Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Экскурсия по выставке



                                Экскурсия по выставке

 «Я очень  русский человек.  Это с годами не пропадает…»

 

«Может ли человек забыть родину? Она – в душе. Я очень  русский человек. Это с годами не пропадает». Эти слова принадлежат И.А. Бунину – классику отечественной литературы, академику Императорской Академии наук, удостоенному звания лауреата Нобелевской премии. Его могучий талант сформировался на просторах срединной России, «где, по словам Бунина, – образовался богатейший русский язык и откуда вышли чуть не все величайшие русские писатели во главе с Тургеневым и Толстым». Позже Бунин говорил: «Когда я вспоминаю о родине, передо мной, прежде всего, встает Орёл, затем Москва, великий  город на Неве, а за ними вся Россия».

Иван Алексеевич Бунин (1870-1953) прожил яркую, удивительную и сложную жизнь. Современник Л.Н. Толстого и А.П. Чехова, кумир молодого В.В. Набокова, он стал свидетелем смены исторических эпох, пережил потерю родины. Но, даже оказавшись оторванным от своих исторических корней, он остался сыном родной земли, донёс до нас поэтический образ России, сохранил свежесть, чистоту и прелесть русского языка.

Род Буниных очень старый и берёт свое начало в XV веке от мужа знатного Симеона Бунковского, поступившего на службу к московскому князю Василию Тёмному. Предки Бунина были людьми служилыми и за верную службу государю и Отечеству получали в награду поместья и земли. Не случайно на родовом гербе Буниных изображены перстень и сходящиеся к нему остриями три  рапиры с крестами-рукоятками — символ верности и вечности, как писал Иван Алексеевич в своем романе «Жизнь Арсеньева».

Среди представителей рода Буниных были и люди искусства. Наиболее известны поэтесса XVIII века Анна Петровна Бунина (Карамзин называл её русской Сапфо, но в настоящее время её стихи почти забыты) и поэт Василий Андреевич Жуковский, незаконнорожденный сын тульского помещика Афанасия Ивановича Бунина и пленной турчанки Сальхи. Родством с Жуковским Бунин особенно гордился. Род Бунина перекрещивался с родом Пушкиных, Киреевских, Шеншиных. Среди предков Бунина - и знаменитый путешественник П.П. Семенов-Тян-Шанский (внук сестры А.П. Буниной).

И.А.Бунин родился 23 октября 1870 года в Воронеже, куда семья переехала на время для воспитания старших сыновей. Родители Бунина были орловскими помещиками. Отец писателя Алексей Николаевич был типичным представителем дворянства своего времени. В юности он недолго учился в Орловской гимназии, затем участвовал в Крымской кампании, где познакомился с Л.Н. Толстым. Человек вспыльчивый, азартный, он любил охоту, карты, что и привело семью к полному разорению. Но Иван никогда не винил его за это: «Не судья тебе я за грехи былого».

Мать Бунина Людмила Александровна происходила из древнего рода Чубаровых. В противоположность своему мужу Людмила Александровна Бунина, воспитанная на лирике Жуковского и Пушкина, была натурой кроткой, религиозной. Иван очень трепетно относился к матери, посвящал ей стихи:

Я помню спальню и лампадку,

Игрушки, тёплую кроватку

И милый кроткий голос твой:

«Ангел-хранитель над тобой!»

В семье Буниных из девяти детей в живых осталось только четверо: Юлий, Евгений, Иван и младшая сестра Мария.

Когда Ивану было 3,5 года, семья из Воронежа переселяется на хутор Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии. Там и прошло детство писателя, «детство, полное поэзии печальной и своеобразной». Уклад усадебной жизни был типично русским. Дружба с крестьянскими ребятами, народные легенды и предания, сказки с детства взрастили в мальчике то чувство родины, которое в дальнейшем реализуется в бунинских произведениях.

Первым учителем Бунина был Николай Ромашков, человек образованный и талантливый, знавший несколько языков. Он пристрастил своего ученика к краскам, пробудил в нем «страсть к стихотворству». В 1881 г. в  Ельце Бунин поступает в мужскую гимназию. К этому времени относятся ранние опыты Бунина в поэзии. Гимназию он не закончил: часто болел, и поэтому было принято решение готовиться на аттестат зрелости дома под руководством старшего брата Юлия.

