл высказывания в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
Социология
| «У каждой нации – велика она или мала – есть свой неповторимый кристалл, который надо суметь высветить» (И. Н. Шевелев).
| | Конец формы
|
|
Начало формы
Раскройте смысл высказывания в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
Социология
| «…Только одно равенство для всех: равенство предварительных условий для деятельности» (В. Дудинцев).
| | Конец формы
|
|
Начало формы
Раскройте смысл высказывания в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
Социология
| «Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть» (К. Гельвеций).
| | Конец формы
|
|
Начало формы
Раскройте смысл высказывания в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
Социология
| «Человек определяется не только природными качествами, но и приобретенными» (И. Гете).
| | Конец формы
| | [1] [2] 3 [4] [5] [6] [7]
| | | |
Начало формы
Приведите три примера, иллюстрирующие различные проявления хозяйственно-экономической функции семьи. В каждом случае назовите проявление функции, которое вы иллюстрируете.
| Конец формы
|
|
Начало формы
Раскройте смысл высказывания в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
Социология
| «Кто не идет в университет как в храм науки, тот идет в него как в преддверие карьеры» (Д.И. Писарев).
| | Конец формы
|
|
Начало формы
В одном из учебников по обществознанию высказано мнение, что социализация – это «окультуривание» человека. Поясните смысл данного утверждения и приведите три аргумента в его подтверждение.
| Конец формы
|
|
Начало формы
Раскройте смысл высказывания в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
Социология
| «Величие народа вовсе не исчисляется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом» (В. Гюго).
| | Конец формы
|
|
Начало формы
Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1)В Новгороде действует специальный центр общественного движения «Женский парламент», где для жительниц города и области проводят семинары преподаватели и психологи из России и зарубежных стран. (2)Администрация Новгородской области выделила «Женскому парламенту» 120 тысяч рублей. (3)Радует то, что деньги, скорее всего, будут израсходованы на реализацию программы «Развитие лидерских качеств женщины». (4)Можно надеяться на то, что новгородчанки будут лучше ориентироваться в современном мире и смогут конкурировать с мужчинами в бизнесе и политике.
| Определите, какие положения текста носят
|
| А)
| фактический характер
| Б)
| характер оценочных суждений
| |
| Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
| Конец формы
|
|
Начало формы
Раскройте смысл высказывания в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
Социология, социальнаяпсихология
| «У богатого, свободного, образованного – одна степень удовлетворения потребностей, у бедного и измученного – другая» (Н.М. Амосов).
| | Конец формы
|
|
Начало формы
Раскройте смысл высказывания в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
Социология
| «Домашний очаг должен быть не местопребыванием, а местом, куда мы возвращаемся» (А. Монтерлан).
| | Конец формы
|
|
Начало формы
Социальные группы выделяются
|
| 1)
| по профессиональному признаку
|
| 2)
| с учётом генетических особенностей организма
|
| 3)
| в зависимости от степени одарённости людей
|
| 4)
| с учётом индивидуальных психологических особенностей людей
| | Конец формы
|
|
Начало формы
Ниже приведен перечень социальных групп. Все из них, за исключением одной, образованы по этнонациональному признаку.
Русские, белорусы, татары, мусульмане, башкиры.
Найдите и выпишите термин, «выпадающий» из общего ряда.
| Конец формы
|
|
Начало формы
Раскройте смысл высказывания в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
Социология
| «Семья – основа сообществ, клеточка их тела. С ней связаны все святыни, которые отличают человека от муравьев и пчел» (Г. Честертон).
| | Конец формы
| | Начало формы
Установите соответствие между примерами и видами социальной мобильности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
| ПРИМЕРЫ
|
| ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ
| А)
| учёный-историк начал преподавать в университете
| Б)
| научный работник получил учёную степень кандидата наук
| В)
| офицер получил внеочередное звание
| Г)
| молодожёны переехали жить из одного села в другое
| Д)
| автомеханик перешёл на работу в другой автосервис
| |
| 1)
| вертикальная
| 2)
| горизонтальная
| | | Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
| Конец формы
|
|
Начало формы
Назовите три характерные черты семьи демократического (партнерского, эгалитарного) типа и проиллюстрируйте каждую из них примером.
| Конец формы
|
|
Начало формы
Раскройте смысл высказывания в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
Социология
| «Неравенство – такой же хороший закон природы, как и всякий другой» (И. Шерр).
| | Конец формы
|
|
Начало формы
Раскройте смысл высказывания в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
Социология
| «Национализм гораздо более связан с ненавистью к чужому, чем с любовью к своему» (Н. Бердяев).
| | Конец формы
|
|
Начало формы
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социализация личности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
| Конец формы
|
|
Начало формы
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная мобильность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальной мобильности.
| Конец формы
|
|
Начало формы
Установите соответствие между примерами и типами санкций: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
| ПРИМЕРЫ
|
| ТИПЫ САНКЦИЙ
| А)
| понижение в должности
| Б)
| вручение премии
| В)
| награждение орденом
| Г)
| замечание
| |
| 1)
| позитивные санкции
| 2)
| негативные санкции
| | | Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).
| Конец формы
|
|
Начало формы
Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, являются формами социальных взаимодействий.
Престиж, сотрудничество, соперничество, конфликт, взаимопомощь.
Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда.
| Конец формы
|
|
Начало формы
Найдите в приведенном ниже списке примеры, иллюстрирующие применение формальных позитивных санкций, и запишите цифры, под которыми они указаны.
|
| 1)
| Н. было присвоено звание «Заслуженный артист РФ».
|
| 2)
| Выступление О. на школьном вечере заслужило похвалу ее одноклассников.
|
| 3)
| Своим отношением к делу М. заслужил доброжелательное расположение коллег.
|
| 4)
| Рабочий получил почетную грамоту от администрации своего предприятия.
|
| 5)
| Выход на сцену пожилой учительницы был встречен продолжительными аплодисментами.
|
| 6)
| Ученый получил государственную премию в области науки.
| | Конец формы
|
|
Начало формы
В ходе социологического опроса 2007 г. (Левада-Центр) россиянам предлагалось ответить на вопрос: «Что в настоящее время больше всего осложняет жизнь вашей семьи?». Полученные результаты, наряду с результатами аналогичного опроса 1995 г., представлены в таблице. (Статистическая погрешность подобных опросов не превышает 3%.)
% респондентов, выбравших ответ
| 1995 г.
| 2007 г.
| низкие доходы, нехватка денег
|
|
| плохое здоровье, трудности с лечением
|
|
| бытовые трудности
|
|
| усталость, переутомление
|
|
| опасения потерять работу
|
|
| плохое жильё
|
|
| безысходность, отсутствие перспектив в жизни
|
|
| недостаток свободного времени
|
|
| невозможность дать детям хорошее образование
|
|
| пьянство, наркомания кого-либо из членов семьи
|
|
| плохие отношения в семье
|
|
| другое
|
|
| затрудняюсь ответить
|
|
| Какие показатели за период между опросами изменились более всего? Назовите три таких показателя. Дайте возможное объяснение причин каждого из изменений.
| Конец формы
|
|