|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПОСТАВИТЬ БАЛЛЫ ОТ 5 -15
§ Физическая активность (ФА) является поведенческой характеристикой, которая § изменяется по мере роста и созревания; § Регулярная ФА оказывает благоприятное воздействие на организм, увеличивая минеральную плотность кости,тренированность сердечной и дыхательной систем, а также мышечную силу и выносливость; § ФА оказывает относительно незначительное влияние на липиды, ожирение и артериальное давление у детей и подростков с нормальным весом и давлением,соответственно; § Интервенциональные меры, включающие ФА, оказывают благоприятное влияние, уменьшая степень ожирения у детей и подростков с избыточным весом, снижая показатели артериального давления у детей и подростков с гипертензией, а также нормализуя отдельные показатели кардиометаболического профиля у детей и подростков с ожирением; § Многие показатели состояния здоровья и тренированности,особенно риск развития метаболического синдрома, могут изменяться в неблагоприятном направлении на фоне ожирения. Основным вопросом является профилактика нездорового увеличения веса в раннем периоде детства, атакже потенциальная роль ФА. Физическая активность (ФА) ‒ это особенность поведения. Физическая активность представляет собой наиболее вариабельный компонент затрат энергии. В среднем, ФА уменьшается с позднего периода детства на протяжении подросткового периода, при этом мальчики более активны, чем девочки. С точки зрения перспективы здоровья общества, ФА является поведенческой характеристикой, оказывающей важное влияние на поддержание здоровья и профилактику заболеваний в течение детства, подросткового периода и взрослой жизни. Считается, что уровень ФА может в значительной степени определять полезные эффекты для здоровья. Роль ФА в качестве среды для обучения, получения положительных эмоций и социального взаимодействия часто недооценивается. Биологические и культурные факторы, связанные с ФА, а также их взаимодействие, влияют на ФА у детей и подростков. Физическая тренированность, особенно тренированность сердечной и дыхательной систем (ТСД), является как коррелирующим фактором, так и конечным результатом ФА. Другой важной составляющей ФА являются двигательные навыки. Типы и условия (контекст) ФА часто остаются без должного внимания. Такого рода дополнительные факторы могут включать игры, физическое образование, упражнения, спорт, транспорт и повседневные виды деятельности. Контекстные условия, как таковые, а также связываемые с ними значения, меняются с возрастом, они также различаются как внутри разных культурных групп, так и между ними. Основным контекстным условием ФА для детей и подростков является спорт, однако регулярная ФА не тождественна тренировкам спортсменов. Результаты воздействия физической активности на организм детей и подростков Протоколы по активности в исследованиях ТСД, а также тренировкам мышечной силы и выносливости, приближались к системным занятиям. С учетом вариабельности исследований, протоколы по изучению ТСД включали длительную ФА (на уровне примерно 80% максимальной частоты сердечных сокращений) в течение 30 – 45 мин. 3 дня в неделю в течение 12–16 недель у детей 8 лет на протяжении подросткового периода. Протоколы для развития мышечной силы и выносливости включали упражнения с сопротивлением на реципрокные и большие мышечные группы с нарастанием нагрузки, выполняемые в течение 30–45 мин. 2–3 дня в неделю, с одним выходным днем между тренировками, в течение 8–12 недель у детей 6 лет на протяжении подросткового периода. Данные по здоровью костной ткани получены, преимущественно, при изучении детей препубертатного возраста (обоих полов) и раннего пубертатного возраста (преимущественно, девочек). У подростков более старшего возраста эффекты ФА являются более вариабельными, но, в целом, положительными. В настоящее время основной интерес связан с показателями здоровья сердечно-сосудистой системы и метаболизма, такими как низкий уровень холестерина ЛВП, высокий уровень триглицеридов, повышенные показатели артериального давления, нарушение метаболизма глюкозы, устойчивость к инсулину, ожирение, и среди прочего, абдоминальное ожирение. Наблюдается тенденция к образованию кластеров индивидуальных показателей, которые могут указывать на метаболический синдром. Более высокие уровни ФА и ТСД независимо связаны с благоприятными метаболическими профилями. Ожирение является дополнительным независимым фактором риска; более