Юлий Алексеевич был человеком образованным, закончил гимназию с золотой медалью и  физико-математический факультет университета, стал народовольцем (за это был арестован и сослан в родительское поместье под надзор полиции). Он взялся заниматься с младшим братом, помог развить его способности, особенно в области литературы.

Именно в это время Иван начинает писать стихи, много и увлеченно. Все, что слагал, он переписывал в толстые тетради. В них можно проследить этапы становления бунинского таланта.  В 1887 году в петербургском журнале «Родина» Иван, по совету брата Юлия, впервые опубликовал стихотворение «Над могилой С.Я. Надсона».

Восемнадцатилетним юношей Бунин был приглашен в редакцию газеты «Орловский вестник»  помощником редактора. В газете он публиковал свои стихи и рассказы, очерки, литературные обозрения.

В начале своего творческого пути в прозе Бунин обращается к жанру очерка. Интересующие его типы он берет из деревенской среды: не идеализирует мужика, пишет о жестокости нравов, о бедности в крестьянском быту. Его герои — это «пришибленный бесприютной нуждой» Нефёдка («Нефёдка»), нищая старуха, выгнанная из дома собственной дочерью («Дементьевна»), бездомный странник Тимоша («Божьи люди»).

 

В конце 1891 года в Орле выходит первый  поэтический сборник Бунина. Орёл - это литературная родина писателя.

Сборник включал в себя 39 стихотворений. Одно из них было посвящено «В.В. П.». Варвара Владимировна Пащенко была дочерью елецкого врача. К ней Бунин испытал исключительное по своей глубине и страстности чувство. Очарование юной Вареньки передает её фотография, на которой она запечатлена в 16-летнем возрасте.

В письме к своему брату Ю.А. Бунину Иван Алексеевич пишет: «И хорошо было это чувство. Я ещё никогда так разумно и благородно не любил».

Родители В. Пащенко были решительно против её брака с Буниным, т.к., по их понятиям, он был нищим, без определённого будущего. Варвара решилась стать его женой «без венца». В 1892 году Бунин и Пащенко переезжают из Орла в Полтаву, где Иван Алексеевич работает в библиотеке, а затем статистиком в земской управе. В этот период он много пишет, его произведения появляются в столичных журналах «Вестник Европы», «Столичное богатство», «Новое слово» и получают положительные отзывы литературной критики. Из Полтавы Бунин совершает несколько поездок, путешествует по Днепру, по деревням Украины. В этих путешествиях он накапливает впечатления для будущих произведений.

С 1892 по 1895 им  было написано десять  рассказов, главная тема восьми из них  – деревенская нищета, обеднение помещиков, голод.

В 1893 г. был написан рассказ «Танька», в 1895 г. – «На край света». Эти и другие рассказы («Кастрюк», «На чужой стороне», «Печаль полей», «Вести с родины») вошли в первый  сборник рассказов, который вышел в 1897 г. и назывался «На край света».

«Все рассказы из деревенской жизни и природы», – так характеризовал Бунин основное их содержание.

В 1894 г. происходит окончательный разрыв между В.В. Пащенко и Буниным. Она уехала, оставив записку: «Уезжаю, Ваня, не поминай меня лихом». Разрыв с Варей Бунин тяжело переживал, а когда узнал, что она вышла замуж за его друга Бибикова, «с ним сделалось дурно, его водой отливали», – вспоминает Мария Алексеевна (сестра писателя).

Память об этой любви будет волновать и вдохновлять Бунина всю оставшуюся жизнь. Ей он посвятит пронзительные строки: «Если есть будущая жизнь и мы встретимся в ней, я стану на колени и поцелую твои ноги за всё, что ты дала мне на земле…»

В 1895 г. Бунин оставил службу в Полтаве. С этого времени он нигде не задерживался подолгу, живёт то в деревне у родственников, то в Москве, то в Петербурге, то в Одессе.

