Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Философия экзистенциализма и психоанализа»



«Философия экзистенциализма и психоанализа»

На рубеже 19 - 20вв. попытку нового интеллектуального освоения действительности и человеческого существования представили философия великого немецкого ученого и философа З.Фрейда и философия экзистенциализма. Рассмотрим эти учения по порядку.

Зигмунд Фрейд (1856-1939)

З.Фрейд был одним из выдающихся немецких исследователей начала 20в. Будучи врачом психиатром, З. Фрейд разработал комплексную систему психоанализа, некоторые вопросы которой интересны с точки зрения философии.

Основные труды Фрейда: " Введение в психоанализ ", " Психология бессознательного ", " По ту сторону принципа удовольствия ", " Я и оно ", " Очерки по психологии сексуальности ".

Историки философии обычно выделяют три периода в его творчестве:

  • (1895 - 1905) - ранний период в его психоаналитическом творчестве;
  • (1905 - 1920) - создание первой психоаналитической системы;
  • (1920-1939) - создание второй психоаналитической системы.

Основным предметом исследования Фрейда была психика невротичного человека, или "невротика", как называют психоаналитики. Понятие невроз очень емкое и в клинической психологии объединяет множество симптомов1. Однако именно в этом заключается особенность подхода Фрейда, который исходил не из психики здорового человека, но из психики невротика. Исследование неврозов принесли Фрейду не только всемирную славу, но позволили по-новому взглянуть на проблему психики человека и его восприятия мира. В процессе исследования невротических личностей Фрейд пришел к выводу о наличии бессознания в человеческой психике. Именно бессознание является центральной категорией в философии психоанализа Фрейда. На основе этого Фрейд создал очень интересную теорию личности. Бессознательное лежит в основе психики, над которым надстраивается сознание и сверхсознание, по мнению Фрейда. Ученый считал, что бессознательное есть тот "материал", на основе которого образуется сознание. Фрейд не давал четких определений сознанию и бессознательному, однако мы можем привести их из современной психологии.

Бессознательное - совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания.

Сознание - это врождённая высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.

Для объяснения этих понятий Фрейд обращался к следующей на сегодняшний день очень известной аналогии. Если представить небольшую квартиру с обширным коридором и маленьким чуланом, то вот бессознательное относится к сознанию, как обширный коридор к чулану соответственно. Таким образом, для Фрейда наше сознание было как остров в океане бессознательного.

Наряду с понятием бессознательного одной из центральных категорий в философии Фрейда было понятие либидо, с которым Фрейд также связывал множество теорий. Либидо в современной психологии трактуется как (лат. libido - влечение, желание, страсть, стремление) - одно из основных понятий психоанализа, разработанных Фрейдом. Оно обозначает сексуальное желание или половой инстинкт. Этот термин необходим для описания разнообразных проявлений сексуальности.

Либидо определяет сущность и деятельность бессознательного. Фрейд немного иначе трактовал это понятие, чем современные психологи, во-первых, психическую энергии сексуального влечения и любви в наиболее широком понимании этого слова (т.е. не просто любовь между женщиной и мужчиной, но любовь к детям, к родителям, дружба и пр.).

Еще одно понятие, которое вводит Фрейд – это понятие сублимация(лат. sublimo- возвышаю). Сублимация - это перенесение энергии либидо с объекта сексуального влечения на объекты социо-культурной сферы. Если использовать психоаналитическую систему Фрейда, сублимация - это переориентация психической энергии с объектов сексуального удовлетворения на объекты несексуального удовлетворения2. Таким образом, для Фрейда и искусство, религия, культура, наука, поэзия и многие другие акты проявления творческого акта человека были проявлением сублимации. Так Фрейд пришел к выводу, что многие произведения великих деятелей искусства - это прекрасный пример сублимации, в частности Леонарда да Винчи, Достоевского, Микеланджело и др. Фрейд анализировал мифы древности и также пришел к выводу о роли бессознательного в поведении человека. Так, например, Фрейд рассматривает миф про Эдипа, который убил царя Фив, чтобы завладеть его женой. Однако, он впоследствии узнает, что царь был его отцом, а царица, которой он хотел овладеть - его матерью. На основе анализа этого мифа Фрейд приходит к интересным выводам и вводит понятие Эдипова комплекса. Комплексы Фрейд считал такой же двигательной силой подсознательного, как и либидо. Комплексы, по Фрейду, бывают двух типов - Эдипов комплекс и комплекс Электры. Первый комплекс - это бессознательное влечение сына к своей матери (а отец воспринимается как соперник), которое вымещается в рамках социальной адаптации. Комплекс Электры - это бессознательное влечение дочери к своему отцу (а мать рассматривается как соперница), которое также вымещается с воспитанием.