худые дети и подростки с низким центральным ожирением (определяется по окружности талии) имеют более благоприятный профиль. Корреляции более выражены для ТСД, чем для ФА, однако взаимодействия ФА и ТСД могут изменять профили. Интервенциональная ФА оказывает благоприятное влияние на профили рисков детей и подростков с избыточным весом/ожирением, но не во всех случаях организм демонстрирует одну и ту же реакцию. После прекращения программы полезные эффекты могут уменьшиться, либо может произойти возврат к исходному состоянию. Эти выводы сделаны на основании исследований с участием детей и подростков с нормальным весом, а также их сверстников с избыточным весом/ожирением, проведенных в развитых странах. Ожирение является следствием нарушения баланса между потреблением и расходованием энергии. Данные по ФА детей и подростков с ожирением не являются точными, однако дети си подростки с ожирением склонны к образу жизни, особенностью которого является дефицит двигательных навыков и физической тренированности. Результаты указывают на необходимость критической оценки таких составляющих как потребление пищи, ФА и отсутствия физической активности у детей и подростков с ожирением. Отсутствие физической активности является поведенческой характеристикой, не зависящей от ФА. Хроническая недостаточность питания, свойственная многим развивающимся странам, ассоциируется с уменьшением ФА и способности к физическому труду у детей школьного возраста. В некоторых странах условия меняются по мере того, как происходит переход от высокого уровня хронической недостаточности питания с сопутствующим высоким уровнем смертности от инфекций и заболеваний, сопровождаемых диареей, к увеличению распространенности избыточного веса/ ожирения и заболеваемости и смертности от развития не передающихся контактным путем, дегенеративных заболеваний, связанных с изменением рациона и снижением привычной ФА. Выводы: Регулярная ФА оказывает благоприятное воздействие на организм, способствуя увеличению минеральной плотности кости, ТСД, а также мышечной силы и выносливости; ФА оказывает относительно незначительное влияние на липиды, ожирение и показатели артериального давления у детей и подростков с нормальным весом и давлением,соответственно. Большее количество ФА может быть необходимым условием развития для здоровых детей и подростков; Полезные эффекты ФА больше проявляются у детей и подростков с нарушениями здоровья, при этом отмечается благоприятное изменение показателей ожирения при избыточном весе, показателей артериального давления у детей и подростков с гипертензией, уровня инсулина, триглицеридов и ожирения у детей и подростков с ожирением, сопровождаемым метаболическим синдромом; Многие показатели состояния здоровья и тренированности, особенно риск развития метаболического синдрома, могут изменяться в неблагоприятном направлении на фоне ожирения. Основным вопросом является профилактика нездорового увеличения веса в раннем периоде детства, а также потенциальная роль ФА; Исследования в рамках интервенциональных/экспериментальных программ ФА, в основном, сфокусированы на изучении результатов. Есть необходимость в изучении уровня ФА, необходимого для поддержания достигнутых полезных эффектов, так как этот уровень может отличаться от того, что необходим для индуцирования полезных эффектов; В большинстве интервенциональных/экспериментальных протоколов ФА была непрерывной, за исключением исследований по изучению влияния ФА на здоровье костной ткани, а также мышечную силу и выносливость. Виды активности у детей, особенно младшего возраста,в значительной степени носили прерывистый характер. Потенциальное влияние на здоровье высокоинтенсивной, прерывистой нагрузки требует изучения; Необходимо изменение активности в течение детства и подросткового периода: детям младшего возраста требуется разнообразная ФА,предусматривающая возможность развития и совершенствования двигательных навыков в условиях свободной игры; дети с более развитыми двигательными навыками, как правило, более физически активны; с началом пубертата и подросткового периода возрастают способности для длительной физической активности, при этом выбор физической активности может основываться в большей степени на соответствующих рекомендациях с учетом достижения и поддержания здоровья и тренированности. Тест для определения физической активности ПОСТАВИТЬ БАЛЛЫ ОТ 5 -15 Начало формы
Конец формы
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|