В Одессе Бунин познакомился с Николаем Петровичем Цакни – издателем и редактором газеты «Южное обозрение». Знакомится Бунин и с семьёй издателя, в т.ч. и с его дочерью Анной, 19-летней красавицей, незадолго до этого закончившей гимназию. 23 сентября 1898 г. состоялась свадьба Анны и Ивана. Брак оказался неудачным, т.к. скоро обнаружилось, что ни на духовную близость, ни на взаимное чувство со стороны жены Бунин рассчитывать не мог. Все это причинило ему немало страданий и в марте 1900 года привело к полному разрыву. В августе этого же года родился сын Николай. 16 января 1905 г. единственный сын Ивана Алексеевича умер  от осложнений на сердце после скарлатины и кори.

На глазки синие, прелестные

Нисходит сумеречный хмель:

Качайте, ангелы небесные,

Все тише, тише колыбель.

В этот период крепнет его дружба с Чеховым, с которым он познакомился еще в 1895 году в Москве. С 1899 года Иван Алексеевич часто и подолгу живет на даче у Чехова в Ялте, где его принимают как родного. «У меня ни с кем из писателей не было таких отношений, как с Чеховым», - говорил впоследствии Бунин. Антон Павлович очень дорожил общением с Буниным, ценил его литературный талант и чувство юмора. Смерть Чехова в 1904 году потрясла Бунина. Иван Алексеевич пишет воспоминания о Чехове, которые высоко оценил  Горький: «Хорошо Вы написали о Чехове — нежно, как женщина, и мужественно, как друг». В последние годы жизни Бунин работает над книгой «О Чехове», которая осталась незавершенной.

В московскую литературную среду Бунин входит на рубеже веков. Он становится одним из основателей литературного кружка «Среда». В доме Н.Д. Телешова на Чистых прудах, где собирался кружок, часто бывали Чехов, Андреев, Горький, Куприн, Короленко, Шаляпин.

С 1900-х гг. имя Бунина приобретает известность. Выходят сборники его стихотворений и рассказов. Появляется отдельное издание перевода И.А. Бунина поэмы Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате». За поэтический сборник «Листопад» и перевод «Песни о Гайавате» он в 1903 году был награжден первой Пушкинской премией.

С 1902 по 1909 год издательством товарищества «Знание» было издано первое  пятитомное собрание сочинений И.А. Бунина.

В Одессе Бунин сблизился с одесскими писателями и художниками.  И.А. Буковецкий в 1900 г написал портрет Бунина.

Любовь к путешествиям была свойственна Бунину на протяжении почти всей его жизни. «...Как птица был я всю жизнь», - скажет он о себе. Своё первое заграничное путешествие Бунин совершил в 1900 году, а в своё четвертое заграничное путешествие 1907 года он отправляется вместе с Верой Николаевной Муромцевой. Они познакомились в Москве на вечере в доме  писателя Б.К. Зайцева.  Вера внесла в жизнь Ивана Алексеевича атмосферу любви, заботы, взаимопонимания, стала самым дорогим и близким для Бунина человеком.

В поездке по Святой земле Бунин и Вера Николаевна посетили Афины, Яффу, Иерусалим, Вифлеем, Бейрут, Дамаск, Каир.   Итогом «паломничества во Святую землю» стала книга путевых очерков и цикл стихотворений о Востоке, которые Бунин объединил позже в сборник «Храм солнца». Отдельным изданием путевые поэмы и стихи о Востоке вышли в Париже в 1931 году под названием «Тень птицы». Эти произведения обнаруживают философские искания Бунина, размышления о неразрывной связи далекого прошлого и настоящего: «И вот опять её чувствую, эту связь со всем миром, с богами всех стран и с людьми, стократ истлевшими.

К началу 1910-х гг. Бунин получает всероссийское признание. В 1909 году ему присуждается вторая Пушкинская премия за сборник стихотворений и за переводы английских поэтов Байрона и Теннисона. В том же году Императорская академия наук избирает Бунина почетным академиком по разряду изящной словесности. Его чествуют как поэта, но с выходом повести «Деревня» Иван Алексеевич получает широкую известность как прозаик. Не единожды Бунин награждался медалями за рецензии на творчество различных поэтов и писателей (в 1911 и 1915 гг.).