В модели личности Фрейд пришел к триединству, т.е. рассматривал психику человека как совокупность бессознательного, сознания и предсознательное. Бессознательное действует на основе инстинктов, сексуального влечения и подавленных комплексов. Предсознательное связывает воедино действия сознания и бессознательного. Предсознательное определяется человеческим разумом, памятью, мышлением и саморефлексией. Сознание Фрейд рассматривает как восприятие человеком окружающего мира. Такова была первоначальная модель психики человека, созданная Фрейдом. Однако, эта модель подверглась серьезной критике со стороны многих коллег Фрейда. На основе этой модели можно сделать вывод, что ведущую роль в поведении человека играет бессознательное, которое действует на основе сексуального влечения и комплексов. Следовательно, все поведение человека выводится из этих достаточно низменных понятий. Безусловно, сводить сложную деятельность человека к сексуальным инстинктам и комплексам многим не хотелось. Учение Фрейда стали считать "асексуальным". В дальнейшем в более поздних своих трудах Фрейд переписал модель личности и психики. На его взгляды, безусловно, повлияла критика научного сообщества, а также кровавые и страшные события первой мировой войны, свидетелем которой он был. Окончательно такая модель личности была сформирована Фрейдом в произведении "По ту сторону удовольствия" и в произведении "Я и оно".

Фрейд считал, что человеческое поведение определяют три инстанции:

  • Оно (Ид),
  • Я (Эго),
  • СверхЯ (СуперЭго)

Оно - это бессознательное, глубинный слой инстинктивных влечений или котел инстинктивных влечений, как называл это Фрейд. Главный принцип в деятельности подсознательного - это получение максимального удовольствия. Поведение Я (Эго) основывается на принципе реальности. Я стремится к реализации поведения, которому Я подсказывает Оно. Однако, Оно руководствуется сексуальными инстинктами и стремится получить максимум удовольствия, но если такое поведение воплотить в реальности, то это может плохо сказать на существовании индивида в обществе. Следовательно, Я социально адаптирует желания Оно и стремиться претворить их в жизнь. Для Я существует некий идеал, на основе которого оно корректирует импульсы со стороны Оно. Пример, этому может быть такой. ОНО мужчины ориентировано на полигамию в сексуальных отношениях, в то время как Я содержит идеал семьи, как высшего счастья социальной реализации. Следовательно, Я будет сдерживать полигамные порывы ОНО и воплощать в реальность семейную модель поведения.

Однако, как указывает Фрейд Я не всегда способно справиться с сильными импульсами со стороны Оно. В этом случае возникает конфликт сознательного и подсознательного, на фоне которого развивается невроз. Для разрешения этого противоречия в ходе развития человеческой личности сформировалось Сверх-Я.

Под СверхЯ Фрейд рассматривал внутриличностую совесть или бессознательное чувство вины. Через СверхЯ оказывается влияние общества на поведение человека, которое осуществляется через социальные и родительские запреты, моральные общественные установки и пр. По своим функциям, СверхЯ ближе к Я, а по содержанию ближе к Оно. Из такой модели личности мы понимает, что сознание не исходит из самого себя и находится под влиянием Оно и СверхЯ (Супер Эго).