 В 1912 году Москва торжественно отмечает 25-летие литературной деятельности писателя. Празднование растянулось на три  дня, с 26 по 28 октября. Академия наук, университет, учёные и литературные сообщества чествовали Бунина как крупнейшего современного писателя и художника слова. Критик Коган говорил, что подобного по грандиозности чествования мог удостоиться разве Толстой.

В дни юбилея Иван Алексеевич получил множество приветственных телеграмм и писем, его поздравляли Горький, Андреев, Куприн, Шаляпин, Рахманинов и др. Например, Куприн писал: «Обнимаю дорогого друга, кланяюсь чудесному художнику». Преподносили юбиляру и подарки. От друзей и почитателей Бунин получил красивую хрустальную яхту с серебряными парусами, с клеймом фирмы Фаберже и надписью «Вера», как символ «радужного блеска и звездного сияния его одинокой страннической души» (Горький).

С 1911 по 1914 г. зимние месяцы Бунин проводит на Капри в общении с Горьким. Атмосфера дружеских бесед, спокойная обстановка способствовали плодотворной работе. В это время написаны 27 рассказов («Иоанн Рыдалец», «Захар Воробьев» и др.), закончена повесть «Суходол». Вместе с вышедшей ранее «Деревней» это самый значительный бунинский цикл повестей и рассказов о России. В них Иван Алексеевич обращается к теме национального русского характера, отобразить который он стремится на основе главных социальных слоев русского народа: крестьянства, мещанства, мелкопоместного дворянства Бунин отмечал, что его интересуют не мужики сами по себе, а душа русских людей вообще, изображение черт психики славянина.

К этому периоду относится оценка, данная Бунину Горьким: «А лучший современный писатель — И. Бунин, скоро это станет ясно всякому, кто искренне любит литературу и русский язык».

Всю зиму 1914-1915 гг. Бунин продолжал работать над собранием сочинений, по его выражению, «тонул» в корректуре, кое-что дополнял, многое менял. В 1915 г.  это собрание сочинений вышло в свет.

Предвоенные годы — это время взлета бунинского таланта, апогей всероссийской славы. «В эти годы я чувствовал, как с каждым днем все более крепнет моя рука, как горячо и уверенно требуют исхода накопившиеся во мне силы. Но тут разразилась война, а затем и русская революция.

В 1917 году Бунины переезжают в Москву. Революционные события они видели воочию. Бунин не принял большевистской диктатуры, видел в перевороте варварство, уничтожение культуры. Иван Алексеевич был поражен размахом кровавого террора большевиков, масштабом бессмысленных убийств. С 1-го января 1918 г. Иван Алексеевич начинает вести дневниковые записи, которые позже он соберет в книге, озаглавленной «Окаянные дни».

21 мая 1918 г. Бунины покидают Москву, с большим трудом добираются до Одессы, которая ещё не была занята большевиками. В это время художник П. А. Нилус пишет портрет И.А. Бунина « У окна». В марте 1919 г. Одессу захватили большевики.

Иван Алексеевич и Вера Николаевна принимают решение покинуть Родину.

24 января (6 февраля) 1920 г. на греческом пароходе «Спарта» Бунины отплывают от одесских берегов в Константинополь.

Предчувствие конца чувствуется и в стихах Бунина. Он очень тяжело переживает расставание с Родиной.

 

Настанет Ночь моя, Ночь долгая, немая.

Тогда велит господь, творящий чудеса,

Светилу новому взойти на небеса.

— Сияй, сияй, Луна, все выше поднимая

Свой, Солнцем данный лик. Да будет миру весть,

Что День мой догорел, но след мой в мире — есть.   

 

Через Болгарию и Сербию Бунины добираются до Парижа. Начинаются долгие годы эмиграции. Преобладающим жанром в его творчестве этого периода становится публицистика. В 1924 году Бунин выступает со статьей «Миссия русской эмиграции», где говорит, что именно эмиграция должна сохранить духовные основы русской нации. С 1925 года в газете «Возрождение» публикуется его книга «Окаянные дни».

В Париже Бунины снимают небольшую квартиру на улице Жака Оффенбаха, д.1. С этим местом будет связана значительная часть жизни писателя во Франции. Но для того, чтобы писать, Бунину всегда была необходима особая атмосфера.

В 1923 году Бунины снимают виллу в городе Грассе на юге Франции и переезжают туда. Сначала живут на вилле Мон-Флери, затем переселяются на виллу Бельведер.

Бунины никогда не жили одни. В гостеприимном доме «грасского отшельника» подолгу гостили друзья: Г. Адамович, Б. Зайцев, несколько раз приезжал сюда С. Рахманинов. Между Рахманиновым и Буниным еще в молодые годы установились дружеские отношения, поддерживаемые и в эмиграции. Рахманиновы всей семьей посетили Ивана Алексеевича в 1926 году, Вера Николаевна писала: «от всей семьи осталось необыкновенно приятное и легкое впечатление». В 1930 году композитор вновь приезжает во Францию, встречается с Буниным.

Многие годы у Буниных жили молодые литераторы, учившиеся у мэтра мастерству: Николай Рощин, Леонид Зуров, Галина Кузнецова. В доме постоянно было много интересных людей, царила атмосфера творчества. Молодые писатели читали свои произведения, Бунин критиковал, вычеркивал отдельные фразы.

В такой дружеской, благотворной для творчества обстановке Бунин начинает писать. В 1920-30 гг. Бунин работает много и плодотворно. Выходят его сборники: «Роза Иерихона», «Митина любовь», «Солнечный удар», «Тень птицы», «Божье древо».

Все рассказы, входившие в эти сборники, Бунин включил в 11-томное собрание сочинений, выпущенное в Берлине в 1934-1936 гг. издательством «Петрополис».

Наиболее значительным произведением Бунина эмигрантского периода является «Жизнь Арсеньева».

    Работа над этим произведением началась в 1927 году, хотя замысел его относится к более раннему времени, к 1920-му. «Жизнь Арсеньева» - широкое историческое полотно, в центре которого — одухотворенный образ России, ее деревень и городов, в которых жил или бывал проездом главный герой Алексей Арсеньев. И постепенно в душе героя крепнет чувство родины, её старины. В скитаниях Арсеньева Россия открывается ему в красоте природы, в укладе русской жизни, в архитектуре старинных городов, в ее прошлом и настоящем.

Бунин был изумительным художником слова, очень тонко это слово чувствующим. Его произведения — это образец владения языком, образец стиля.

Роман был назван современниками гениальным произведением мировой литературы.

В 1933 году роман вышел на английском языке, а затем появился и шведский перевод. В том же году Шведской Академией Бунину была присуждена Нобелевская премия.

На премию Нобеля по литературе Бунина выдвигали ещё в 1922,  потом в 1926 годах; с 1930 г. возобновилась переписка на этот счет между известными писателями, в которую вовлечены были Ромен Роллан и Томас Манн. Писателю присуждают награду с формулировкой «за правдивый артистический талант, с которым он воссоздал в художественной прозе типичный русский характер».

Бунин получает огромное количество поздравительных телеграмм, телефонных звонков, как вспоминал он после, «чуть не из всех стран мира, - отовсюду, кроме России». А вот русское зарубежье восприняло награду Бунина как победу всей русской литературы. Иван Алексеевич приезжает из Грасса в Париж, где начинается его чествование: в отеле «Мажестик», в театре на Елисейских полях, в редакции газеты «Возрождение». Со страниц русских эмигрантских газет долго не сходили фотографии и материалы о нем.

3 декабря Бунин отправляется в Стокгольм, вместе с ним едут Вера Николаевна, Галина Кузнецова, Андрей Седых - в качестве литературного секретаря и корреспондента. На вокзале делегация русских преподнесла писателю хлеб-соль на серебряном подносе с серебряной солонкой. На обороте подноса надпись: «Ивану Алексеевичу Бунину от русских в Стокгольме в память 10.12.1933 г.».