После анализа событий второй мировой войны Фрейд сделал еще несколько корректировок своего учения. Помимо сексуального инстинкта (Эроса) он ввел инстинкт смерти (Танатос), которыми руководствуется бессознательное. Как раз в войне и проявляется сила этого инстинкта -Танатоса, который нацелен на смерть и разрушение. Так вот по мнению Фрейда, для того чтобы усмирить проявление этих инстинктов была придумана культура, задачей которой является приведение в рамки социальной адаптации подсознательное действие инстинкта Эроса и Танатоса. А когда культурные рамки с этим не справляются, то бессознательные импульсы вытесняют сознательные ограничения из сферы поведения человека. Такое вытеснение, по мнению Фрейда, приводит к тяжелейшим неврозам. Такие неврозы, в частности как считал Фрейд, проявляются в религиозных верованиях, которые Фрейд рассматривал именно как продукт человеческого невроза. Далее Фрейд распространил понятие невроза не только на религиозную сферу, но в целом на всю цивилизацию, и предположил, что цивилизационное развитие также может быть формой проявления этих невротических состояний. Однако, Фрейд не обосновал свою позицию, а только выдвинул предположение.

Учение Фрейда вызвало огромный резонанс в научной среде. У Фрейда было много последователей и учеников, которые развивали идеи великого ученого. Учения последователей З.Фрейда называют в современной философии и психологии неофрейдизмом. Конечно, в основе неофрейдизма лежит учение Фрейда, но оно подверглось достаточно сильной модификации в трудах его учеников.

Наиболее крупные представители неофрейдизма- Альфред Адлер (1870- 1937), Карл Густав Юнг (1875-1961) и Эрих Фромм (1900-1980).

Основной критике подверглась идея Фрейда о том, что человек - это чисто биологический организм, в основе поведения которого лежат низменные инстинкты.

Неофрейдисты считали, что в бессознательное заложено не только биологическими инстинктами. Для примера можно сравнить поведение человека и поведение животных и увидим, что человек во многом преуспел в своем поведении. На человека огромное влияние оказывает социальная среда, которая контролирует агрессию и девиантное поведение. Эту проблематику рассматривал Э.Фромм -ученик и последователь Фрейда. Его основной труд "Анатомия человеческой деструктивности". Фромм утверждал, что в личности нет ничего врожденного, что воспитание личности обусловлено социальной средой. В основе поведения личности лежит стремление к разрешению внутренних противоречий. Это следующие виды противоречий:

  • противоречия между жизнью и смертью
  • желание организовать свой внутренний потенциал, но ограниченность во времени

Если Фромм рассматривал личностные противоречия, то последовательница Фрейда К.Хорни рассматривала исторические противоречия и считала, что разрешение исторических противоречий приводит к развитию общества. К.Хорни произвела типологию личности и вывела следующие типы личности:

  • Услужливая, которая стремится получить любовь людей
  • Отрешенная, которая ищет личной свободы
  • Агрессивная, которая стремиться к власти

Эрих Фромм разработал концепцию "гуманистического психоанализа", задачей которого было восстановление гармонии между человеком и обществом, освободить человека от отчуждения и от иллюзий его бытия. Подлинной ценностью человека Фромм считал способность к любви. Как мы помним, Фрейд выделил два основных мотива человеческого поведения - Эрос и Тонатос, т.е. стремление к жизни и стремемление к смерти. Эрос Фромм рассматривал в произведении "Искусство любить. Исследование природы любви", а Танатос "Анатомия человеческой деструктивности". Фромм в этом произведенни не только вырабатывает модель личности, но и рассматривает биографию крупнейших политических деятелей- разрушителей ХХ в. (И.В.Сталина, Генриха Гиммлера, Адольфа Гитлера). Фрейд был популяризатором идей фрейдизма, а также экзистенциализма и марксизма и пытался создать единую концепцию, объединяющие эти различные учения.