Бунин получил премию 10 декабря 1933 года в Концертном зале Стокгольма из рук шведского короля Густава V. Папка с дипломом у Бунина  была не синяя, как у всех, а светло-коричневая с двумя картинами, написанными в русском билибинском стиле. Это было проявлением особого внимания со стороны Нобелевского комитета.

Программа нобелевских дней была обширная. Особенно интересным мероприятием оказался праздник Святой Люции — национальный шведский праздник. В течение вечера Бунин принимал поздравления, раздавал автографы. Праздник Святой Люции стал апофеозом пребывания писателя в Швеции. Нобелевские дни продолжались всю  неделю и широко освещались в прессе.

17 декабря Бунины  вернулись во Францию. Имя писателя  получает мировую известность, его книги переводятся на многие языки мира, его чествуют не только во Франции, но и в ряде других стран: Бельгии, Италии, Латвии, Эстонии, - куда его приглашают как нобелевского лауреата. Появляется первая монография о жизни и творчестве писателя «Бунин. Жизнь и творчество», которую написал Кирилл Зайцев. Такое своеобразное шествие Бунина по миру было прервано Второй мировой войной.

Годы фашистской оккупации Бунины провели в Грассе, переехав на виллу «Жаннет». В доме Ивана Алексеевича находили убежище друзья и знакомые: Галина  Кузнецова и ее подруга  Маргарита Степун, Зуров, литератор Бахрах, прятались от гестапо пианист Либерман с женой.

От полного отчаяния Бунина спасало творчество. Более восьми лет писатель трудился над циклом рассказов о любви «Тёмные аллеи». Работа над этой книгой давала возможность «уйти в другой мир, где не льётся кровь, где не сжигают живьем» (В.Н. Муромцева - Бунина).

Впервые «Тёмные аллеи» вышли в Америке в 1943 году, в цикл тогда вошло всего 11 рассказов. Второе издание было опубликовано в Париже в 1946 году, в нём 38 рассказов. Сейчас в сборник включены  сорок  новелл. «Все рассказы этой книги только о любви, о ее тёмных, и чаще всего мрачных и жестоких аллеях» (Бунин). Эту книгу Иван Алексеевич считал одним из самых совершенных своих творений.

По окончании войны в 1945 году Бунины навсегда покидают Грасс и возвращаются в Париж, в свою квартиру в доме №1 по улице Ж. Оффенбаха. Лишения в военные годы сказались на здоровье писателя: он часто болел, возможности серьезно лечиться у него не было из-за нехватки денег. Бунин умер в ночь с 7 на 8 ноября 1953 года в своём кабинете. Вера Николаевна вспоминала: «... я увидела, что его голова склоняется на его руку... Конечно, в этот момент он ушел от меня... Но я этого не поняла».

В 1991 году в Орле был открыт литературно-мемориальный музей И.А. Бунина. Путь к созданию музея был непростым. В 1957 году, спустя четыре года после смерти Бунина в Париже, в музее писателей-орловцев, филиале Государственного музея И.С. Тургенева, был открыт Бунинский зал. В первой экспозиции уже были представлены подлинные материалы, рассказывающие о жизни и творчестве писателя. С этого времени начались поиски новых бунинских реликвий. В последующие десятилетия в Орле была собрана уникальная бунинская коллекция, насчитывающая более шести тысяч подлинных единиц хранения. Всё это дало возможность открыть в 1991 году самостоятельный музей, посвященный жизни и творчеству И.А. Бунина.

Уникальным местом в музее стал воссозданный с большой достоверностью парижский кабинет писателя с его подлинными вещами, которые подарила музею Н.В. Кодрянская.

В 1995 году в Орле был открыт памятник И.А. Бунину скульптора В.М. Клыкова.

 Творчество Ивана Алексеевича — это его «нерукотворный памятник». Сам писатель прекрасно понимал, что именно книги оставят его имя в веках, оградят его от забвения и смерти.

 

Будущим поэтам, для меня безвестным,

Бог оставит тайну — память обо мне:

Стану их мечтами, стану бестелесным,

Смерти недоступным, - призраком чудесным

В этом парке розовом, в этой тишине.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.