Главной заслугой неофредизма, с нашей точки зрения, является стремление преодолеть пансексуализм учения Фрейда, т.е. попытки выведения человеческого поведения из сексуальных инстинктов исключительно. Большой вклад в эту проблематику внес последователь и ученик Фрейда Карл Густав Юнг. Главной заслугой Юнга является введение понятия архетипов и коллективного бессознательного. Архитип - это коллективные формы и образы бессознательного. Архитипы передаются по генам и по наследственной линии. Юнг считал, что в каждом человеке хранится генетическая информация о жизни его предков, которое также оказывает влияние на поведение человека. При этом Юнг обнаружил признаки одинаковых архитипов (представлений, образов символов) у разных людей, что проявляется через сноведения, мифы, изобразительное искусство. Именно это подтолкнуло его на идею об архитипах и коллективном бессознательном. Они способны воздействовать на сознание, разрушая рациональное, логическое мышление.

Еще одним положением неофрейдизма было отрицание хронического конфликта между Я и Сверх-Я. Такое состояние, возможно, характерно для психики невротика, но это не есть доминирующий тип личностей в обществе.

 

Экзистенциализм (лат. existentia – существование), или философия существования, - одно из главных направлений в философии ХХ столетия. Предшественниками экзистенциализма считают датского философа С. Кьеркегора, немецкого философа Ф. Ницше, а также Ф.М. Достоевского. В России идеи экзистенциализма содержатся в произведениях Л.И. Шестова (1866 – 1938) и Н.А. Бердяева (1874 – 1948). Наибольшее распространение экзистенциализм получил в Германии – М. Хайдеггер (1889 – 1976), К. Ясперс (1883 – 1969) и во Франции – Г. Марсель (1889 – 1973), Ж.П. Сартр (1905 – 1980), А. Камю (1913 – 1960). Экзистенциализм – философия особого рода. Она подчеркнуто не претендует на научность и общезначимость, отрицает возможность целостного научного мировоззрения. Предметом философии является человек, его существование, бытие. Однако наука о человеке, по мнению экзистенциалистов, невозможна, поэтому философия представляет собой вненаучное, внетеоретическое рассмотрение человеческого бытия, интимные переживания отдельного индивида. А что такое человек? Вслед за Достоевским экзистенциалисты утверждают, что человек есть тайна, и философия должна заниматься не проблемами, а тайнами, она не дает решения каких-то вопросов, ведет поиски не в сфере рационального сознания, а в сфере эмоций, переживаний. Экзистенциализм – философия ярко выраженного иррационализма и антиинтелликтуализма. Изучение эмоций, переживаний, подсознательного ведут психология, психоанализ при помощи научных методов. По мнению экзистенциалистов, это дело бесполезное, ибо наука не только беспомощна, но и вредна. Истина есть зло, она делает более тяжелым человеческое существование. Мифы и иллюзии, напротив, помогают человеку жить. При всех разночтениях экзистенциализм имеет общие исходные принципы. Центральным положением этой философии является одинокий человек с его крайним индивидуализмом и раздвоенным сознанием. Экзистенциалистская философия выражает настроения определенных кругов интеллигенции, которая увидела в ней озабоченность проблемами культуры, путями ее развития в наш технократический век, увидела стремление объяснить причины неустроенности человеческой жизни, неустойчивого положения «простого человека» в обществе, выявила протест против нивелирования личности, невнимательности к ее страданиям, массовой гибели людей в войнах. Философию экзистенциализма часто считают «философией отчаяния или кризиса» по пессимистическому содержанию, а также, как ни странно, и «философией утешения», утверждая, что она может научить людей, стоящих на краю бездны, сохранить свободу и независимость в обстановке одиночества и страха. В центр своей философии экзистенциализм ставит отчуждение личности от общества. Его представители утверждают, что тот человек обладает достоинством, который сумел избавиться от общества. Для этого, говорил еще Кьеркегор, следует забыть мир, являющийся иллюзией, и глубоко погрузиться в «подлинную» действительность, которой является наше Я. Мыслящий субъект создает «свой мир», сугубо личный, интимный, внутренний мир. Когда говорят о «существовании», то понимают совсем не то, что принято понимать под этим словом. Это не физическое объективное существование. У экзистенциалистов «существование» – чистая субъективность, «то, чем я являюсь для себя». Под «Я» они понимают непосредственное самосознание, вернее самочувствие. Субъект рассматривается как чувствующий, переживающий, стремящийся. Переживание субъектом своего «бытия в мире» и есть существование, экзистенция. Спасение человека в окружающем его кошмарном мире – только он сам, его неповторимая Самость (Selbst), или ядро таинственной и непознаваемой экзистенции. Человек должен сам спасти себя, прийти к своей свободе. Самость может реализоваться только в свободном решении и выборе человека. Карл Ясперс (1863 – 1969) не считал философию наукой о бытии или наукой о жизни, потому что наука имеет ограниченный предмет. А жизнь или бытие неограничены. Философия же дает человеку жизненные ориентиры. Главная цель философии состоит в том, чтобы помочь человеку понять, осознать свое место в мире, понять важность любви, достичь свободы и научиться быть самим собой. Уход от «суетливой» действительности к «подлинному» существованию, к свободе непосредственно осуществляется в так называемых «предельных ситуациях» или «пограничных ситуациях». Предельная ситуация – это необычайное психическое напряжение, позволяющее непосредственно, интуитивно постичь подлинную действительность. Такой ситуацией могут быть страдание, вина, борьба, страх и важнейшая из них – смерть. К.Ясперс считал пограничную ситуацию формой разрушения человеческого бытия, тем пределом, который направляет бытие на само себя, когда экзистенция сталкивается с преградой, о которую она разбивается, «последний страх», из которого нет выхода. Это ситуации особого рода, которые «отрезвляют» человека, побуждают к пониманию своего подлинного призвания, отвлекают от однообразной и быстротечной суеты будней. К постижению экзистенции побуждает, например, столкновение со смертью. Смерть, - говорит Ясперс, - касается каждого и служит пограничной ситуацией в той степени, в какой она открывает ограниченность нашего быта, входит в нашу жизнь. Смерть оказывается пробным камнем, с помощью которого можно определить, Что в жизни экзистенциально, а что нет. Осознание пограничной ситуации ставит перед человеком вопрос о том, что же ему делать перед лицом этого абсолютного крушения, столкновение с которым рано или поздно неизбежно. Где обрести опору и смысл жизни? Ясперовский рецепт спасения – в проблеме превращения неподлинного бытия в подлинное, где главный вопрос – вопрос о коммуникации. Суть коммуникации, отражающей специфичность ясперского экзистенциализма, состоит в том, что отдельный человек сам по себе не может стать человеком и что сознание действительно лишь в коммуникации с другим самобытием. «Один я погружаюсь в заточение, - пишет Ясперс, - только вместе с другими в движении к взаимному сближению могу я открыться». Ясперс считает, что экзистенциальная коммуникация обретается человеком только в результате предварительного сосредоточения человека на самом себе. Человек не может стать самим собой, обрести себя, не вступив в общение с другими, однако он также не может вступить в это экзистенциальное общение, не побыв в одиночестве с самим собой. Внутреннее раскрытие себя другому, стремление понять другого в его внутренней жизни сопряжено с риском, поскольку каждый раскрывает свои слабости. Но на этой почве воссоздается подлинное бытие человека – его экзистенция. Человек может преодолеть кризис и, придя к познанию себя, «самобытию», увидеть действительные связи бытия и свою судьбу. «Я есть, пока я выбираю», - такова позиция К.Ясперса. Это и означает стать свободным. Надо иметь веру в свою родину, чтить народные традиции, любить свой народ и других людей, избегать насилия в любых формах. Философская вера делает нас солидарными с другими людьми в их борьбе за свою свободу, права, за свое духовное развитие. Мы должны быть благодарными. А это значит идти не за толпой, а за гениями человечества, стремиться к «коммуникации», т.е. понимать, слышать других людей и быть в свою очередь услышанными ими.      

Задание

1.Выписать основные понятия.

2.Что является основным предметом исследования Фрейда?

3. Назовите 3 инстанции человеческого поведения. Дайте им небольшую характеристику.

4.К.Хорни произвела типологию личности и вывела следующие типы личности: ….(назовите их)

5. Предшественниками экзистенциализма были…….(продолжите)

6. Философию экзистенциализма часто считают…..(продолжите)

7. Ясперс считает, что….



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.